Лекция " Роль школьного музея в образовательном пространстве"
Оценка 4.7

Лекция " Роль школьного музея в образовательном пространстве"

Оценка 4.7
Лекции
docx
история +1
Взрослым
01.02.2017
Лекция " Роль школьного музея в образовательном пространстве"
Сегодня в условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей имеет возможность включаться в образовательный и воспитательный процесс в школе. Музейная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков.Файл содержит доклад на заседании Круглого стола руководителей школьного музея по одноименной теме.
доклад Роль музея в школьном образовательном пространстве Балтинская СОШ Зинкевич О.П..docx

Роль школьного музея в образовательном и воспитательном процессе.

              Сегодня в условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей имеет возможность включаться в образовательный и воспитательный процесс в школе.

             Будущее только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Эти мудрые слова, произнесенные несколько веков назад, до сих пор остаются значимыми и актуальными.

          Перед школой поставлена цель – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, своему народу.  Без уважения к предкам не воспитаешь гражданина. Утеряв чувство национального самосознания, человек теряет себя, своё лицо. В связи с этим перед обществом ставятся задачи подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Молодым людям трудно определиться. Школьный   музей может внести вклад в решение этой задачи.

      В экспозицию нашего музея включены материалы, посвященные истории нашей страны во время Великой Отечественной войны. Собраны воспоминания ветеранов войны нашего села. Собран материал о погибших воинах-односельчанах. Это все оформлено в альбомах и экспозициях для стендов. Проводя уроки о Великой Отечественной войне, детям предлагаю познакомиться с этими материалами, альбомами, фотографиями. Они с интересом рассматривают и узнают своих прадедушек, родственников и я думаю более четко осознают причастие их семей к истории страны и чувствуют гордость за своих родных.

  

      Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

        Следует выделить три главных направления краеведческой работы: семья, школа, родной край.

Тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды).

 Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с деревнями, улицами города, где прошли годы жизни близких им людей, дети глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными.

        В музее есть исследовательские работы, написанные учащимися, посвященные некоторым семьям нашего села, где прослеживается история их семьи в истории нашей страны. К работам приложены старые фотографии их дедушек, бабушек и других родственников.

 

       Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. И в нашем музее есть материалы по истории школы, истории ветеранов педагогического труда, атрибуты школьной жизни разного времени, пионерской организации.

        При рассматривании этих материалов по истории школы во время экскурсий и на уроках истории Сибири, я думаю, дети испытывают гордость и патриотические чувства. Особенно когда рассматривают Книгу почета, где они узнают своих родителей, сестер и братьев, которые попали на доску Почета, и фотографии которых сейчас хранятся в нашем музее.

       В экспозициях музея по родному краю имеется материал об истории села, истории колхоза и славных людях села, а также о существующих сейчас в нашей деревне хозяйств Оратай и Нива.

      Эти работы писались учащимися для музея и для участия в научно-практических конференциях. Конечно нельзя умалить то воспитательное значение, которое получили учащиеся при общении с людьми, которые создавали историю нашего села.

       В системе образовательного процесса музей тоже играет немалую роль.

        По сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей».  На уроки, где изучаем культуру, быт нашей страны, приношу предметы кухонной утвари, рукоделия и другие экспонаты или идем на экскурсию в музей. Так же использую на уроках соответственно теме денежные ассигнации, Облигации, старые газеты, фотографии и т.д. Иногда эти вещи могут рассказать больше, чем простые слова учителя, особенно, если подержать их в руках и почувствовать дух того времени.

        Участвуя в районных конкурсах, знакомимся с музеями других школ.  Так, для участия в конкурсе Передвижной выставки, мы готовили театральную миниатюру. Посредством выверенной театральной игры учащийся может «превратить себя» в персонажа определенной исторической эпохи и обстановки, которая представлена в музее. Чтобы сыграть эту роль, узнали о своём «герое», о времени, в котором он действовал, о предметах, которые его окружали и были задействованы в представлении. То есть путь театральных представлений тоже позволяет решать образовательные задачи в школе.

      Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования и воспитания подрастающего поколения.

 

         Музейная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника, играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.


 

Роль школьного музея в образовательном и воспитательном процессе

Роль школьного музея в образовательном и воспитательном процессе

Они с интересом рассматривают и узнают своих прадедушек, родственников и я думаю более четко осознают причастие их семей к истории страны и чувствуют гордость за…

Они с интересом рассматривают и узнают своих прадедушек, родственников и я думаю более четко осознают причастие их семей к истории страны и чувствуют гордость за…

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней

Так же использую на уроках соответственно теме денежные ассигнации,

Так же использую на уроках соответственно теме денежные ассигнации,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017