Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)
Оценка 4.6

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +1
doc
музыка +1
Взрослым
01.06.2017
Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)
презентация к лекции
Публикация является частью публикации:
Д. Шостакович.doc
1 Д. Д. ШОСТАКОВИЧ Слайд 1. 25 сентября 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения композитора Д. Д.  Шостаковича. Весь музыкальный мир торжественно отметил и продолжает отмечать это  событие, и мы, как музыканты тоже не можем остаться в стороне от этой знаменательной даты. Слайд  2.  Дмитрий Шостакович  ­ величайший музыкант XX века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на ее социальные, идейно­ художественные процессы. Музыка Шостаковича обогатила все жанры музыкального  искусства. Музыка Шостаковича ­ это мир глубоких и емких мыслей, мир удивительной  гармонии сердца и ума. Музыка Шостаковича ­ всегда гимн человеку, гимн вере в него,  хвала его мудрости и доброта. Музыка Шостаковича ­ это страстный протест против  жестокости, насилия, несправедливости и мещанского благодушия. Музыка  Шостаковича ­ это исповедь великого художника, сильная своей откровенностью,  беспощадной правдивостью. Наконец, музыка Шостаковича­это летопись нашей жизни.  Весь свой творческий путь Шостакович прошел вместе со своей страной, вместе с ней  пережив радости и беды. Много, очень много создал Дмитрий Шостакович, трудясь до последних дней своей жизни. Можно сказать, что жизнь его была более полна трудами, чем днями. «Музыка  была для него не профессия,  а необходимость высказаться, выразить то, чем жили люди  в его век, на его родине».  Слайд 3. Есть в Петербурге Подольская улица. Здесь в доме №2,  25 сентября 1906 года  родился  Д.Д.Шостакович. С тех пор прошло 110 лет. « С Ленинградом связана вся моя жизнь,­  писал композитор.­ Здесь я учился в консерватории. Мои первые симфонические  сочинения прозвучали в исполнении замечательного оркестра Ленинградской филар­ монии…   И где бы я ни жил, куда бы мне ни приходилось уезжать, я всегда чувствовал  себя ленинградцем». 2 Слайд 4.  Отец композитора, Дмитрий Болеславович, по образованию инженер­химик, работал в основанной Д.Менделеевым Главной палате мер и весов. Мать, Софья Васильевна,  училась в Петербургской консерватории по классу ф­но. Она­то и стала первой  учительницей, приобщившей маленького Митю к миру музыки. В детские годы будущий композитор слышал оперу Римского­Корсакова "Сказка о  царе Салтане». 0пера ему понравилась. Мальчик сам был похож на царевича Гвидона: он  рос как музыкант не по дням, а по часам. 1. Маленькая пьеса (Недомолкина Екатерина) Слайд 5  В Петроградскую консерваторию Д.Д. поступил осенью 1919 года. «Учился я с  большим увлечением, я бы сказал ­ даже восторженно», ­ вспоминал впоследствии  Шостакович. За развитием Шостаковича любовно наблюдал А.Глазунов, тогда директор  Петроградской консерватории. Когда Шостакович тяжело заболел, Глазунов,  обратившись в Наркомпрос с просьбой о помощи, писал: «Гибель такого человека была  бы невозвратимой потерей для мирового искусства». Да, в 1923году, когда Шостаковичу еще не исполнилось 17 лет, Глазунов предвидел будущность великого композитора. Современники, хорошо знавшие юного Шостаковича, говорили, что у него  благородный характер, возвышенная, чистая душа», что он очень работоспособен,  внутренне дисциплинирован и необыкновенно скромен. Худой и бледный, застенчивый  среди посторонних людей, он казался физически хрупким. Эта хрупкость,  сохранившаяся и в последующие годы,  не соответствовала той внутренний силе,  которая с ранних лет и до последнего вздоха окрыляла композитора. Слайд 6.  В 1923 году 17­летний Шостакович окончил консерваторию по фортепианному  классу, а двумя годами позже по классу сочинения. Его дипломной работой была первая симфония. Так начался творческий путь Шостаковича. В рамках нашей беседы невозможно перечислить все произведения композитора,  отметим лишь некоторые из них. В 1928 году была создана первая опера ­«Нос» (по 3 Гоголю); 1932г­ опера «Катерина Измайлова». Между ними, в 1929 ­ 30 г.г. ­ балет  «Золотой век», «Болт» а затем в 1935г.­ «Светлый ручей»; премьера  которых хоть и  прошла с успехом, но театральная жизнь их оказалась недолгой. Сам композитор музыку балетов считал удачной, отделяя   ее  от сюжета. Из балетных номеров композитор  составил небольшие сюиты. Слайд7.   Помимо опер, симфоний и киномузыки, Шостакович в1933 году пишет 24  фортепианные прелюдии. Цикл ф­ных прелюдий ярко очерчивает образный строй  творчества, на одном полюсе которого ­ сатира, гротеск (прелюдия №6 ­ пародия на  духовой оркестр), на другом ­ светлая лирика. 2. Прелюдия cis­moll (Нефляшева Т.А. Манахов П.Н.) Слайд 8.    В начале 30­х   годов Шостакович делил свое внимание между творческой и  исполнительской деятельностью. В числе   лучших молодых пианистов он представлял  советскую пианистическую культуру на 1 Международном конкурсе им. Шопена в  Варшаве в 1927 году. В 1937 сфера  деятельности Шостаковича расширяется ­ он  начинает преподавать в Ленинградской консерватории.  3. Вальс­шутка (Лунин Максим)     Слайд 9.   22 июня 1941 года, Д.Д хотел пойти на футбольный матч (он очень любил футбол). По  радио сообщили ­ началась война. «Нынче я готов взять в руки оружие» ­ эти слова  Шостаковича были напечатаны 5 июля на страницах «Ленинградской правды». Он  хотел воевать. Его оружием стало его творчество. Слайд 10.   Легендарная Седьмая симфония.  Музыкальный памятник   героической      эпопеи  Ленинграда, Великой Отечественной войны.    Писалась симфония в 1941 году в  осажденном городе. 16 сентября Д. Д. выступал по Ленинградскому радио. Город  бомбили фашистские самолеты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и  разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого 4 симфонического сочинения... Для чего я сообщаю об этом ?...  для того, чтобы  радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего народа идет  нормально. Все мы несем сейчас боевую вахту»... В августе 1942 года симфония была  исполнена в Ленинграде, с которого еще не была снята блокада. (фонограмма)     Слайд 11.     В 1945 году специально для юных исполнителей Шостаковичем были созданы сборники «Танцы кукол»,  «Детская тетрадь». Здесь и задумчивый вальс, и полный юмора марш, и  «Заводная кукла» ­ воскресающая звучание музыкальных игрушек, какие создаются с  давних времен во многих странах. 4.  "Шарманка" Шестакова Полина, концертмейстер Стороженко Т. Г. 5. Контрданс (Шевченко Варвара) 6. Танец (Ганичева Карина)     В конце 40­х» начале 50­х годов Шостакович пишет много музыки к к/ф: «Молодая  гвардия», «Встреча на Эльбе», «Иван Мичурин». В 1955году композитор написал к  к/ф»0вод» романтическую музыку, в которой выделился романс  ­ скрипичная мелодия,  связанная с образами Артура и Джеммы, мелодия чистых чувств и сострадания. Слайд12.        7.  Романс (Витязева С.М., Поттисепп В.Л.) Творчество композитора послевоенного времени вступает в новую полосу развития. Он  обращается к вокальным жанрам, к человеческому голосу, наиболее эмоционально­ чуткому «инструменту». Возникают крупные хоровые (оратория «Песнь о лесах») и  камерные вокальные сочинения,       В 1951 году в сотрудничестве с поэтом Долматовским, Шостакович создает цикл  патриотических и лирических песен с песней­запевом «Родина слышит», премьера  которой состоялась в Большом зале Московской консерватории. Солировал школьник  Женя Таланов. Через 10 лет во время первого полета в космос Юрий Гагарин спел ее в  космосе. Слайд  13. 5 8.  «Родина слышит» ( Морозова Дарья, Козлов Павел, Борисов Виталий.)  К этому же циклу принадлежит и лирическая  песня  «Хороший день». 9. «Хороший день» (вок анс "Аллегро", хормейстер Мармызова О.Н., концертмейстер Стороженко Т.Г.) Слайд 14 ,15  В послевоенные годы Шостакович ставит перед собой все новые и новые творческие  задачи. Произведения последнего 10­летия сохраняют все грани творчества  композитора. Мы вновь встречаемся и с масштабными произведениями (это симфонии  №10, 11, вплоть до15) и с лирикой,  философскими раздумьями в его последних  квартетах,  камерно­вокальных циклах на сл. Цветаевой, Блока, Микеланджело.  Последние годы жизни Шостакович тяжело болел, но с каждым произведением  открывались новые дали, его творческого гения. Последние сочинение ­соната для альта  и ф­но было написано 5.09. 1975 года, за 4 дня до смерти композитора.       Трудный путь Шостаковича был счастливым: его музыка стала частью духовного  мира человечества. Покидая жизнь,  Д.Д. восклицал: «Я живу сейчас и буду жить 100  лет».  Гений выполнил свой завет: «Предназначение музыки ­ дарить людям счастье»

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)

Лекция-концерт "DEsCH" ( Д.Д.Шостакович)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017