обрый день дорогие друзья! Мы продолжаем серию концертов «Портреты композиторов». Судьбы большинства композиторов второй половины XX века печальны. Люди, сочинявшие музыку, уходят из жизни, и их произведения перестают звучать, а вспоминают о них разве что по случаю юбилейных дат, и их имена и сочинения, увы, исчезают. И лишь единицы, покинув этот мир, продолжают жить в своей реально звучащей музыке. Один из немногих отечественных мастеров второй половины ушедшего века, кому оказалась уготовленной славная посмертная судьба - Валерий Александрович Гаврилин.
Родился будущий композитор в 1939 году, в Вологде. На вологодской земле он провёл свое детство и всегда бережно хранил память о славных русских людях, мастерах и умельцах, живущих в этом северном крае. Это они научили видеть все настоящее, неподдельное: красоту земли и людей – душевных и правдивых. Просто и свободно разворачивается музыка в его произведениях: поёт ли её человеческий голос или рассказывает рояль.
«Портреты композиторов. Валерий Александрович
Гаврилин»
Лекция-концерт
Добрый день дорогие друзья! Мы продолжаем серию концертов
«Портреты композиторов». Судьбы большинства композиторов второй
половины XX века печальны. Люди, сочинявшие музыку, уходят из жизни,
и их произведения перестают звучать, а вспоминают о них разве что по
случаю юбилейных дат, и их имена и сочинения, увы, исчезают. И лишь
единицы, покинув этот мир, продолжают жить в своей реально звучащей
музыке. Один из немногих отечественных мастеров второй половины
ушедшего века, кому оказалась уготовленной славная посмертная судьба -
Валерий Александрович Гаврилин.
Родился будущий композитор в 1939 году, в Вологде. На вологодской
земле он провёл свое детство и всегда бережно хранил память о славных
русских людях, мастерах и умельцах, живущих в этом северном крае. Это
они научили видеть все настоящее, неподдельное: красоту земли и людей
– душевных и правдивых. Просто и свободно разворачивается музыка в
его произведениях: поёт ли её человеческий голос или рассказывает
рояль.
В.Гаврилин «Прелюд»
Трудным и тернистым был его путь к обретению профессии, к
признанию. Отец погиб в 1940 году, в 1950 арестовали мать. Гаврилин
пишет в своих воспоминаниях: «Всё детство, пока не арестовали маму, я
прожил в вологодской деревне, без радио и без электричества. Страстно
хотел быть гармонистом. Представлял, как я растягиваю гармонь, и все
восхищаются….». В детдоме заметили склонность Валерия к музыке. Он
стал ходить в музыкальную школу и очень старался, занимался днями
напролёт, и, наконец, едет учиться в Ленинград. «Сначала я просто
учился играть на рояле, тогда мне было 15 лет. Пальцы плохо двигались,
упражняться приходилось много. И, наконец, стало что-то получаться».
В.Гаврилин «Танцующие куранты»
Валерий Гаврилин воспитывался в детском доме. Первая
учительница, Тамара Дмитриевна Томашевская рассказывала: «Наша
первая встреча с Валериком произошла на репетиции хора. Один
мальчик, стоящий в верхнем ряду, пел так увлечённо, с такой
самоотдачей, что мне захотелось побеседовать с ним. Наша встреча
состоялась и порадовала меня открытиями: у мальчика были
великолепные музыкальные данные. Начались наши занятия. В мальчике
меня поразило недетское желание как можно больше знать. На одном из
уроков он протянул мне своё первое сочинение – вальс». Так Валерий
стал сочинять музыку.
Гаврилин вспоминает: «Сегодня видел: маленький мальчик стоял
под моим окном, пока я играл, и никакими уговорами нельзя было его
увести. Когда его взяли силой и увели, он заплакал. И я подумал: музыка
будет жить до тех пор, пока будут дети с непреодолимой тягой к ней».В.Гаврилин «Лисичка поранила лапку»
С 1954 года Гаврилин учится в школе – интернате для музыкально-
одаренных детей при Ленинградской консерватории. Начались годы
упорного труда. Как вспоминает друг Гаврилина, Вадим Вайлер: «У нас
горели глаза, когда мы слушали настоящую музыку. Нам казалось, вот-
вот оно придёт – это счастье, успех. Надо только тренироваться с утра до
вечера, играть новые этюды и заниматься музыкой». Сам Валерий
Гаврилин вспоминает: «Мы жили удивительно дружно, очень голодно, но
дружно и фанатично занимались музыкой. Ходили на все концерты.
Играли в четыре руки и даже ночью, тайком, подкрадывались в
музыкальный класс и занимались».
В 1958 году Гаврилин поступает в консерваторию, на
композиторское отделение и начинает писать музыку. Он пробует себя в
разных жанрах: это и сюиты, сонаты, вокальные произведения. В душе он
всегда оставался ребенком, начинал играть что-то новое, и был очередной
шедевр. Уже к последним годам учёбы в консерватории, Гаврилин был
оригинальным композитором, со своими музыкальными идеями. Основной
тон музыки Гаврилина всё же грустный, но удивительно, напоенная
горечью музыка, не вызывает страдания в тех, кто её слушает, она его
врачует, приглушает, снимает боль.
В.Гаврилин «Частушка»
Музыка Гаврилина полна разных голосов. Это и замечательное
пение, и прекрасное человеческое размышление, голоса печали, тоски. И
инструменты у Гаврилина звучат как голоса: чисто, по человечески.
В.Гаврилин «Каприччио»
Совершенно неожиданно для композитора оказалось обращение к
жанру балета и невероятный успех в этой области. Ленинградский
режиссер Александр Белинский предложил сюжет Чеховского рассказа
«Анна на шее». Балет «Анюта» был поставлен во многих городах страны.
Телевизионная версия этого балета с участием Максимовой и Васильевым
имела огромный успех.
В.Гаврилин «Тарантелла»
Как всякий продленный художник, обладающий к тому же великим
талантом, Гаврилин был ярким и бесконечно привлекательным
человеком, своеобразным
и в творчестве, и в отношениях с
окружающими. Идут годы…В искусстве меняются модные течения,
быстро забывается многое из тог, что ещё так недавно будоражило и
увлекало нас. А прекрасная музыка Валерий Александрович Гаврилина
продолжает жить полной жизнью, завоевывая любовь и признание новых
поколений!
В.Гаврилин «Марш»
2На этом наш концерт окончен, благодарим всех за внимание!
Список использованной литературы:
1. Кравченко Т.Ю. Композиторы и музыканты. Астрель М., 2004.
2. Мусский С.А. Самые знаменитые композиторы России. М., «Вече» 2003.
3. Этот удивительный Гаврилин. Составление Гаврилиной Н.Е. СанктПетербург 2002.
3