Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."
Оценка 4.8

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Оценка 4.8
Лекции
docx
информатика
Взрослым
14.03.2017
Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."
Метод сущность-связь называют также методом «ER-диаграмм»: во-первых, ER - аббревиатура от слов ^ Essence (сущность) и Relation (связь), во-вторых, метод основан на использовании диаграмм, называемых соответственно диаграммами ER-экземпляров и диаграммами ER-типа. Основными понятиями метода сущность-связь являются следующие: сущность, атрибут сущности, ключ сущности, связь между сущностями, степень связи, класс принадлежности экземпляров сущности, диаграммы ER-экземпляров, диаграммы ER-типа.
билет 31 тема 3.docx
билет 31 тема 3 Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры. Метод сущность­связь называют также методом «ER­диаграмм»: во­первых, ER ­ аббревиатура от слов ^  Essence (сущность) и Relation (связь), во­вторых, метод основан на использовании диаграмм, называемых соответственно диаграммами ER­экземпляров и диаграммами ER­типа. Основными понятиями метода сущность­связь являются следующие: сущность, атрибут сущности, ключ  сущности, связь между сущностями, степень связи, класс принадлежности экземпляров сущности,  диаграммы ER­экземпляров, диаграммы ER­типа. Сущность представляет собой объект, информация о котором хранится в БД. Экземпляры сущности  отличаются друг от друга и однозначно идентифицируются. Названиями сущностей являются, как  правило, существительные, например: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ДИСЦИПЛИНА, КАФЕДРА, ГРУПП А. Атрибут представляет собой свойство сущности. Это понятие аналогично понятию атрибута в  отношении. Так, атрибутами сущности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ может быть его Фамилия, Должность, Стаж. Ключ сущности — атрибут или набор атрибутов, используемый для идентификации экземпляра  сущности. Понятие ключа сущности аналогично понятию ключа отношения.  Связь двух или более сущностей – предполагает зависимость между атрибутами этих сущностей.  Название связи обычно представляется глаголом. Примерами связей между сущностями являются  следующие: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЕДЕТ ДИСЦИПЛИНУ (Иванов ВЕДЕТ «Базы данных»),  ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРЕПОДАЕТ­В ГРУППЕ (Иванов ПРЕПОДАЕТ­В 256 группе),  ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РАБОТАЕТ­НА КАФЕДРЕ (Иванов РАБОТАЕТ­НА 25 кафедре). С целью повышения наглядности и удобства проектирования для представления сущностей, экземпляров сущностей и связей между ними используются следующие графические средства: диаграммы ER­ экземпляров, диаграммы ER­muna, или ER­диаграммы. На рис. 6.1 приведена диаграмма ER­экземпляров для сущностей ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и ДИСЦИПЛИНА  со связью ВЕДЕТ. Диаграмма ЕR­экземпляров показывает, какую конкретно дисциплину (СУБД, ПЛ/1 и т.д.) ведет каждый из преподавателей. На рис. 6.2 представлена диаграмма ER­типа, соответствующая рассмотренной  диаграмме ER­экземпляров. На начальном этапе проектирования БД выделяются атрибуты, составляющие ключи сущностей. На основе анализа диаграмм ER­типa формируются отношения проектируемой БД. При этом  учитывается степень связи сущностей и класс их принадлежности. Степень связи является  характеристикой связи между сущностями, которая может быть типа: 1:1,1:М, М:1, М:М. Класс принадлежности(КП) сущности может быть: обязательным и необязательным. Класс принадлежности сущности является обязательным, если все экземпляры этой сущности  обязательно участвуют в рассматриваемой связи, в противном случае ­ необязательным. Варьируя классом принадлежности сущностей для каждого из названных типов связи, можно получить  несколько вариантов диаграмм ER­типа. Рассмотрим примеры некоторых из них. В приведенной на рис. 6.1 диаграмме степень связи между сущностями 1:1, а класс принадлежности  обеих сущностей необязательный. Действительно, из рисунка видно следующее: каждый преподаватель ведет не более одной дисциплины, а каждая дисциплина ведется не более чем  одним преподавателем (степень связи 1:1); некоторые преподаватели не ведут ни одной дисциплины и имеются дисциплины, которые не ведет ни  один из преподавателей (класс принадлежности обеих сущностей необязательный). Пример 2. Связи типа 1:1 и обязательный класс принадлежности. На рис. 6.3 приведены диаграммы, у  которых степень связи между сущностями 1:1, а класс принадлежности обеих сущностей обязательный. В этом случае каждый преподаватель ведет одну дисциплину и каждая дисциплина ведется одним преподавателем. На диаграммах ER­типа обязательное участие в связи экземпляров сущности отмечается блоком с  точкой внутри, смежным с блоком этой сущности (рис. 6.3б). При необязательном участии экземпляров сущности в связи дополнительный блок к блоку сущности не  пристраивается, а точка размещается на линии связи (рис. 6.2). Символы на линии связи указывают на степень связи. Пример 3. Связи типа 1:М. Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин, но каждая  дисциплина ведется одним преподавателем. Пример 4. Связи типа М:1. Каждый преподаватель может вести одну дисциплину, но каждую  дисциплину могут вести несколько преподавателей. Примеры с типом связи 1:М или М:1 могут иметь ряд вариантов, отличающихся классом  принадлежности одной или обеих сущностей. Обозначим обязательный класс принадлежности символом  «О», а необязательный ­ символом «Н», тогда варианты для связи типа 1:М условно можно представить  как: О­О, O­Н, Н­О, H­Н. Для связи типа М:1 также имеются 4 аналогичных варианта. Пример 5. Связи типа 1:М вариант Н­О. Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин или  ни одной, но каждая дисциплина ведется одним преподавателем (рис. 6.4). Пример 6. Связи типа М:М. Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин, а каждая  дисциплина может вестись несколькими преподавателями. Как и в случае других типов связей, для связи типа М:М возможны 4 варианта, отличающиеся классом принадлежности сущностей. Пример 7. Связи типа М:М и вариант класса принадлежности О­Н. Допустим, что каждый  преподаватель ведет не менее одной дисциплины, а дисциплина может вестись более чем одним  преподавателем, есть и такие дисциплины, которые никто не ведет (рис. 6.5). Выявление сущностей и связей между ними, а также формирование на их основе диаграмм ER­типа  выполняется на начальных этапах метода сущность­связь. Рассмотрим этапы реализации метода. ^ Этапы проектирования. Процесс проектирования базы данных является итерационным допускающим возврат к предыдущим этапам для пересмотра ранее принятых решении и включает следующие этапы: 1. Выделение сущностей и связей между ними. 2. Построение диаграмм ER­типа с учетом всех сущностей и их связей. 3. Формирование набора предварительных отношений с указанием предполагаемого первичного ключа  для каждого отношения и использованием диаграмм ER­типа. 4. Добавление неключевых атрибутов в отношения. 5. Приведение предварительных отношений к нормальной форме Бойса ­Кодда, например, с помощью  метода нормальных форм. 6. Пересмотр ER­диаграмм в следующих случаях: некоторые отношения не приводятся к нормальной форме Бойса ­ Кодда; некоторым атрибутам не находится логически обоснованных мест в предварительных отношениях. После преобразования ER­диаграмм осуществляется повторное выполнение предыдущих этапов  проектирования (возврат к этапу 1). Одним из узловых этапов проектирования является этап формирования отношений. Рассмотрим процесс  формирования предварительных отношений, составляющих первичный вариант схемы БД. В рассмотренных выше примерах связь ВЕДЕТ всегда соединяет две сущности и поэтому является  бинарной. Сформулированные ниже правила формирования отношений из диаграмм ER­типа  распространяются именно на бинарные связи. Поэтому, когда речь идет о связях, слово «бинарные»  далее опускается. Правила формирования отношенийосновываются на учете следующего: степени связи между сущностями (1:1,1:М, М;1, М:М); класса принадлежности экземпляре сущностей (обязательный и необязательный). Рассмотрим формулировки шести правил формирования отношений на основе диаграмм ER­типа. Формирование отношений для связи 1:1. Правило 1. Если степень бинарной связи 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей обязательный, то  формируется одно отношение. Первичным ключом этого отношения может быть ключ любой из двух  сущностей. На рис. 6.6 приведены диаграмма ER­типа и отношение, сформированное по правилу 1 на ее  основе. Рис. 6.6. Диаграмма и отношения для правила 1. Рис. 6.7. Полученные по правилу 1 схема и отношение. На рисунке используются следующие обозначения: C1, C2 ­ сущности 1 и 2; K1, K2­ ключи первой и второй сущности соответственно; R1 ­ отношение 1, сформированное на основе первой и второй сущностей; K1vK2,... означает, что ключом сформированного отношения может быть либо К1, либо К2. Это и другие правила будем проверять, рассматривая различные варианты связи ПРЕПОДАВАТЕЛЬ  ВЕДЕТ ДИСЦИПЛИНУ. Пусть сущность ПРЕПОДАВАТЕЛЬ характеризуется атрибутами НП  (идентификационный номер преподавателя), ФИО (фамилия, имя и отчество), Стаж (стаж  преподавателя). Сущность ДИСЦИПЛИНА характеризуется соответственно атрибутами КД (код  дисциплины), Часы (часы, отводимые на дисциплину). Тогда схема отношения, содержащего  информацию об обеих сущностях, и само отношение для случая, когда степень связи равна 1:1, а КП  обязательный для всех сущностей, могут иметь вид, показанный на рис. 6.7. Правило 2. Если степень связи 1:1 и класс принадлежности одной сущности обязательный, а второй –  необязательный, то под каждую из сущностей формируется по отношению с первичными ключами,  являющимися ключами соответствующих сущностей. Далее к отношению, сущность которого имеет  обязательный КП, добавляется в качестве атрибута ключ сущности с необязательным КП. На рис. 6.8 приведены диаграмма ER­типа и отношения, сформированные но правилу 2 на ее основе. Рис. 6.8. Диаграмма и отношения для правила 2. Рис. 6.9. Исходное отношение. На рис. 6.9 приведено исходное отношение, содержащее информацию о преподавателях и дисциплинах  (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ­ обязательный, ДИСЦИПЛИНА – необязательный). Пробелы «—» (пустые поля)  присутствуют во всех кортежах с информацией о дисциплинах (не ведутся ни одним из преподавателей). Избежать этой ситуации можно, применив правило 2, в соответствии с которым, выделяются два  отношения, приведенные на рис. 6.10. Рис.6.10. Отношения, полученные по правилу 2. Рис. 6.11. Связь отношений по внешнему ключу. В результате мы избежали пустых полей в отношениях, не потеряв данных. Добавив атрибут КД ­ ключ  сущности ДИСЦИПЛИНА (с необязательным КП) в качестве внешнего ключа в отношение,  соответствующее сущности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (с обязательным КП), мы связали отношения (рис. 6.11). Правило 3. Если степень связи 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей является необязательным,  то необходимо использовать три отношения. Два отношения соответствуют связываемым сущностям,  ключи которых являются первичными в этих отношениях. Третье отношение является связным между  первыми двумя, поэтому его ключ объединяет ключевые атрибуты связываемых отношений. Рис. 6.12. Диаграмма и отношения для правила 3. Рис. 6.13. Варианты отношений для правила 3. Ни рис. 6.12 приведены диаграмма ER­типа и отношения, сформированные но правилу 3 на ее основе. На рис. 6.13 приведены примеры отношений, подтверждающие необходимость использования трех  отношений при наличии необязательного КП для обеих связываемых сущностей. Формирование отношений для связи 1:М. Если две сущности С1 И С2 связаны как 1:М, сущность С1 будем называть односвязной (1­связной), а  сущность С2 многосвязной (М­связной). Определяющим фактором при формировании отношений,  связанных этим видом связи, является класс принадлежности М­связной сущности. Так, если класс  принадлежности М­связной сущности обязательный, то в результате применения правила получим два  отношения, если необязательный три отношения. Класс принадлежности односвязной сущности не  влияет на результат. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим отношение ПРЕПОДАВАТЕЛЬ­ДИСЦИПЛИНА (рис. 6.14),  соответствующее диаграммам, приведенным на рис. 6.4, т. е. случаю, когда: связь типа 1:М, класс  принадлежности М­связной сущности обязательный, 1­связной – необязательный. Рис. 6.14. Исходное отношение. С отношением ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_ДИСЦИПЛИНА (рис. 6.14) связаны следующие проблемы: имеются кортежи с пустыми полями (преподаватель не ведет дисциплины), избыточное дублирование данных (повторяется стаж преподавателя) в кортежах со сведениями о  преподавателях, ведущих несколько дисциплин. Если бы класс принадлежности 1­связной сущности был обязательным (нет преподавателя без  дисциплины), то исчезли бы пустые поля, но повторяющиеся данные в атрибутах преподавателя  сохранились бы. Для устранения названных проблем отношения могут быть сформированы по  следующему правилу. Правило 4. Если степень связи между сущностями 1:М (или М:1)и класс принадлежности М­связной  сущности обязательный, то достаточно формирование двух отношений (по одному на каждую из  сущностей). При этом первичными ключами этих отношений являются ключи их сущностей. Кроме того,  ключ 1­связной сущности добавляется как атрибут (внешний ключ) в отношение, соответствующее М­ связной сущности.  На рис. 6.15 приведены диаграмма ER­типа и отношения, сформированные но правилу 4. Рис. 6.15. Диаграмма и отношения для правила 4. Варианты отношений для правила 3. Рис. 6.13.  В соответствии с правилом 4 преобразуем отношение на рис. 6.14 в два отношения (рис. 6.16). Рис. 6.16. Отношения, полученные по правилу 4. Пример. Связь между сущностями 1:М, а класс принадлежности М­связной сущности необязательный. Пусть класс принадлежности 1­связной сущности также необязательный, хотя это и не принципиально,  так как определяющим является класс принадлежности М­связной сущности. Посмотрим, к чему может  привести использование одного отношения в этом случае (рис. 6.17). Рис. 6.17. Исходное отношение. С приведенным отношением связаны следующие проблемы: 1. Имеются пустые поля в кортежах, которые содержат следующее: а) данные о преподавателях, не ведущих дисциплин; б) данные о дисциплинах, которые не ведутся преподавателями. 2. Избыточное дублирование данных о преподавателях, ведущих более одной дисциплины. В случае обязательного класса принадлежности 1 ­связной сущности исчезают проблемы 1 а). Для  устранения всех проблем нужно перейти к трем отношениям в соответствии со следующим правилом. Правило 5. Если степень связи 1 :М (М: 1) и класс принадлежности М­связной сущности является  необязательным, то необходимо формирование трех отношений (рис. 6.18). Два отношения  соответствуют связываемым сущностям, ключи которых являются первичными в этих отношениях.  Третье отношение является связным между первыми двумя (его ключ объединяет ключевые атрибуты  связываемых отношений). Рис. 6.18. Диаграмма и отношение для правила 5. Рис. 6.19. Отношения, полученные по правилу 5. В результате применения правила 5 к рассматриваемому отношению содержащиеся в нем данные (рис.  6.17) распределяются по трем отношениям (рис. 6.19). Формирование отношений для связи М:М. При наличии связи М:М между двумя сущностями необходимо три отношения независимо от класса  принадлежности любой из сущностей. Использование одного или двух отношений в этом случае не  избавляет от пустых полей или избыточно дублируемых данных. Правило 6. Если степень связи М:М, то независимо от класса принадлежности сущностей формируются  три отношения. Два отношения соответствуют связываемым сущностям и их ключи являются  первичными ключами этих отношений. Третье отношение является связным между первыми двумя, а его  ключ объединяет ключевые атрибуты связываемых отношений. На рис. 6.20 приведены диаграмма ER­ типа и отношения, сформированные но правилу 6. Нами показан вариант с классом принадлежности  сущностей Н­Н, хотя, согласно правилу 6, он может быть произвольным. Рис. 6.20. Диаграмма и отношения для правила 6. Применим правило 6 к примеру, приведенному на рис. 6.5. В нем степень связи равна М:М, класс  принадлежности для сущности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ обязательный, а для сущности ДИСЦИПЛИНА  необязательный. Соответствующее этому примеру исходное отношение показано на рис. 6.21. Рис. 6.21. Исходное отношение. Рис. 6.22. Отношения, полученные по правилу 6. 130

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."

Лекция "Основные понятия метода проектирования БД сущность – связь. Примеры."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017