Лекция по истории России "Древнерусская живопись"

  • Лекции
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал подобран с целью познакомить обучающихся с историей возникновения древнерусской живописи, ее направлениями, ее изменениями в связи с местными обычаями и традициями, захватническими войнами, происходившими в те времена на территории нашего государства. Повысить интерес обучающихся к изучению истории нашего государства.
Иконка файла материала Древнерусская живопись.docx
Тема: Древнерусская живопись Цель: Ознакомить обучающихся с историей возникновения древнерусской живописи и ее проявлениях. Древнерусское   государство   отличалось   высоким   для   своего   времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» ­ воплотить в образы христианское вероучение. Светской   живописи   в   Древней   Руси   не   существовало.   Основным   видом художественной   культуры   стала   иконопись,   т.е.   изображение   ликов   святых. Слово «икона» происходит от греческого  eikon  – образ. Не менее популярны были и фрески, росписи стен и потолков церквей по сырой штукатурке. При этом на отечественных мастеров оказал огромное влияние византийский стиль.  Первый иконописец на Руси – монах Алимпий из Печерского монастыря. На Руси была очень популярна станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Два   наиболее   известных   иконописца  ­  это   Феофан Грек и Андрей Рублев. При этом их произведения коренным   образом   отличаются.  Если   Феофан   Грек использовал   более   мрачные,   темные   тона,   которые должны   были   утверждать   превосходство Всевышнего над человеком. Лики его икон грозны и напоминают о дне Страшного Суда, когда Господь придет   наградить   праведников   и   покарать грешников. Творчество   Рублева   совсем   иное,   хотя   он   и   был учеником   Феофана   Грека.   Фигуры   на   его   полотнах невесомы, бесплотны и кажутся действительно сошедшими с   небес.   К   самым   известным   произведениям   мастера относятся: "Спас"; "Троица"; "Архангел Михаил"; "Страшный суд" (фреска); "Преображение Господне" (фреска);"Апостол Павел". К XII веку в живописи проявилось влияние местных особенностей. Она, как и прежде, носила в основном религиозный характер. Но в церковном искусстве все   чаще   стали   присутствовать   бытовые   сюжеты.   Русские   художники, пренебрегая   канонами,   вносили   в   произведения   авторскую   манеру   письма.   И сквозь   строгую   византийскую   академичность   проглядывали   живые   черты народного искусства. Это было особенно заметно в новгородской живописи, в которой преобладали яркие краски – красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты. Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как на Руси. Иконы здесь   издавна   были   непременной   принадлежностью   каждого   здания   –   и храмового, и общественно­гражданского, и простого жилого дома. Икона совершенно не похожа на обычную картину. В иконе передается не то,   что   художник   видит   обычно   своими   глазами,   а   то,   что   он   усматривает   в реальной   действительности,   так   сказать   «духовными   очами»,   «внутренним» взором. Помимо икон и фресок для украшения храмов использовался   и   такой   стиль   живописи   как мозаика. Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичным   панно   украшались   Византийские храмы   и   русские   древние   храмы,   например, Собор Софии в Киеве.  В алтарной части храма сохранилась мозаика  XI  века «Богоматерь». В связи   с   набегами   кочевников   это   искусство было утрачено. Монастыри и иконописные мастерские Древней Руси   были   местом   сосредоточения   научных   достижений   и   экспериментов   в области   химии,   так   как   в   них   вручную   из   различных   ингридиентов изготавливались краски.  В миниатюрной живописи на пергаменте и иконописи мастера применяли преимущественно одни и те же краски. Ими являлись киноварь, лазурит, охра, свинцовые белила и другие.   Таким образом верной своим практическим навыкам осталась живопись Древней   Руси:   древняя   живопись   Византии   не   смогла   полностью   заместить местные   способы   получения   красок.   Однако   в   каждой   конкретной   технике живописи были и есть свои излюбленные приёмы и методы ­ как изготовления самой краски, так и способов её нанесения на поверхность.Согласно новогородскому иконописному подлиннику 16 века, наибольшим предпочтением у мастеров пользовались киновари, лазори, белила, празелень.  В  подлиннике   также   впервые   появились   названия   этих  цветов  ­  жёлтая, красная, чёрная, зелёная.  Белила,   как   самая   популярная   краска,   чаще   всего   употреблялась   в колористических   смесях,   служила   для   нанесения   пробелов   и   "разбеливания" других красок. Белила изготавливались в Кашине, Вологде, Ярославле. Метод их изготовления заключался в окислении свинцовых полосок уксусной кислотой с дальнейшей промывкой получившегося белого колера.  Основным   компонентом   "лицевого   письма"   в   иконописи   по   сей   день является охра.  Живопись Древней Руси, также как и её византийский эталон, предполагала использование разнообразного колористического материала в написании святых обликов.  Одной из основных широкоиспользуемых красок была киноварь ­ сернистый сульфид   ртути.   Киноварь   добывалась   на   известнейшем   в   Европе   русском Никитинском месторождении.  Изготовление краски происходило в процессе растирания киновари с водой, с последующим растворением в ней сопутствующего в руде колчедана и пирита. Киноварь   могла   быть   заменена   более   дешёвым   суриком,   получаемым   путём обжига свинцовых белил.  Лазорь, как и белила, предназначалась для написания пробелов и получения тонов   других   цветов.   В   прошлом   основным   источником   лазурита   были месторождения Афганистана. Однако с 16 века появилось большое количество способов получения синего пигмента из ляпис­лазури.  Наряду с этими основными красками, в русской иконописи использовались бакан,   червлень,   празелень,   зелень,   ярь­медянка,   крутик   ("синило"),   голубец, санкирь   (коричневатые   тона),   багор,   рефть,   дичь.   Терминология   древнего живописца обозначала все краски различными словами. Монгольское   нашествие   разрушило   большую   часть   иконописных   и фресковых   памятников   Древней   Руси,   подорвав   и   приостановив   процесс написания   новых   произведений.   Однако   определённую   картину   прошлого возможно   восстановить   по   сохранившимся   документам   и   скудным археологическим памятникам.  Из них известно, что в эпоху домонгольского нашествия монументальная живопись Древней Руси оказывала значительное влияние на иконопись своими техническими   приёмами   ­   лаконичностью   композиционного   построения   и сумрачным сдержанным колоритом ­ однако уже к 13 веку этот колорит начинает сменяться   яркими   тёплыми   цветами.   Таким   образом,   византийская   техника иконописи к 13 веку проходит процесс преломления и ассимиляции с такимидревнерусскими   национальными   художественными   приёмами,   как   свежесть   и яркость   цветовой   гаммы,   ритмический   композиционный   строй   и непосредственность цветового выражения. В эту эпоху трудятся самые известные мастера,   донёсшие   до   современности   живопись   Древней   Руси   ­   кратко   этот список можно представить митрополитом Московским Петром, архиепископом Ростовским Феодором, преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.  Фресковая живопись на Руси не существовала до прихода христианства и была полностью заимствована из византийской культуры, в процессе ассимиляции и развития несколько видоизменив имеющиеся византийские приёмы и техники.  Для начала стоит сказать, что культура Древней Руси, живопись которой до того   существовала   в  виде   мозаики,  видоизменила   использование   штукатурных подготовительных материалов, применяя подмозаичное известняковое основание под   фреску,   и   к   концу   14   века   произошёл   переход   от   древних   византийских техник письма и изготовления материалов ­ к новым исконно русским приёмам фресковой живописи.  Среди в корне изменившихся процессов изготовления оснований и красок можно   выделить   появление   штукатурки,   созданной   исключительно   на   основе чистого известняка, прежде разбавляемой для прочности кварцевым песком и мраморной   крошкой.   В   случае   русской   живописи   штукатурное   фресковое основание ­ левкас ­ изготавливалось путём длительного выдерживания извести в смеси с растительными маслами и клеем. Особенности древнерусской живописи:  Каноничность  Глубокая связь с храмом. Религиозные образы и сюжеты.  Деформация   в   изображении   фигур   и   предметов;   неподвижность (статичность); условность жестов  Обратная перспектива  Главное для художника – передать духовную внутреннюю жизнь. Отсюда – пристальный интерес к лицу и глазам.  Смысловой   центр   –   человек,   его   исцеление,   спасение,   очищение, преображение.  Живопись   насыщена   религиозными   смыслами   –   нимб,   голубь,   крест   и   др. Любой предмет – носитель определенного смысла.