Лекция по истории России "Древнерусская живопись"
Оценка 4.6

Лекция по истории России "Древнерусская живопись"

Оценка 4.6
Лекции
docx
история
6 кл—7 кл
16.03.2018
Лекция  по истории России "Древнерусская живопись"
Материал подобран с целью познакомить обучающихся с историей возникновения древнерусской живописи, ее направлениями, ее изменениями в связи с местными обычаями и традициями, захватническими войнами, происходившими в те времена на территории нашего государства. Повысить интерес обучающихся к изучению истории нашего государства.
Древнерусская живопись.docx
Тема: Древнерусская живопись Цель: Ознакомить обучающихся с историей возникновения древнерусской живописи и ее проявлениях. Древнерусское   государство   отличалось   высоким   для   своего   времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» ­ воплотить в образы христианское вероучение. Светской   живописи   в   Древней   Руси   не   существовало.   Основным   видом художественной   культуры   стала   иконопись,   т.е.   изображение   ликов   святых. Слово «икона» происходит от греческого  eikon  – образ. Не менее популярны были и фрески, росписи стен и потолков церквей по сырой штукатурке. При этом на отечественных мастеров оказал огромное влияние византийский стиль.  Первый иконописец на Руси – монах Алимпий из Печерского монастыря. На Руси была очень популярна станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Два   наиболее   известных   иконописца  ­  это   Феофан Грек и Андрей Рублев. При этом их произведения коренным   образом   отличаются.  Если   Феофан   Грек использовал   более   мрачные,   темные   тона,   которые должны   были   утверждать   превосходство Всевышнего над человеком. Лики его икон грозны и напоминают о дне Страшного Суда, когда Господь придет   наградить   праведников   и   покарать грешников. Творчество   Рублева   совсем   иное,   хотя   он   и   был учеником   Феофана   Грека.   Фигуры   на   его   полотнах невесомы, бесплотны и кажутся действительно сошедшими с   небес.   К   самым   известным   произведениям   мастера относятся: "Спас"; "Троица"; "Архангел Михаил"; "Страшный суд" (фреска); "Преображение Господне" (фреска); "Апостол Павел". К XII веку в живописи проявилось влияние местных особенностей. Она, как и прежде, носила в основном религиозный характер. Но в церковном искусстве все   чаще   стали   присутствовать   бытовые   сюжеты.   Русские   художники, пренебрегая   канонами,   вносили   в   произведения   авторскую   манеру   письма.   И сквозь   строгую   византийскую   академичность   проглядывали   живые   черты народного искусства. Это было особенно заметно в новгородской живописи, в которой преобладали яркие краски – красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты. Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как на Руси. Иконы здесь   издавна   были   непременной   принадлежностью   каждого   здания   –   и храмового, и общественно­гражданского, и простого жилого дома. Икона совершенно не похожа на обычную картину. В иконе передается не то,   что   художник   видит   обычно   своими   глазами,   а   то,   что   он   усматривает   в реальной   действительности,   так   сказать   «духовными   очами»,   «внутренним» взором. Помимо икон и фресок для украшения храмов использовался   и   такой   стиль   живописи   как мозаика. Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичным   панно   украшались   Византийские храмы   и   русские   древние   храмы,   например, Собор Софии в Киеве.  В алтарной части храма сохранилась мозаика  XI  века «Богоматерь». В связи   с   набегами   кочевников   это   искусство было утрачено. Монастыри и иконописные мастерские Древней Руси   были   местом   сосредоточения   научных   достижений   и   экспериментов   в области   химии,   так   как   в   них   вручную   из   различных   ингридиентов изготавливались краски.  В миниатюрной живописи на пергаменте и иконописи мастера применяли преимущественно одни и те же краски. Ими являлись киноварь, лазурит, охра, свинцовые белила и другие.   Таким образом верной своим практическим навыкам осталась живопись Древней   Руси:   древняя   живопись   Византии   не   смогла   полностью   заместить местные   способы   получения   красок.   Однако   в   каждой   конкретной   технике живописи были и есть свои излюбленные приёмы и методы ­ как изготовления самой краски, так и способов её нанесения на поверхность. Согласно новогородскому иконописному подлиннику 16 века, наибольшим предпочтением у мастеров пользовались киновари, лазори, белила, празелень.  В  подлиннике   также   впервые   появились   названия   этих  цветов  ­  жёлтая, красная, чёрная, зелёная.  Белила,   как   самая   популярная   краска,   чаще   всего   употреблялась   в колористических   смесях,   служила   для   нанесения   пробелов   и   "разбеливания" других красок. Белила изготавливались в Кашине, Вологде, Ярославле. Метод их изготовления заключался в окислении свинцовых полосок уксусной кислотой с дальнейшей промывкой получившегося белого колера.  Основным   компонентом   "лицевого   письма"   в   иконописи   по   сей   день является охра.  Живопись Древней Руси, также как и её византийский эталон, предполагала использование разнообразного колористического материала в написании святых обликов.  Одной из основных широкоиспользуемых красок была киноварь ­ сернистый сульфид   ртути.   Киноварь   добывалась   на   известнейшем   в   Европе   русском Никитинском месторождении.  Изготовление краски происходило в процессе растирания киновари с водой, с последующим растворением в ней сопутствующего в руде колчедана и пирита. Киноварь   могла   быть   заменена   более   дешёвым   суриком,   получаемым   путём обжига свинцовых белил.  Лазорь, как и белила, предназначалась для написания пробелов и получения тонов   других   цветов.   В   прошлом   основным   источником   лазурита   были месторождения Афганистана. Однако с 16 века появилось большое количество способов получения синего пигмента из ляпис­лазури.  Наряду с этими основными красками, в русской иконописи использовались бакан,   червлень,   празелень,   зелень,   ярь­медянка,   крутик   ("синило"),   голубец, санкирь   (коричневатые   тона),   багор,   рефть,   дичь.   Терминология   древнего живописца обозначала все краски различными словами. Монгольское   нашествие   разрушило   большую   часть   иконописных   и фресковых   памятников   Древней   Руси,   подорвав   и   приостановив   процесс написания   новых   произведений.   Однако   определённую   картину   прошлого возможно   восстановить   по   сохранившимся   документам   и   скудным археологическим памятникам.  Из них известно, что в эпоху домонгольского нашествия монументальная живопись Древней Руси оказывала значительное влияние на иконопись своими техническими   приёмами   ­   лаконичностью   композиционного   построения   и сумрачным сдержанным колоритом ­ однако уже к 13 веку этот колорит начинает сменяться   яркими   тёплыми   цветами.   Таким   образом,   византийская   техника иконописи к 13 веку проходит процесс преломления и ассимиляции с такими древнерусскими   национальными   художественными   приёмами,   как   свежесть   и яркость   цветовой   гаммы,   ритмический   композиционный   строй   и непосредственность цветового выражения. В эту эпоху трудятся самые известные мастера,   донёсшие   до   современности   живопись   Древней   Руси   ­   кратко   этот список можно представить митрополитом Московским Петром, архиепископом Ростовским Феодором, преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.  Фресковая живопись на Руси не существовала до прихода христианства и была полностью заимствована из византийской культуры, в процессе ассимиляции и развития несколько видоизменив имеющиеся византийские приёмы и техники.  Для начала стоит сказать, что культура Древней Руси, живопись которой до того   существовала   в  виде   мозаики,  видоизменила   использование   штукатурных подготовительных материалов, применяя подмозаичное известняковое основание под   фреску,   и   к   концу   14   века   произошёл   переход   от   древних   византийских техник письма и изготовления материалов ­ к новым исконно русским приёмам фресковой живописи.  Среди в корне изменившихся процессов изготовления оснований и красок можно   выделить   появление   штукатурки,   созданной   исключительно   на   основе чистого известняка, прежде разбавляемой для прочности кварцевым песком и мраморной   крошкой.   В   случае   русской   живописи   штукатурное   фресковое основание ­ левкас ­ изготавливалось путём длительного выдерживания извести в смеси с растительными маслами и клеем. Особенности древнерусской живописи:  Каноничность  Глубокая связь с храмом. Религиозные образы и сюжеты.  Деформация   в   изображении   фигур   и   предметов;   неподвижность (статичность); условность жестов  Обратная перспектива  Главное для художника – передать духовную внутреннюю жизнь. Отсюда – пристальный интерес к лицу и глазам.  Смысловой   центр   –   человек,   его   исцеление,   спасение,   очищение, преображение.  Живопись   насыщена   религиозными   смыслами   –   нимб,   голубь,   крест   и   др. Любой предмет – носитель определенного смысла.

Лекция по истории России "Древнерусская живопись"

Лекция  по истории России "Древнерусская живопись"

Лекция по истории России "Древнерусская живопись"

Лекция  по истории России "Древнерусская живопись"

Лекция по истории России "Древнерусская живопись"

Лекция  по истории России "Древнерусская живопись"

Лекция по истории России "Древнерусская живопись"

Лекция  по истории России "Древнерусская живопись"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018