В мировой истории не так много событий, подобных Русской
революции, роль и значение которых не только вызывают
противоречивые и зачастую противоположные оценки, но до сих пор
используются в борьбе разных политических сил и идеологий. Для этого
есть веские основания. Революция 1917 года провозгласила своей целью
освобождение людей от гнета самодержавной власти и отношений
неравенства, однако в результате ее возникло советское тоталитарное
государство, подавлявшее личность и ее права, враждебное самой идее
свободы. Советские люди получили массовый доступ к образованию,
современным знаниям, но при этом запрещалась любая не
санкционированная сверху гражданская инициатива, и жестоко
преследовалось инакомыслие.
Не менее противоречивым было международное влияние революции
и Советского проекта. Перед лицом этого вызова капиталистический
мир начал меняться, был вынужден более широко учитывать интересы и
запросы массовых слоев населения. Пример и поддержка со стороны
Советского Союза стали мощным стимулом для народов колониальных и
полуколониальных стран в их борьбе за национальное и социальное
освобождение. Но советская социально-экономическая система, в
конечном счете, оказалась неконкурентоспособной: она не смогла
обеспечить поступательный социальный и научно-технический прогресс
и потерпела поражение в историческом соревновании с мировым
капитализмом.
Хотя констатация этих очевидных противоречий многих заставляет
усомниться в том, можно ли рассматривать Русскую революцию 1917
года как целостный феномен мировой истории, задача постижения
смысла, последствий и уроков революции не теряет своего значения и
3
актуальности.
Чем же она была - неудачной, тупиковой попыткой улучшить
человеческое общество или перспективным Проектом, цели и способы
реализации которого не были до конца ясны самим его инициаторам и
лидерам? Какие исторические результаты и следствия Русской
революции продолжают и сегодня оказывать влияние на Россию и мир, а
что навсегда осталось в ушедшем ХХ столетии?
Сложность этих вопросов для наших современников не в последнюю
очередь связана с тем, что восприятие Русской революции 1917 года, как
среди политиков, так и в массовом сознании, до сих пор находится под
сильным влиянием господствовавших в советскую эпоху представлений.
В соответствии с ними считалось, что революция открыла России
неограниченные возможности развития, обеспечила ей перспективу
превращения в ведущую державу мира - кардинальным образом
изменила основы человеческой цивилизации и направление ее
дальнейшей эволюции.
Неоднозначные итоги и внутренние противоречия революции
1917 года
Россия вступила в капиталистическую эпоху примерно тогда же,
когда и другие европейские государства. Однако ее относительная
географическая удаленность от ядра развития капитализма и наличие
значительных внутренних ресурсов долгое время позволяли сохранять
сложившуюся военно-феодальную структуру, которая сдерживала
капиталистическую трансформацию экономики и модернизацию
государства. Это предопределило простой - «охранительный» - ответ на
внешние вызовы. На европейские революции русская монархия отвечала
«закручиванием гаек» внутри страны. Периодически властями
4
инициировались «реформы сверху», но столь же периодически, как
только становилось ясно, что реформирование невозможно без
изменения наличного внутреннего политико-правового и социального
порядка, происходило очередное «подмораживание» сложившейся
системы. Так, на протяжении более чем столетия, предшествовавшего
революции, русские охранители всегда брали верх над системными
либералами-реформаторами и фактически заблокировали эволюционный
путь развития страны в направлении социально-экономической и
политической модернизации.
Между тем, в недрах Империи и на уровне общества, по меньшей
мере, начиная с Александра Герцена, вызревал другой ответ, сочетавший
в себе идею «особого пути» и идею социализма. Он воплотился в
идеологии и практике революционного движения, в становлении и
развитии которого важнейшую роль сыграла русская интеллигенция. В
условиях жесткого противостояния российского абсолютистского
государства любым попыткам системных социально-политических
изменений именно революционное движение стало претендовать на роль
главного субъекта назревших перемен. Это, в значительной мере,
приблизило перспективу революции.
К 1917 году, прежде всего, из-за Первой мировой войны царская
Россия была поставлена в трудную, по сути, тупиковую ситуацию.
Продолжение военных действий грозило внутренней катастрофой, а
выход из войны означал потерю статуса участника «концерта великих
держав». Не справившись с грузом военных поражений и не сумев
противостоять нараставшему давлению со стороны оппозиционных
либеральных кругов и забастовочного движения рабочих, монархия
Романовых рухнула в феврале 1917 года.
Но Русская революция произошла в стране со слабой экономикой и
неразвитыми гражданскими институтами, почти не имевшей опыта
5
демократии и сотрудничества классов, в обществе с сильнейшим
социальным и культурным расслоением, где даже в среде
интеллигенции, как писали еще авторы сборника «Вехи», идеи
Просвещения были усвоены поверхностно и неполно. Горячо восприняв
просвещенческие идеи прогрессизма и универсализма, русская
интеллигенция увлеклась, главным образом, вольтеровской линией в
этом мощном идейно-философском течении, отводившей первейшее
место в деле улучшения социального порядка - формированию Нового
Человека. При этом другой традиции Просвещения, делавшей упор на
развитии институтов и концепции естественных прав человека, не
уделялось должного внимания.
Если европейские общества шли по пути постепенного
совершенствования конкурентных систем капитализма в своих странах,
то в преимущественно аграрной и военно-феодальной России
представители европеизированных слоев вынашивали идеи разрушения
«до основания» с последующей реализацией абстрактных планов
построения справедливого общества, отличного, как от царизма, так и
западных либеральных демократий. Это во многом предопределило
характерное для российской политической культуры сочетание утопизма
и радикализма, определившее дух Русской революции 1917 года.
Хотя в постсоветской России распространена точка зрения, согласно
которой после свержения царской монархии перед страной открылось
множество альтернатив, а победа большевиков явилась результатом
почти случайного совпадения многих факторов. В реальности коридор
возможностей на пути от Февраля к Октябрю 1917 года не был
широк. Для реализации либерально-демократической и тем более
социал-демократической повестки в стране не существовало ни
институциональных условий, ни культурных оснований, ни
сформировавшихся политических сил.
6
Представители правящего класса Российской империи ни в период с
Февраля по Октябрь 1917 года, ни позже, в годы гражданской войны, не
смогли выработать адекватный ответ на проблемы, вызвавшие
революцию. Они были тесно связаны с государственной машиной
империи Романовых и не имели опыта самостоятельного управления
страной. Лишившись опоры на монархию с ее огромным
бюрократическим аппаратом, они не сумели выработать новых,
привлекательных для большей части общества политических идей и не
обладали способностью к социальным компромиссам.
К началу революции в стране не было ни одной социальной группы
или класса, включая и промышленный пролетариат, которые были бы
заинтересованы в утверждении политического порядка, основанного на
уравниловке, административном принуждении и огосударствлении
собственности. Среди массовых слоев российского общества
доминировал запрос на глубокие социальные реформы – прежде всего, в
сфере аграрных и трудовых отношений, включая, например, наделение
землей крестьян и введение восьмичасового рабочего дня для рабочих.
Для образованных слоев населения приоритетное значение имел переход
к парламентскому строю и разделению властей. Таким образом,
существовал запрос на демократический, социально ориентированный
капитализм. В этом смысле Россия ничем не отличалась от других стран
Европы, где также вспыхнули революционные события - таких, как
Германия, Финляндия, Венгрия, Словакия. Но революция в России
оказалась восприимчивой к большевизму. Это стало возможным
благодаря комплексу причин, подробно проанализированному в
историографии.
Февральская Революция 1917 года разрушила прежний
государственный аппарат и в течение нескольких месяцев привела к
параличу управления страной. Россия, по существу, не имела никакого
7
опыта демократического развития, в результате чего массы стали
воспринимать появившуюся свободу как вседозволенность. И, наконец,
огромную роль в социальной и политической жизни страны,
несравнимую с другими воюющими государствами, стали играть
люмпенизированные слои населения, выбитые из привычных
социальных ниш и отношений. Они-то и составили массовую базу для
реализации большевистского Проекта казавшегося многим авантюрой.
Именно благодаря этим обстоятельствам большевистская партия пришла
к власти. Захват и удержание власти в такой обстановке были уже делом
политической техники и технологий. Успешное решение этих задач
большевиками было обусловлено в первую очередь тем, что искусством
политической тактики в совершенстве обладали их лидеры, существенно
превосходившие конкурентов в организации, умении говорить с массами
и манипулировать ими.
Большевикам удалось умело использовать приобретшие огромную
популярность политические лозунги – требования мира и скорейшего
проведения земельной реформы, которая наделила бы землей десятки
миллионов крестьян. На короткой дистанции от Февраля к Октябрю
вопрос о немедленном мире «без аннексий и контрибуций» не просто
вошел в российскую политическую повестку, но стал едва ли не главным
требованием масс. Что касается вопроса о земле, то он был ключевой
проблемой внутриполитического развития страны, начиная с
крестьянской реформы 1861 года. Монополизация большевиками
популярных лозунгов лишила Временное правительство массовой
поддержки и облегчила захват власти большевиками в Октябре.
Мощная социальная динамика, которую вызвала Революция,
вывела на передний план неграмотную массу аграрного населения.
Превращение ее в реального политического и социального актора
существенно снижало модернизационный потенциал изменений,
8
вызванных революцией.
Важнейшей целью, которую провозгласили большевики, придя к
власти, было построение общества свободы и социального равенства.
Однако по мере того, как складывалась мобилизационная модель
административно-распределительного социализма эти идеалы
заменялись установками на полное подчинение граждан страны воле
правящей партии и тоталитарного государства. Отчасти это и
предопределило неудачу в реализации стратегии большевиков,
направленной на формирование Нового Человека, строителя
коммунистического общества. Хотя следует признать, что эта цель по
определению была нереализуемой. В рамках утвердившейся
общественной модели вместо прежнего сословного неравенства,
возник новый тип социального неравенства – между управляющим
меньшинством и управляемым большинством.
Другой целью большевистского Проекта было достижение всеобщей
грамотности и создание в России, позднее в Советском Союзе,
городского индустриального общества.
В ходе строительства социализма «во враждебном окружении» к
этому добавилась еще одна цель: превращение СССР в мощную в
военном отношении державу, обладающую передовой оборонной
промышленностью. Обе эти цели были, в основном, реализованы. К
середине 1950-х годов в Советском Союзе, действительно, удалось
построить урбанистическое индустриальное общество. Благодаря
большому вниманию, которое отводилось приращению
естественнонаучных знаний и массовому образованию, в СССР был
накоплен значительный человеческий капитал, необходимый для
перехода к следующему, постиндустриальному этапу развития
общества. Однако в рамках советской антидемократической
политической модели такой переход оказался невозможным.
9
Таким образом, в силу фундаментальных причин преобразовательные
возможности Русской революции 1917 года носили ограниченный
характер. Ограниченность была обусловлена периферийным характером
Российской империи, дефицитом имеющихся у нее ресурсов для
модернизации. Это предопределило как противоречивость дальнейшего
политического развития Советской России, так и последствий Русской
революции для мира в целом.
Революция как рождение нового политического и социального
Проекта
Наследуя революциям Нового времени, Русская революция несла в
себе пафос радикального разрыва с прошлым в сочетании с идеей
публичной свободы. «Свобода» в данном случае означает не просто
освобождение от тех или иных форм угнетения, но, главным образом,
учреждение принципиально новой формы правления – устроение
публичной сферы. Именно это делало «революционными» проекты
различных политических сил, принимавших участие как февральских,
так и октябрьских событиях. История Русской революции, какие бы
хронологические рамки ни были заданы этому явлению, в значительной
степени, представляет собой соперничество таких проектов, каждый из
которых очерчивал собственный горизонт социальной утопии. Впрочем,
и большевистский проект первоначально не был гомогенным: дискуссии
относительно путей переустройства тех или иных сфер жизни общества
не прекращались до начала 1930-х годов, когда они были
насильственным образом прекращены Сталиным.
Осознание возможности разорвать с устаревшей традицией и
обрести чувство подлинной новизны – важная черта революций
модерна. Учитывая это, представление о революции как об исторически
10
детерминированном «переходе» от «архаики» к «современности»
выступает очевидным упрощением. Поэтому целесообразно
рассматривать ход Русской революции как комбинацию скорее
дискретных, чем непрерывных, процессов, событий и дискурсов, не
отрицая при этом их взаимосвязанности, а также имея в виду
структурные политико-экономические факторы, способствовавшие
усилению одних тенденций и подавлению других.
В политическом плане к началу 1917 года в России не существовало
единого революционного проекта. Различные политические силы поразному представляли путь, который должна была открыть
надвигавшаяся революция. С точки зрения либералов, ее задачей было
утверждение парламентского строя с ответственным правительством и
установление равенства граждан перед законом вне зависимости от их
происхождения, социального статуса и имущественного положения. Все
это должно было способствовать интеграции в сообщество передовых
западных государств, с которыми Россия находилась в одной военной
коалиции в годы Первой мировой войны. Социалистические партии –
меньшевики и эсеры – рассматривали приближавшуюся революцию как
точку отсчета для глубоких социальных и демократических реформ,
осуществление которых, как им представлялось, создавало почву для
движения страны в направлении социализма. Крайне левые –
максималисты и анархисты – видели в революции возможность для
реализации утопий «трудовой республики», или русского воплощения
идеи самоуправляющегося социализма и федерации анархистских
коммун.
Большевистский (ленинский) Проект нового общества, как он
сложился к 1917 году, выглядел весьма эклектичным. Тем не менее,
большевики были единственной среди европейских социал-демократов
партией, которая в качестве важнейшей практической задачи ставила
11
создание государства диктатуры пролетариата. У европейских
социалистов подобные требования существовали в партийных
программах, но нигде не рассматривались в качестве ближайших целей
практической политики. У народников большевики позаимствовали
идею авангардной партии, ведущей рабочих к победе социалистической
революции и от их имени управляющей новым обществом. Но самое
главное заключалось в том, что, большевики рассматривали
надвигающуюся Русскую революцию лишь как прелюдию к мировой
революции.
Владимир Ленин был последователем Карла Маркса в том смысле,
что он, как и Маркс, полагал, что социализм можно построить лишь
после того, как революция победит в развитых капиталистических
странах. Для Ленина Россия была лишь плацдармом, с которого
революция должна была начать победоносное шествие и охватить
развитые страны.
Большевистский Проект не оставался неизменным. С момента
зарождения до времени превращения его в новый общественный
строй в 1930-е годы Проект пережил сложную эволюцию. В 1917 –
начале 1918 года онсодержал еще много элементов утопии, почерпнутой
Лениным у позднего Маркса (отказ от парламентаризма и замена его
«республикой Советов», всеобщее вооружение народа, рабочий контроль
на производстве). Однако затем в условиях ожесточенной гражданской
войны этот Проект трансформировался в мобилизационную модель
государства - военного лагеря с огосударствлением собственности,
всеобщим принуждением к труду и сверхцентрализованным
распределением. Часть большевиков еще тогда пришла к выводу, что
модель, названная «военным коммунизмом», на самом деле, и есть
практическое воплощение их Проекта. Однако в начале 1920-х годов для
окончательного его утверждения на практике у большевиков не было
12
сил. Поэтому в 1920-е годы они были вынуждены пойти на компромисс и
создать социальную коалицию с различными общественными слоями,
выступавшими за свободу торговли, но «соглашавшимися» на
сохранение однопартийного политического режима в стране.
Социальный компромисс 1920-х годов, допускавший ограниченную
частную инициативу в экономике и определенную свободу творчества в
искусстве, был временным, переходным явлением. Принципиально
важные изменения, оказавшие, возможно, решающее влияние на судьбу
большевистского Проекта, произошли в начале этого десятилетия. После
поражения Революции 1919 года в Германии и провального похода
Красной Армии в Польшу в 1920 году стало понятно, что надежды на
мировую революцию не сбылись. Это означало, что строить социализм в
России (СССР), стране со средним уровнем промышленного развития и
немногочисленным рабочим классом, придется «во враждебном
капиталистическом окружении». В таких условиях большевистский
Проект неизбежно утрачивал даже теоретическую перспективу
демократического развития: он мог развиваться лишь в рамках
мобилизационной модели, в которой причудливым образом
переплетались элементы модернизации и контр-модернизации, и которая
порождала многочисленные противоречия. Не случайно, будучи
изначально секулярным и просвещенческим, большевистский Проект в
дальнейшем пришел к языческому культу Вождя.
Тем не менее, несмотря на антидемократическую
трансформацию, большевистскому Проекту удалось в течение
долгого времени сохранять эгалитаристскую идеологию первых
лет революции. Именно эта идеология помогла ему обрести «второе
дыхание» в период хрущевской Оттепели. Ее гуманистическая
направленность проявилась в сфере культуры и идеологии, где главной
темой стало свободное развитие личности. Однако политический строй и
13
экономическая система остались неизменными – это предопределило
поражение Оттепели.
Идеи Революции 1917 года стали источником вдохновения для
политики Перестройки, когда во второй половине 1980-х годов
руководством СССР во главе с Михаилом Горбачевым была
предпринята попытка создания нового общества – «социализма с
человеческим лицом». Однако сопротивление закостенелой
общественно-политической и социально-экономической советской
системы, сложившейся в предшествующие десятилетия, оказалось
настолько сильным, что Перестройка была насильственно прервана.
В современной России наследие Советского проекта по-прежнему
является предметом ожесточенных политических дискуссий, особенно,
когда речь заходит об утраченном статусе сверхдержавы и о социальных
гарантиях, которые имели граждане бывшего СССР и которых лишились
современные россияне. И хотя сегодня на политической арене страны
нет ни одной значимой силы, которая провозглашала бы своей целью
возвращение в советское прошлое, на символическом уровне отношение
к революции 1917 года по-прежнему остается и, по всей видимости, еще
будет оставаться одним из критериев политической идентификации,
линией, разделяющей различные политические силы и приверженцев
разных идеологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.