ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)
Оценка 5

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

Оценка 5
Лекции
docx
история
Взрослым
06.03.2018
ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 51.docx
ЛЕКЦИЯ № 51                 § 97. СССР в годы перестройки. Начало политики перестройки. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал  М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985  г. было объявлено о намерении провести масштабные реформы в ряде сфер, в том числе в экономике.   Вскоре   реформы,   связанные   с   деятельностью   Горбачева,   получили название перестройка.  Большая часть общества восприняла перестройку с энтузиазмом, так как все хотели перемен, прежде всего улучшения качества жизни. К переменам стремились и   значительная   часть   руководства   страны,   чиновники   всех   рангов,   уже   давно тяготившиеся   существовавшими   порядками.   Многие   из   них   мечтали   не   только распоряжаться государственной собственностью, но и стать ее владельцами, а затем передавать свою власть и собственность по наследству. Усилившиеся группировки чиновничества в национальных республиках, в краях и областях стремились обрести как   можно   большую   независимость   от   центральной   власти,   а   при   возможности полностью выйти из­под ее контроля. И разумеется, в последнюю очередь эти люди желали   возвращения   какого­либо   подобия   порядков   времен   Сталина,   когда   они головой отвечали за результаты своей работы. С этим связано превращение в период перестройки антисталинской пропаганды в почти официальную идеологию.  Если   большинство   населения   страны   первоначально   связывало перестройку с «совершенствованием социализма», то верхушка общества стала задумываться об отказе от социализма, изменении общественного строя в своих интересах.  Горбачев выступил с идеей  ускорения. Предполагалось ускорить развитие экономики   и   всего   общества   за   счет   использования   преимуществ   социализма, «скрытых резервов». Первыми перестроечными актами стали законы о госприемке и о трудовых коллективах, постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Борьба с алкоголизмом способствовала росту производительности труда,   повышению   продолжительности   жизни   населения   и   рождаемости.   Однако вскоре   упали   доходы   государства   от   продажи   алкоголя,   началось   массовое самогоноварение, из продажи исчез сахар. Одновременно резко возросли расходы государства в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г., а затем — землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда же произошло падение мировых цен на нефть и газ, вследствие чего доходы СССР от внешней торговли резко упали. Итогом всех этих неблагоприятных факторов стало то, что после короткого подъема 1985 — 1986 гг. в 1987 г. начался спад экономики.  Экономические   реформы.   В   условиях   нарастания   проблем   руководство искало   выход   в   проведении   решительных   преобразований.   К   1987   г.   произошло значительное обновление управленческого аппарата. Горбачев добился удаления от власти   многих   престарелых   деятелей,   заменив   их   своими   приверженцами.   Было решено использовать рыночные механизмы, т.е. применить опыт времен нэпа. Закон 1987   г.   о   государственном   предприятии   (объединении)  расширил   права предприятий. В частности, теперь они могли самостоятельно выходить на внешний рынок,   создавать   совместные   предприятия   (СП)   с   иностранными   партнерами. Увеличились   права   директоров   предприятий   по   управлению,   государственные органы утрачивали контроль над экономикой. Ранее, в 1986 г., был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, а в 1988 г. — закон о кооперации. Было провозглашено равноправие частного, кооперативного и государственного секторов экономики. Однако   все   эти   реформы   имели   разрушительные   для   государственной экономики   последствия.   Руководители   госпредприятий   стали   активно   создавать при   них   кооперативы   и   СП,   перекачивая   туда   государственную   собственность. Новые предприятия быстро переходили от производства к гораздо более выгодной торгово­посреднической деятельности, срастались с криминальными структурами. Государственные предприятия сокращали производство, увольняли работников. В магазинах   исчезли   товары,   цены   выросли.   С   1989   г.   в   СССР   происходили забастовки. Их начали шахтеры Кузбасса и других угольных регионов страны.  Под   влиянием   перестроечной   публицистики   руководство   страны   видело выход в непосредственном «переходе к рынку». В 1989 —1990 гг. разрабатывались программы такого перехода. Их сутью являлись приватизация (передача в частные руки) государственной собственности и либерализация цен (установление цен на товары на основе спроса и предложения). Спор шел о путях этих мероприятий. Программа, разработанная под руководством С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского («500   дней»),   предлагала   сделать   это   быстро.   Правительственная   программа планировала растянуть «переход» на несколько лет.  Реформы политической системы. Наряду с экономическими реформами руководство СССР взяло курс на изменения в политической сфере. Началось все с внесения   элементов   демократизации   в   жизнь   КПСС.   Видя   причины   нарастания экономических проблем в сопротивлении чиновничества, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию  всего государственного управления. Был учрежден новый   орган   власти   —  Съезд   народных   депутатов   СССР.   Из   числа   его участников   избирался  Верховный   Совет,   превращающийся   в   постоянно действующий парламент.  Первые   в   советской   истории   альтернативные   выборы   народных   депутатов состоялись в марте 1989 г. В связи  с выборами  активизировалось  общественное движение, появилось  много неформальных групп. За работой I  съезда народных депутатов СССР в мае 1989 г. следила вся страна. Депутаты высказывали разные взгляды:   от   поддержки   перестройки   и   требования   «углубления»   реформ   до сомнений   в   их   необходимости.   Сторонники   перемен   образовали   не   слишком большую, но влиятельную благодаря поддержке ряда средств массовой информации Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). В нее вошли известные деятели, заявлявшие   о   своем   желании   демократизировать   страну.   Лидером   группы   стал Б.Н.Ельцин,   в   недавнем   прошлом   руководитель   Московского   обкома   КПСС. Главным   требованием   МДГ   стала   отмена   6­й   статьи   Конституции   СССР   о руководящей роли КПСС. Под   давлением   МДГ,   деятельность,   которой   вызывала   горячий   отклик   в Москве и других крупных городах, руководство страны пошло на уступки. В марте 1990   г.   внеочередной   III   съезд   изменил   6­ю   статью,   провозгласив   возможность многопартийности. Одновременно вводился пост Президента СССР. На съезде им был избран М. С. Горбачев. Однако, несмотря на рост полномочий, реальная власть уходила   из   его   рук.   Лишение   КПСС,   которая   являлась   стержнем   власти,   ее основных полномочий, вело к усилению неуправляемости страны.  Национальная   политика.   В   конце   80­х   гг.   XX   в.   резко   обострился национальный   вопрос.   Первым   крупным   проявлением   этого   стало   выступление казахской  молодежи  в   Алма­Ате  против   назначения  русского  главой  компартии Казахстана (1986 г.).  Серьезной проверкой прочности СССР стал конфликт, начавшийся в 1988 г. в Нагорном   Карабахе,   населенном   в   основ­   ном   армянами,   но   административно принадлежащем   Азербайджану.   Вскоре   там   началась   полномасштабная   война.   В январе 1990 г. произошел погром армян в Баку. Вступление в город войск привело к гибели азербайджанцев. Ранее, в 1989 г., произошли кровавые столкновения между узбеками и турками­месхетинцами в Ферганской долине.  Руководство ряда республик взяло курс на отделение от СССР. Оно стало поощрять   выступления   националистически   настроенной   части   интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в давке погибли несколько человек, но пресса обвинила в их гибели   войска.   Горбачев   шел   на   уступки   местным   властям,   однако   это   лишь разжигало их аппетиты.  В   1990   г.   прошли   выборы   депутатов   в   Верховные   Советы   республик   (в РСФСР — на Съезд народных депутатов). В ряде республик большинство получили сторонники отделения от СССР, в основном из числа «перестроившихся» партийно­ государственных   деятелей.   В   марте   1990   г.   свою   независимость   провозгласила Литва, 9 апреля 1991 г. — Грузия, при этом следует уточнить, что документы о государственном   суверенитете   почти   во   всех   бывших   республиках   СССР   были приняты в период 1988 —1990 гг. В   мае   1990   г.   начал   работу   I   съезд   народных   депутатов   РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин.  12   июня   1990   г.   съезд   принял  Декларацию   о   государственном суверенитете   России.  Она   провозглашала   верховенство   Конституции РСФСР   и   республиканских   законов   над   союзными.   Так   был   сделан решающий шаг к развалу СССР.  Политика гласности. Вскоре после начала перестройки  М. С. Горбачев провозгласил политику гласности. Она означала свободу в высказывании мнений, суждений. По мере развития гласности контролировать ее становилось все труднее. Разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но и основ системы в целом. Гласность   служила   инструментом   политического   курса   реформаторов. Главным организатором гласности считался секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев. Он был   инициатором   проведения   собраний   руководителей   средств   массовой информации, на которых объяснялось, как освещать те или иные события. На посты руководителей   ведущих   журналов   и   газет   назначались   люди,   ратующие   за обновление   общества.   Появилось   большое   количество   изданий,   в   том   числе   и бульварных, где можно было помещать любые статьи.  Гласность   повлияла   и   на   искусство.   Писатели   получили   право   свободно публиковать свои произведения. В театрах ставились новые, острые пьесы. Такая же ситуация   была   и   в   кино.   Режиссеры   получили   возможность   снимать   фильмы практически на любую тему.  Последствия   политики   гласности  оказались  противоречивыми.   Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь наказания. Но с другой стороны,   свобода   быстро   превратилась   в   безответственность   и   безнаказанность. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре захвативший всю страну. Гласность породила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном негативом.  ГКЧП и распад СССР. Политика перестройки не привела к положительным результатам.   Напротив,   с   1989   г.   быстро   нарастал   спад   производства,   как   в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Магазины опустели настолько, что даже в Москве были введены так называемые «карточки потребителя».  Неудачной в целом была и внешняя политика СССР, в которой наряду с М. С. Горбачевым   большую   роль   играл   министр   иностранных   дел   Э.   А.   Шеварднадзе. Правда, в эти годы снизилось противостояние между СССР и США, уменьшилась опасность   термоядерной   войны,   начался   процесс   сокращения   вооружений,   были ликвидированы ракеты ближней и средней дальности. Советский Союз пошел на значительные   односторонние   уступки   Западу.   Инициированные   Горбачевым процессы демократизации в странах Восточной Европы привели к приходу к власти там враждебных СССР сил.  Внутри СССР нарастало стремление республик к самостоятельности. С целью сохранить   единое   государство,   пусть   и   в   ином   виде,   М.   С.   Горбачев   задумал подписание   нового  союзного   договора,   по   которому   значительная   часть государственных полномочий передавалась от федерального Центра республикам. Фактически это вело к распаду единого государства.  Подписание нового договора было назначено на 20 августа 1991 г. Горбачев, объявив   об   этом,   отправился   отдыхать   на   дачу   в   Форос   (Крым).   В   это   время сторонники   сохранения   СССР   готовились   к   решительным   мерам.   Был   создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе восьми человек. 18 августа члены ГКЧП предложили Горбачеву подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но он отказался.  19 августа 1991 г. ГКЧП объявил о неспособности президента исполнять свои обязанности. Его функции перешли к вице­президенту Г.И.Янаеву, члену комитета. В   Москве   было   введено   военное   положение,   деятельность   новых   политических партий прекращалась, некоторые газеты были закрыты. Избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР Б. Н. Ельцин издал указ, в котором действия ГКЧП квалифицировались как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы.  Августовские события привели к ускорению распада СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии расторгли договор об образовании СССР 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).  ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  1. Каковы были цели реформ, начатых М. С. Горбачевым?                                 ­ С каких мероприятий началась перестройка?   2. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки?                         ­ Каковы были результаты реформ?  3. Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы  перестройки?  4. Как национальные конфликты и национальные движения повлияли на  события времен перестройки?  5. Что такое политика гласности? Какие последствия она имела?  6. Как распался СССР?  7. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР?                    ­ Свое мнение аргументируйте фактами.

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в годы перестройки» (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018