ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.6
Лекции
docx
история
Взрослым
06.03.2018
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 48.docx
ЛЕКЦИЯ № 48 § 94. СССР в послевоенные годы.
Изменение положения СССР в мире. Несмотря на колоссальные потери,
СССР в результате войны вышел на международную арену не только не
ослабленным, но и более сильным, чем раньше.
B 1945 —1949 гг. в ряде государств Европы и Азии к власти пришли силы,
взявшие курс на строительство социализма по советскому образцу.
Западные державы во главе с США, обладавшими монополией на атомное
оружие, проводили по отношению к СССР силовую политику. Поэтому создание
атомной бомбы стало одной из главных целей СССР. Эти работы возглавил JI. П.
Берия. Были открыты Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем АН
СССР. В 1948 г. под Москвой состоялся запуск первого атомного реактора, а в 1949
г. прошли испытания атомного заряда. В работе над ней СССР тайно помогали
отдельные западные ученые. Монополия США на ядерное оружие закончилась.
Одновременно в СССР шли успешные работы по созданию средств доставки нового
оружия и борьбы с ним: реактивная авиация, ракеты различной дальности, средства
ПВО и др.
C момента создания атомной бомбы в Советском Союзе международную
ситуацию во многом определяло противостояние США и СССР.
В условиях создания военнополитического блока НАТО и других блоков, с
появлением американских баз вблизи границ Советского Союза СССР стремился
укрепить свои отношения с социалистическими государствами. В частности, в 1950
г. был подписан советскокитайский договор о дружбе, союзе и взаимопомощи.
Наличие союзников помогало СССР занимать твердую позицию в критических
ситуациях начала «холодной войны» — Берлинском кризисе, Корейской войне и др.
Восстановление экономики. В результате войны СССР потерял треть
своего национального богатства. Большинство населения находилось в сложном
положении, снабжение осуществлялось с помощью карточной системы.
В 1946 г. был принят Закон о четвертом пятилетнем плане восстановления и
развития народного хозяйства (1946 — 1950). Одновременно с восстановлением
предусматривалось ускорить технический прогресс, усилить оборонную мощь
страны. Резко возросли затраты на науку, начался перевод экономики на мирные
рельсы (конверсия). Довоенный уровень промышленности в основном был,
достигнут в 1948 г.
Четвертая пятилетка отмечена большими стройками (ГЭС, ГРЭС), дорожно
транспортным строительством, в том числе трубопроводным. Техническому
перевооружению содействовали вывоз оборудования с германских, австрийских,
японских (в Маньчжурии) предприятий, использование трофейных технологий.
Наиболее высоких темпов развития удалось добиться в металлургии, добыче нефти
и угля, машино и станкостроении. В 1950 г. уровень промышленности превысил
довоенный на 73 %. Вместе с тем в ряде отраслей легкой промышленности не было
закончено даже восстановление. После войны деревня оказалась в более тяжелом положении, чем город. В
колхозах проводились жесткие мероприятия по заготовке хлеба. Если раньше
колхозники отдавали «в общий амбар» лишь часть зерна, то теперь они нередко
были вынуждены отдавать все зерно. Сильно сократились посевные площади. Изза
недостатка и изношенности техники и нехватки рабочих рук полевые работы
проводились с опозданием. В 1946 г. в СССР разразился голод.
Основные черты послевоенной жизни. Значительная часть жилищного
фонда в западных областях СССР была разрушена. Остро стояла проблема
трудовых ресурсов: вернулось много демобилизованных, но на предприятиях все
равно не хватало рабочих рук.
Еще до войны были приняты, а после нее продолжали действовать указы, по
которым рабочим запрещалось под страхом уголовного наказания самовольно
покидать предприятия.
Для стабилизации финансовой системы в 1947 г. советское правительство
провело денежную реформу. Старые деньги менялись на новые в соотношении 10:1.
Неоднократно снижались цены на продукты массового потребления. В числе первых
в Европе в СССР была отменена карточная система. Отмена карточек значительно
улучшила положение городского населения.
В целом для послевоенного советского общества был характерен всеобщий
духовный подъем. Люди с надеждой думали о будущем, понимали причины
трудностей повседневной жизни и упорно стремились к их преодолению.
Власть после войны. С переходом к мирному строительству в
правительстве произошли структурные изменения. В сентябре 1945 г. был упразднен
ГКО. 15 марта 1946 г. Совнарком и наркоматы переименовали в Совет министров
и министерства.
Изменения в партийных структурах были отражены в про грамме XIX съезда
партии. На этом съезде партия получила новое название — вместо Всесоюзной
коммунистической партии (большевиков) ее стали называть Коммунистическая
партия Советского Союза (КПСС).
В последние годы жизни И. В. Сталина продолжались репрессии, хотя они и
не имели масштаба репрессий 1937 — 1938 гг. Так, в 1949 г. был организован
процесс по «ленинградскому делу». Ряд руководящих работников, выходцев из
Ленинграда, обвинили в создании антипартийной группы и во вредительской работе
(А. А. Кузнецов, М. И. Родионов и др.). Был арестован и казнен председатель
Госплана СССР Н. А. Вознесенский. Он обвинялся в некомпетентном руководстве,
антигосударственных поступках.
Репрессии коснулись и ряда военачальников. Сталин стремился ограничить в
мирных условиях влияние людей, привыкших в годы войны к безграничной власти.
Ряд крупных военачальников подверглись арестам (маршал артиллерии Н. Д.
Яковлев, маршал авиации А. А. Новиков), другие оказались вдали от Москвы (Г. К.
Жуков, К. К. Рокоссовский), третьи понижены в звании (адмирал Н. Г. Кузнецов). В конце 1952 г. возникло «дело врачей». Ряд известных медиков, лечивших
государственных деятелей, обвинили в шпионской деятельности и покушениях на
руководителей страны.
Идеология и культура. Идеологический диктат, ослабевший в годы войны,
вновь был резко усилен. Под огонь критики попал ряд фильмов. Так, фильм А. П.
Довженко «Украина в огне» обвиняли в потворстве украинскому национализму.
Про фильм JI. Д. Лукова «Большая жизнь» секретарь ЦК А. А. Жданов говорил:
«Люди Донбасса в фильме показаны извращенно, как люди малокультурные,
пьяницы, ничего не понимающие в механизации...» Критике подверглись
кинофильмы «Свет над Россией» С.И. Юткевича, «Молодая гвардия» С.
А.Герасимова, 2я серия «Ивана Грозного» С.М.Эйзенштейна (1я серия этого
фильма получила Сталинскую премию) и др. Поскольку литература всегда
признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней оказалось
наиболее пристальным. В 1946 —1948 гг. был принят ряд постановлений
относительно литературы. В них содержались отрицательные оценки таких
литературных деятелей, как А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и др. Подобные
постановления были приняты о музыке, театре, кинематографе.
Опираясь на резко возросшее у советских людей чувство гордости за свою
страну, И. В. Сталин инициировал развертывание борьбы против космополитизма
и низкопоклонничества перед Западом, характерных для части отечественной
интеллигенции. Была развернута широкая пропаганда достижений русской и
советской науки, культуры. Многие из осуждаемых за космополитизм и
низкопоклонничество были евреями и среди них кампания по борьбе с
космополитизмом воспринималась как антисемитская, тем более что по времени
она совпала с репрессиями против деятелей Антифашистского еврейского
комитета, созданного Сталиным в годы войны. Председатель этого комитета,
известный артист и театральный деятель С.М.Михоэлс был, по возникшим тогда
слухам, убит в результате инсценировки органами безопасности дорожного
происшествия.
Научные дискуссии. В конце 40х — начале 50х гг. XX в. были проведены
дискуссии по различным проблемам науки. С одной стороны, они отражали
поступательное развитие многих отраслей знаний, но с другой — высшее
руководство организовывало их с целью укрепления идеологического контроля над
обществом.
Дискуссия в августе 1948 г. на очередной сессии Всесоюзной академии
сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) привела к утверждению
ведущего в биологии положения сторонников академика Т.Д. Лысенко,
выступившего против генетики (отрицание законов Г. Менделя, объяснявших
механизм наследственности). Пострадала и кибернетика, олицетворявшая тогда на
Западе прогресс науки. В СССР и генетика, и кибернетика были объявлены
«лженауками». Отрицательную оценку получили различные концепции в физике,
такие как общая теория относительности А. Эйнштейна. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как изменилось после Второй мировой войны соотношение сил на мировой
арене? Какое
значение имело создание в СССР атомного оружия и средств его доставки?
2. Как была восстановлена советская экономика после войны?
Каких успехов добились советские люди в экономическом развитии?
С чем здесь были связаны трудности?
3. Назовите основные черты жизни общества после войны.
4. Каковы были основные особенности внутренней политики после войны?
5. Охарактеризуйте развитие науки и культуры после войны.
Документ
Из докладной записки министра госбезопасности Украинской ССР «О
последствиях голода в Измаильской области». 25 ноября 1946 г.
В связи с продовольственными затруднениями и наступившим похолоданием
упала посещаемость школ детьми. Так, из 100 учеников школы с. Подгорное, где
находится совхоз «Бессарабский», не посещают ежедневно школу 30 — 35 детей. В
Бородинском районе в октябре с. г. на почве недоедания зафиксировано 8 случаев
смертности. В с. Александровка Бородинского района зарегистрировано 20 случаев
опухания на почве голода.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. Каковы были последствия голода 1946 г.?
2. Почему 1946 год стал последним голодным годом в истории нашей страны
в XX в.?
ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.