ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Крушение колониальной системы» (Проф.-техническое образование)

  • Лекции
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
Иконка файла материала ЛЕКЦИЯ № 43.docx
ЛЕКЦИЯ № 43           § 89. Крушение колониальной системы. Освобождение колоний. Одним из последствий Второй мировой войны был рост   национально­освободительного   движения  в   колониальных   и   зависимых странах.  В странах Азии европейская и американская колонизация сменилась в годы войны японской оккупацией, и некоторые страны (например, Бирма, Филиппины) получили фиктивную независимость. Японская оккупация вызвала сопротивление большинства населения. Создавались вооруженные отряды, партизанские армии.  Во   Вьетнаме  коммунисты   добились   руководящих   позиций   в освободительном   движении   и   инициировали   создание  Лиги   независимости Вьетнама (Вьетминь). В 1945 г. в стране началась революция. Японские гарнизоны были   разоружены,   марионеточная   администрация   разогнана,   возглавлявший   ее император   отрекся   от   престола.   У   власти   встал  Национальный   комитет освобождения  во главе с лидером коммунистов  Хо Ши Мином. Независимость Вьетнама   была   провозглашена   2   сентября   1945   г.   Развернулась   война   с французскими колонизаторами. Решающее сражение произошло в 1954 г. у деревни Дъенбъенфу, где вьетнамцы полностью уничтожили крупные силы французов. В том же году Франция признала независимость Вьетнама, который был разделен на две части:   Север   под   властью   коммунистов   и   Юг   под   властью   марионеточного прозападного правительства.  Созданная   после   отступления   американцев   в   1942   г.  Народная антияпонская армия Филиппин  сыграла важную роль в освобождении страны от японцев.   Американцы   воспользовались   помощью   этой   армии,   но   сразу   после стабилизации положения стали предпринимать попытки ее разоружения. В 1946 г. США предоставили Филиппинам независимость, одновременно закрепив за собой экономические привилегии и создав там военные базы.  Часть   британских   колоний   в   Азии,   оставаясь   в   составе  Британского содружества наций, получили самоуправление или независимость. В августе 1947 г. по религиозному признаку были разделены Индия и Пакистан с предоставлением каждому из них статуса доминиона (самоуправления). В 1950 г. Индия отказалась от   статуса   доминиона   и   объявила   себя   республикой.   В   1956   г.   ее   примеру последовал Пакистан.  В 1943 г. от французского владычества освободился  Ливан, а в 1946 г. — Сирия. 17 августа 1945 г.  Комитет по подготовке независимости  Индонезии объявил   о   независимости   страны.   Первым   президентом   стал   лидер   комитета Сукарно. Голландия признала фактическую власть Индонезии лишь на некоторых островах и начала военные действия, продолжавшиеся до ноября 1949 г. До 1963 г. голландцы удерживали Западный Ириан (западная половина острова Новая Гвинея).  В   1951   г.   получила   независимость  Ливия.   В   июле   1952   г.   в   результате революции в Египте была свергнута монархия (республика провозглашена в июне 1953   г.).   В   1956   г.   увенчалась   победой   борьба   за   независимость   французскихпротекторатов  Марокко   и   Туниса.   В   1954   г.   вспыхнуло   восстание   в  Алжире, который получил независимость в 1962 г. К концу 50­х гг. XX в. становится ясно, что спасти колониализм не смогут никакие реформы, которые метрополии активно проводили в своих колониях. 1960 год   входит   в   историю   как  год   Африки:   от   колониальной   зависимости   тогда освободилось   16   государств   континента:   Камерун,   Того,   Конго   (Бельгийское Конго), Мали и Сенегал (Французский Судан), Сомали, Дагомея, Верхняя Вольта, Берег   Слоновой   Кости,   Чад,   Центральноафриканская   Республика,   Конго (Французское Конго), Нигер, Мавритания, Габон, Нигерия и островной Мадагаскар.  В начале 60­х гг. XX в. стали независимыми страны Британской Восточной Африки   (Танганьика,   Уганда,   Кения,   Занзибар).   В   1964   г.   была   провозглашена независимой Замбия.  Освобождение   Анголы   и   Мозамбика.   В   1956   г.   в  Анголе  несколько нелегальных   организаций   и   кружков   объединились   в   Народное   движение   за освобождение   Анголы   (МПЛА)  от   португальцев.   Основным   средством   была вооруженная борьба. Партизанская война продолжалась почти 15 лет. Этническая пестрота   и   давние   междоусобицы   создавали   трудности   на   пути   освобождения. Несмотря на все препятствия, в 1973 г. МПЛА контролировала треть территории Анголы.  В   январе   1975   г.   правительство   Португалии,   где   произошла   революция, подписало соглашение о переходе Анголы к независимости. Однако вскоре началась война между МПЛА и другими группировками, поддержанными армией ЮАР, а также США.  На   стороне   МПЛА   выступило   большинство   населения,   его   поддержали социалистические страны и большинство африканских государств. Существенную роль   в   военных   действиях   сыграли   кубинские   войска.   Кровопролитные   бои продолжались до начала 1976 г., хотя независимость страны была провозглашена 11 ноября 1975 г.  В 1962 г. в Мозамбике появилась партия Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО). В 1964 г. началось всеобщее вооруженное восстание, переросшее в партизанскую   войну   против   Португалии.   25   июня   1975   г.   Мозамбик   был провозглашен   независимым   государством,   власть   перешла   к   ФРЕЛИМО. Правительство Мозамбика, как и Анголы, объявило об ориентации на социализм.  После   обретения   независимости   в   Анголе   и   Мозамбике   наступили длительные   периоды   нестабильности,   против   правительств   вели   вооруженную борьбу оппозиционные группировки, получавшие помощь западных стран. Лишь в 90­е гг. XX в. начались процессы национального примирения. В 1980 г. после долгой борьбы населения получила независимость Зимбабве. В 1990 г. свободу обрела Намибия.Падение режима апартеида в ЮАР. Самая развитая страна Африки — Южно­Африканский Союз (ЮАС) — в 1961 г. вышла из Британского содружества и была переименована в Южно­Африканскую Республику (ЮАР). Еще в 1948 г. к власти   в   ЮАС   пришла   африканерская   (бурская)  Националистическая   партия, провозгласившая  апартеид  государственной   политикой.   Целью   апартеида (разделение,   раздельное   существование)   было   помешать   смешению   рас. Националисты использовали идеи кальвинизма о предопределении: у каждой расы своя судьба, особый путь развития и образ жизни, однако на практике это вылилось в политику расовой дискриминации.  В течение 50­х гг. XX в. менялся характер крупнейшей организации цветного населения страны — Африканского национального конгресса (АНК). Достижение равноправия включало в себя и вооруженную борьбу. В союзе с АНК действовали коммунисты.   Один   из   лидеров   АНК  Нельсон   Мандела  возглавил   подпольную деятельность.   В   1963   г.   его   вместе   с   некоторыми   другими   лидерами антирасистского движения арестовали и приговорили к пожизненному заключению.  В   70­е   гг.   XX   в.   крупные   промышленные   центры   ЮАР   были   охвачены забастовками. Протест против расовой дискриминации поддерживали все категории цветного   населения   и   некоторые   группы   белого   населения,   особенно   студенты. Апартеид   был   осужден   общественностью   всего   мира.   Мандела   стал   символом освободительного движения ЮАР.  В феврале 1989 г. правительство освободило лидеров АНК, а в 1990 г. начало переговоры   с   ними.   На   всеобщих   выборах   1994   г.   АНК   одержал   победу. Президентом ЮАР был избран Н.Мандела.  Развитие освободившихся стран. В 50­е и 60­е гг. XX в. в освободившихся государствах   большой   популярностью   пользовались   идеи   социализма.   Страны социалистической ориентации (в разные периоды таковыми являлись Гана, Гвинея, Гвинея­Бисау,   Ливия,   Сомали,   Египет,   Мали,   Алжир,   Конго,   Танзания,   Замбия, Эфиопия,   Ангола,   Мозамбик   и   др.)   расценивали   социализм   как   средство преодоления отсталости, зависимости и нищеты, решения социальных проблем.  В   странах   социалистической   ориентации   проводились   национализация собственности   иностранных   компаний   и   крупных   частных   владений,   аграрные преобразования. Эти страны получали широкую экономическую и иную помощь со стороны СССР и других социалистических стран. Однако отсутствие условий для перехода к современному уровню производства тормозило эволюцию экономики, вело к сохранению отсталости и нищеты. Разрастался бюрократический аппарат, росла коррупция. Отказ от социалистической ориентации произошел после распада СССР.  Основная часть стран «третьего мира» выбрала  капиталистический путь развития.  В этих странах принимались меры по развитию рыночной экономики, широко   открывались   двери   перед  иностранным   капиталом,  но  по   итогам  своего развития эти страны мало чем отличаются от стран, шедших по социалистическому пути. В частности, Африка и в XXI в. остается наиболее отсталым регионом Земли.По   иному   сложилась   судьба   ряда   стран   Восточной   Азии.   В   последней четверти XX в. некоторые из них совершили гигантский скачок в своем развитии. Малайзия,   Южная   Корея,   Тайвань,   Сингапур,   Гонконг,   соединив   передовые западные технологии с сохранением устоев традиционного общества, превратились в экономически развитые государства (их часто называют «молодыми тиграми» или «азиатскими тиграми»), В начале XXI в. по такому же пути пытаются идти Индонезия, Филиппины, Таиланд. В этот же период серьезных успехов достигли Вьетнам   и   Лаос,   сохранившие   приверженность   социалистическому   пути   при использовании рыночных механизмов в экономике.  Особый   путь   развития   был   и   у   мусульманских   стран   Азии.   Освоение богатейших месторождений нефти и газа в районе Персидского залива превратило Саудовскую   Аравию   и   государства   на   востоке   Аравийского   полуострова   в процветающие страны.  Крупнейшее   государство   региона   —   Иран   —   сравнительно   успешно развивался   в   60   —   70­е   гг.   Однако   плодами   этого   развития   пользовалась   лишь верхушка   общества.   Нарастание   противоречий   привело   в   1979   г.   к  исламской революции,   во   главе   которой   встало   духовенство.   После   свержения   шаха   была провозглашена  Исламская Республика Иран, лидером которой стал  аятолла Хомейни. В дальнейшем Иран превратился в регионального лидера. Для внешней политики   Ирана   в   начале   XXI   в.   характерна   острая   антиамериканская направленность.  В соседнем Ираке в 60 — 90­е гг. существовал авторитарный режим левого толка. В 1979 г. президентом Иракской Республики стал  Саддам Хусейн. В годы его правления Ирак вел агрессивную внешнюю политику: война с Ираном в 1980 — 1989 гг., захват Кувейта в 1990 г. В 1991 г. коалиция стран во главе с США напала на Ирак и изгнала его войска из Кувейта. По инициативе США против Ирака были введены экономические санкции, которые привели к гибели миллионов иракцев. В 2003 г. США и Великобритания под фальшивыми предлогами поддержки Хусейном террористов   и   разработки   Ираком   ядерного   оружия   оккупировали   страну. Разгоревшаяся борьба против оккупантов, коллаборационистов, а также этнические и религиозные столкновения превратили Ирак в источник нестабильности во всем регионе.ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  1. Назовите причины усиления национально­освободительного движения  после Второй мировой войны.                                                                                   ­ Какие страны первыми получили независимость?  2. Когда и как африканские страны стали свободными?  3. Расскажите о борьбе Анголы и Мозамбика за независимость и  особенностях дальнейшего развития этих стран. 4. Какими путями шли развивающиеся страны во второй половине XX в.?        ­ Каковы результаты их развития?