ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Недемократические режимы» (Проф.-техническое образование)

  • Лекции
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
Иконка файла материала ЛЕКЦИЯ № 29.docx
ЛЕКЦИЯ № 29              § 75. Недемократические режимы. Причины   установления  недемократических  режимов.   В   большинстве стран Европы, Латинской Америки и Азии в 20 — 30­е гг. XX в. существовали сходные   политические   режимы.   Для   них   были   характерны   сосредоточение верховной власти в руках одного человека (вождя), запрет политических партий и организаций,   кроме   официальных,   подавление   всякой   оппозиции   и   т.д. Осуществлялось   государственное   регулирование   экономики,   господствующая идеология внедрялась во все сферы жизни общества.  Отказ от демократии был вызван рядом причин. Для преодоления кризисных явлений,  возникших  после   Первой  мировой  войны  и   ставших   особенно  острыми позже, с 1929 г., требовалась мобилизация всех ресурсов. Подобной мобилизации могла   добиться   только   сильная   власть,   способная   взять   под   свой   контроль экономику. Вмешательство государства в экономику в годы Первой мировой войны дало   положительные   результаты.   Государство   определяло   цены   на   продукцию   и минимальный размер зарплаты. Этим, как казалось, можно избавиться от кризисов перепроизводства.   Одновременно   буржуазия   была   напугана   возможностью революционного слома существующей системы, подобного тому, что произошел в России,   и   готова   была   поступиться   частью   прибыли   и   своим   политическим влиянием в пользу государства.  Приход фашистов к власти в Италии. Организация «Боевой союз» (по­ итальянски   «Фашио   ди   комбатименто»)   во   главе   с   фронтовиком  Бенито Муссолини,   ранее   социалистом,   сложилась   в   Италии   в   1919   г.   В   условиях обострения ситуации в стране, чрезвычайно пострадавшей в результате участия в войне,  фашисты  требовали   проведения   преобразований   в   интересах   народа: гарантии   гражданских   свобод,   8­часовой   рабочий   день,   повышение   заработной платы,   ограничение   крупного   капитала,   участие   рабочих   в   управлении предприятиями   и   т.   д.   Создавались   военизированные   фашистские   отряды   для борьбы за эти требования.  В   начале   20­х   гг.   XX   в.   обстановка   в   Италии   еще   более   ухудшилась.  Национальную   фашистскую   партию, Муссолини,   создавший   в   1921   г. потребовал   места   в   правительстве   для   фашистов.   В   октябре   1922   г.   фашисты устроили   так   называемый   поход   на   Рим.   30   октября   Муссолини   был   назначен премьер­министром   Италии.   Он   приступил   к   строительству  тоталитарного (всеобъемлющего)   государства.   Только   премьер­министр   мог   предлагать   и утверждать   законы.   Все   партии,   кроме   фашистской,   были   запрещены.   Значимые государственные   должности   занимали   исключительно   фашисты.   Муссолини считался вождем — дуче.  Фашистам   удалось   быстро   преодолеть   послевоенный   кризис.   Итальянский фашизм стал образцом для подобных движений во многих странах.  Приход нацистов к власти в Германии. К 1923 г. ситуация в Германии была близка к катастрофической. Резко обесценилась денежная единица — марка. За буханку хлеба или отправку письма платили  уже не миллионы, а триллионымарок.   Немалую   роль   в   создании   кризиса   играли   репарации   Германии   странам­ победительницам. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация Рура. По всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультра­ левыми силами.  Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Члены возникшей здесь   в   1919   г.  Национал­социалистической   рабочей   партии   (НСДАП)  по примеру Муссолини  готовили  поход на Берлин. Одним  из главных инициаторов этого похода был  Адольф Гитлер. Связанные с нацистами отряды штурмовиков появились в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя места в мирной жизни.  В   ноябре   1923   г.   Гитлер   на   митинге   в   одном   из   пивных   залов   Мюнхена объявил   о   начале   национальной   революции   и   формировании   национального правительства. Гитлера поддержал популярный генерал Эрих Людендорф. Однако на следующий день полиция расстреляла демонстрацию нацистов. После подавления «пивного путча» Гитлер оказался в тюрьме. Там он написал книгу  «Моя борьба» («Майн Кампф»), в которой изложил нацистскую идеологию и программу действий. В   декабре   1924   г.   Гитлер   был   освобожден   и   начал   перестройку   своей   партии. Численность   ее   рядов   росла.   Одновременно   формировались   организованные   по армейскому   образцу   охранные   отряды   СС,   создаются   детские,   молодежные, женские   нацистские   организации.   Гитлер   рассчитывал   взять   власть   уже   не насильственным, а конституционным путем.  Экономический кризис 1929—1933 гг. породил в Германии многомиллионную безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП получила на выборах в рейхстаг 107 мандатов. Спустя два года нацисты заняли первое место.  Гитлер,  обещавший   создать   «народную  экономику»,   во  всех  бедах  страны обвинял   «американскую   плутократию»,   «английский   империализм»,   «мировое еврейство»   и   «предательское   правительство»   Веймарской   республики.   Крупные германские промышленники открыто поддерживали Гитлера. Помогало нацистам и отсутствие единства среди левых сил: коммунисты и социал­демократы отчаянно боролись друг с другом.  По   требованию   промышленников   президент   Германии   Пауль   Гинденбург назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером — главой правительства. На мартовских выборах 1933 г. партию Гитлера поддержали 44 % избирателей.  Внутренняя   политика   А.Гитлера.   В   конце   февраля   1933   г.,   устроив провокацию с поджогом здания рейхстага, Гитлер ввел в Германии чрезвычайное положение. Были ликвидированы свободы слова, печати и собраний, под контроль членов нацистской партии перешли органы государственного управления и радио. Гитлер добился принятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что позволило ему издавать собственные законы. Одним из первых законов стал запрет коммунистической партии, а значит, и деятельности ее членов в рейхстаге. Многие члены социал­демократической партии также были лишены права голоса. С июля1933 г. в Германии допускалась лишь деятельность НСДАП. В 1934 г., после смерти Гинденбурга, Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера и стал вождем — фюрером — Германии.  Контроль за политической деятельностью в Германии осуществляла тайная полиция   гестапо   во   главе   с  Генрихом   Гиммлером.   Ей   же   подчинялось   и управление трудовых и концентрационных лагерей. Нацисты требовали принятия решительных мер против евреев. Уже в апреле 1933 г. они добились издания закона о запрете евреям работать в правительственных учреждениях. Осенью 1935 г. все евреи Германии были занесены в особые списки, лишены   гражданства   и   права   голоса.   Многие   промышленники   еврейского происхождения, не получая от государства заказов, обанкротились. В октябре 1938 г.  произошла  так  называемая  хрустальная ночь, в  ходе  которой  были  разбиты стекла и витрины 7 тыс. магазинов, принадлежавших евреям. Началась массовая эмиграция евреев из Германии.  Для пропаганды нацистских идей было создано специальное Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом. Запылали огромные костры из книг писателей, неугодных вождям рейха.  Вместо разогнанных профсоюзов нацистская власть создала Фронт немецких рабочих.  Дети   с   6   до   14   лет   входили   в   организацию  «Дойче   Юнгфелък» («Немецкая   молодежь»).  Юноши   от   14   до   18   лет   входили   в  «Гитлерюгенд». Членство в нацистских организациях являлось обязательным.  Режим,   созданный   Гитлером   в   Германии,   пользовался   поддержкой подавляющей   части   населения.   Фактически   была   ликвидирована   безработица. Немалую   роль   в   создании   рабочих   мест   сыграла   политика   вооружения. Государственным   промышленникам   предоставлялись   крупные   кредиты,   их снабжали сырьем.  Немецкому обществу импонировала смелость Гитлера, который решительно покончил   с   условиями   унизительного   для   национального   самосознания Версальского договора, возродил авиацию и военно­морской флот.  Другие   диктаторские   режимы   в   Европе.   В   30­х   гг.   XX   в.   в   Европе существовали и другие диктаторские режимы. В Венгрии диктатор М.Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить оппозицию. В 1926 г. была установлена диктатура Ю. Пилсудского в Польше, авторитарный режим возник в Португалии. В 1934 г. диктатура   фактически   установилась   в   Эстонии   и  Латвии.   Нередко   диктаторами становились монархи (Югославия, Болгария, Албания).   Большинство   государств   с   авторитарными   режимами   было   вовлечено   в экономическое   сотрудничество   с   Германией.   Стала   модной   пропаганда   войны. Многие   европейцы,   особенно   молодежь,   считали,   что   именно   во   время   войны проявляются лучшие качества гражданина: боевой дух, повиновение вождю нации, патриотизм.Гражданская  война в Испании. В январе  1936  г. все левые силы  Испании объединились в мощный  Народный фронт. В феврале 1936 г. Народный фронт одержал победу на выборах в парламент и создал свое правительство.  В июле 1936 г. против республиканского правительства был поднят военно­ фашистский   мятеж,   во   главе   которого   стал   генерал  Франсиско   Франко. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось так называемое «национальное правительство», которое потребовало установления в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступление мятежников против сил республиканцев. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все чаще принимали непосредственное участие в боевых действиях.  Франция   и   Великобритания   проводили   политику   «невмешательства»:   не поставляли   оружие   в   Испанию.   Эта   политика   играла   на   руку   мятежникам, поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия франкистам.   С   осени   1936   г.   помощь   Испании   начал   оказывать   Советский   Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпасы, в войне участвовали военные   специалисты   из   СССР   (ок.   3   тыс.   человек).   Одновременно   создавались интернациональные бригады  антифашистов из всех стран мира (всего в составе интербригад было ок. 35 тыс. человек).  В 1937 —1938 гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины   1938   г.   франкисты   начали   теснить   республиканцев.   Положение усугубляли   распри   и   столкновения   в   лагере   республиканцев.   После   потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снабжение противников Франко оружием. В марте возник заговор в рядах республиканского командования. Войска Франко вошли в Мадрид, а к 1 апреля 1939 г. заняли всю территорию Испании. В стране установилась диктатура Франко.  ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  1. В чем состояли причины установления недемократических режимов в  большинстве стран мира в 20 — 30­е гг. XX в.?  2. Как фашисты пришли к власти в Италии?  3. Как нацисты пришли к власти в Германии?  4. Какую политику проводили фашистские режимы?                                            ­ Почему они пользовались поддержкой населения?  5. Расскажите о Гражданской войне в Испании.  6. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение об одном из  участников Гражданской войны в Испании. Документ  Из книги А. Гитлера «Майн кампф». 1923 г.Мы начинаем с того, на чем остановились шесть столетий тому назад. Мы прекращаем вечное германское устремление на юг и запад Европы и обращаем взор на страну на востоке.  ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ  1. О какой стране говорил Гитлер?  2. Как эти планы отразились на его деятельности?