Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 29 § 75. Недемократические режимы.
Причины установления недемократических режимов. В большинстве
стран Европы, Латинской Америки и Азии в 20 — 30е гг. XX в. существовали
сходные политические режимы. Для них были характерны сосредоточение
верховной власти в руках одного человека (вождя), запрет политических партий и
организаций, кроме официальных, подавление всякой оппозиции и т.д.
Осуществлялось государственное регулирование экономики, господствующая
идеология внедрялась во все сферы жизни общества.
Отказ от демократии был вызван рядом причин. Для преодоления кризисных
явлений, возникших после Первой мировой войны и ставших особенно острыми
позже, с 1929 г., требовалась мобилизация всех ресурсов. Подобной мобилизации
могла добиться только сильная власть, способная взять под свой контроль
экономику. Вмешательство государства в экономику в годы Первой мировой войны
дало положительные результаты. Государство определяло цены на продукцию и
минимальный размер зарплаты. Этим, как казалось, можно избавиться от кризисов
перепроизводства. Одновременно буржуазия была напугана возможностью
революционного слома существующей системы, подобного тому, что произошел в
России, и готова была поступиться частью прибыли и своим политическим
влиянием в пользу государства.
Приход фашистов к власти в Италии. Организация «Боевой союз» (по
итальянски «Фашио ди комбатименто») во главе с фронтовиком Бенито
Муссолини, ранее социалистом, сложилась в Италии в 1919 г. В условиях
обострения ситуации в стране, чрезвычайно пострадавшей в результате участия в
войне, фашисты требовали проведения преобразований в интересах народа:
гарантии гражданских свобод, 8часовой рабочий день, повышение заработной
платы, ограничение крупного капитала, участие рабочих в управлении
предприятиями и т. д. Создавались военизированные фашистские отряды для
борьбы за эти требования.
В начале 20х гг. XX в. обстановка в Италии еще более ухудшилась.
Национальную фашистскую партию,
Муссолини, создавший в 1921 г.
потребовал места в правительстве для фашистов. В октябре 1922 г. фашисты
устроили так называемый поход на Рим. 30 октября Муссолини был назначен
премьерминистром Италии. Он приступил к строительству тоталитарного
(всеобъемлющего) государства. Только премьерминистр мог предлагать и
утверждать законы. Все партии, кроме фашистской, были запрещены. Значимые
государственные должности занимали исключительно фашисты. Муссолини
считался вождем — дуче.
Фашистам удалось быстро преодолеть послевоенный кризис. Итальянский
фашизм стал образцом для подобных движений во многих странах.
Приход нацистов к власти в Германии. К 1923 г. ситуация в Германии
была близка к катастрофической. Резко обесценилась денежная единица — марка.
За буханку хлеба или отправку письма платили уже не миллионы, а триллионымарок. Немалую роль в создании кризиса играли репарации Германии странам
победительницам. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация Рура. По
всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультра левыми
силами.
Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Члены возникшей
здесь в 1919 г. Националсоциалистической рабочей партии (НСДАП) по
примеру Муссолини готовили поход на Берлин. Одним из главных инициаторов
этого похода был Адольф Гитлер. Связанные с нацистами отряды штурмовиков
появились в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя
места в мирной жизни.
В ноябре 1923 г. Гитлер на митинге в одном из пивных залов Мюнхена
объявил о начале национальной революции и формировании национального
правительства. Гитлера поддержал популярный генерал Эрих Людендорф. Однако
на следующий день полиция расстреляла демонстрацию нацистов. После подавления
«пивного путча» Гитлер оказался в тюрьме. Там он написал книгу «Моя борьба»
(«Майн Кампф»), в которой изложил нацистскую идеологию и программу действий.
В декабре 1924 г. Гитлер был освобожден и начал перестройку своей партии.
Численность ее рядов росла. Одновременно формировались организованные по
армейскому образцу охранные отряды СС, создаются детские, молодежные,
женские нацистские организации. Гитлер рассчитывал взять власть уже не
насильственным, а конституционным путем.
Экономический кризис 1929—1933 гг. породил в Германии многомиллионную
безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП
получила на выборах в рейхстаг 107 мандатов. Спустя два года нацисты заняли
первое место.
Гитлер, обещавший создать «народную экономику», во всех бедах страны
обвинял «американскую плутократию», «английский империализм», «мировое
еврейство» и «предательское правительство» Веймарской республики. Крупные
германские промышленники открыто поддерживали Гитлера. Помогало нацистам и
отсутствие единства среди левых сил: коммунисты и социалдемократы отчаянно
боролись друг с другом.
По требованию промышленников президент Германии Пауль Гинденбург
назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером — главой правительства. На
мартовских выборах 1933 г. партию Гитлера поддержали 44 % избирателей.
Внутренняя политика А.Гитлера. В конце февраля 1933 г., устроив
провокацию с поджогом здания рейхстага, Гитлер ввел в Германии чрезвычайное
положение. Были ликвидированы свободы слова, печати и собраний, под контроль
членов нацистской партии перешли органы государственного управления и радио.
Гитлер добился принятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что
позволило ему издавать собственные законы. Одним из первых законов стал запрет
коммунистической партии, а значит, и деятельности ее членов в рейхстаге. Многие
члены социалдемократической партии также были лишены права голоса. С июля1933 г. в Германии допускалась лишь деятельность НСДАП. В 1934 г., после смерти
Гинденбурга, Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера и стал вождем
— фюрером — Германии.
Контроль за политической деятельностью в Германии осуществляла тайная
полиция гестапо во главе с Генрихом Гиммлером. Ей же подчинялось и
управление трудовых и концентрационных лагерей.
Нацисты требовали принятия решительных мер против евреев. Уже в апреле
1933 г. они добились издания закона о запрете евреям работать в правительственных
учреждениях. Осенью 1935 г. все евреи Германии были занесены в особые списки,
лишены гражданства и права голоса. Многие промышленники еврейского
происхождения, не получая от государства заказов, обанкротились. В октябре 1938
г. произошла так называемая хрустальная ночь, в ходе которой были разбиты
стекла и витрины 7 тыс. магазинов, принадлежавших евреям. Началась массовая
эмиграция евреев из Германии.
Для пропаганды нацистских идей было создано специальное Министерство
народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом. Запылали
огромные костры из книг писателей, неугодных вождям рейха.
Вместо разогнанных профсоюзов нацистская власть создала Фронт немецких
рабочих. Дети с 6 до 14 лет входили в организацию «Дойче Юнгфелък»
(«Немецкая молодежь»). Юноши от 14 до 18 лет входили в «Гитлерюгенд».
Членство в нацистских организациях являлось обязательным.
Режим, созданный Гитлером в Германии, пользовался поддержкой
подавляющей части населения. Фактически была ликвидирована безработица.
Немалую роль в создании рабочих мест сыграла политика вооружения.
Государственным промышленникам предоставлялись крупные кредиты, их
снабжали сырьем.
Немецкому обществу импонировала смелость Гитлера, который решительно
покончил с условиями унизительного для национального самосознания
Версальского договора, возродил авиацию и военноморской флот.
Другие диктаторские режимы в Европе. В 30х гг. XX в. в Европе
существовали и другие диктаторские режимы. В Венгрии диктатор М.Хорти сумел
к 1931 г. окончательно подавить оппозицию. В 1926 г. была установлена диктатура
Ю. Пилсудского в Польше, авторитарный режим возник в Португалии. В 1934 г.
диктатура фактически установилась в Эстонии и Латвии. Нередко диктаторами
становились монархи (Югославия, Болгария, Албания).
Большинство государств с авторитарными режимами было вовлечено в
экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны.
Многие европейцы, особенно молодежь, считали, что именно во время войны
проявляются лучшие качества гражданина: боевой дух, повиновение вождю нации,
патриотизм.Гражданская война в Испании. В январе 1936 г. все левые силы Испании
объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. Народный фронт
одержал победу на выборах в парламент и создал свое правительство.
В июле 1936 г. против республиканского правительства был поднят военно
фашистский мятеж, во главе которого стал генерал Франсиско Франко.
Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось
так называемое «национальное правительство», которое потребовало установления
в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступление мятежников
против сил республиканцев. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все
чаще принимали непосредственное участие в боевых действиях.
Франция и Великобритания проводили политику «невмешательства»: не
поставляли оружие в Испанию. Эта политика играла на руку мятежникам,
поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия франкистам.
С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз.
Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпасы, в войне участвовали
военные специалисты из СССР (ок. 3 тыс. человек). Одновременно создавались
интернациональные бригады антифашистов из всех стран мира (всего в составе
интербригад было ок. 35 тыс. человек).
В 1937 —1938 гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с
середины 1938 г. франкисты начали теснить республиканцев. Положение
усугубляли распри и столкновения в лагере республиканцев. После потери
Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снабжение противников Франко оружием.
В марте возник заговор в рядах республиканского командования. Войска Франко
вошли в Мадрид, а к 1 апреля 1939 г. заняли всю территорию Испании. В стране
установилась диктатура Франко.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состояли причины установления недемократических режимов в
большинстве стран мира в 20 — 30е гг. XX в.?
2. Как фашисты пришли к власти в Италии?
3. Как нацисты пришли к власти в Германии?
4. Какую политику проводили фашистские режимы?
Почему они пользовались поддержкой населения?
5. Расскажите о Гражданской войне в Испании.
6. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение об одном из
участников Гражданской войны в Испании.
Документ
Из книги А. Гитлера «Майн кампф». 1923 г.Мы начинаем с того, на чем остановились шесть столетий тому назад. Мы
прекращаем вечное германское устремление на юг и запад Европы и обращаем взор
на страну на востоке.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. О какой стране говорил Гитлер?
2. Как эти планы отразились на его деятельности?