ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".
Оценка 4.7

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
Взрослым
03.03.2018
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".
В течение миллионов лет люди жили за счет охоты, рыболовства и собирательства. Человек «присваивал» себе дары природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Люди целиком зависели от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи. Около 11—10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди стали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты. Зависимость от окружающей среды намного уменьшилась. Такой тип хозяйства называется производящим.
ЛЕКЦИЯ № 3.docx
ЛЕКЦИЯ № 3         § 2. неолитическая революция и ее последствия. Что такое неолитическая  революция.  В   течение  миллионов  лет  люди жили   за  счет   охоты,   рыболовства   и  собирательства.  Человек  «присваивал»   себе дары   природы,   поэтому   такой   тип   хозяйства   называют  присваивающим.   Люди целиком зависели от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости     добычи,   случайной   удачи.   Около   11—10   тыс.   лет   назад   отношения человека   и   природы   становятся   кардинально   иными.   Зарождается   земледелие   и животноводство. Люди стали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты.   Зависимость   от   окружающей   среды   намного   уменьшилась.   Такой   тип хозяйства называется производящим. Производящее   хозяйство   до   сих   пор   остается   основой   существования человечества. Переход  к  производящему  хозяйству  у  ряда  племен  и  народов начался в период мезолита и завершился в неолите.   Появление     производящего     хозяйства     коренным    образом     изменило жизнь     человечества,     взаимоотношения   внутри   сообществ   людей,   порядок управления в них. Эти  перемены  историки  назвали  неолитической  революцией. Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад  закончилось последнее     крупное     оледенение     Земли.     За   сравнительно   небольшой   отрезок времени   тундра   и   часть   территории,   где   лежал   вечный   лед,   покрылись   лесами. Казалось, подобные  перемены  облегчат  жизнь  людей,  однако  во  время таяния льда   вымерли   мамонты   и   многие   другие   крупные   животные,     на     которых первобытные  люди  привыкли  и  умели охотиться  и  которые  давали  им  пищу, шкуры,   кость   для   изготовления   различных   предметов.   Пришлось   осваивать охоту на  мелкую  дичь,  птицу,  больше  внимания  уделять  ловле рыбы.  Теперь родовые  общины  в  поисках  добычи  вынуждены были часто переходить на новые территории. В  этот  период  были  изобретены  лук  со  стрелами,  различные  ловушки, капканы. Другим изобретением стал  бумеранг, имевший  свойство  при  неудачном (не  поражающем  добычу) броске  возвращаться  назад.  Люди  строили  лодки  и плоты,  на которых  плавали  не  только  по  рекам  и  озерам,  но  и  выходили в море. Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для  общин  Передней  Азии (территория  современных  Турции,  Сирии,  Израиля,  Палестины,  Ирака,  Ирана  и некоторых   других стран).   В   период   палеолита   здесь   охотились   на   диких баранов,  кабанов,  козлов,  быков,  собирали  злаки  —  пшеницу, ячмень,  просо.  В диком  виде  эти  растения  растут  только  в горных районах Передней Азии. Для  срезания  колосьев  злаковых  культур  люди  изобрели особое  орудие —  серп.  Вдоль  внутренней  поверхности  изогнутой  деревянной  палки  или  кости выдалбливали паз, в него вставляли   вплотную друг к другу остро   наточенные камушки размером в 1 — 2 см (микролиты) и закрепляли все смолой  или бетоном. Если один   из   микролитов   ломался   или   выпадал,   его   легко   могли   заменить другим, поскольку  их  делали  одинаковыми, в виде трапеций или  треугольников. Позже микролиты стали использовать для изготовления   составных ножей, мечей, топоров, копий. После окончания  оледенения  в  Передней  Азии  началась страшная  засуха, что   привело   к   гибели   многих   животных   и растений.   Экологический   кризис заставил  людей  искать  новые  источники  существования.  Выход  был  найден  в искусственном  разведении  растений  и  приручении  (одомашнивании) животных. Зарождение     производящего     хозяйства.   Собиратели   злаков   заметили: если  зерно  зарыть  в  рыхлую  землю  и  поливать  водой,  то  из  него  вырастает колос  со  многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева  каждый  год отбирали  только лучшие зерна. Со временем  изменились  внешний  вид  и многие полезные  свойства  пшеницы,  проса,  ячменя  и  других злаков. Из­за засухи дикие овцы, козы, коровы, свиньи  стали  заходить  в  поселения людей  в  поисках  воды.  Члены  общины часто  ловили  их  живьем,  держали  в загонах и съедали по мере  необходимости.  Некоторые  животные  рождались  уже в неволе. Со временем таких животных стали кормить,  пасти, а  самых  спокойных и  крупных  отбирали  для  размножения. Постепенно  домашние  животные  стали отличаться от диких по повадкам, характеру и даже по  анатомическому  строению.  животноводство Произошло (скотоводство).  одомашнивание   животных.   Появилось Первыми были одомашнены в X — IX тысячелетиях до н.э. овцы  и  козы,  в VII  тысячелетии  до  н.э.  приручили  свинью  и корову.  В  глубокой  древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита). Из растений первыми стали выращивать пшеницу,  ячмень, просо,  чечевицу. Позже  научились  разводить  плодоносящие деревья  —  сливы,  груши,  персики, абрикосы,  яблоки,  виноград и т.д. Древнейшая  стоянка  со  следами  сельского  хозяйства,  обнаруженная  на севере  Ирака,  датируется  X  —  IX  тысячелетиями до н.э. Когда   климат   стал   более   влажным,   сельское   хозяйство   распространилось почти по всей  Передней  Азии  и  некоторым  соседним  территориям  (Египет,  юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили  новые  виды  культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда. В   ряде   мест   сельское   хозяйство   возникло   самостоятельно,   вне   связи   с Передней  Азией. К  таким  местам,  безусловно, принадлежит  Америка,  где  стали выращивать кукурузу, томаты.  Рис  «одомашнили»  в  Индии  и  Китае.  Возможно, в   Европе   был   самостоятельно   одомашнен   крупный   рогатый   скот. Однако «предками» большинства  домашних  животных  (овцы, козы,  коровы)  и  растений (пшеница,   ячмень,   просо)   считаются   дикие   животные   и   растения,   которые имелись  только в Передней Азии. Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними  жителями Передней     Азии,     и     поныне     остаются   основными   источниками   пищи   для человечества. Последствия   неолитической     революции.     Вслед     за     появлением сельского   хозяйства было сделано еще   множество   открытий.   Люди   научились производить     шерстяные   и   льняные  ткани.     Важнейшим     изобретением     стала керамика  (первые изделия из обожженной глины датируются  VIII  тысячелетием до     н.э.).     Появился    гончарный   круг.   Из   глины   же   изготавливали   и   кирпичи, используемые в строительстве. Для   полива   полей   стали   строить   каналы   и   бассейны,   постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все  сложнее. Поля  стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой  и  плугом.  Со  временем  для  пахоты начали использовать быков. На поселении земледельцев  и  скотоводов  рубежа  VIII  — VII  тысячелетий до н.э. Чайёню­Тепеси в Малой  Азии  найдены древнейшие изделия из самородной меди.   С   V   —   IV   тысячелетий   до   н.э.   на   Ближнем   Востоке   наступает   период энеолита  —   меднокаменного   века   (переходного   от   каменного к     бронзовому веку).  На  территории  Европы  начало  энеолита датируется  III  тысячелетием  до н.э. Бронзовый век  начался на Ближнем  Востоке  в  конце  IV  —  III  тысячелетий до  н.э.,  а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа (железный век) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в   Передней   Азии   и   в   I тысячелетии  до  н.э.  в  Европе.  После освоения  массового  производства  изделий из  железной  руды каменные орудия окончательно исчезли. Неолитическая   революция   на   территории   современной   России.   В степях   Южного   Приуралья   и   Поволжья   археологи   нашли   кости   домашних животных  (коров, коз, овец), которых начали разводить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего  хозяйства  на  территории  России.  Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель. Люди,  некогда  обитавшие  на  Южном  Урале,  также  внесли свой  вклад  в неолитическую  революцию.  Именно  здесь  найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей. Появление  одомашненных  лошадей  резко  ускорило  ход истории.  Лошади облегчали  связь  между  разными  народами, что  способствовало  их  взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где  не  было  возможности  приручить  лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия). Общественное   разделение   труда.   Зарождение   ремесла   и   торговли. Хозяйство  в  первых  общинах  земледельцев  и  скотоводов  носило  комплексный характер. Выращивание злаковых культур, фруктов и разведение  скота  дополняли друг   друга.   Однако   различия   в   природных   условиях   очень   скоро   привели   к появлению специализации. На   плодородных   землях   основным   занятием   становится   земледелие   и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни.  Племена, оказавшиеся   в   степных   районах,   полностью   переключились   на     скотоводство, которое   после   одомашнивания   лошади   и   освоения   колеса     приобрело  кочевой характер. Произошло   так   называемое  первое   крупное   общественное   разделение труда  —   выделение   земледелия   и   скотоводства   в   отдельные   хозяйственные комплексы. В   поселениях   земледельцев   стали   появляться   люди,   которые специализировались  на  производстве  различных  изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. (ремесленники).  Со  временем  многие  стали жить  исключительно за счет ремесла. Произошло  второе   крупное   общественное   разделение   отделение  ремесла  от  земледелия  и скотоводства.   труда    — Общественное   разделение   труда   способствовало   развитию  обмена. Ремесленники снабжали  своими  изделиями  земледельцев  и  скотоводов,  получая от   них   продукты     питания.   Земледельцы     и     скотоводы     также     обменивались произведенными продуктами. Так зародилась торговля. Начало   формирования   народов.   С   освоением   производящего   хозяйства усилились   различия   в   темпах   развития   разных   регионов   мира.   Там,   где существовали   благоприятные   условия   для   ведения   сельского   хозяйства, становления  ремесел, развитие шло быстрее. Природно­климатические   условия   оказывали   влияние   на формирование народов, говоривших на разных языках. Ученые предполагают, что  некогда  предки  носителей  родственных  языков представляли единые общности и  жили  в одном  месте. Затем  отдельные  группы отделялись,   смешивались   с   другими   племенами,   и   в   языках   появлялись   и усиливались различия. В  научном  мире  до  их  пор  не  утихает  спор,  какие  народы жили  на территории   Передней   Азии   в   период   складывания производящего   хозяйства. Несомненно,  и  там,  и  в  Северной Африке в древности обитали племена, давшие начало  семито­хамитским  языкам.  На  этих  языках  говорили  многие  древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы. Существует точка зрения,  что  в  некоторых  районах  Передней  Азии  жили племена,  положившие  начало  народам,  говорящим  на  индоевропейских  языках. В   наше   время   индоевропейскими   языками    пользуется   значительная    часть населения Земли.  В  частности,  русский  относится  к  восточнославянской группе индоевропейских языков. Вопрос  о  времени  и  месте  появления  индоевропейцев  также  является предметом  споров  уже  на  протяжении  более двухсот  лет,  с  тех  пор  как  было установлено  родство  языков, распространенных  на  огромных  пространствах  от Индии   до Западной   Европы   (отсюда   и   их   название).   Большинство   ученых считают,     что     индоевропейская     общность     начала     складываться   в   IV   —   III тысячелетиях   до   н.э.,   но   есть   мнения   и   о   более   раннем   периоде   (VI   —   V тысячелетия до н.э.). Ранее   полагали,   что   прародина   индоевропейских   народов   —   Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения не имеет сторонников   среди   ученых. Наиболее     распространенной     считается     теория балкано­дунайской     прародины     индоевропейцев.     Популярна     также     версия   о южнорусской    прародине    (Восточная    Украина,    Северный  Кавказ,    Поволжье, Южное  Предуралье).  Наконец,  высказывается  мнение  о  восточно­анатолийской прародине  (север  Передней Азии). Основным   занятием   племен   индоевропейцев   долгое   время   являлось скотоводство.   Однако   овладение   секретом   изготовления   бронзового   оружия сделало  индоевропейцев  очень  воинственными.  Отдельные  группы  двинулись  в разные   стороны,   стремясь   захватить   лучшие   земли.   Смешиваясь   с   другими племенами   и   передав   им   свои   языки,   индоевропейцы   заселили   почти   всю Европу,  Среднюю  Азию,  Иран,  Индию  и другие земли. Эволюция   общественных   отношений.   Соседская   община.   Период мезолита  и  неолита  стал  временем  перемен  в  общинах. У земледельцев по мере совершенствования  орудий  труда и  использования рабочего     скота     отдельная     семья     становилась   все     более     самостоятельной производственной     ячейкой.     Необходимость     в     совместном     труде     отпадала. Усилило   этот   процесс   внедрение   бронзовых   и   особенно   железных   орудий труда. Родовая община уступила место соседской общине. Жилище,   орудия   труда,   рабочий   скот   в   соседской   общине   стали собственностью  отдельных  семей.  Однако  пахотная и  иная  земля  продолжала оставаться  в  общинной  собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной   семьи,   но   расчистку     полей,   работы     по     их     ирригации     производили совместно все члены соседской общины. У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше,  чем у  земледельцев. Стада  еще  длительное  время оставались  общей собственностью рода.  Со  временем  уходило  в  прошлое  равенство  внутри  общины.  Некоторые семьи  становились  более  состоятельными, чем другие, накапливали богатства. У  истоков  государственности.  Высшим  органом  управления  в  общинах  и племенах   оставалось   собрание,   в   котором принимали   участие   все   взрослые члены.  Избиравшийся  собранием  на  период  военных  действий  вождь  зависел от поддержки  соплеменников.  Старейшины  составляли  совет  общины,  племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями,  традициями  (обычное право). Организацию власти в первобытных  общинах  и  племенах  можно  назвать самоуправлением. По  мере  развития  материального  неравенства  нарастало и  неравенство  в сфере  управления.  Более  состоятельные  члены  общины  начинали  оказывать  все большее   влияние   на управление.   В   народном   собрании   слово   таких   людей становится  решающим.  Власть  вождя  теперь  сохранялась  и  в  мирные  периоды и     постепенно     начала     переходить     по     наследству.   В     условиях     нарастания неравенства  многие  обычаи  и  традиции  переставали  эффективно  регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками,  наказывать их  за  проступки,  которых  раньше  не  могло  быть. Например,  после  появления  у отдельных   семей   собственности,   возникло   воровство,   которого   до   того   не знали,  поскольку все было общим. Развитию     неравенства     способствовало     увеличение     числа   столкновений между  племенами.  В  период  палеолита  межплеменные  войны  были  довольно редки,  но  с  начала  неолитической  революции  они  велись  почти  постоянно.  У отдельных   общин   и   племен   в   условиях   производящего   хозяйства   могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена. Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы  племен во  главе  с  вождем­военачальником.  Вокруг вождей сплачивались лучшие воины. Во  многих  древних  обществах  вожди  также  приобретали и   жреческие функции:  только  они  могли  общаться  с  богами, просить  у  них  помощи  для соплеменников.  Вождь­жрец  руководил обрядами. Со   временем   члены   общины   (племени)   начали   снабжать вождя   и   его приближенных    всем   необходимым.    Первоначально    это   были   добровольные дары,  знаки  уважения.  Затем  пожертвования  перешли  в  разряд  обязательных податей,  похожих  на    налоги.  Материальной  основой  такого  явления можно считать     успехи     в     хозяйственном     развитии.     Подсчитано,     например,     что первобытный   земледелец   Передней   Азии за   два   месяца   работы   обеспечивал себя  продуктами  на  целый год,  произведенное  в  остальное  время  он  отдавал вождям, жрецам. После   успешного   набега   на   соседей   вождь   и   особо   отличившиеся     воины получали  лучшую  часть  добычи.  Среди  добычи были  и  пленные.  Раньше  их либо   отпускали,   либо   приносили   в   жертву   богам,   либо   съедали.   Теперь пленных   стали   заставлять   работать   на   победителей   (опять   же   потому,   что человек  уже  мог  произвести  больше,  чем  было  необходимо  ему самому). Так появились рабы. Рост богатств     вождей     и     знати    в    результате     войн    еще больше повышал их власть над соплеменниками. Объединенные  в  союзы  племена  обычно  не  были  равны между  собой.  В союзе  доминировало  одно  племя,  иногда  силой  заставляя  других  вступать  в него.  Нередким  становилось завоевание  одним  племенем  других.  В  этом  случае завоевателям  приходилось  разрабатывать  новые  механизмы  управления.  Вожди племен­завоевателей     становились    правителями,   а     их     соплеменники     — помощниками  по  управлению  покоренными. Создаваемая  структура  во  многом  напоминала  государство,  одним  из главных   признаков   которого   является   наличие   органов   для   управления обществом,  отделенных от самого общества. Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень  долго.  Даже самый  могущественный  вождь  созывал  народное  собрание,  где  обсуждались  и утверждались  важные решения.  Собрание  избирало  нового  вождя  после  смерти старого, даже если тот был его сыном. Первые   государства   возникли   там,   где   вожди   и   их     помощники становились  также  руководителями  хозяйственной жизни. Так   было   в   тех   местах,   где   для   земледелия   необходимо   было   строить   и поддерживать  в  исправном  состоянии  сложные оросительные сооружения. Зарождение   городов.   Некоторые   поселки   земледельцев превращались   в крупные  поселения.  Вокруг  них  возводили стены  из  камня.  Такие  поселения напоминали  города.  Города  становились  местом  пребывания  вождей  племен, откуда они  управляли  подвластной  им  округой.  В  центре  такого  города  обычно возвышался  один  или  несколько  храмов,  которые  считались  жилищами  богов. В   особом   почете    были   боги солнца,    ветра   и   дождя,    управлявшие,    как считалось, явлениями природы, от которых во многом зависела жизнь  земледельцев и скотоводов. Одно  из  древнейших  поселений  (VIII  тысячелетие  до  н.э.) обнаружено  в городе   Иерихон   в   Палестине.   Вокруг   древнего Иерихона,   в   котором   жило около  3  тыс.  человек,  построили стены  из  камня  толщиной  до  3  м.  Еще  более крупное поселение городского типа Чатал­Гуюк (Чатал­Хююк)  существовало в VII —   VI   тысячелетиях   до   н.э.   в   Малой   Азии.   Дома   из   высушенных     на     солнце глиняных  кирпичей  здесь  строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.  Что такое производящее хозяйство? Чем оно отличается и в чем его  преимущества перед присваивающим хозяйством? Составьте сравнительную  таблицу. 2.  Что такое неолитическая революция? Где и почему она началась? 3.  Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции? 4.  Как происходило распространение неолитической революции на Земле?  Каков был вклад в неолитическую революцию древних жителей территории  современной России? 5.  Что такое первое и второе общественные разделения труда? В чем  состояли их последствия? 6.  Назовите основные точки зрения по проблеме происхождения  индоевропейских народов. 7.  Сравните соседскую общину с родовой. Какие перемены в жизни людей  связаны с переходом от родовой общины к соседской? 8.  В чем заключаются причины перехода племен от системы самоуправления  к системе единоличной власти?9.  Как происходило зарождение государственности? Какую рольв этом процессе сыграли войны?

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Неолитическая революция и ее последствия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018