ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)
Оценка 5

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)

Оценка 5
Лекции
docx
история
Взрослым
06.03.2018
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 18.docx
ЛЕКЦИЯ № 18                 § 64. Пробуждение Азии в начале XX в. Синьхайская революция. В начале XX в. в Китае с новой силой разгорелась борьба против маньчжуров (династии Цин), социальной несправедливости, засилья иностранцев. Ведущую роль в создании новых революционных организаций играла руководимая Сунь Ятсеном Союзная лига, созданная в эмиграции. В самом Китае происходили вооруженные восстания, велась пропагандистская работа. Сунь Ятсен вы­ работал идеологию освободительного движения — «Три народных принципа»: национализм  (свержение   маньчжуров   и   восстановление   суверенитета   Китая), народовластие  (создание   республики)   и  народное   благоденствие  (основное   — равные права всех на землю).  Началом революции послужили события в городе Учан на юге страны. 10 октября 1911 г. (год синьхай по китайскому лунному календарю, отсюда название революции   —   Синьхайская)   в   Учане   восстали   войска,   среди   которых   активно действовали   тайные   организации.   В   боях   против   правительственных   сил участвовали  крестьяне  окрестных деревень. Города и провинции Китая свергали власть цинских чиновников и переходили на сторону революции. К концу ноября 1911 г. независимость провозгласили 15 провинций. 29 декабря 1911 г. в Нанкине было   провозглашено   создание  Китайской   Республики,   а   Сунь   Ятсен   стал   ее временным президентом.  При его участии была разработана временная конституция: провозглашались равные   права   всех   граждан,   свобода   слова   и   печати,   вероисповедания, неприкосновенность   личности,   создание   ответственного   перед   парламентом Кабинета министров. Тем временем шли боевые действия между революционными войсками и силами цинского правительства во главе с генералом Юань Шикаем. Но вскоре стороны пошли на компромисс.  12 февраля 1912 г. малолетний император Пу И отрекся от престола, а затем Сунь   Ятсен   предложил   передать   президентский   пост   Юань   Шикаю.   Сунь   Ятсен основал партию Гоминьдан (Национальная партия). В апреле 1913 г. начал работу парламент, где члены Гоминьдана получили большинство.  Юань   Шикай,   постепенно   усиливая   свою   власть,   добился   роспуска большинства революционных войск. Подписание им кабального для Китая договора об иностранных займах послужило толчком к новому восстанию во главе с Сунь Ятсеном в 1913 г. Но оно было подавлено. Юань Шикай собирался восстановить монархию, однако в 1916 г. он внезапно скончался.  Младотурецкая революция. Под влиянием революции 1905 —1907 гг. в России   в   странах   Востока   начался   подъем   национально­освободительного движения.   В   провинциях,   а   также   в   армии   и   на   флоте   Турции   все   чаще   стали вспыхивать волнения. В конце 1907 г. был образован блок турецких революционных организаций во главе с комитетом «Единение и прогресс». Участников организации называли младотурками. В 1908 г. произошло восстание младотурков в Македонии. Войска перешли на их сторону. Султан был вынужден подписать указ о восстановлении Конституции 1876 г. и проведении выборов в парламент. Власть султана была ограниченна, в правительство вошли члены комитета «Единение и прогресс». Идеологией   младотурок   в   национальном   вопросе   являлся  османизм. Формально под этим термином понималось равенство всех подданных султана, но фактически отрицалось наличие национального вопроса. Государственным языком был   провозглашен   турецкий,   армяне,   греки,   курды   и   другие   народы   подлежали ассимиляции. Вскоре младотурки установили в стране режим диктатуры.  Революция в Иране. Иран в начале XX в. был разделен на сферы влияния Великобритании и России. В стране существовал режим, основанный на подавлении всех   недовольных.   Под   влиянием   событий   в   России   в   декабре   1905   г.   в   Иране начались демонстрации. В августе 1906 г. шах издал указ о введении конституции и созыве   парламента.   Парламент   (меджлис)   принял   законы   о   гражданских   правах, равенстве и свободах. Борьба продолжалась до 1911 г. По просьбе шаха в события вмешались   Россия   и   Великобритания.   Революционные   силы   были   разгромлены, парламент разогнан.  Национально­освободительная борьба в Индии. С 1899 г. вице­королем Индии   стал   лорд  Джордж   Керзон,   проводивший   политику   дискриминации индийцев, поддержки английских предпринимателей. Его действия способствовали усилению   антиколониальных   настроений.   Однако   среди   сторонников   перемен   не было единства. Противники колониального режима еще в 1885 г. объединились в Индийский   национальный   конгресс   (ИНК).  В   руководстве   его   были представители зажиточных кругов и высших каст, стоявших на позиции лояльной оппозиции   колонизаторам.   Позже   в   конгрессе   появилось   и   радикальное направление, выступавшее за активную  борьбу против англичан. Все популярнее становились лозунги свадеши (отечественное производство) и сварадж (собственное правление).  С   начала   1906   г.   движение   свадеши   стало   принимать   форму   массовых выступлений. Произошли забастовки железнодорожников. В ходе стачечной борьбы были   созданы   профсоюзы.   В   ответ   англичане   развернули   репрессии   против радикальных лидеров ИНК.  В 1915 г. лидером ИНК стал Махатма Ганди. Он разработал общественно­  властям политическую   программу (сатъяграха). В содержании этой программы сказались опыт революции 1905 — 1907 гг. в России, учение JI. Н. Толстого.   ненасильственного   сопротивления ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  1. Объясните смысл названия параграфа.  2. В чем причины Синьхайской революции? Каковы ее результаты?  3. Какие последствия имела Младотурецкая революция?  4. Расскажите о национально­освободительном движении в Индии в начале  XX в.  5. Каковы были общие причины нарастания освободительного движения в  разных азиатских странах? В чем состояли специфические особенности этих  движений в каждой из стран?  Документ  Из книги Джавахарлала Неру «Открытие Индии»  Когда   Ганди   впервые   вступил   в   Индийский   национальный   конгресс,   он немедленно   полностью   изменил   его   устав.   Он   превратил   Конгресс   в демократическую   и   массовую   организацию.   Конгресс   и   прежде   был демократической   организацией,   но   его   состав   был   ограничен   представителями высших классов. Теперь в него устремились крестьяне, и в своем новом виде он стал приобретать характер широкой крестьянской организации с большой прослойкой представителей средних классов. Преобладание крестьян в дальнейшем усилилось. Пришли также и промышленные рабочие, но поодиночке, а не в организованном порядке.  Основой и целью этой организации стало действие, осуществляемое мирными средствами. Был выработан новый метод действия: являясь абсолютно мирным, он, тем не менее, заключал в себе неподчинение тому, что считалось неправильным...  ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ 1. Какие изменения произошли в ИНК после вступления в него М.Ганди?  Почему?  2. В чем состояла суть тактики М. Ганди?

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Пробуждение Азии в начале XX в.» (ССУЗ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018