ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.6

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)

Оценка 4.6
Лекции
docx
история
Взрослым
06.03.2018
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 47.docx
ЛЕКЦИЯ № 47                     § 93. Развитие культуры. Развитие науки и техники. Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине XX — начале XXI в. являлись достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие   стороны   промышленного   и   сельскохозяйственного   производства,   дали толчок   к   дальнейшему   развитию   транспорта.   Так,   овладение   секретом   атома привело к рождению  атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника.   Достижения   в  генетике  позволили   получать   новые   сорта растений, повысить эффективность животноводства.  В 70­е гг. XX в. начался новый этап научно­технической революции. Наука сливается   с   производством,   превращаясь   в   непосредственную   производительную силу. Еще одна черта данного этапа — резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ этого времени —  персональный   компьютер,   ставший   в   развитых   странах   с   последних десятилетий XX в. неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни. Появление   Интернета  сделало   общедоступным   огромное   количество информации.   Микропроцессоры   начали   широко   применять   для   автоматизации производства,   в   бытовых   приборах.   Огромные   перемены   произошли   в   средствах связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны).  Ярчайшие достижения науки второй половины XX в. связаны с  освоением космоса. Запуск в СССР  в 1957 г. искусственного спутника Земли и полет в 1961   г.   Юрия   Гагарина  дали   толчок   к   советско­американской   гонке   в исследовании космического пространства. Достижения этой гонки: выход человека в   открытый   космос,   стыковка   космических   аппаратов,   мягкие   посадки искусственных   спутников   на   Луне,   Венере   и   Марсе,   создание   орбитальных космических   станций  и  многоразовых  космических   кораблей   и  т.д.   Американцы объявили о полетах своих астронавтов на Луну. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжились. Началось создание международной космической станции; в этом проекте приняли участие США, Россия, страны ЕС и Азии.  Новые черты культуры. В 40 — 50­е гг. XX в. главной темой произведений искусства   была   война.   Ее   событиям   посвящены   памятники   и   монументы, литературные произведения, фильмы, музыка, живопись. Во Франции к теме войны обращались писатели Луи Арагон, Поль Элюар, Арман Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого («расчет с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Бернхарда Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» Анны Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях Генриха Бѐлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведениях  немецкие  писатели, жившие в годы войны в эмиграции  (Т. Манн,   Э.   М.   Ремарк).   Роман   Ремарка   «Время   жить,   время   умирать»   ставил острейшую   для   ФРГ   проблему   ответственности   не   только   нацистов,   но   и   всех немцев за преступное ведение Германией войны против Советского Союза. Для всех крупных произведений этого времени характерен реалистический подход.   Реализм   отличает   творчество   американских   писателей   того   времени: Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя.  Подобные явления наблюдались и в кинематографе. Огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Роберто Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения Сопротивления.   В   60   —70­х   гг.   XX   в.   в   Италии   снималось   немало   фильмов, обращенных   к   острой   социальной   и   политической   тематике.   В   них   ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.  Все более известным в мире становится кино азиатских стран. Прорыв здесь был   совершен   в   60­е   гг.   японским   режиссером   Акирой   Куросавой   («Расѐмон», «Семь самураев» и др.).  Важнейшую   роль   в   кинематографе   играли   США.   Среди   американских фильмов   было   немало   таких,   которые   обращались   к   актуальным   социально­ политическим   темам.   Так,   многие   из   них   посвящены   войне   во   Вьетнаме («Возвращение   домой»   Х.Эшби,   «Апокалипсис   сегодня»   Ф.   Копполы,   «Взвод» О.Стоуна). Однако преобладали все же фильмы развлекатель ных жанров: вестерны, боевики,   детективы,   триллеры,   фантастические   фильмы,   мелодрамы,   комедии. Некоторые из них, сохраняя зрелищность, затрагивают острейшие проблемы, в том числе   в   критическом   плане   оценивают   состояние   американского   общества (например, «Крестный отец» Ф. Коп­ полы).  Популярными   в   искусстве   остаются   различные  модернистские направления. В 40 — 50­е гг. XX в. французские писатели Жан­Поль Сартр и Альбер Камю стали пропагандистами философско­литературного течения в рамках экзистенциализма.   Они   проповедовали   идеи   абсурдности   окружающего   мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его  права  быть  единственным  судьей  своих  поступков.  В  основе  серии  романов Сартра   «Дороги   свободы»   лежали   сюжеты,   связанные   с   конфликтом   между требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.  С 50­х гг. XX в. известность получают авангардистские течения, связанные с   понятием   «абсурд».   Создаются   произведения,   в   которых   отсутствует   сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. Самуэль Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», классику   театра   абсурда.   В   этом   же   направлении   творил   румынский   драматург Эжен   Ионеско.   Героем   абсурдистских   пьес   являлся   «маленький   человек»   с   его беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями. Успехом пользовались авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (X. Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др.).  Одно из господствующих положений в литературе занял  жанр фэнтези, в котором   авторы   помещают   своих   героев   в   придуманный   ими   мир.   Среди   таких произведений   особо   следует   выделить   серию   романов   «Властелин   колец» англичанина Джона Рональда Толкиена, а также появившиеся на стыке XX и XXI вв. романы   о   мальчике­волшебнике   Гарри   Потере   Джоан   Ролинг.   Модернистские направления  господствовали   и в  изобразительном  искусстве.  Здесь   начался  этап постмодернизма.   В   отличие   от   модернизма,   который   следовал   определенным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов, представлении об отсутствии разницы между реальностью и вымыслом.  В 60 — 70­е гг. XX в. возник поп­арт (популярное искусство). В рамках поп­ арта   любая   вещь   может   стать   предметом   искусства.   Художник   не   создает   свое произведение, а собирает, составляет, конструирует его из различных материалов. Получившееся «нечто» объявляется «фактом искусства».  Помимо   изобразительного   искусства   поп­арт   занял   господствующее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появление в 60­е гг. XX в. рок­ н­ролла. В музыкальной сфере его классиками являются американский певец Элвис Пресли, английские группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз».  B   целом   для   культуры   второй   половины   XX   в.   характерен   процесс глобализации.   Единые   эстетические   вкусы,   стандарты,   стереотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.  ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  1. Какие направления науки развивались во второй половине XX в. наиболее  интенсивно? Как изменилась роль науки в обществе?  2. Какие новые черты в развитии культуры можно назвать, говоря о второй  половине XX в.?  3. На основании одного из известных вам произведений кинематографа конца  XX — начала XX в. попытайтесь сформулировать особенности современного  киноискусства.

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018