ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.6
Лекции
docx
история
Взрослым
06.03.2018
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 47.docx
ЛЕКЦИЯ № 47 § 93. Развитие культуры.
Развитие науки и техники. Основой развития экономики передовых стран
мира во второй половине XX — начале XXI в. являлись достижения в сфере науки.
Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить
многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали
толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома
привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила
радиоэлектроника. Достижения в генетике позволили получать новые сорта
растений, повысить эффективность животноводства.
В 70е гг. XX в. начался новый этап научнотехнической революции. Наука
сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную
силу. Еще одна черта данного этапа — резкое сокращение сроков между научным
открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ этого времени
— персональный компьютер, ставший в развитых странах с последних
десятилетий XX в. неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни.
Появление Интернета
сделало общедоступным огромное количество
информации. Микропроцессоры начали широко применять для автоматизации
производства, в бытовых приборах. Огромные перемены произошли в средствах
связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны).
Ярчайшие достижения науки второй половины XX в. связаны с освоением
космоса. Запуск в СССР в 1957 г. искусственного спутника Земли и полет в
1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советскоамериканской гонке в
исследовании космического пространства. Достижения этой гонки: выход человека
в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки
искусственных спутников на Луне, Венере и Марсе, создание орбитальных
космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. Американцы
объявили о полетах своих астронавтов на Луну. После распада СССР интенсивность
космических исследований заметно снизилась, однако они продолжились. Началось
создание международной космической станции; в этом проекте приняли участие
США, Россия, страны ЕС и Азии.
Новые черты культуры. В 40 — 50е гг. XX в. главной темой произведений
искусства была война. Ее событиям посвящены памятники и монументы,
литературные произведения, фильмы, музыка, живопись. Во Франции к теме войны
обращались писатели Луи Арагон, Поль Элюар, Арман Лану. В Германии главной
стала тема преодоления нацистского прошлого («расчет с прошлым»). В ГДР вышли
такие романы, как «Пляска смерти» Бернхарда Келлермана, «Мертвые остаются
молодыми» Анны Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в
произведениях Генриха Бѐлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в
своих произведениях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т.
Манн, Э. М. Ремарк). Роман Ремарка «Время жить, время умирать» ставил
острейшую для ФРГ проблему ответственности не только нацистов, но и всех
немцев за преступное ведение Германией войны против Советского Союза. Для всех крупных произведений этого времени характерен реалистический
подход. Реализм отличает творчество американских писателей того времени:
Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя.
Подобные явления наблюдались и в кинематографе. Огромную известность
получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них
стал фильм Роберто Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения
Сопротивления. В 60 —70х гг. XX в. в Италии снималось немало фильмов,
обращенных к острой социальной и политической тематике. В них ставились
проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.
Все более известным в мире становится кино азиатских стран. Прорыв здесь
был совершен в 60е гг. японским режиссером Акирой Куросавой («Расѐмон»,
«Семь самураев» и др.).
Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских
фильмов было немало таких, которые обращались к актуальным социально
политическим темам. Так, многие из них посвящены войне во Вьетнаме
(«Возвращение домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод»
О.Стоуна). Однако преобладали все же фильмы развлекатель ных жанров: вестерны,
боевики, детективы, триллеры, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии.
Некоторые из них, сохраняя зрелищность, затрагивают острейшие проблемы, в том
числе в критическом плане оценивают состояние американского общества
(например, «Крестный отец» Ф. Коп полы).
Популярными в искусстве остаются различные
модернистские
направления. В 40 — 50е гг. XX в. французские писатели ЖанПоль Сартр и
Альбер Камю стали пропагандистами философсколитературного течения в рамках
экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира,
внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы,
его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов
Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между
требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума»
ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.
С 50х гг. XX в. известность получают авангардистские течения, связанные
с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет,
рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев. Появляется театр
абсурда. В 1953 г. Самуэль Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо»,
классику театра абсурда. В этом же направлении творил румынский драматург
Эжен Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его
беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями. Успехом пользовались
авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (X. Борхес,
X. Кортасар, Г. Маркес и др.).
Одно из господствующих положений в литературе занял жанр фэнтези, в
котором авторы помещают своих героев в придуманный ими мир. Среди таких
произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Джона Рональда Толкиена, а также появившиеся на стыке XX и XXI вв.
романы о мальчикеволшебнике Гарри Потере Джоан Ролинг. Модернистские
направления господствовали и в изобразительном искусстве. Здесь начался этап
постмодернизма. В отличие от модернизма, который следовал определенным
эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных
стилей, художественных форм и приемов, представлении об отсутствии разницы
между реальностью и вымыслом.
В 60 — 70е гг. XX в. возник попарт (популярное искусство). В рамках поп
арта любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое
произведение, а собирает, составляет, конструирует его из различных материалов.
Получившееся «нечто» объявляется «фактом искусства».
Помимо изобразительного искусства попарт занял господствующее
положение и в других жанрах. Именно с ним связано появление в 60е гг. XX в. рок
нролла. В музыкальной сфере его классиками являются американский певец Элвис
Пресли, английские группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз».
B целом для культуры второй половины XX в. характерен процесс
глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы
начинают господствовать в культуре разных стран и народов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие направления науки развивались во второй половине XX в. наиболее
интенсивно? Как изменилась роль науки в обществе?
2. Какие новые черты в развитии культуры можно назвать, говоря о второй
половине XX в.?
3. На основании одного из известных вам произведений кинематографа конца
XX — начала XX в. попытайтесь сформулировать особенности современного
киноискусства.
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Развитие культуры» (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.