ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: "Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса".

  • Лекции
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан к учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего профессионального образования НПО и СПО. Тип урока: изучение нового материала. Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.. Форма урока: стандартный урок с элементами дискуссии.
Иконка файла материала ЛЕКЦИЯ № 18.docx
ЛЕКЦИЯ № 18        § 17. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Наука  и  богословие.  Общественная  мысль  в  Средние  века развивалась  в рамках  христианской  веры.  Высшим  авторитетом  являлась  Библия.  Однако  это не  исключало  жарких споров  по  самым  разным  вопросам.  Философы  искали общие   закономерности     развития     природы,     человеческого     общества   и   их взаимоотношения с Богом. XI     век     стал     временем     рождения  схоластики.     Схоластике   присуще подчинение  мысли  авторитету.  Один  из  схоластов сформулировал  тезис,  что философия  есть  служанка  богословия.  Предполагалось,  что  всякое  знание имеет  два  уровня  —  «сверхъестественное»,  даруемое  в  откровении  Богом,  и «естественное»,   отыскиваемое     человеческим   разумом.   «Сверхъестественное» знание    можно    было    получить,    изучая    Библию  и   писания     отцов    Церкви. «Естественное»  знание  отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля. В  XII  в.  противоборство  различных  направлений  в  схоластике привело к открытому противостоянию авторитету Церкви.   Возглавил   его  Пьер   Абеляр, которого   современники    называли    «самым   блестящим   умом   своего   века». Абеляр   ставил необходимым   предварительным   условием   веры   понимание. В середине  XV  в.  по  схоластике  нанес  удар Николай  Кузанский.  Он  настаивал на  обособлении  изучения  природы  от  богословия. Развитие  образования.  С  XI  в.  начинается  подъем  средневековых  школ. Обучение  в  школах   велось   сначала  на   латинском  языке.  Благодаря   знанию латыни   образованные   люди разных   стран   могли   свободно   общаться   между собой.  В  XIV  в. появились  школы  с  преподаванием  на  национальных  языках. Основой     образования     в     Средние     века     являлись     так     называемые    «семь свободных  искусств».   Их   делили   на   два   уровня: начальный,   куда   входили грамматика,     диалектика     и     риторика,     и   высший,     включавший     астрономию, арифметику, геометрию и музыку. В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы.   Они были     неподвластны     прямому     влиянию     Церкви.   Учащиеся­школяры     стали носителями  духа  свободомыслия. Многие  из  них  писали  остроумные  стихи  и песни  на  латинском  языке.  Особенно  доставалось  в  этих  песнях  Церкви  и  ее служителям. Некоторые школы  превращались  с  XII  в.  в университеты. Так  назывался союз  школяров  и  преподавателей  для  учебы и  защиты  своих  интересов.  Первые высшие   школы,   подобные университетам,   появились   в   итальянских   городах Солерно (медицинская  школа)  и Болонья  (юридическая  школа).В  1215  г.  был основан  Парижский     университет.     В     XV     в.   в   Европе   было   уже   около шестидесяти университетов.Университеты  обладали  широкой автономией,  которую даровали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций   и   диспутов   (научных   споров). Университет  подразделялся  на факультеты.  Младшим,  обязательным  для  всех студентов,  был  артистический  факультет.  Здесь  преподавали» семь  свободных искусств».     Старших    факультетов    было     три:  юридический,     медицинский     и богословский.  Основой  образования  во  многих  университетах  являлись  труды Аристотеля, которые  стали  известны  в  Европе  через  мусульманскую  Испанию. Архитектура.  Скульптура.  С  ростом  городов  интенсивно развивались архитектура.    Возводились    храмы,   жилые   дома, ратуши,    торговые   ряды   и купеческие   склады.   В   центре   города   обычно   находился   собор   или   замок. Вокруг  главной  городской  площади  строились дома с аркадами. От площади в разные  стороны  расходились  улицы.  Вдоль  улиц  и  набережных выстраивались дома в 2 — 5 этажей. В  XI  —  XIII  вв.  в  европейской  архитектуре  господствовал романский стиль.   Такое   название   возникло,   поскольку зодчие   использовали   некоторые строительные   приемы   Древнего   Рима.   Для   романских   храмов   характерны массивные  стены и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок. Соборы    в  готическом   стиле   стали    возводить  с  XII    в.  В  Северной Франции.  Постепенно  этот  стиль  распространился по  всей  Западной  Европе. Готические  соборы  возводились  по заказу  городских  коммун  и  подчеркивали  не только  могущество  Церкви,  но  силу  и  вольность  городов.  В  готическом  соборе легкие,  ажурные  стены  как  бы  растворялись,  уступая место  высоким  узким окнам,   украшенным   цветными   витражами.   Внутреннее   пространство   собора озарялось     светом     витражей.     Ряды     стройных     столбов     и     мощный     взлет остроконечных   стрельчатых   арок   создавали   чувство   неудержимого   движения ввысь. Изобретение  книгопечатания.  Изобретение  печатного  станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни  всего  общества.  Создателем европейского   способа  книгопечатания   считается   немец  Иоганн   Гутенберг. Изобретенный     им     печатный     набор     позволил     получать     произвольное   число одинаковых  оттисков  текста  с  формы,  составленной  из литер —  подвижных и легко  заменяемых элементов. Гутенберг первым  применил  пресс  для  получения оттиска,  разработал рецепты  типографской  краски  и  сплава  для  отливки  литер. Около  1455  г.  Гутенбергом  была  издана  первая  полная  печатная  книга  Европы —  42­строчная Библия  (2  тома,  1282  страницы).  Открытие  Гутенберга  сделало книгу,  а  вместе  с  ней знания намного более доступными для людей. Раннее  Возрождение.  В  XIV  —  XV  вв.  в  культуре  Европы начинают происходить    большие   перемены,    связанные    с   невиданным   взлетом    науки,  Возрождение литературы,     искусства.     Это     явление     получило     название   (Ренессанс).  Деятели Возрождения  считали,  что  после  гибели  античного  мира наступил   период   упадка   —   Средние   века.   И   только   теперь   начинается истинное   возобновление   античной   образованности, науки,   культуры.   РодинойВозрождения  являлась  Италия, где  сохранилось  немало  из  античного  наследия и  куда  бежали,  спасаясь  от  турок,  многие  образованные  люди  из  Византии.  С XIV  в.  любители  античности  развивали  идеи гуманизма  (признание  ценности человека  как  личности,  его  право  на  свободное  развитие  и  проявление  своих способностей).   Позже     их     самих     начали     называть     гуманистами.     Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан. Одним     из     ведущих     направлений     в     первой     половине     XV     в.   был гражданский   гуманизм.   Его   основоположником   считается  Леонардо   Бруни, высшее     должностное     лицо     Флорентийской     республики.     Он     перевел     с греческого  на  латинский ряд  сочинений  Аристотеля,  писал  собственные  труды, среди которых «История флорентийского народа». Еще   один   выдающийся   итальянский   гуманист   XV ъ.   Лоренцо   Валла четко  поставил  вопрос  о  соотношении  светской культуры  и  христианской  веры. Культура,  считал  Валла,  — одна  из  сторон  духовной  жизни,  не  зависящая  от Церкви. Она  отражает  и  направляет  мирскую  жизнь,  побуждает  человека  жить в  согласии  с  самим  собой  и  окружающим  миром.  Живопись,  ваяние  и  зодчество  ступили  на  путь  новаторства  в  первые десятилетия  XV  в.  В  это  время  в  Италии  формируется  новый  тип  зданий  — палаццо    (городское   и     загородное     жилище).     Простота     фасада, совершенство  пропорций, просторные интерьеры  — вот характерные черты новой архитектуры.   и  вилла  Центром   живописи   в   эпоху   Возрождения   становится   Флоренция.   Во второй  половине  XV  в.  художники  ищут  принципы  построения  перспективы для   изображения    трехмерного пространства.   В    этот   период   складываются различные  школы  —  флорентийская,  северо­итальянская,  венецианская. Внутри них   возникает   большое   количество   течений.   Самым известным   живописцем Раннего  Возрождения  стал Сандро Боттичелли. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.   Что  такое  схоластика?  Как  развивалась  общественная  мысль  в  Средние века? 2.   Расскажите  о  развитии  образования  в  Средние  века.  В  чем   состояло   значение   появления   и   распространения   университетов? 3.   В  чем  состоят  различия  между  романской  и  готической   архитектурой? 4.   Как  появилось  книгопечатание,  и  какое  значение  имело  это   событие?5.   Почему  в  Западной  Европе  началось  Возрождение  и  зародилось  учение  гуманистов?  Назовите  наиболее  известных  представителей Раннего  Возрождения. 6.  Сравните  культуру  Средневековья  и  Древнего  мира.  В  чем  были  их общие черты и различия.