Данный урок разработан к учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего профессионального образования НПО и СПО. Тип урока: изучение нового материала. Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.. Форма урока: стандартный урок с элементами дискуссии.
ЛЕКЦИЯ № 18
§ 17. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.
Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века развивалась в
рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это
не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали
общие закономерности развития природы, человеческого общества и их
взаимоотношения с Богом.
XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще
подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что
философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание
имеет два уровня — «сверхъестественное», даруемое в откровении Богом, и
«естественное», отыскиваемое
человеческим разумом. «Сверхъестественное»
знание можно было получить, изучая Библию и писания отцов Церкви.
«Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона
и Аристотеля.
В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к
открытому противостоянию авторитету Церкви. Возглавил его Пьер Абеляр,
которого современники называли «самым блестящим умом своего века».
Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание. В
середине XV в. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал
на обособлении изучения природы от богословия.
Развитие образования. С XI в. начинается подъем средневековых школ.
Обучение в школах велось сначала на латинском языке. Благодаря знанию
латыни образованные люди разных стран могли свободно общаться между
собой. В XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.
Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь
свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили
грамматика, диалектика и риторика, и высший, включавший астрономию,
арифметику, геометрию и музыку.
В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они
были неподвластны прямому влиянию Церкви. Учащиесяшколяры стали
носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и
песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях Церкви и ее
служителям.
Некоторые школы превращались с XII в. в университеты. Так назывался
союз школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. Первые
высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах
Солерно (медицинская школа) и Болонья (юридическая школа).В 1215 г. был
основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около
шестидесяти университетов.Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли
или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров).
Университет подразделялся на факультеты. Младшим, обязательным для всех
студентов, был артистический факультет. Здесь преподавали» семь свободных
искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и
богословский. Основой образования во многих университетах являлись труды
Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию.
Архитектура. Скульптура. С ростом городов интенсивно развивались
архитектура. Возводились храмы, жилые дома, ратуши, торговые ряды и
купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок.
Вокруг главной городской площади строились дома с аркадами. От площади в
разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных выстраивались
дома в 2 — 5 этажей.
В XI — XIII вв. в европейской архитектуре господствовал романский
стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использовали некоторые
строительные приемы Древнего Рима. Для романских храмов характерны
массивные стены и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок.
Соборы в готическом стиле стали возводить с XII в. В Северной
Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Западной Европе.
Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не
только могущество Церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе
легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место высоким узким
окнам, украшенным цветными витражами. Внутреннее пространство собора
озарялось светом витражей. Ряды стройных столбов и мощный взлет
остроконечных стрельчатых арок создавали чувство неудержимого движения
ввысь.
Изобретение книгопечатания. Изобретение печатного станка произвело
переворот не только в книжном деле, но и в жизни всего общества. Создателем
европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг.
Изобретенный им печатный набор позволил получать произвольное число
одинаковых оттисков текста с формы, составленной из литер — подвижных и
легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения
оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер.
Около 1455 г. Гутенбергом была издана первая полная печатная книга Европы
— 42строчная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сделало
книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для людей.
Раннее Возрождение. В XIV — XV вв. в культуре Европы начинают
происходить большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки,
Возрождение
литературы, искусства. Это явление получило название
(Ренессанс). Деятели Возрождения считали, что после гибели античного мира
наступил период упадка — Средние века. И только теперь начинается
истинное возобновление античной образованности, науки, культуры. РодинойВозрождения являлась Италия, где сохранилось немало из античного наследия
и куда бежали, спасаясь от турок, многие образованные люди из Византии. С
XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности
человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих
способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами
гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан.
Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был
гражданский гуманизм. Его основоположником считается Леонардо Бруни,
высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с
греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, писал собственные труды,
среди которых «История флорентийского народа».
Еще один выдающийся итальянский гуманист XV ъ. Лоренцо Валла
четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры.
Культура, считал Валла, — одна из сторон духовной жизни, не зависящая от
Церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить
в согласии с самим собой и окружающим миром.
Живопись, ваяние и зодчество ступили на путь новаторства в первые
десятилетия XV в. В это время в Италии формируется новый тип зданий —
палаццо
(городское и загородное жилище). Простота фасада,
совершенство пропорций, просторные интерьеры — вот характерные черты новой
архитектуры.
и вилла
Центром живописи в эпоху Возрождения становится Флоренция. Во
второй половине XV в. художники ищут принципы построения перспективы
для изображения трехмерного пространства. В этот период складываются
различные школы — флорентийская, североитальянская, венецианская. Внутри
них возникает большое количество течений. Самым известным живописцем
Раннего Возрождения стал Сандро Боттичелли.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое схоластика? Как развивалась общественная мысль в
Средние века?
2. Расскажите о развитии образования в Средние века. В чем
состояло значение появления и распространения университетов?
3. В чем состоят различия между романской и готической
архитектурой?
4. Как появилось книгопечатание, и какое значение имело это
событие?5. Почему в Западной Европе началось Возрождение и зародилось
учение гуманистов? Назовите наиболее известных представителей Раннего
Возрождения.
6. Сравните культуру Средневековья и Древнего мира. В чем были
их общие черты и различия.