ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Страны Латинской Америки» (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.8
Лекции
docx
история
Взрослым
06.03.2018
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 45.docx
ЛЕКЦИЯ № 45 § 91. Страны Латинской Америки.
Условия развития стран Латинской Америки. В экономике стран
Латинской Америки, успешно развивавшейся в годы Второй мировой войны, к
концу 40х гг. XX в. преобладало производство сырья и продуктов питания на
экспорт. Наряду с крупными действовали многочисленные мелкие производства.
Особенно живучи были пережитки старого в сельском хозяйстве. Одним из
основных тормозов развития было засилье латифундизма (система крупных
землевладений), притом, что основная масса сельского населения страдала от
безземелья.
Преобладающие в характере латиноамериканцев эмоциональность,
темпераментность, открытое проявление чувств в сочетании с социальной
нестабильностью, низким уровнем жизни способствовали неустойчивости
политической ситуации. Мятежи, перевороты и контрперевороты сменяли друг
друга, нередкими были убийства политических деятелей. Как правило, основной
силой в переворотах была армия.
Еще одной характерной особенностью политической жизни
латиноамериканских стран являлась живучесть каудильистских традиций
(каудильо — вождь). Народ объединялся вокруг сильных личностей, выдвигавших
популистские лозунги. Заметное влияние на общественную жизнь оказывала
католическая церковь.
В конце 40 — 50х гг. XX в. происходил быстрый рост промышленности, чему
способствовала протекционистская политика государств. Одновременно в
Латинской Америке усилились антидемократические тенденции. Во многом это
было связано с «холодной войной». В 1948 г. возникла Организация
американских государств (ОАГ) с участием США, которая имела право на
интервенцию против любого своего члена, оказавшегося «под контролем со стороны
международного коммунистического движения». Так, в 1954 г. произошла
интервенция войск США в Гватемалу. Прошла череда военных переворотов, были
установлены диктаторские режимы в Перу, Венесуэле, Панаме, Боливии. В
Парагвае диктатура генерала Альфредо Стреснера (с 1954 г.) просуществовала
несколько десятилетий.
Важным явлением в ряде стран стала деятельность
национал
реформистских партий. Они стремились потеснить иностранные монополии и
латифундистов, выступали за реформы. Наиболее известным примером национал
реформизма стала деятельность Хуана Доминго Перона в Аргентине,
возглавившего страну в 1943 г. Он выдвинул идею хустисиализма
(справедливости), который был объявлен особым, третьим путем развития, чисто
аргентинским, отличающимся от коммунизма и капитализма. Хустисиализм
призывал к объединению нации для преодоления зависимости и отсталости и
построения общества социальной справедливости. После победы Перона на
президентских выборах были выкуплены и национализированы некоторые
иностранные компании,
средства
железные дороги,
центральный банк, коммуникаций, приняты меры по социальной защите населения. Однако в начале 50
х гг. в Аргентине ухудшилась внешне экономическая конъюнктура, и
правительство не смогло продолжать свою политику. В 1955 г. в результате
военного переворота Перон был свергнут (в 1973 г. вновь избран президентом).
С конца 50х гг. XX в. начался новый подъем демократического движения.
Пали диктатуры в Перу, Венесуэле, Колумбии. В Никарагуа убили диктатора
Анастасио Сомосу. Во многих странах приступили к проведению реформ. Но
реформистская политика сочеталась с подавлением революционных сил. В
результате вскоре наметился поворот к реакции. В Гватемале, Доминиканской
Республике, Эквадоре, Гондурасе были установлены военнодиктаторские режимы.
Реформы в Бразилии в 1964 г. были остановлены государственным переворотом. В
1966 г. после короткого периода правления конституционного правительства
диктаторский режим снова установился в Аргентине. В ряде стран (Никарагуа,
Гватемала, Венесуэла, Колумбия) продолжалось партизанское движение. В 1967 г.
пытался разжечь партизанскую войну в Боливии Эрнесто Че Гевара.
К концу 60х гг. XX в. Латинская Америка вновь склонилась в сторону
прогрессивных преобразований. Инициаторами перемен в некоторых странах стали
военные режимы левонационалистической ориентации, пришедшие к власти в
результате переворотов в Перу, Панаме, Боливии, Эквадоре. Прокатилась волна
национализации иностранных кампаний. В сентябре 1977 г. Панама добилась от
США восстановления суверенитета страны над зоной Панамского канала
(полностью в 1999 г.).
Однако консервативные круги в очередной раз сумели взять реванш. Поворот
к реакции начался с Боливии (1971). В 1973 г. произошли военные перевороты в
Уругвае и Чили. В 1975 г. были остановлены реформы в Перу.
В конце 70х гг. XX в. большая часть Латинской Америки оказалась под
властью диктаторских режимов. В 70 — 80е гг. XX в. в большинстве стран
применялись неоконсервативные концепции свободной рыночной экономики. В
качестве основных источников финансовых средств использовались инвестиции,
займы, кредиты изза рубежа. Развивались отрасли, ориентированные на экспорт.
Первой на этот путь вступила Бразилия. «Бразильской моделью» воспользовались и
другие режимы (Чили, Аргентина, Уругвай, Боливия). Для этого курса характерно
резкое снижение жизненного уровня населения. Страны с конституционными
режимами (Венесуэла, Мексика) шли по пути более мягких мер.
Экономика оживилась, но обратной стороной модернизации стали быстрый
рост внешнего долга и усиление инфляции, ужесточение социальной политики, рост
безработицы.
Это повлекло за собой новый всплеск борьбы населения, повлекший за собой
падение диктатур. Процесс демократизации шел почти повсеместно. На его
развитие особенно повлияла революция в Никарагуа (1979). Были восстановлены
конституционные правления в Эквадоре, Перу, Боливии, Аргентине, Бразилии и
других странах. Однако социально экономическое положение Латинской Америки оставалось неустойчивым. Примером служит экономический крах в Аргентине в
конце XX в.
Настоящей бедой Латинской Америки стало производство наркотиков,
вывозимых затем в США. Наибольшее развитие наркобизнес получил в Колумбии,
Боливии, Перу.
Куба. На Кубе основой экономики были выращивание и переработка
тростникового сахара. Страна полностью зависела от США. 10 марта 1952 г. в
результате военного мятежа власть захватил диктатор Рубен Фульхенсио
Батиста. Начались преследования оппозиции, сотрудничество с США стало еще
более тесным. Всюду росло недовольство.
26 июня 1953 г. группа студентов во главе с Фиделем Кастро Рус атаковала
армейские казармы в городе СантьягодеКуба (крепость Монкада). Штурм был
неудачным. Оставшиеся в живых — среди них Кастро — попали в тюрьму.
Кампания солидарности побудила Батисту амнистировать заговорщиков, которые
эмигрировали в Мексику.
В декабре 1956 г. из Мексики к Кубе отправилась яхта «Гранма» с
революционерами на борту. При высадке уцелели только 20 человек, но и они были
вынуждены разделиться и мелкими группами прорываться в горы СьерраМаэстра.
Среди повстанцев были Ф. Кастро, его брат Рауль, Эрнесто Че Гевара. Началась
партизанская война, охватившая весь остров. В мае—июле 1958 г. повстанцы
разгромили превосходящие по численности войска Батисты. 1 января 1959 г.
Батиста бежал с Кубы, а революционные отряды вступили в Гавану.
Ф. Кастро стал премьерминистром. В апреле 1959 г. он заявил, что
кубинская революция по своему характеру является социалистической. Крупные
земельные владения передавались в собственность государства или арендаторам и
безземельным сельским жителям. Конфискация земель вызвала протест США,
которые прекратили доставку нефти и закупку сахара. Ответной мерой Кубы
нефтеперерабатывающей
явилась
промышленности и других американских предприятий.
США начали
экономическую блокаду острова. В этот период началось сближение Кубы с СССР,
который стал закупать сахар и снабжать Кубу необходимыми товарами. В октябре
1960 г. была объявлена национализация всей крупной и средней промышленности,
железных дорог, банков, крупных торговых предприятий. Экономика стала
плановой.
национализация сахарных
заводов,
Бесспорные достижения кубинской революции — качественное бесплатное
медицинское обслуживание, образование. Средняя продолжительность жизни на
Кубе — одна из самых высоких в мире.
В 80е гг. XX в. положение Кубы заметно ухудшилось. Распад
социалистической системы явился для нее сильнейшим ударом. В 1990 г. Ф. Кастро
выдвинул лозунг «Социализм или смерть!». Было объявлено о максимальной
экономии потребления во всех областях, мобилизации трудовых усилий. В конце 90х гг. Куба взяла курс на оживление частной инициативы, допущения элементов
рыночной экономики. В начале XXI в. стране удалось частично преодолеть
последствия кризиса, повысился уровень жизни населения. В 2007 г. изза болезни
Ф. Кастро передал власть своему брату Р. Кастро.
Правительство Народного единства в Чили. Чили — экономически и
политически развитая страна Латинской Америки. В декабре 1969 г. левыми силами
был создан блок Народное единство, в который вошли Радикальная,
Социалистическая и Коммунистическая партии, движение левых христианских
демократов. Кандидатом в президенты от блока стал социалист Сальвадор
Альенде. Программа Народного единства включала национализацию иностранного и
крупного местного капитала, ликвидацию латифундизма, широкие социальные
меры. На выборах 4 сентября 1970 г. Альенде победил. Было сформировано
правительство Народного единства.
В июле 1971 г. вступил в силу закон, позволивший национализировать медную
и другие отрасли добывающей промышленности. Под государственный контроль
попали крупные предприятия, банки, внешняя торговля, был введен рабочий
контроль на частных предприятиях. Проведение аграрной реформы позволило
покончить с латифундизмом. Увеличившееся потребление стимулировало рост
производства, в том числе мелкого и среднего, получившего поддержку
государства.
Однако по мере развития преобразований нарастало сопротивление внутри и
вне Чили со стороны США. Усилились экономические трудности, проходили
забастовки мелких предпринимателей и служащих. 11 сентября 1973 г. начался
военный мятеж во главе с главнокомандующим сухопутных войск Аугусто
Пиночетом. Альенде отказался оставить президентский пост и с небольшой
группой верных ему людей до последнего отбивал атаки на президентский дворец
JIa Монеда. После гибели Альенде власть оказалась в руках военной хунты во главе
с Пиночетом. Режим Пиночета был ликвидирован только в 1990 г.
«Левый поворот» в Латинской Америке в конце XX — начале XXI в. В
конце XX — начале XXI в. в Латинской Америке усилилось влияние левых сил.
Символом «левого поворота» стала деятельность президента Венесуэлы Уго
Чавеса, одержавшего победу на президентских выборах в декабре 1998 г. По его
инициативе был установлен государственный контроль над нефтяной
промышленностью, осуществляются широкие социальные программы, установлены
тесные связи с Кубой. Подобная политика вызывает недовольство как влиятельных
сил в самой Венесуэле, так и США. Однако организованный в 2002 г. военный
переворот окончился неудачей. В 2006 г. Чавес вновь победил на выборах. В 2007 г.
он национализировал нефтяную промышленность и заявил о строительства в
Венесуэле «социализма XXI века».
В 2005 г. президентом Боливии был избран последователь Чавеса индеец
Хуан Эво Моралес, осуществивший национализацию газовой промышленности. В
2007 г. президентом Никарагуа стал Даниэль Ортега, который уже был главой страны в 80е гг. XX в., когда в Никарагуа при помощи СССР и Кубы пытались
строить социализм. В 2006 г. президентом Эквадора избран еще один последователь
Чавеса Рафаэль Корреа. В начале XXI в. левые силы, хотя и более умеренные,
пришли к власти, победив на выборах, в Бразилии, Аргентине, Чили, Уругвае и др.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Опишите основные тенденции развития стран Латинской Америке во
второй половине XX — начале XXI в.
2. Какие результаты имела Кубинская революция?
3. Почему пало правительство Народного единства в Чили?
4. Что такое «левый поворот» в Латинской Америке?
5. Попытайтесь составить график развития Латинской Америки во второй
половине XX — начале XXI в. в координатах «лево» — «право».
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Страны Латинской Америки» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Страны Латинской Америки» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Страны Латинской Америки» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Страны Латинской Америки» (Проф.-техническое образование)
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Страны Латинской Америки» (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.