ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».
Оценка 4.8
Лекции
docx
история
Взрослым
05.03.2018
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 34.docx
ЛЕКЦИЯ № 34 § 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе.
Высокое Возрождение. Высокое Возрождение считается переходной
эпохой от Средневековья к Новому времени.
Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский
(нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному
культурному наследию.
Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый
план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими
успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму.
Человека уже не устраивали многие сословнофеодальные порядки,
церковноаскетическая мораль, традиции.
Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы,
как наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний
мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства.
Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой
творческой личности.
Великие гуманисты. Выдающимся гуманистом раннего Нового времени
явился Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал
стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа».
В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его
отношении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом.
Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал
неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения. Лучшее
произведение Эразма Роттердамского — острая философскополитическая
сатира «Похвала глупости», которая звучит актуально и в наши дни.
К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор
книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития
гуманистической мысли, ее надежды, победы и поражения.
Еще одним величайшим писателемгуманистом был Уильям Шекспир,
великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала
правда чувств.
Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра
— автор
бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет в мире
иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства. Однако мечты Дон
Кихота разбиваются о действительность.
Томас Мор, английский мыслительгуманист, создал трактат об
идеальном государстве «Утопия». На острове Утопия (в переводе — место,
которого нет) автор «поселил» счастливых людей, отказавшихся от
собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. В частности, утопийцы могут свободно
выбрать ремесло или другое занятие, но все обязаны работать.
Согласно учению английского философа Джона Локка, человек
является общественным существом. Локк говорит о «естественном состоянии»
человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать
себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на
собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто
порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального
договора между людьми. Локк заложил основу идеи разделения гражданского
общества и государства.
«Титаны Возрождения». Культура эпохи Возрождения отличается
чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры —
ученые, художники, писатели — были разносторонними людьми. Неслучайно
их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших
могучие силы природы.
Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как
живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда)
воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности
человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки
определить
принадлежат
многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д.
Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта.
Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией.
коэффициент
трения
и
скольжения.
Ему
Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был
скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой
зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной
творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской
капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее
противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого
Петра в Риме — главного собора католического мира.
Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье
человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств.
В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и
переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская,
Мадонна».
Испанский художник греческого происхождения Доминико Эль Греко
воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются
глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский
живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из
народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью
письма. Крупнейшим представителем германского Возрождения является
художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности,
отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался
также архитектурой, математикой и механикой.
Известный нидерландский живописец этой эпохи — Питер Брейгель
Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и
настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и
бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал
против социальной несправедливости.
Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт
Харменс ван Рейн, автор многих портретов, картин на библейские и
мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать
картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и
предметов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Возрождения?
2. Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения.
3. Имена, каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши
современники при упоминании об эпохе Возрождения?
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.