ЛЕКЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ». (ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Оценка 4.9
Лекции
docx
география
Взрослым
15.03.2019
Учащиеся географических кружков изготавливают наглядные пособия, динамические модели, занимаются устройством географических площадок метеорологии и фенологии. В дальнейшем учащиеся могут заниматься моделированием географических процессов с помощью электронных средств обучения. Состав структурных подразделений географического кружка зависит от количества учащихся, их интересов в области географии, и, конечно же, воодушевления учителя географии своей деятельности, своим предметом и от его организаторских способностей.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ.docx
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА
ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА
ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Предмет: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Тема: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ»
к.п.н., доцент Никадамбаева Х.Б.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ ПО СОДЕРЖАНИЮ МОЖНО
Занимательные – основная задача, привлечение учащихся к изучению
РАЗДЕЛИТЬ НА ГРУППЫ:
географии, привитие интереса к предмету.
Соответствует программе основного курса – задача этих кружков
является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на
уроке.
Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи,
связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным
вопросам.
Метеорологические и фенологические –
заниматься изучением
необычных климатических особенностей своей местности, проводить
постоянные метеорологические наблюдения, составлять собственные
прогнозы погоды.
Топонимические и этнографические обычно занимается изучением
истории происхождения географических названий, в том числе и названий
местных географических объектов, составом и динамикой численности
населения своего города, района и др.
Учащиеся географических кружков изготавливают наглядные пособия,
динамические модели, занимаются устройством географических площадок
метеорологии и фенологии. В дальнейшем учащиеся могут заниматься
моделированием географических процессов с помощью электронных средств
обучения. Состав структурных подразделений географического кружка
зависит от количества учащихся, их интересов в области географии, и,
конечно же, воодушевления учителя географии своей деятельности, своим
предметом и от его организаторских способностей. Также имеет важное
место в организации работы кружка увлекательных перспектив общественно
полезной направленности и ее постановка перед его участниками: оформление
кабинета географии, создание или сохранение школьной географической площадки, организация школьного краеведческого музея, охрана уникальных
объектов природы своей местности и т.д.
Школьные географические клубы форма работы обычно является
продолжением кружковой работы. От кружковой работы ее отличает
возможность привлечения в составе клуба учащихся разных возрастов,
разнообразием в выборе содержания,
широтой и значимостью
рассматриваемых теоретических и практических вопросов, наличием таких
атрибутов как устава, эмблемы, девиза. В уставе определяются цели и задачи
клуба, структура организации, основное содержание и формы работы, права и
обязанности членов географического клуба. Клубы по своему содержанию
могут иметь самое различное направление: клуб любителей природы, клуб
интересных встреч, клуб юных путешественников или туристско
краеведческие клубы и многие другие. Особенность клубной работы
заключается в преобладании активных форм учебнопознавательной
деятельности и широком применении меж предметных связей, особенно в
формате содержания предметов естественнонаучного цикла. В клубной
работе большое внимание уделяется сочетанию познавательной и
практической деятельности учащихся: работе с дополнительными
источниками географической информации, дискуссиям, встречам с
интересными людьми, природоохранной, краеведческой, экологической
деятельности. Работа клуба, как и географического кружка, осуществляется
по разработанному совместно с учащимися плану утвержденному дирекцией
учебного заведения. Собрание клуба проводится обычно один раз в месяц.
Основными формами работы клуба могут быть лекционные и семинарские
занятия, конференции, обсуждение проектов, презентации результатов
исследовательской деятельности, практические природоохранные работы на
местности, оформление экологической тропы, создание краеведческого
музея, экскурсии, походы, заочные путешествия, различные виды игровой
деятельности: географический КВН, брейнринг, конкурс знатоков, и др.
Итоги работы могут отражаться в альбомах, альманахах, летописи клуба.
Научное географическое общество учащихся – это добровольное
объединение школьников, которые стремятся пополнить свои знания,
расширить кругозор, заниматься исследовательской и природоохранной
деятельностью во внеурочное время под руководством учителя. Основой
научного общества являются первичные объединения учащихся, как правило,
ими являются географические кружки и клубы. Основными задачами
научного географического общества учащихся являются:
* содействие своим содержанием работы формированию творческой личности
ученика, способной нестандартно решать проблемные вопросы и ситуации;
* формирование и дальнейшее развитие познавательного интереса школьников
к географическим знаниям; * формирование умений исследовательского характера: проводить
наблюдения, выполнять проектные задания, обрабатывать, оформлять и
осуществлять презентацию результатов исследований и др.
Научное общество имеет устав, девиз, эмблему. Занятия членов
школьного научного географического общества проводится не менее 2х раз в
месяц в соответствии с планом выполнения творческих работ учащихся.
Каждая творческая работа – должна будет иметь своего руководителя.
Высшим органом школьного научного общества является сессия. Он
проводится обычно один раз в учебный год. На сессии подводятся итоги
работы общества за год. Затем намечаются дальнейшие перспективные
направления и организация его деятельности. Избирается ученический совет
научного общества и его председатель. В его состав входят:
* учителя – руководители исследовательских проектов;
* представитель дирекции школы;
* преподаватель кафедры вуза с которой сотрудничает школьное
географическое общество.
Научнопрактическая конференция является итогом научно
исследовательской деятельности членов школьного географического
общества за учебный год. Она может проходить в школе, где ведётся научное
географическое общество свою деятельность. Также с участием учащихся
других общеобразовательных учебных заведений и студентов вуза, с которым
сотрудничает школьное географическое общество.
Предметная месячник по географии в настоящее время наиболее
распространенная форма внеклассной работы по географии. Месячник по
географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе
разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры
конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д. Основная
задача проведения недели географии развитие интереса у учащихся к
географии, профессиональная ориентация на географические профессии,
воспитание любви к своей Родине. Предметные месячники включаются в
годовой план работы школы, а непосредственная разработка плана ее
проведения осуществляется, утверждается директором учебного заведения.
Географические месячники по географии в нашей республике проводиться во
всех школах в сентябре. В это время во всех школах республики особенно
большое внимание обращается проведение географических конференций,
школьных олимпиад, диспутов, электронных презентаций, викторин, встреч с
интересными людьми, конкурсов и др.
Географический вечер – это наиболее массовая форма внеклассной
работы по географии. Географические вечера по своему содержанию носят
тематический характер с ярко выраженным познавательным характером. Для
географических вечеров характерно сочетание различных форм внеклассной
работы: викторины, сообщения, доклады, электронные презентации, встречи с интересными людьми и многие другие. При подготовке и проведения вечера
логично сочетается индивидуальная и коллективная деятельность учащихся.
Тематика географических вечеров может быть чрезвычайно истории
исследования материков, глобальной проблеме, природным многообразна.
Они могут быть посвящены знаменитому исследователю, путешественнику,
мореплавателю, истории известного и важного открытия, особенностям своей
местности и др. Алгоритм подготовки вечера может быть следующим:
определение темы, названия, девиза, эмблемы, цели и задач вечера;
разработка содержательной части вечера;
подготовка оборудования и реквизита, оформление актового зала;
разработка программы вечера, подбор ведущих;
разработка сценария, подготовка в формате сценария слайдов, электронных
презентаций,
музыкального сопровождения и других материалов
усиливающих познавательную и эмоциональную сферу вечера, проведение
репетиций.
Географические конференции – это ежегодно проходящие школьные,
районные, городские научнопрактические конференции. На конференциях по
результатам проведенной исследовательской работы, по выполнению
проектных заданий краеведческого характера, учащиеся выступают с
докладами. Победители школьной конференции получают право выступать с
докладом на районной и городской конференции. Также в школе
старшеклассниками проводятся тематические географические конференции.
Для этого за полторадва месяца до начала конференции учитель географии:
– предлагает учащимся план конференции;
– предлагает список необходимой и дополнительной литературы по
проблемному полю конференции;
– рекомендует темы докладов;
– назначает время проведения консультации.
Благополучию конференции содействует:
выставочный галерея литературы по рассматриваемым вопросам;
выпуск тематической стенной газеты, сопровождение докладов
электронными слайдами;
может быть оформлен альманах или сборник докладов.
Географические «прессконференции» – игровая и в то же время
эффективная с познавательной точки зрения форма внеклассной работы по
географии. Наиболее интересными и познавательными для учащихся
являются пресс конференции по результатам проектных исследований,
особенно если они имеют краеведческую направленность. На таких
конференциях участники проектов, исполняя роли картографов, гидрологов,
геоморфологов, геологов других специалистов докладывают о результатах
своих исследований. Присутствующие учащиеся задают им вопросы,
обсуждают выявленные проблемные вопросы и ситуации. На «пресс конференцию» возможно приглашение студентов, преподавателей вуза,
представителей местных органов власти и других специалистов в области
обсуждаемых вопросов.
Географические олимпиады являются формой внеклассной работы
ежегодно проводимой в формате районных, городских и республиканских
предметных олимпиад школьников. Проведению районных, республиканских
олимпиад, как правило, предшествует проведение школьных олимпиад. При
подготовке к проведению школьной олимпиады по географии желательно
организовать выпуск стенных газет с занимательным материалом и
предположительными вопросами и упражнениями к предстоящей олимпиаде,
проведение викторин, конкурсов, встреч с интересными людьми, защиту
рефератов и другие внеклассные мероприятия по географии. Важным этапом
подготовки к олимпиаде является разработка вопросов и заданий. Основными
условиями при разработке вопросов и заданий является:
связь с программным материалом и результатами краеведческой
деятельности учащихся по географии;
сочетание научности, и занимательности, наличие вопросов и заданий
проблемного характера;
реализация межпредметных связей;
нестандартность и оригинальность вопросов и заданий.
Олимпиады проводятся между учащимися одного или параллельных
классов с учетом содержания соответствующих школьных курсов географии и
желательно в несколько туров. Победители школьных географических
олимпиад награждаются грамотами, дипломами, призами в соответствии с
возможностью учебного заведения. Кроме рассмотренных форм внеклассная
работа по географии может быть представлена подготовкой тематических
альбомов и выставок, выпуском географических журналов, стенных газет,
календарей географических событий, подготовкой рефератов, докладов,
сообщений, проведением экскурсий, походов, конкурсов, географических игр,
выполнением исследовательских проектов, географическим краеведением и
другими формами ее проведения. Доминирование во внеклассной работе тех
или иных ее форм определяется профессиональными интересами учителя,
познавательными интересами учащихся и сложившимися в учебном заведении
традициями.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию
творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в
процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды
материалов источников по истории природы и общества, имеющих
воспитательную и научнопознавательную ценность. Решение о создании
школьного географического или краеведческого музея принимает
педагогический совет школы, он подбирает учащихся в состав совета музея.
Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет
музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за
каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается
забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности
экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при
совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные
секторы: оформительский, учета и хранения фондов, связь с общественностью
и др. Основной и самый главный краеведческий поиск. В краеведческую
работу вовлекаются учащиеся и их родители, которые помогают пополнять
музей различными экспонатами.
ЛЕКЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ». (ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
ЛЕКЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ». (ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
ЛЕКЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ». (ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
ЛЕКЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ». (ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
ЛЕКЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ». (ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
ЛЕКЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ НА ТЕМУ: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРУЖКИ». (ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.