Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"
Оценка 5

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"

Оценка 5
Лекции
docx
история
11 кл +1
10.02.2017
Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"
Публикация является частью публикации:
Франция в 1970-е гг..docx
1 Франция в 1970­начало 1980­х годов 1. Выборы 1969 г. Правительство Помпиду В результате отставки президента де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы.  Правящая партия ЮДР выдвинула своим кандидатом бывшего премьер­министра Ж. Помпиду.  Правая оппозиция противопоставила ему кандидатуру одного из лидеров «независимых», председателя сената А. Поэра.  Левые силы не смогли выдвинуть единого кандидата Кандидатом компартии стал секретарь ЦК ФКП Ж. Дюкло, кандидатом социалистов ­ Г. Деффер. В первом туре выборов, состоявшихся в апреле 1969 г., Деффер собрал всего лишь 5% голосов. За Дюкло проголосовал 21% избирателей, однако раскол левых сил позволил Поэру опередить Дюкло и пройти во второй тур выборов вместе с Помпиду. Считая, что Помпиду и Поэр одинаково проводят политику буржуазии и поэтому избиратели фактически лишены возможности выбора, компартия призвала своих сторонников воздержаться от голосования во втором туре. Собрав более 57 % голосов, Помпиду был избран президентом Франции. Биографическая справка. ПОМПИДУ, ЖОРЖ (Pompidou, Georges) (1911–1974), премьер­министр и президент Франции.  Родился 5 июля 1911 в селении Монбудиф в Центральной Франции. Окончил Высшую нормальную школу.  В 1945  стал сотрудником кабинета генерала де Голля, возглавлявшего временное правительство Франции. В 1946 стал его помощником, а в 1948 руководителем администрации. В 1961 де Голль поручил Помпиду вести переговоры с временным правительством Алжирской республики, которые закончились подписанием Эвианских соглашений.  В 1962 Помпиду был назначен премьер­министром. Во время событий мая 1968, когда Франция была охвачена студенческими волнениями, а профсоюзы объявили о всеобщей стачке, провел переговоры с профсоюзными лидерами, завершившиеся подписанием так называемых Греннельских соглашений. В июле 1968 де Голль объявил об отставке Помпиду.  На выборах 1969 Помпиду выступил как кандидат голлистской партии на пост президента республики и был избран, получив во втором туре более 58% голосов. На президентском посту сумел смягчить негативные последствия девальвации франка, наладил отношения с арабским Востоком, первым из лидеров западноевропейских государств посетил Китай (1973). Умер Помпиду в Париже 2 апреля 1974.  Основное направление своей политики в качестве президента Помпиду определил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен  продолжать политику президента де Голля, но готов идти  на сближение  с теми буржуазными группировками,   которые   при   де   Голле   находились   в  оппозиции.   Назначив   премьер­министром   видного   деятеля   ЮДР   Ж.   Шабан­ Дельмаса,  Помпиду  включил  в состав  правительства   не  только  членов  ЮДР  и  «независимых  республиканцев»  во  главе  с Жискар д'Эстеном, но и некоторых представителей правой оппозиции. Учитывая уроки событий мая ­ июня 1968 г., правительство Помпиду ­ Шабан­Дельмаса провозгласило  главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе.  Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий и семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни.  Правительство увеличило семейные пособия.  Оно предложило профсоюзам отказаться от забастовок в обмен на ежегодное увеличение заработной платы. Учитывая, что часть буржуазии недовольна политикой дирижизма, правительство обещало пересмотреть роль государства в руководстве   экономикой   в   духе   «либерализации»,   т.   е.   предоставить   больше   возможностей   частному   капиталу.  ⇨  Шестой   план экономического и социального развития (1970­1975) предусматривал ослабление регулирующей роли государства и усиление влияния рыночной экономики Он исходил из принципа: оказывать помощь частному капиталу тогда и там, когда и где тот пожелает. Однако попытки создания «нового общества» не имели успеха.  Профсоюзы отвергли предложение отказаться от забастовок.  Консервативная часть буржуазии была недовольна политикой «нового общества», которую она считала опасным социальным экспериментом.  В  1972 г.  Шабан­Дельмас, подвергавшийся критике и  справа   и слева,  вынужден  был подать  в отставку. Пост премьер­министра занял один из деятелей консервативного крыла ЮДР, противник «нового общества» П. Месмер.        Во ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем.  1. СССР:  Президент   Помпиду   уделял   большое   внимание   развитию   франко­советских   отношений.  В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций  между   Францией  и  Советским  Союзом.  В   случае  возникновения  ситуаций,  создающих  угрозу  миру   или  вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиций. В 1971 г. в ходе визита во Францию генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева руководители обеих стран высказались за разрядку международной напряженности  и всеобщее  разоружение  под эффективным  международным контролем. Правительство Франции   поддержало  выдвинутую   социалистическими   странами   идею   общеевропейского   совещания   по   вопросам   безопасности   и сотрудничества. 2.  США: 2 стороны отншений Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Франции с Соединенными Штатами Америки. Во многих областях возобновилось прерванное при де Голле  франко­американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», отказалась вернуться в интегрированную военную организацию НАТО. Французское   правительство   вновь   высказалось  за   вывод   американских   войск   из   Индокитая   и   осудило   налеты американской   авиации   на   территорию   Демократической   Республики   Вьетнам.   Французская   дипломатия   способствовала   успеху переговоров между США и Вьетнамом, которые происходили в Париже и  в январе 1973 г. завершились  соглашением о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.  3. Европа:  В области европейской политики правительство Помпиду, идя навстречу «европеистам»,  сняло    выдвинутые де Голлем возражения против вступления Англии в ЕЭС.  В апреле 1972 г. во Франции состоялся  специальный референдум  по этому вопросу. Большинство избирателей одобрило предложение правительства согласиться с вступлением Англии и связанных с нею стран в «Общий рынок».   Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию французского ядерного оружия. В начале 70­х годов Франция уже располагала всеми основными видами ядерного оружия: баллистическими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами­ракетоносцами. Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко уступали 2 силам США и СССР. 2. Сближение левых сил В 70­е годы  значительно активизировалась деятельность левых сил. Состоявшийся в 1970 г. XIX съезд ФКП призвал  к созданию   антимонополистического   фронта   левых   сил  для   борьбы   за   передовую   демократию,   открывающую   путь   к   социализму. Коммунисты   считали,   что   для   установления   передовой   демократии   необходимо   создать   демократическое   правительство,   которое осуществит глубокие преобразования экономической, социальной и политической жизни, включая национализацию банков и основных отраслей   промышленности,   будет   проводить   политику   мира,   национальной   независимости   и   дружбы   между   народами. Коммунистическая партия предложила всем левым силам, в первую очередь социалистам, объединить усилия для совместной борьбы против режима личной власти, за интересы трудящихся. Социалистическая партия переживала в это время серьезный внутренний кризис, вызванный событиями мая ­ июня 1968 г. и сокрушительным   поражением   кандидата   социалистов   на   президентских   выборах   1969   г.   Генеральный   секретарь   партии   Ги   Молле вынужден был уйти в отставку.  Чрезвычайный съезд Социалистической партии, состоявшийся в 1968 г., а затем ее учредительный съезд в 1969 г.  принял решение обновить партию путем ее слияния с другими близкими группировками, пересмотреть прежнюю политическую линию и сменить руководство. Учредительный съезд новой Социалистической партии (ФСП) заявил, что партия возьмет курс на единство левых сил и будет воздерживаться «от союзов с политическими силами, представляющими капитализм». На съезде ФСП в 1971 г. ее первым секретарем был избран Франсуа Миттеран, ранее принадлежавший к одной из близких к радикалам групп. Возглавив Социалистическую партию, Миттеран    высказался за «разрыв с капитализмом» и за совместные действия с коммунистами. Он понимал, что без помощи коммунистов Социалистическая партия не сможет победить на выборах и прийти к власти.  Кроме того, Миттеран надеялся в ходе совместной борьбы увеличить влияние социалистов и опередить компартию. Он рассчитывал осуществить «перебалансировку» левых сил в пользу Социалистической партии так, чтобы 3 млн. из 5 млн. избирателей, обычно голосовавших за коммунистов, перешли на сторону социалистов. ⇛ Считая необходимым объединение всех левых сил, компартия пошла на соглашение с социалистами.  27 июня 1972 г. в преддверии очередных парламентских выборов Коммунистическая и Социалистическая партии подписали совместную   правительственную   программу.   Вскоре   к   ней   присоединилась   небольшая   группа   левых   радикалов.   В   совместной программе   говорилось,   что   подписавшие   ее   партии   стремятся   одержать   победу   на   выборах,   чтобы   «положить   конец несправедливостям и несообразностям существующего режима» и «открыть путь к социализму». Программа обещала, что в случае победы левых партий на выборах будет проведено повышение заработной платы, пособий и пенсий, а также увеличение оплачиваемых отпусков.  Она предусматривала демократизацию государственных учреждений,  проведение политики мирного сосуществования,  всеобщее разоружение, отказ от ядерного оружия.  Программа предлагала национализировать частные банки и 9 крупнейших финансово­экономических групп,  повысить налоги на прибыли и крупные состояния при одновременном уменьшении налогового бремени для трудящихся. На парламентских выборах 1973 г. коммунисты, социалисты и левые радикалы впервые выступали согласованно на основе совместной программы. Они собрали 45% голосов избирателей, добившись наилучшего результата за всю предшествующую историю Пятой республики, но при этом социалисты увеличивали число своих избирателей быстрее, чем коммунисты. Впервые за послевоенный период они почти догнали коммунистов по количеству голосов избирателей (ФКП­21,3%, ФСП­20,4% голосов)      3. Выборы 1974 г. Правительство Жискар д'Эстена В апреле 1974 г. президент Помпиду скончался.  В мае состоялись внеочередные выборы президента республики.  В качестве единого кандидата всех левых сил выступал Ф. Миттеран.  Главными кандидатами правых партий были бывший премьер­министр, видный деятель деголлевского движения Ж. Шабан­ Дельмас и лидер «независимых республиканцев» В. Жискар д'Эстен.  В первом туре выборов Жискар д'Эстен оставил позади Шабан­Дельмаса, а во втором туре ненамного опередил Миттерана.   Собрав 50,8% голосов избирателей, он был избран президентом Франции.  Деголлевцы утратили этот важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они вошли в состав правительственной коалиции, и один из их молодых лидеров ­  Жак Ширак  ­ занял  пост премьер­министра, но важнейшие министерства оказались в руках «независимых республиканцев». Биографическая справка. ЖИСКАР Д`ЭСТЕН, ВАЛЕРИ (Giscard d'Estaing, Valery) (р. 1926), президент Франции.  Родился  2  февраля  1926  в   Кобленце   (Германия),   где   его   отец   служил   во   французской   оккупационной   администрации. Окончил Политехническую школу и Национальную школу управления, готовился к карьере чиновника.  Политическую  жизнь  начал  депутатом  Национального  собрания  (1956–1962).  Стал  министром  финансов  в  правительстве Помпиду. Находился на этом посту вплоть до 1966 и затем с 1969 по 1974.  В 1966 создал Национальную федерацию независимых республиканцев, переименованную в 1977 в Республиканскую партию.  После   смерти   Помпиду  в мае   1974  состоялись   выборы,   на   которых   соперничали   Жискар   д'Эстен,   лидер   «независимых республиканцев», выступавший за широкий союз правых и центристов, и лидер социалистов, кандидат социалистов и коммунистов Ф.Миттеран. Жискар д'Эстен одержал на этих выборах победу, получив более 50% голосов.  В 1978 был создан Союз за французскую демократию – коалиция правых неголлистских и центристских партий в поддержку сторонников Жискара д'Эстена на выборах в Национальное собрание, которая едва избежала поражения от коммунистов и социалистов.  После   1978  Жискар   д'Эстен   начал   постепенно   терять   популярность,   и   на   президентских   выборах   в  мае   1981   потерпел поражение от Миттерана.  В 1988 стал лидером Союза за французскую демократию. Среди его работ – Французская демократия (Démocratie fran ise, 1976) и двухтомник Мемуары.    Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар д'Эстен заявил, что  Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества».  В соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о дальнейшей «либерализации» экономики, т.е. сокращении сферы государственного планирования.   Одновременно оно провело ряд реформ, которых давно требовали трудящиеся: были повышены заработная плата, пенсии и семейные пособия, снижен возрастной ценз на выборах с 20 до 18 лет.  Идя навстречу общественному мнению, правительство облегчило процедуру разводов, уравняло в правах «законных» и «незаконных» детей, приняло закон, разрешающий добровольное прерывание беременности. 3  Одной из главных целей ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ правительства Жискар д'Эстена было  дальнейшее   улучшение   отношений   с   США.  Оставаясь   членом   Североатлантического   пакта   и   по­прежнему   отказываясь вернуться в его военную организацию, Франция стала  укреплять  экономические, политические  и военные  связи с США. Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО. Было облегчено проникновение иностранных капиталов во французскую экономику.  В 1975 г. доля иностранных инвестиций составила 14% от общего объема капиталовложений. Транснациональные корпорации с преобладанием американского капитала внедрялись в важнейшие отрасли французской промышленности ­ информатику, энергетику, автомобилестроение.       1. 2. 3. 4. Присоединившись в 1974 г. к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, Франция продолжала его подземные испытания на островах Тихого океана. Вопреки   прежней   линии   президента   де   Голля,   правительство   Жискар   д'Эстена   высказалось   за  расширение   полномочий «наднациональных»   органов   «Общего   рынка»,   предложило   ввести   единый   европейский   паспорт,   согласилось   избирать депутатов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием. Франция вошла в европейскую валютную систему и приняла единую европейскую платежную единицу (экю). Доля стран «Общего рынка» в ее внешней торговле возросла с 27% в 1958 г. почти до 50% в 1975 г. Вместе с тем правительство Жискар д'Эстена стремилось сохранить хорошие отношения с СССР. Во время неоднократных встреч   Жискар  д'Эстена   с  советскими  руководителями  были   подписаны   «Декларация  о   дальнейшем   развитии   дружбы  и сотрудничества   между   Советским   Союзом   и   Францией»,   соглашение   о   сотрудничестве   в   области   промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов. Летом   1975   г.  Жискар   д'Эстен   от   имени   Франции   подписал  Заключительный   акт  Совещания   по   безопасности   и сотрудничеству   в   Европе,   которое   состоялось   в   Хельсинки   и   предусматривало   дальнейшую   разрядку   международной напряженности. 4. Кризис французского общества. «Биполяризация» партий В середине 70­х годов Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу экономического кризиса.  Правда, абсолютный объем промышленного и сельскохозяйственного производства Франции сокращался только в 1975 г., но ежегодные темпы экономического развития резко снизились.  1950­1973 гг. 6% в год в 1973­1980 гг. 1,4% в год Напротив, цены в отличие от предыдущих кризисов продолжали быстро расти, увеличиваясь ежегодно на 10­12%.  Во Франции, как и во всем капиталистическом мире, обнаружилось новое явление ­ «стагфляция», т. е. сочетание стагнации экономики с инфляцией. Со   второй   половины   70­х   годов  стало   очевидным  отставание   некоторых   отраслей   французской   экономики   от зарубежных   конкурентов.   Особенно   тревожным   было   положение   в   угольной,   сталелитейной,   судостроительной   и автомобильной промышленности. Часть нерентабельных предприятий была закрыта, объем производства сократился.  Сокращение темпов промышленного развития и закрытие ряда предприятий привели к усиленному росту безработицы.  1950­60­е годы число безработных = 200 тыс. в 1977 г. 1 млн. в 1980 г. 2 млн. ⇛ Массовая безработица и инфляция значительно снизили жизненный уровень трудящихся. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и случайные заработки.  5. 6. В тяжелом положении оказались лица, получавшие минимальную заработную плату, пенсионеры.  Социальное неравенство еще более возросло. 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального богатства, а 10% наиболее бедных ­ 0,5%. В обстановке кризиса оживились расистские настроения. Расисты утверждали, что в массовой безработице повинны рабочие­ иммигранты, которые составляли 8% населения и 20% наемной рабочей силы.  Появилась новая, крайне правая расистская организация,   главой   которой   стал   бывший   пужадист   и   ультраколониалист,   миллионер   Ж.­М.   Ле   Пен.   Присвоив   себе наименование  Национального фронта, она требовала  выслать  из Франции всех иммигрантов, разжигала  ненависть  к ним, устраивала нападения на негров и арабов. Т.О., в обстановке экономического кризиса усилился процесс «биполяризации» партий. Количество партий уменьшалось, центристские группировки ослабевали. Левые Центристы Союз левых сил ⇩ в 1970­е годы Социалистическая партия ФКП ЮДР  Правые «независимые республиканцы» «Объединение в поддержку   республики» (ОПР)   Союз за французскую демократию (СФД) Левые силы. На парламентских выборах 1973 г., президентских выборах 1974 г., выборах в местные органы власти в 1976 и 1977 гг. коммунисты и социалисты выступали совместно на основе общей программы. Количество избирателей левых партий постепенно росло, но влияние  социалистов  увеличивалось быстрее, чем влияние  коммунистов. На выборах в местные органы власти в 1976 г. Социалистическая партия впервые за весь послевоенный период опередила компартию. Благодаря подписанию совместной программы, содержавшей популярные в массах требования, социалисты восстановили и даже увеличили свое влияние среди рабочих. Одновременно они сумели завоевать доверие быстрорастущих средних слоев населения, которые в своем большинстве отрицательно относились к коммунистам и гораздо охотнее голосовали за социалистов. Таким образом  , союз левых сил на основе совместной программы оказался более выгодным для социалистов, чем для коммунистов.   Стремясь уточнить и конкретизировать свою политику, XXII съезд ФКП, состоявшийся в 1976 г., провозгласил необходимость мирного   пути   построения   демократического   «социализма   по­французски».   Съезд   постановил  отказаться   от   термина   «диктатура 4 пролетариата»   и   заменить   его   формулировкой   «власть   рабочего   класса   и   других   категорий   трудящихся».   Съезд   призвал   не ограничиваться союзом левых сил и создать на основе совместной программы широкий «союз французского народа», необходимый для победы на выборах, формирования левого правительства и осуществления демократических перемен. В 1977 г. компартия предложила «актуализировать» совместную программу, дополнив ее более радикальными требованиями, в частности значительно расширить количество предприятий, подлежащих национализации. Руководство Социалистической партии и левых радикалов отклонило предложения коммунистов, и союз левых сил на время перестал существовать. Правые   силы.  Значительные   изменения   происходили   и   в   лагере   правых.   Партия  ЮДР,   утратившая   пост   президента республики и прежнее влияние в правительстве, переживала серьезный кризис. За один год (с 1974 по 1975) ее численность упала с 200 до 60 тыс. человек. Влияние ЮДР среди избирателей сократилось почти вдвое.  Напротив, возглавляемая Жискар д'Эстеном партия «независимых республиканцев» укрепляла позиции. Она установила тесные контакты с группировками бывшей правой оппозиции и сотрудничала с ними в правительстве. Чтобы предотвратить дальнейший упадок ЮДР, ее генеральный секретарь Ж. Ширак решил уйти из правительства и заняться реорганизацией партии.  В августе 1976 г. он покинул пост премьер­министра. Его сменил близкий к Жискару д'Эстену формально беспартийный профессор политической экономии Р. Барр. В   декабре   1976   г.  на   чрезвычайном   съезде   ЮДР  было   принято   решение   ввиду   предстоявших   в   1978   г.   очередных парламентских выборов создать на основе ЮДР новую партию, принявшую название «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Председателем ОПР стал Ж. Ширак. Лидеры ОПР объявили о      намерении хранить «основные ценности голлизма»,  повысить темпы экономического развития,  бороться с безработицей,  а главное ­ не допустить победы левых сил на выборах 1978 г. Продолжили свою перегруппировку и «независимые республиканцы». В 1977 г. они переименовали себя в Республиканскую партию, а в марте 1978 г. объединились с остатками бывшей правой оппозиции в Союз за французскую демократию (СФД), лидером которого являлся Жискар д'Эстен.  Таким образом, на парламентских выборах 1978 г. в борьбу вступили четыре главные партии ­ две правые и две левые. В первом туре голосования левые партии, выступавшие на этот раз раздельно, впервые в истории Пятой республики собрали в общей сложности 48,4% голосов ­ больше, чем правые, причем социалисты вновь опередили коммунистов. Однако благодаря расколу левых сил и выгодной для правых мажоритарной системе голосования правые партии, получившие в совокупности 46,5% голосов, завоевали абсолютное большинство мест в парламенте.  Социалисты   французскую Компартия 22,6% Союз демократию (СФД) 21,5% ФКП увеличила число своих избирателей на 800 тыс. человек. Объединение   в   поддержку республики (ОПР) 22,6% за   20,6%

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"

Лекция по новейшей истории "Франция при де Голле"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.