Лекция "Понятие и классификация информационных технологий. "

  • Лекции
  • docx
  • 14.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Определение информационной технологии Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов. Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Иконка файла материала билет 5 тема 1.docx
билет 5 тема 1 20 Понятие и классификация информационных технологий.      Определение информационной технологии Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а  это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную  совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен  определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью  совокупности различных средств и методов. Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов  сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации  нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком  и принятия на его основе решения по выполнению какого­либо действия. Известно, что,  применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить  разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки  информации. Новая информационная технология Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса  использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла  несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием  научно­технического прогресса, появлением новых технических средств переработки  информации. В современном обществе основным техническим средством технологии  переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял  как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на  качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в  информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили  новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия  за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная". Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой  технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно  изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой  информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые  обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф,  телекоммуникации, факс и др. В таблице 1 приведены основные характерные черты новой  информационной технологии. Методология Основной признак Результат Принципиально новые средства  обработки информации Целостные технологические  системы Целенаправленные создание,  передача, хранение и  отображение информации "Встраивание" в технологию  управления Интеграция функций  специалистов и менеджеров Учет закономерностей  социальной среды Новая технология  коммуникаций Новая технология обработки  информации Новая технология принятия  управленческих решений Таблица 1 ­ Основные характеристики новой информационной технологии Новая информационная технология — информационная технология с "дружественным"интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и  телекоммуникационные средства. Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее  реализации является компьютер. Основные принципы новой (компьютерной) информационной технологии: интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;  интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;  гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.  Инструментарий информационной технологии Для информационной технологии техническими средствами производства информации  будет являться аппаратное, программное и технологическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового  качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их  инструментарием информационной технологии. Определим это понятие. Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных  программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы с которыми  позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды  программных продуктов для персонального компьютера: программы офисного назначения,  пакеты графических программ, программы для обработки звуковой и видео ­ информации,  информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для  маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д. Классификация информационных технологий Классификация по типу интерактивности Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать  информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их  предварительная классификация. Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В  качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на  выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может  служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с  компьютером), реализующийся операционной системой. ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной  интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии,  обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и  базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии  функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ  к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю  разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых. ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к  информации, хранящейся в информационных сетях или каких­либо носителях, что  позволяет передавать, изменять и дополнять ее. Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области  применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области  применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика,  производство, военное дело и т. п. По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают  компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные  технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления.  Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения,компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием. В обучении информационные технологии могут быть использованы, во­первых, для  предъявления учебной информации обучающимся, во­вторых, для контроля успешности ее  усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении,  делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии  контроля знаний. К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной  информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии.  Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и  соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам  обучения относятся учебники, учебные и учебно­методические пособия; к оптическим ­  эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к  электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков. К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации  относятся: технологии, использующие компьютерные обучающие программы;    мультимедия технологии;   технологии дистанционного обучения.  Компоненты информационной технологии В любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с  определения цели. Затем следует провести структурирование всех предполагаемых  действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный  инструментарий. На рисунке 1 ­ технологический процесс переработки информации представлен в виде  иерархической структуры по уровням:   Рисунок 1 ­ Представление информационной технологии в виде иерархической структуры. 1­й уровень – этапы, где реализуются сравнительно длительные технологические  процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней. Пример 1. Как следует понимать этап информационной технологии. Технология создания  шаблона формы документа в среде текстового процессора Word состоит из следующих  этапов: этап 1 — создание постоянной части формы в виде текстов и таблиц; этап 2 — создание постоянной части формы в виде кадра, куда затем помещается рисунок; этап 3 — создание переменной части формы; этап 4 — защита и сохранение формы. 2­й уровень – операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на первом уровне программной среде. Пример 2. Как следует понимать операцию информационной технологии. Рассмотрим этап  2 технологии создания постоянной части формы документа в виде кадра в среде  текстового процессора Word, который состоит из следующих операций: операция 1 — создание кадра;операция 2 — настройка кадра; операция 3 — внедрение в кадр рисунка. 3­й уровень – действия – совокупность стандартных для каждой программной среды  приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции  цели. Каждое действие изменяет содержание экрана. Информационная технология должна отвечать следующим требованиям:    обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации  на этапы (фазы), операции, действия;  включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;  иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса  могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно  осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.