Определение информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
билет 5 тема 1
20 Понятие и классификация информационных технологий.
Определение информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а
это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную
совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен
определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью
совокупности различных средств и методов.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов
сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации
нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком
и принятия на его основе решения по выполнению какоголибо действия. Известно, что,
применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить
разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки
информации.
Новая информационная технология
Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса
использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла
несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием
научнотехнического прогресса, появлением новых технических средств переработки
информации. В современном обществе основным техническим средством технологии
переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял
как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на
качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в
информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили
новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия
за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".
Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой
технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно
изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой
информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые
обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф,
телекоммуникации, факс и др. В таблице 1 приведены основные характерные черты новой
информационной технологии.
Методология
Основной признак
Результат
Принципиально новые средства
обработки информации
Целостные технологические
системы
Целенаправленные создание,
передача, хранение и
отображение информации
"Встраивание" в технологию
управления
Интеграция функций
специалистов и менеджеров
Учет закономерностей
социальной среды
Новая технология
коммуникаций
Новая технология обработки
информации
Новая технология принятия
управленческих решений
Таблица 1 Основные характеристики новой информационной технологии
Новая информационная технология — информационная технология с "дружественным"интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и
телекоммуникационные средства.
Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее
реализации является компьютер.
Основные принципы новой (компьютерной) информационной технологии:
интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Инструментарий информационной технологии
Для информационной технологии техническими средствами производства информации
будет являться аппаратное, программное и технологическое обеспечение этого процесса. С
их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового
качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их
инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.
Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных
программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы с которыми
позволяет достичь поставленную пользователем цель.
В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды
программных продуктов для персонального компьютера: программы офисного назначения,
пакеты графических программ, программы для обработки звуковой и видео информации,
информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для
маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.
Классификация информационных технологий
Классификация по типу интерактивности
Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать
информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их
предварительная классификация.
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В
качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на
выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может
служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с
компьютером), реализующийся операционной системой.
ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной
интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии,
обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и
базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии
функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ
к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю
разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.
ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к
информации, хранящейся в информационных сетях или какихлибо носителях, что
позволяет передавать, изменять и дополнять ее.
Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров
Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области
применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области
применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика,
производство, военное дело и т. п.
По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают
компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные
технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления.
Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения,компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием.
В обучении информационные технологии могут быть использованы, вопервых, для
предъявления учебной информации обучающимся, вовторых, для контроля успешности ее
усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении,
делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии
контроля знаний.
К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной
информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии.
Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и
соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам
обучения относятся учебники, учебные и учебнометодические пособия; к оптическим
эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к
электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации
относятся:
технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
мультимедия технологии;
технологии дистанционного обучения.
Компоненты информационной технологии
В любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с
определения цели. Затем следует провести структурирование всех предполагаемых
действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный
инструментарий.
На рисунке 1 технологический процесс переработки информации представлен в виде
иерархической структуры по уровням:
Рисунок 1 Представление информационной технологии в виде иерархической структуры.
1й уровень – этапы, где реализуются сравнительно длительные технологические
процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.
Пример 1. Как следует понимать этап информационной технологии. Технология создания
шаблона формы документа в среде текстового процессора Word состоит из следующих
этапов:
этап 1 — создание постоянной части формы в виде текстов и таблиц;
этап 2 — создание постоянной части формы в виде кадра, куда затем помещается рисунок;
этап 3 — создание переменной части формы;
этап 4 — защита и сохранение формы.
2й уровень – операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект
в выбранной на первом уровне программной среде.
Пример 2. Как следует понимать операцию информационной технологии. Рассмотрим этап
2 технологии создания постоянной части формы документа в виде кадра в среде
текстового процессора Word, который состоит из следующих операций:
операция 1 — создание кадра;операция 2 — настройка кадра;
операция 3 — внедрение в кадр рисунка.
3й уровень – действия – совокупность стандартных для каждой программной среды
приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции
цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.
Информационная технология должна отвечать следующим требованиям:
обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации
на этапы (фазы), операции, действия;
включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса
могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно
осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.