Управление приводами включает в себя пуск электродвигателя в работу, регулирование скорости вращения, изменение направления вращения, торможение и останов электродвигателя. Для управления приводами применяются электрические коммутационные аппараты: автоматические и неавтоматические выключатели, контакторы и магнитные пускатели. Для защиты электродвигателей от ненормальных режимов (перегрузок и коротких замыканий) применяются автоматические выключатели, предохранители и тепловые реле.
Схемы управления электроприводами.docx
Лекция: Схемы управления электроприводами
Управление приводами включает в себя пуск электродвигателя в работу, регулирование скорости
вращения, изменение направления вращения, торможение и останов электродвигателя. Для управления
приводами применяются электрические коммутационные аппараты, такие как автоматические и
неавтоматические выключатели, контакторы и магнитные пускатели. Для защиты электродвигателей от
ненормальных режимов (перегрузок и коротких замыканий) применяются автоматические выключатели,
предохранители и тепловые реле.
Управление электродвигателями с короткозамкнутым ротором. На рис.1 приведена схема
управления асинхронным двигателем
с
короткозамкнутым ротором с помощью магнитного
пускателя.
управления
Рис.1. Схема
асинхронным
электродвигателем с короткозамкнутым
ротором с помощью магнитного пускателя:
Q – выключатель; F – предохранитель;
КМ – магнитный пускатель, КК1, КК2 – тепловое
реле; SBC – кнопочный выключатель включения
двигателя; SBT –
выключатель
отключения двигателя
кнопочный
Магнитные пускатели широко применяются для двигателей мощностью до 100 кВт. Они
применяются в продолжительном и повторнократковременном режиме работы привода. Магнитный
пускатель позволяет осуществлять дистанционный пуск. Для включения электродвигателя М первым
включается выключатель Q. Пуск двигателя в работу осуществляется включением кнопочного
выключателя SBС. Катушка (электромагнит включения) магнитного пускателя КМ получает питание от
сети и замыкает контакты КМ в главной цепи и в цепи управления. Вспомогательный контакт КМ в цепи
управления шунтирует кнопочный выключатель SBС и обеспечивает продолжительную работу привода
после снятия нагрузки нажатия с кнопочного выключателя. Для защиты электродвигателя от перегрузки в
магнитном пускателе имеются тепловые реле КК1 и КК2, включаемые в две фазы электродвигателя.
Вспомогательные контакты этих реле включаются в цепь питания катушки КМ магнитного пускателя. Для
защиты от коротких замыканий в каждой фазе главной цепи электродвигателя устанавливаются
предохранители F. Предохранители могут устанавливаться и в цепи управления. В реальных схемах
неавтоматический выключатель Q и предохранители F могут быть заменены автоматическим
выключателем. Отключение электродвигателя осуществляется нажатием на кнопочный выключатель SBТ.
Простейшая схема управления электродвигателем может иметь неавтоматический выключатель Q и
предохранители F или автоматический выключатель.
Во многих случаях при управлении электроприводом необходимо изменять направление вращения
электродвигателя. Для этого применяются реверсивные магнитные пускатели.
На рис. 2. приведена схема управления асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором
с помощью реверсивного магнитного пускателя. Для включения электродвигателя М должен быть
включен выключатель Q. Включение электродвигателя для одного направления, условно «Вперед»,
производится нажатием кнопочного выключателя SBС1 в цепи питания катушки КМ1 магнитного
пускателя. При этом катушка (электромагнит включения) магнитного пускателя КМ1 получает питание от
сети и замыкает контакты КМ1 в главной цепи и в цепи управления. Вспомогательный контакт КМ1 в цепи
управления шунтирует кнопочный выключатель SBС1 и обеспечивает продолжительную работу привода
после снятия нагрузки нажатия с кнопочного выключателя.
Для пуска электродвигателя в противоположном направлении, условно «Назад», необходимо нажать
кнопочный выключатель SBС2. Кнопочные выключатели SBС1и SBС2 имеют электрическую блокировку,
исключающую возможность одновременного включения катушек КМ1 и КМ2.
Для этого в цепь катушки КМ1 включается вспомогательный контакт пускателя КМ2, а в цепь
катушки КМ2 – вспомогательный контакт КМ1. Для отключения электродвигателя от сети при его вращении в любом направлении необходимо нажать на
кнопочный выключатель SBТ. При этом цепь любой катушки и КМ1 и КМ2 разрывается, их контакты в
главной цепи электродвигателя размыкаются, и электродвигатель останавливается.
Схема реверсивного включения может в обоснованных случаях применяться для торможения двигателя
противовключением.
.
Рис. 2. Схема управления асинхронным
электродвигателем с короткозамкнутым
ротором с помощью реверсивного магнитного
пускателя:
Q – выключатель; F – предохранитель;
КМ1, КМ2 – магнитный пускатель,
КК1, КК2 – тепловое реле; SBC1, SBC2
– кнопочный выключатель включения
двигателя; SBT – кнопочный выключатель
отключения двигателя
Управление электродвигателями с
фазным ротором. На рис. 3 приведена
схема управления асинхронным двигателем с
фазным ротором.
Рис. 3. Схема управления асинхронным
двигателем с фазным ротором:
QF – выключатель; КМ – магнитный пускатель в цепи
статора, КМ1 – КМ3 – магнитный пускатель
ускорения; SBC – кнопочный выключатель включения
двигателя; R – пусковой реостат; SBT – кнопочный
выключатель отключения двигателя
Рис. 4. Механические характеристики
асинхронного двигателя с фазным ротором:
1, 2, 3 – при включении ступеней пускового
реостата; 4 – естественная; П – точка пуска;
В приведенной схеме защита двигателя М от
коротких замыканий и перегрузок осуществляется автоматическим выключателем QF. Для уменьшения
пускового тока и увеличения пускового момента в цепь ротора включен трехступенчатый пусковой реостат R. Количество ступеней может быть различным. Пуск электродвигателя осуществляется
линейным контактором КМ и контакторами ускорения КМ1 – КМ3. Контакторы снабжены реле времени.
После включения автоматического выключателя QF кнопочным выключателем SBC включается линейный
контактор КМ, который мгновенно замыкает свои контакты в главной цепи и шунтирует контакты
кнопочного выключателя SBC. Двигатель начинает вращаться при полностью введенном пусковом
реостате R (механическая характеристика 1 на рис. 4). Точка П является точкой трогания.
Контакт реле времени КМ в цепи катушки контактора КМ1 с выдержкой времени t1 (рис. 5) включает
контактор КМ1, который замыкает контакты первой ступени в цепи пускового реостата. С выдержкой
времени t2 включается контактор КМ2. Аналогично проходит процесс переключения ступеней пускового
реостата R до перехода электропривода на естественную характеристику (кривая 4). Изменение тока
статора I и частоты вращения ротора n2 во время пуска электродвигателя показано на рис. 5.
Рис. 5. Изменение тока статора и частоты
вращения ротора асинхронного двигателя с
фазным ротором во время пуска
На естественной характеристике ток статора и
частота вращения ротора достигают
номинальных значений.
Остановка электродвигателя осуществляется
кнопочным выключателем SBT.
Электрическая блокировка в приводах
В многодвигательных приводах или приводах механизмов, связанных общей технологической
зависимостью, должна быть обеспечена определенная очередность включения и отключения
электродвигателей. Это достигается применением механической или электрической блокировки.
Электрическая блокировка осуществляется путем применения дополнительных вспомогательных
контактов коммутационных аппаратов, участвующих в управлении приводами. На рис. 6 приведена схема
блокировки последовательности пуска и остановки двух электродвигателей.
Рис. 6. Схема блокировки последовательности управления двух электродвигателей:
Q1, Q2 – выключатель; F1, F2 – предохранитель; КМ1, КМ2 – магнитный пускатель, КК1, КК2 – тепловое
реле; SBC1, SBC2 – кнопочный выключатель включения двигателя;SBT1, SBT2 – кнопочный выключатель
отключения двигателя; Q3 – вспомогательный выключатель В схеме исключена возможность пуска электродвигателя М2 раньше пуска двигателя М1. Для этого в
цепь управления магнитного пускателя КМ2, осуществляющего пуск и остановку электродвигателя М2,
включен замыкающий вспомогательный контакт КМ1, связанный с пускателем КМ1. В случае остановки
электродвигателя М1 этот же контакт произведет автоматическое отключение двигателя М2. При
необходимости самостоятельного пуска электродвигателя при опробовании механизма в цепи управления
имеется выключатель Q3, который необходимо предварительно замкнуть. Включение электродвигателя
М2 осуществляется кнопочным выключателем SBC2, а отключение – SBТ2. Включение двигателя М1
осуществляется выключателем SBC1, а отключение – SBT1. При этом отключается и выключатель М2.
Лекция Схемы управления электроприводами
Лекция Схемы управления электроприводами
Лекция Схемы управления электроприводами
Лекция Схемы управления электроприводами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.