Святитель Иоанн Златоуст: «Войны постоянно произрастают от корня грехов».
Призывал свою паству молиться о помощи Божией воинам на войне: «Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной дружбы, не творили даже и молитв. Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости... Они составляют как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри».
Святые о войне.docx
Святитель Григорий Нисский: «О какой ни заговоришь приятности в
жизни, чтобы ей быть приятною, нужен мир… Война пресекает
наслаждение всеми благами. Если и во время мира терпим по человечеству
какое-либо бедствие, то зло, срастворенное благом, делается легким для
страждущих. Правда, когда и войною стеснена жизнь, нечувствительны
также бываем к подобным скорбным случаям; потому что общее бедствие
горестями своими превышает бедствия частные… Но если и для ощущения
собственных зол цепенеет душа, пораженная общими бедствиями войны, то
как ей иметь ощущение приятного? Где оружия, копья, изощренное железо,
звучащие трубы, гремящие кимвалы дружины, сомкнувшиеся щиты,
столкновения, столпления, схватки, сражения, побоища, бегства,
преследования, стоны, крики, земля, увлажненная кровью, попираемые
мертвецы, без помощи оставляемые раненые и все, что на войне можно
видеть и слышать… неужели и там найдет кто время преклонить иногда
помысел к воспоминанию об увеселяющем? Если и придет в душу
воспоминание о чем-либо приятном, то не послужит ли это к увеличению
горя?»
- - - - - - - - - - - - - -
Святитель Иоанн Златоуст: «Войны постоянно произрастают от корня
грехов».
Призывал свою паству молиться о помощи Божией воинам на войне: «Разве
не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают
в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в
безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут
бремя военной дружбы, не творили даже и молитв. Таким образом, это
вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости... Они
составляют как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который
охраняет спокойствие пребывающих внутри».
- - - - - - - - - - - - -
Святитель Василий Великий: «Бог в войнах насылает казни на достойных
наказания». (о промыслительном значении войны)
В 13-м правиле: «Убиение на войне отцы наши не вменяли за убийство, мне
кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но,
может быть, не худо было бы посоветовать, чтобы они, как имеющие
нечистые руки, три года воздержались от приобщения святых таин».
- - - - - - - - - - - - - - - -
Преподобный Исидор Пелусиот: «Войны воспламеняются больше всего
ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех
ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению
справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно
не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что
делают дело законное».
«Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и
победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги, однако
же, если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно не
невинно; поэтому Моисей и предписал убившему человека на войне
пользоваться очищениями и кроплениями».
- - - - - - - - - - - - - - - -
Блаженный Августин Иппонский: «Поэтому заповедь не убий отнюдь не
преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога или, будучи в
силу Его законов (то есть ввиду самого разумного и правосудного
распоряжения) представителями общественной власти, наказывают
злодеев смертью».
- - - - - - - - - - - - - - - - - Святитель Филарет Московский: «Бог любит добродушный мир, и Бог же
благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные
люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный
мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного
мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему
оружию»; «война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без
нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся
в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия
своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее
по необходимости – в защиту правды, веры, отечества».
«Люби своих врагов, гнушайся врагов Божиих, рази врагов Отечества.
Плохой сын Отечества земного — плохой сын Отечества Небесного».
- - - - - - - - - - - - - - - - -
Святитель Феофан Затворник: «На воинах и войнах часто видимое Бог
являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей
прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в
пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не
подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России?
И как было не воевать с ними?»
- - - - - - - - - - - - - - - - -
Святитель Димитрий Ростовский (о любви к врагам): «Не думай,
слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с
нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой
веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной
против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».
- - - - - - - - - - - - - - - -
Святитель Николай Сербский в «Письме воину Иоанну Н.»: «Ты пишешь о
чудесном случае, который приключился с тобой на войне. Кто-то перед
началом битвы раздавал солдатам Евангелие… ты едко заметил: «Здесь
требуются сталь и свинец, а не книги. Если сталь нас не спасет, то книги и
подавно!» Вот какое замечание ты сделал тогда, ибо до того дня ты веру
Божию полагал за ничто… Но все же ты взял книжечку и положил ее во
внутренний карман с левой стороны. И что же случилось? Ты сам говоришь:
чудо Божие, и я подтверждаю это. Вокруг тебя падали раненые; наконец
был повержен и ты. Попало в тебя стальное зерно. Ты схватился рукой за
сердце, ожидая, что хлынет кровь. Позже, когда ты разделся, то нашел
застрявшую в твердом переплете книжечки пулю: она метила прямо в
сердце. Ты задрожал, как в лихорадке. Перст Божий! Святая книга спасла
твою жизнь от смертоносного свинца. Тот день ты считаешь своим
духовным рождением. С того дня ты стал бояться Бога и внимательно
исследовать вероучение… Господь милостью Своей открыл тебе глаза…
Одни на войне погубили тело, а иные – душу. Первые потеряли меньше. А
некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие,
кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких.
Это те, кто, как и ты, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что
невидимый Господь ступает рядом с ними».
- - - - - - - - - - - - -
Святитель Афанасий Великий в «Послании к монаху Амуну»: «Убивать
непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно
похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей,
и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах».
- - - - - - - - - - - - - -
Священномученик Иоанн Восторгов во время войны с Японией говорил о
необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям- воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к
ним с посильной помощью».
__________________________________________
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Отечество земное с его Церковью
есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте
готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную».
____________________________________
Известны массовые случаи участия греческого священства в вооруженной
борьбе с турками во время освободительных восстаний; в память об этом на
Крите даже установлен своеобразный памятник, изображающий
священника с ружьем в руках. Еще более активно участвовали в кровавой
борьбе с турками черногорские священники и даже сами митрополиты.
Однако это все же были исключения, вызванные особыми обстоятельствами
времени. В мирное время переход священника или монаха на воинскую
службу однозначно считался грехом.
Лекция "Святые о войне"
Лекция "Святые о войне"
Лекция "Святые о войне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.