Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Оценка 4.6

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
религиоведение
3 кл—4 кл
10.02.2017
Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Современный период в российской истории и образовании - это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
основы религиозных.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. Бурова «Согласовано» Зам. директора по УВР ____ Демина Е.А.    «__»____ 2013 г. «Утверждаю» Директор школы ___________Ямщикова Н.В. Приказ № _________ от «____»_________2013 г. Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе начальной школы на 2013­2014 учебный год Программу составила Забелина М.В. г. Бежецк 2013­2014 уч. год Концепция   Духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   разработана   в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4) Нормативно ­ правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного   учебного   курса   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   (далее   ­   Учебный   курс   ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр­2009 ВП­П44­4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП­П44­4632) Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п. 19.5). 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современный период в российской истории и образовании ­ это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается   духовное   единство   общества,   размываются   жизненные   ориентиры   молодежи,   происходит   деформация традиционных   для   страны   моральных   норм   и   нравственных   установок.   В   российском   обществе   стал   ощущаться недостаток   сознательно   принимаемых   большинством   граждан   принципов   и   правил   жизни,   согласия   в   вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. В   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования   введена   новая предметная область — «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Образованию   отводится   ключевая   роль   в   духовно­нравственном   воспитании   молодежи.   Новая   российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского   общества.   Поэтому   в   Стандарт   начального   общего   образования   включен   курс   «Основы   религиозных культур и светской этики». Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире. Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим,  смыслообразующим   элементом   жизни   русского   народа.  Православная   церковь   направляла   и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа. Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно­нравственной культуры православия, значит постепенно открывать 5 перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения. Актуальность  изучения   основ   православной   культуры   в   общеобразовательных   учреждениях   обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно­нравственного воспитания подрастающего поколения. В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно   без   основ   православия,   составившего   его   основу   и   стержень.   Все   богатейшее   наследие   православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание. Курс  ОРКСЭ   носит  светский  характер.  Состоит  он  из 6  модулей.  Любой  выбранный  модуль  позволит  дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры. Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных   идеалах   и   ценностях,   составляющих   основу   религиозных   и   светских   традиций   многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Цель: Формирование  у  младших  школьников   мотиваций  к   осознанному  нравственному  поведению,  основанному  на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального  народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 6 Задачи: • Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики; • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе,   и   формирование   у   них   ценностно­смысловых   мировоззренческих   основ,   обеспечивающих   целостное восприятие   отечественной  истории   и  культуры  при   изучении   гуманитарных   предметов   на  ступени  основной школы. Принципы обучения: • диалогическое взаимодействие; • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно­нравственной и эмоциональной  сферы;  • актуальность; • опоры на самостоятельность мышления учащихся; • вариативность   (возможность   выбора   на   уровне   вопроса,   задания,   интерпретации,   способов   деятельности   и презентации образовательного результата); • деятельностное   обучение,   которое   последовательно   реализуется   через   соответствующий   отбор   содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. 7 • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого  освоения; • органичное и последовательное развитие навыков учебно­исследовательской деятельности. Ожидаемый результат Предполагается,   что   усвоение   курса   сформирует   у   младшего   школьника   мотивацию   к   осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним,   диалогу   с   представителями   других   культур   и   мировоззрений.   А   также   установлению   духовной,   творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки. Место курса в учебном плане С   введением   в   инвариантную   часть   базисного   учебного   плана   начального   общего   образования   предметной области   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»,   предмет   «Основы   православной   культуры» вводится с 4 класса (35 ч, 1ч в неделю). Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 35 часов, в неделю ­1 час. 8 Основное содержание курса (35 часов) Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.  Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к  добродетели. Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.  Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.  Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.  Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно  соблюдать, чтобы быть справедливым. Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других  отношений. 9 Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?» Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как  нравственная норма. Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое  родословная.  Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что  значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как  применять золотое правило нравственности в жизни.  Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть». Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что  значит быть настоящей леди.  Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая  мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты. Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.  10 Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют  праздники. Что такое подарок и как его выбирать.  Жизнь человека – высшая нравственная ценность.  Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и  многоконфессионального народа России. 11 Требования к уровню подготовки Ученик должен знать/понимать:  Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные  праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство  причастия; литургия; монах; монашество; семья.  Историю возникновения культуры; Особенности и традиции религии;  Описание основных священных книг, праздников, святынь. Уметь: ­ Описывать различные явления религиозной культуры, традиции; ­ Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры; ­ Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; ­ Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; ­ Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; ­ Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; ­ Готовить сообщения по выбранным темам. Критериями оценки учебно­воспитательных  результатов  изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий 12 деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Примеры контрольных заданий Православная   культура   как   образовательная   область   охватывает   масштабную   совокупность   социально­ гуманитарных знаний различной направленности ­ культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для заданий, проверки использоваться учащихся   знаний комплекс   должен         ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально­ оценочной деятельности школьников. Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий. 1) Краткий вопрос типа "Как называется...?", "Перечислите...", "Укажите...", "Дайте определение...", "Что  означает...?". 2) Свободный по форме содержательный текст из 1­3 предложений с пропусками значимого слова или части  предложения. 3) Описание, характеристика или изложение (1­5 предложений). 4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение. 13 5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных  вариантов. 14 6) Темы итоговых работ учащихся 7) Самостоятельные   итоговые   творческие   работы   являются   интегративной   формой   обобщенной   оценки усвоения   учебного   материала   и   применяются   для   итоговой   оценки   знаний   учащихся   наряду   с   устными   или письменными заданиями. 8) Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную   тему   (5­  8  тем   на   выбор),  либо   в  форме   реферата   объемом   не   менее   0,5  п.л.,   который   готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным   комплексной итоговой оценки. опросом   педагога   по   теме   реферата,   другим   темам   и   выставлением 9) 10) 11) 12) 13) Примерный перечень тем итоговых работ учащихся. 1 .Основы православной культуры ­ Библия и Евангелие. 2.Учение Христа. 3.Жертва и воскресение. 4.3абота о чистоте своей души и о пользе ближнего. 5.Как я понимаю золотое правило этики? б.Суть православного поведения. 7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние». 14) 8. Православные традиции русской семьи. 15 15) 16) Учебно­методическое обеспечение 1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.  Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. ­ М.: Просвещение, 2009. ­ 23 с. ­ (Стандарты второго поколения). ­ ISBN  978­5­09­022138­2 . 2. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4­5 классы: книга для  родителей / А. Я. Данилюк. ­ М.: Просвещение, 2010. ­ 32 с: ил. ­ ISBN 978­5­09­024076­5. 3. Кураев, А. В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4­5 классы:  учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. ­ М.: Просвещение, 2011. ­ 95 с: ил. 4. Интернет ресурсы. 16 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5. 17 1. 3 2. Челове к и Бог в 3. правосл авии Тип  4. урока ­ изучение нового материла. 5. способствовать формированию первоначальных представлений о  Боге и православии. Бог и православие 6. Основные термины и понятия: Бог, православие, Творец. 7. беседа,  комментированное чтение, устный творческий 8. рассказ на тему,  работа с 9. иллюстративным 10. материалом; Правос ­познакомить детей с 16. понятием православная молитва Православие. Благодать  17. О молитве «Отче наш». 18. беседа, устный рассказ на тему, 13. 4 Тип  14. лавна я молитва. 15. урока ­ изучение нового материла 12. 11. Ответь на  вопросы в пособии­стр.П. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью  из пособия, обсуди  с ними ее  содержание. Подготовь  вопросы по содержанию статьи. 19. Ответь на  вопросы в пособии ­ стр.15 20. ­познакомить детей с 24. Библией и Евангелие Дают определения основных понятий православной культуры. Кто такие христиане. Что 25. такое Библия и Евангелие. Основные термины и понятия: христиане, Библия, Евангелие, пророки, Христос, Священное писание, откровение 26. беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка творческой беседы с членами семьи. 28. 27. Ответь на  вопросы в пособии ­ стр.19, Подготовь вопросы по содержанию статьи. 21. 5 22. Библия  и Евангел ие. 23. Тип  урока изучени е нового матери ла 18 29. 6 30. Пропов едь Христа 31. Тип  урока ­ изучени е нового матери ла. 32. ­ познакомить детей  с учением Иисуса  Христа/ Учатся  устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и  поведением людей 39. 33. Проповедь Христа, Завет Христа. Основные  термины и 34. понятия: проповедь, нагорная проповедь. 38. 37. Ответь на  вопросы в пособии­ стр.21, Подготовь вопросы по содержанию статьи. 35. беседа,  комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, 36. самостоятельная  работа с источниками  информации, подготовка  творческой беседы с членами  семьи 19 40. 7 Христо 41. с и Его крест. 42. урока ­ комбиниров­ анный. Тип  Раскрыть значение 43. православного креста Как Бог стал человеком. 44. Символика креста. Основные термины и понятия: голгофа, жертва Христа, распятие, символика креста. беседа, устный рассказ 45. на тему, подготовка творческой 46. беседы с членами  семьи 55. 47. Ответь на  вопросы в 48. пособии ­ стр.27, 49. Подготовь 50. вопросы по 51. содержанию 52. статьи. 53. Нарисуй 54. православный  крест, объясни каждую  из составляющих  его частей. 56. 8 57. Пасха. 58. Тип  64. 9 урока ­ комбин иров анный. 65. Правос лавно е  учение  о человек е Тип  66. урока ­ комбиниров анный. Учатся устанавливать Учатся описывать  60. различные явления православной духовной традиции и культуры. Пасха ­ самый светлый и радостный православный праздник. 68. взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей 69. понятия: 70. человека. Основные термины и Душа, внутренний мир Познакомить детей с 59. православными праздниками и традициями Раскрыть понятие  67. образ Божий в человеке, помочь понять детям значение слова душа. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников Дают определения 61. основных понятий православной культуры. 62. Ответь на  вопросы в пособии ­ стр.31. 63. беседа,  71. комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, 72. работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи самостоятельная  74. Ответь на  73. вопросы в пособии ­ стр.35, Подготовь вопросы по содержанию статьи. 20 и святынь православной культуры. 75. 21 Совесть 77. 76. 1 и раскаяние 78. урока ­ комбиниров анный. Тип  85. 1 94. 1 86. Заповед и 87. Урок изучени я нового материа ла 95. Милосе рдие и 96. сострад ание. 97. Тип  урока ­ комбин иро­ ванный. 79. Дать понятие о  совести и раскаяние. Через поступки людей  80. учатся различать добро и зло; учить уметь прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам. Основные термины и понятия: совесть, грех, зло, раскаяние. 88. Познакомить детей с понятием «заповеди» православных, сопоставить заповеди с принятыми нормами  в социуме. О заповедях как правилах 89. жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. Основные термины и понятия: 98. Показать, чем милосердие  отличается от дружбы. Кого называют  «ближним». 99. Учатся понимать, что  такое милосердие, чем оно отличается от дружбы. Знакомятся со значением слова милостыня. Основные  100. термины и понятия: милосердие, милостыня. беседа,  самостоятельная  81. комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, 82. работа с источниками информации, участие     в      учебном диалоге. 90. комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, 91. работа с источниками информации, участие в учебном диалоге самостоятельная  беседа,  101. беседа,  комментированное чтение, устный рассказ на тему,        работа        с иллюстративным материалом, 102. самостоятельн ая работа с источниками  информации, подготовка      84. 93. Ответь на  83. вопросы в пособии ­ стр.39, Подготовь вопросы по содержанию статьи. Ответь на  92. вопросы в пособии ­ стр.68, Подготовь вопросы по содержанию статьи. 1 0 4 . 103. Ответь  на вопросы в пособии ­ стр.45. Подготовь вопросы по содержанию статьи. 22 1 0 5 . творческой беседы с членами  семьи, участие     в     учебном диалоге. 23 Золотое 106. 1 107. правило этики. 108. урока ­ комбиниров анный. Тип  109. Познакомить с  главным правилом человеческих отношений; что такое осуждение. 110. Узнают правила этики; учатся формулировать свои правила отношений в обществе. 111. Основные термины и понятия: 117. 118. рам. ип  урока ­ комбин иров анный. Х Т 119. с 120. ым 121. 122. Познакомить  архитектурн строением православног 123. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Основные термины и понятия: о храма; дать понятие  значения в жизни в людей. 116. 1 128. беседа,  самостоятельная  112. комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, 113. работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. 124. комментированное чтение,       работа       с иллюстративным материалом, беседа,  125. самостоятельн ая работа с источниками  информации, подготовка      творческой беседы с членами  семьи, участие     в     учебном диалоге. 115. 127. 114. Ответь на  вопросы в пособии­стр.47. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи. 126. Ответь  на вопросы в пособии­ стр.51, Подготовь  вопросы по содержанию статьи. 24 130. 129. 1 кона. Тип  131. урока ­ комбиниров анный. 132. Познакомить детей  И со святынями православной культуры. 133. Показать отличие  иконы от картин 134. Учатся видеть через  иконы сокровенный мир души человека. 135. Основные термины и понятия: икона, нимб, лик. 141. 142. 143. р 144. Участвуют в  Т диспутах: ворческ учатся слушать ие собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранным темам (теме). чащихс я. аботы у 145. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Основные термины и понятия: Храм, икона, иконостас, благословение, алтарь. 140. 1 1 5 0 . беседа,  самостоятельная  136. комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, 137. работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. 146. комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, 147. работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. самостоятельная  беседа,  139. 138. Ответь на  вопросы в пособии­ стр.55, Подготовь вопросы по содержанию статьи. 1 4 9 . 148. Ответь  на вопросы в пособии­стр.51. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью  из пособия, обсуди  с ними ее  содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи. 25 151. 1 152. Подвед ение итогов. 153. Знать значение православной культуры 160. К ак христиа 159. 1 161. нст­ во пришло на Русь. Познакомить  162. с развитием  православной культуры в истории России. 163. Излагают своё  мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. 170. 154. Повторение основных содержательных моментов курса. 155. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала 164. Знакомятся с  развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. 165. Основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь. 156. 157. 158. 166. беседа,  168. Ответь  комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, 167. самостоятельн ая работа с источниками  информации, на вопросы в пособии­ стр.61. Подготовь  вопросы по содержанию статьи. 169. 26 171. 1 172. одвиг. П 173. Познакомить  с понятием подвиг; дать понятие  о человеческой жертвенности. Знакомятся с понятием 174. подвиг, рассуждают об условиях, при которых расставание становится жертвой. 175. Основные термины и понятия: подвиг, Жертва Богу, подвижник. Заповед 181. 180. и 2 блаженств. 182. Учатся  анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) 183. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.). Основные термины понятия: блаженный, Царство небесное. 193. 2 194. ачем 195. ворить 196. обро? 197. Тип  З т д способствова 198. ть формированию у  детей представления о  добре и зле; 200. Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность беседа,  самостоятельная  176. комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, 177. работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. 184. комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, 185. работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. 201. самостоятельная  беседа,  беседа, устный  рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка творческой беседы с 178. Ответь  179. на вопросы в пособии­ стр.63. Подготовь  вопросы по содержанию статьи. 186. Ответь  на вопросы в 192. пособии­ стр.64.П вопросы  содержан статьи. одготовь 187. 188. 189. по 190. ию 191. 203. 202. Ответь  на вопросы в пособии­ стр.67, создай свою  копилку добрых дел и проиллюстрируй 27 раскрыть смысл  199. понятий «добро» и «зло»; урока ­ изучение нового материла 204. членами семьи. их. 28 206. Ч 209. Познакомить  205. 2 детей с православной  культурой, назначением иконы. Знакомятся с развитием 210. православной культуры в истории России. Основные термины и понятия: 207. удо в жизни х ристиан ина Тип  208. урока ­ изучение нового материла 216. овесть  и раскаян ие. уметь  220. С формулировать разницу между понятиями совесть и раскаяние Т 221. ­ 225. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. 226. Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Раскаяние. знать  217. ип  урока ­ 218. К омбини ров 219. э нный. какие компоненты 222. имеет  совесть, раскаяние ­ уметь  223. приводить примеры 224. ситуаций, в  которых они испытывали стыд или им было совестно. 215. 2 230. беседа,  самостоятельная  211. комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, 212. работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. 227. комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с беседа,  214. 229. 213. Ответь на  вопросы в пособии­ стр.71, создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их. 228. Расскажи членам семьи и друзьям  о совести,  раскаянии, спроси, что  нового они узнали, над  чем задумались. 29 234. Учить  толерантности, честности, справедливости. 235. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. 231. 2 232. Правос лавие о Божием суде. 233. урока ­ изучение нового материла Тип  241. 243. Познакомить детей с Т понятиями: Причастие; аинство причаст церковное таинство. ия. 242. Т ип  урока ­ изучени е нового матери ла 244. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) Основные термины и понятия: 240. 2 249. беседа,  самостоятельная  236. комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, 237. работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. 245. комментированное чтение,       работа       с иллюстративным материалом, 246. работа с источниками информации, подготовка     творческой беседы с членами семьи, участие     в     учебном диалоге. самостоятельная  беседа,  239. 238. Ответь на  вопросы в пособии­ стр.72. Подготовь вопросы по содержанию статьи. 248. 247. Ответь  на вопросы в пособии­ стр.76. Подготовь  вопросы по содержанию статьи. 30 253. Дать понятие  кто такие монахи и от чего отказываются  монахи. 250. 2 М 251. онасты рь. 252. Тип  урока изучение нового материла 264. Прививать любовь к природе к окружающей среде. Т К а 260. Отноше 259. ние 2 христианина к природе. 261. ип  урока ­ 262. омбини ров 263. нный 270. 254. Учатся приводить  примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Основные термины и понятия: монах 265. Учатся приводить  примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Основные термины и понятия: беседа,  самостоятельная  255. комментированное чтение,       работа       с иллюстративным материалом, 256. работа с источниками информации, подготовка     творческой беседы с членами семьи, участие     в     учебном диалоге. 266. комментированное чтение,       работа       с иллюстративным материалом, 267. работа с источниками информации, подготовка     творческой беседы с членами семьи, участие     в      учебном диалоге. самостоятельная  беседа,  258. 269. 257. Ответь на  вопросы в пособии­ стр.80 Подготовь вопросы по содержанию статьи. 268. Ответь  на вопросы в пособии­ стр.84. Подготовь  вопросы по содержанию статьи. 31 272. Х ристиан ­ ская  семья. 273. ип  урока ­ 274. омбини ров 275. нный 284. ащита Отечес тва. 285. ип  урока ­ 286. омбини ров 287. нный Т К а З Т К а 271. 2 283. 2 2 9 6 . 276. Дать понятие  семьи, венчание,  обручального кольца; культурных традиций  православных. 277. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. 278. Основные термины и понятия: семьи, венчание, обручального кольца. 288. Познакомить  детей с понятием  справедливая война. Рассказать о святых защитниках Родины. 289. Учатся различать  поступки недопустимые    даже     на войне. 290. Основные термины и понятия: 291. Отечество.             Любовь. Уважение.        Патриотизм. Многонациональный        и многоконфессиональный состав.      Великая      сила нравственности. Народ беседа,  самостоятельная  279. комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, 280. работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. 292. беседа,  комментированное чтение, устный рассказ на тему,        работа        с иллюстративным материалом, 293. самостоятельн ая работа с источниками  информации, подготовка      творческой беседы с членами  семьи, участие     в     учебном диалоге. 281. Ответь  282. на вопросы в пособии­ стр.86 Подготовь  вопросы по содержанию статьи. 2 9 5 . 294. Ответь  на вопросы в пособии­ стр.88. Подготовь  вопросы по содержанию статьи. 32 297. 3 298. Л юбовь и 299. ть способствова 300. Категории любви. 301. Беседа,  комментированное 302. Подбери  примеры 306. формировани ю основ 307. нашей Любовь ­ основа  308. чтение,  размышление на 309. (из  истории, 303. 310. 304. 305. важени е к 311. 312. течеств у. 318. 319. 325. 326. ип  урока ­ 332. 333. рок 339. 340. бобщен ия у О Т у о 346. 347. 353. 354. 360. 361. 367. 368. 374. 375. 381. 382. 388. 389. 395. 396. 313. российской  314. жизни. Любовь и  гражданской уважение 320. идентичности , чувства 327. свою гордости за  334. Родину, 341. народ и российский  348. России, историю  355. ­  мотивировать на 362. личную 369. ответственно сть за свои 376. основе 383. й о 390. поступки на  представлени нравственных нормах, ­  397. к Отечеству. 321. 328. 335. 342. 349. 356. 363. 370. 377. 384. 391. 398. 315. тему. 322. 329. 336. 343. 350. 357. 364. 371. 378. 385. 392. 399. 316. ры) 323. ого 330. я 337. у. 344. 351. 358. 365. 372. 379. 386. 393. 400. литерату 317. беззаветн служени Отечеств 324. 331. 338. 345. 352. 359. 366. 373. 380. 387. 394. 401. 33 402. 403. 409. 410. способствовать 404. веры в укреплению  411. Россию 405. 412. 416. 3 417. П 418. ­ учить  определять одготов ка 423. 424. т ворческ их 425. общую 430. 431. п роектов . 437. 438. 432. ее 439. 406. 413. 420. групп Формирование  419. Повторение  основных 426. содержательных  427. учащихся для  моментов выполнения цель и пути  433. курса. 434. групповых  проектов, достижения, ­  446. формировать умение 453. ся и 460. роли в договаривать распределять  совместной деятельности, ­  481. способствовать 488. развитию 495. способности  принимать 440. работы Проект и этапы  441. выбор 447. над ним.  Определение 454. темы для  индивидуальных творческих работ  основе анализа пройденного  материала. 461. на 468. 475. 482. 489. 496. 448. тем,  разработка плана 455. 462. проектом. содержание работы над  Определение  469. работы. проектной  476. 483. «Значение и и этики в Варианты тем:  нравственност 490. и 497. «Мое жизни человека общества»,  444. 445. ип  урока ­ 451. 452. рок Т у 458. 459. с истемат иза 465. 466. ии 472. 473. наний ц з 467. 474. 479. 480. 486. 487. 493. 494. 407. 414. 421. над 428. м (по 408. 415. 422. Работа  проекто 429. 435. индивид уальной теме) 442. 449. 456. 463. 470. 477. 484. 491. 498. 436. 443. 450. 457. 464. 471. 478. 485. 492. 499. 34 500. 501. 507. 508. 514. 515. 521. 522. 528. 529. 535. 536. 3 537. И тоговая презент ация творчес ких проекто в учащих ся. 502. и 509. 516. сохранять  цели и задачи учебной  деятельности; поиска  523. средств ее 530. я; осуществлени 538. Способствова ть развитию умения  слушать и признавать возможность  существования  различных точек  зрения и права  каждого иметь свою  собственную; 539. ­ учить  излагать свое мнение  и аргументировать  свою точку зрения и  оценку событий; 540. ­обобщить  знания, понятия и  представления о  ценностно­  смысловых  мировоззренческих  основах,  обеспечивающих  целостное  восприятие  503. 510. 517. 524. 531. 541. Повторение  основных  содержательных  моментов курса. 542. 543. 544. Участвуют в  диспутах: учатся слушать собеседника и излагать  свое мнение. 504. отношение 511. к миру», «Мое  отношение к 518. 525. 532. 545. Презентация  творческих проектов  учащихся по  индивидуальным  темам. 505. 512. 519. 526. 533. 546. 506. 513. 520. 527. 534. 547. 35 отечественной  истории и культуры. 550. 557. 564. 571. 578. 548. 549. 555. 556. ип  урока ­ 562. 563. рок 569. 570. бобщен ия Т у о 576. 577.     583. 584. 585. 551. 558. 565. 572. 579. 552. 559. 566. 573. 580. 553. 560. 567. 574. 581. 554. 561. 568. 575. 582. 36

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017