Краткий курс занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Житие святых в ратном подвиге прославившихся»
Оценка 4.9

Краткий курс занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Житие святых в ратном подвиге прославившихся»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
СCУЗ, ВУЗ
10.02.2024
Краткий курс занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Житие святых в ратном подвиге прославившихся»
для педагогов
Конкурс Серафимовский учитель.docx

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 37 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий курс занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Житие святых в ратном подвиге прославившихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2023 год

 

 

Направление курса занятий

Краткий курс по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Житие святых в ратном подвиге прославившихся» социально-педагогической ориентации направлен на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной литературе, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе.

Актуальность курса

Начиная работу по духовно – нравственному воспитанию, мы столкнулись с тем, что в имеющихся программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста раздел «нравственное воспитание», заменен «задачами социального развития". Из вышеизложенного считаем актуальным включить в свою педагогическую деятельность работу по теме «Житие святых в ратном подвиге прославившихся».  Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми. Проблема духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. С этой целью был разработан авторский курс занятий. Освоение программы возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ЧДОУ, родителей воспитанников, а также при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём.

Цель

Создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на знаниях о подвигах и значимых действиях людей, во имя силы веры и религии.

Задачи

Обучающие:

- знакомство с историей возникновения и развития жития как жанра духовной литературы;

- изучение и понимание значимости житийных традиций древнерусской литературы;

- изучение Жития Святых;

- расширение и активизация словаря воспитанников старшего возраста путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.

Развивающие:

- развитие интереса к слушанию нового жанра произведений и осмыслению духовной литературы;

- развитие образного мышления воспитанников;

- духовно-нравственное развитие через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Воспитательные:

- воспитание христианской добродетели и милосердия на примере Жития Святых;

- воспитание у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

- формирование целостного восприятия мира;

- формирование культуры общения;

- воспитание патриотизма;

- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям.

Формы занятий:

- сообщение нового материала;

- закрепление нового материала на практике;

- беседы со священнослужителями;

- проектная деятельность;

- консультации для родителей;

- выставки совместного творчества детей, педагогов и родителей.

Принципы

1.Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

2.Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями.

3.Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

4.Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи, взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

5.Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.

6.Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

Курс занятий состоит из 9 интегрированных занятий. Длительность одного занятия – 20-30 минут. Ориентирован на дошкольников возрастом 6-7 лет.

1.Святой Благоверный князь Александр Невский

2.Преподобный Илия Муромец

3.Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

4.Благоверный великий князь Дмитрий Донской

5.Преподобный Александр Пересвет

6.Преподобный Андрей Ослябя

7.Благоверный князь Довмонт Псковский

8.Праведный Феодор Ушаков

 

Участники программы:

 

- сотрудники дошкольного образовательного учреждения;

- дети 5-7 лет;

- родители (законные представители);

- социальные партнеры.

 

Ожидаемые результаты

- устойчивость навыков поведения;

- формирование основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в

гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному

творчеству;

- обогащение знаний о святых людях Руси.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в

усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в

стремлении его к добру и неприятию зла.

 

 

 

 

Конспекты занятий - беседы

1.     Святой благоверный князь Александр Невский.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Величава и красива наша Россия. Богата Отчизна лесами, реками, животными разными и растениями. Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов. Назывались такие воины не солдатами, а дружинниками. И была не армия, а дружина. И одежда, и вооружение было у них другое.

- Как выдумаете, что такое дружина? (Ответы детей)

- Какое слово похоже на слова «дружина»?

Дети: дружба, дружить.

Воспитатель: - И мы должны помнить о них и с благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких защитников-героев был великий полководец – князь Александр Невский. И сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в эпоху древней Руси. Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма. Это было очень-очень давно.

В семье новгородского русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. В ту пору люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин, не признавая долгого детства. Александр рано научился ценить смелость решений князя и церковное книжное слово, в раннем детстве полюбил свой край и изучил его. С детства он рос трудолюбивым и любознательным мальчиком. В 3 года его посадили на коня и стали обучать воинскому делу. В 20 лет Александр самостоятельно стал управлять городом Новгородом.

Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Напали и шведы. Они приплыли на огромных ладьях по реке Неве.

Князь собрал всю свою дружину. Шведы ждали легкой победы, Русь только что пережила кровавый удар монголов. Шведский начальник прислал своих послов к Александру со словами: «Обороняйся, если сможешь. Я уже на земле». И хотя собирать силы было некогда, юный князь решил дать бой. Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи?» Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на Неве победу. Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра - Невским. Заповедь Александра Невского «С родной земли умри, но не сходи» дошла до наших дней. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные. Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи.

Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!

Александр Невский был причислен к лику святых в 1549 году за подвиг выдержки и терпения, а также в 1710 году в его честь была основана Александро-Невская лавра. Александр Невский сыграл важную роль в русской истории. В 13 веке Русь подвергалась нападениям с трех сторон: Католического запада, Литвы и монголо-татар. Будучи хорошим стратегом Невский заключил мир с сильной стороной - Золотой Ордой, и с помощью их поддержки отразил нападения немцев и защитил православие от католической экспансии.

К лику святых князь Александр был причислен не за свои военные заслуги, а за святость.

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Все свои силы и разум князь направлял на решение государственных проблем. И хотя западная угроза была сильна, над Русью нависала более суровая и могущественная на то время Золотая Орда. Александру Невскому приходилось считаться с мощью монгольской армии, которая по численности превышала русскую более чем в 8 раз.

Лобовое столкновение с подобным врагом привело бы к поражению и краху древнерусского государства. Князь отлично понимал необходимость дипломатии, и талантливо вел политику мирного урегулирования с грозным соперником. Он в прямом смысле заботился о державе и ее людях, за что Александра Невского и причислили к лику святых.

Православные почитают его святым, а патриарх несколько лет назад объявил его покровителем Сухопутных войск России.

Имя святого сопровождается словами «равноапостольный», «преподобный»: это является указанием на то, каким именно духовным подвигом прославился тот или иной человек. Похоже на чины в армии: майор, капитан, полковник, генерал. Так и святые: есть равноапостольный, преподобный, благоверный, мученик и т.д.

 

Игра «Доскажи слово».

Родимая сторона - мать, а чужая - (мачеха)

От Родины веет теплом, а от чужбины - (холодом)

Худой мир лучше доброй - (ссоры)

Мир строит, а война - (разрушает)

Где родился, там и - (пригодился)

Воспитатель:  - Народ русский никогда не забывал своих героев. Храбрость их прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях. В честь Александра Невского была названа Александро-Невская Лавра, был учрежден орден Александра Невского, были названы во многих городах улицы его именем.

 

2.     Преподобный Илья Муромец.

Воспитатель: - Сегодня у нас с вами речь пойдет об одном удивительном богатыре, равных которому на Руси никогда не было! Как вы, наверное, уже догадываетесь, – этот богатырь не кто иной, как Илья Муромец!  Богатырь Илья Муромец был воплощением справедливости, опытности, мудрости, трезвости, надёжности, верности, мужества, силы и миролюбия. Прежде чем рассказать о том, какие подвиги совершил Илья Муромец, вспомним о чудесном исцелении богатыря. Русский воин появился на свет в деревне Карачаево (недалеко от Мурома) в крестьянской семье. Мальчик был долгожданным ребёнком, но родился больным. Удивительное исцеление Ильи Муромца – один из самых главных моментов в его судьбе. Согласно былинам, будущий воин пролежал на печи 33 года. Потом к нему пришли калики перехожие и полностью вылечили. Илья должен был вынужден перебарывать себя и носить им воду из колодца. Кто такие калики? Это странники, которые бродили по сёлам и городам, передавая слухи и новости о том, как живут люди в соседних областях. Под аккомпанементы гуслей они пели былины и сказания. Кстати, в будущем именно благодаря каликам русский народ узнал про подвиги Ильи Муромца. Вероятно, они вылечили Илью с помощью наговоров на колодезную воду, православных молитв и гипнотического воздействия гуслярной музыки. Этот колодец существует по сей день рядом с деревней Карачаево. Над ним установлен крест, а местные жители считают его воду целебной.                             

Подвиги богатыря Ильи Муромца. За свою долгую и интересную жизнь этот воин провёл много боёв и победил немало злодеев. Но наиболее известны три подвига Ильи Муромца, которые передаются из уст в уста уже не одно поколение.

 Илья и Соловей-разбойник.  Однажды Илья Муромец решил помочь людям и проложить дорогу через дремучий лес. Взял он дубину и начал сшибать деревья. Дойдя до речки Смородиной, увидел на том берегу Соловья-разбойника, который прокричал ему: «Что за невежа ходит по моему лесу?» А после стал на богатыря свистеть и рычать по-звериному. Муромец не испугался, а достал лук и выпустил в разбойника стрелу. Упал раненый Соловей с дуба, а богатырь поднял его, привязал к седлу и повёз в Киев. В общем, первый бой Ильи Муромца закончился лёгкой победой. Приехал наш воин в Киев, а там у князя Владимира шёл пир. Говорит ему богатырь: «Привёз я тебе в подарок Соловья-разбойника». Решил Владимир испытать его силу на княжном дворе. После того как весь народ там собрался, Илья приказал Соловью засвистеть и зарычать. Набрал разбойник побольше воздуха и засвистел во всю мощь. Тут полопались стёкла в горницах, слетели крыши у теремов, а все богатыри повалились на землю. Сам князь, побледнев, спрятался под кафтан Муромца. Рассердился богатырь, схватил меч и отрубил Соловью голову. На радостях Владимир, который знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, закатил ещё больший пир. А после празднества взял война к себе на службу.

Илья и Идолище поганое. Как-то раз поехал Муромец границы Руси проверять. А во время его отъезда напал на Киев Идолище поганое и захватил город. Вернулся Илья, надел простую крестьянскую рубаху и пошёл в стольный град милостыню просить. Поймали его на улице и привели к Идолищу. Муромец не стал отвечать на его вопросы. Богатырь просто молча стоял. Идолище знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, но думал, что перед ним обычный нищий крестьянин. Поэтому стал перед богатырём хвастаться: «Да я за один присест бочку вина выпиваю и быка съедаю, а ты, калека перехожая, можешь только рюмку выпить и калач съесть». Долго издевался над ним Идолище. Не вытерпел тогда Илья, схватил Идолище и расшиб о каменный пол, а потом поднял дубовый стол и перебил им всех его слуг. А после облачился в доспехи и отправился в путешествие по земле русской.

 Илья и царь Калин.  Однажды поссорился Муромец с князем Владимиром. Князь так рассердился, что посадил Илью в темницу. И тут случилась беда. Татарский царь Калин пошёл на Русь войной. Некому было помочь Владимиру. Оставался лишь один богатырь, сидящий в подземелье. Пришёл к нему князь, упал на колени и стал молить о помощи. Встал Илья, стряхнул с могучих плеч пудовые цепи и отправился одевать доспехи. Потом вскочил на лошадь и поскакал к татарскому лагерю. Царь Калин не знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, поэтому стал обзывать и унижать богатыря. Осерчал наш воин, схватил татарина за ногу и стал им бить вражеское войско. После того как все полегли, богатырь отрубил царю голову и поехал домой в Киев. Теперь вам известны три подвига Ильи Муромца. Есть ещё и четвёртый. Он не так популярен, но я всё же коротко его расскажу.

 Илья и Богатырь-захватчик.  Однажды поехал Илья Муромец проверить границы Руси. И увидел он на родной земле чужого богатыря, который стал над ним насмехаться и себя нахваливать. Илья очень рассердился. Выхватил он свой булатный меч и ринулся в бой. Дрались они в течение трёх дней, а потом наш воин схватил руками бахвальщика и расшиб его о землю.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.                                                    

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. Преподобный Илия Муромец причислен к собору Муромских святых.

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем.

В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.

В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года – с июля 1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного. Такие подвиги совершил Илья Муромец. О них можно прочитать в былинах.

Воспитатель: - А я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки, посвящённые воинской доблести:

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

Кто впереди идёт, того страх не берёт.

У страха глаза велики.

Сам погибай, а товарища выручай.

Тяжело в учении - легко в бою.

Где смелость, там и победа.

Шаг вперёд – шаг к победе.

Мало победы ждать, надо победу взять.

Военному делу учиться всегда пригодиться.

За правое дело стой смело.

Кто храбр – тот жив, кто смел – тот жив.

Только того бьют, кто боится.

Умелый боец везде молодец.

Победу не ожидают, а догоняют.

Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.

Крепка рука у нашего богатыря.

Смекалка на войне помогает вдвойне.

Воюют не числом, а уменьем.

Доблесть, правда, истина – спутница чести.

С родной земли умри, но не сходи.

Своя земля и в горе мила.

Родимая сторона мать, чужая – мачеха.

На чужой стороне и сокола зовут вороной.

                                                                 

3.     Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич.

Воспитатель: - История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой. Любит русский народ богатырей, славит и чествует их, складывает песни об их подвигах – о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называются эти сказания? (былины).

 Чем былины отличаются от сказок? (в былинах рассказываются невыдуманные истории - быль, отличаются словами, особым языком, на котором сейчас не говорят, былины похожи на сказания и на стихи и т. п.)

 Эти былины о великих событиях и героях нашей истории передаются из поколения в поколение, от старших к младшим, и вот дошли они и до наших дней.

Сегодня ребята я расскажу вам о Славном защитнике земли Русской, могущественном князе Владимире. Святой равноапостольный князь Владимир, который вошёл в историю нашей страны под ласковым именем «Красное солнышко». Как вы думаете, почему? Правильно! Он был добрым, любил свой народ и заботился о бедных.

«Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной или нищий, не могущий ходить? “И тем раздавать все, что им нужно».

Как во стольном городе во Киеве, у ласкового князя Владимира пир идёт горой. Веселится народ. Это выдающийся русский князь, живший в Киевской Руси. Он жил в трудные времена, когда между отдельными князьями не прекращались вражда, когда на Руси не было единства, и этим пользовались враги, постоянно нападавшие на Киевскую Русь. Он не жалел своих сил для укрепления единства Руси, для борьбы с теми, кто пытался покорить Киевскую Русь. За годы своего княжения князь Владимир совершил 83 великих похода, строил церкви, чтобы потомки прославляли его имя.

До князя Владимира на Руси многие люди не знали о том, что всю природу создал Господь и, что Он имеет над нею власть. Поэтому они боялись многого из того, что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им, как Богу. Это поклонение называется язычеством. А людей, которые так делали, называют язычниками. Таким человеком сначала был и великий князь Владимир. А когда беда случилась с князем, и он внезапно ослеп. Царевна спросила: "Крестился ли Владимир?" Но ей отвечали, что пока нет, ибо разболелся глазами и не видит ничего. Тогда Анна послала к своему жениху сказать: "Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорей, а если не крестишься, то не избавишься от недуга своего". "Если вправду исполниться это, - сказал Владимир, - то поистине велик Бог христианский". И повелел он крестить себя. И крестили Владимира. И когда возложили руку на него, тотчас прозрел Владимир и, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога. Многие из дружинников, увидев это чудо, тоже крестились.

Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: "Если не придет, кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг!" Услышав это, пришли люди к Днепру без числа. Одни стояли в воде до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев. Когда крещены были все и разошлись по домам, приказал Владимир ставить церкви, определять в них попов и приводить людей на крещение по всей стране своей.

Князь Владимир определил и назначил день всенародного Крещения, которое состоялось 1 августа 988 года в водах реки Днепр.

Сам князь Владимир внутренне преобразился, стал другим человеком:

-он поверил в Бога, и душу его озарила истинная вера;

-вместо злых дел он стал творить добро;

-нетерпение и вспыльчивость заменило терпение;

Все эти добрые качества принесли князю Владимиру всенародную любовь и ласковое прозвище «Красное солнышко».

 

(Под колокольный звон проходит физкультминутка)

Звон по Руси раскатился! (руки вверх, влево, вправо)

Князь Владимир крестился! (руки на грудь)

Князь Владимир-Красно Солнышко! (подпереть щёчки ладошками)

Красно Солнышко-Колоколнышко! (покачивание головой)

Ох, ты князь Владимир наш ласковый,

Я принёс вам вести недобрые,

Вести страшные да тревожные.

Как на наши сёла прекрасные

Да на стольный наш Киев – град

Наступает ужасный Калин – царь.

И встал князь, созвал дружину свою, и встал он на защиту земли Русской.

Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра.»

Это великое событие послужило расцвету Руси и просвещению народа. Статуи идолов были разрушены, а на их месте выросли прекрасные храмы. И чтят люди князя Владимира и по сей день. Возводят памятники, чеканят на монетах, пишут книги о Великом князе.

За что Владимира причислили к лику святых?

При жизни князь сделал огромный вклад в распространение христианства: он провел крещение Руси и построил много храмов, где люди могли узнавать о Боге. Многих интересует, почему князя Владимира прозвали святым, так вот свой титул он получил благодаря великому служению русскому народу и вере в православие. Равноапостольным его начали называть за то, что он был первым человеком, с которым крестился русский народ. Выясняя, почему князь Владимир стал святым, стоит заметить, что сделали его таковым только через 100 лет после смерти. Многих интересует, с чем связана такая задержка. Все вполне объяснимо, в памяти народа еще были свежими воспоминания о его многочисленных пиршествах, на которых рекой текло вино. Руководители церкви длительное время спорили по поводу того, может ли человек с таким поведением, как Владимир претендовать на статус апостола Христа. На положительное решение повлияло желание еще больше упрочить союз церкви и государства.

 

 

 

 

4.     Благоверный великий князь Дмитрий Донской.

Воспитатель: - Давно это было, много лет тому назад. Александр Невский освободил наши земли от рыцарей-крестоносцев. Но не было на Руси мира – постоянно с юга совершал набеги, убивал и грабил русский народ коварный и жестокий хан Золотой Орды Мамай со своей огромной армией. Его войны (ордынцы) брали большую дань с россиян – золотом, пушниной.

 

Вот как говорится об этом в «Древней летописи»:

А у кого денег нет,

У того дитя возьмет.

У кого дитя нет,

У того жену возьмёт

У кого жены нет,

Того самого в плен возьмет.

 

 

Не мог больше русский народ терпеть страшное унижение и разорение. То одно княжество, то другое стало восставать против хана Мамая и его воинов. Но малой силой много ли сделаешь? Тогда мудрый и бесстрашный московский князь Дмитрий Иванович Донской решил собрать россиян в одно большое войско и дать отпор врагу. Он понимал, что «один в поле не воин». Попросить объяснить детей, как они понимают эту поговорку?

Князь Дмитрий разослал своих гонцов во все княжества русские с призывом выступить вместе против хана Мамая. И потянулись к Москве дружины ростовские, ярославские, владимирские, смоленские, брянские (показать на карте Древней Руси направление дружин). Не только дружинники шли Дмитрию, но и простой люд – крестьяне и ремесленники. Даже монахи Троицкого монастыря послали к князю своих лучших людей – Пересвета и Ослабю, великой силы мужей, дабы они примером были в бою. «За совесть, за честь хоть голову с плеч», - говорили они. Как вы объясните эту пословицу?

Собрав войско, князь Дмитрий перешел реку Дон (показать на карте) и построил ратников, то есть воинов на поле Куликовом. Это было 8 сентября 1380 года. Он снял великокняжеские доспехи, надел на себя одеяние простого ратника и пошел в передовой полк, который должен был принять первый удар врага. Отговаривали князя, советовали занять какое-нибудь безопасное место и наблюдать за ходом сражения со стороны, но он ответил: «Если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду, но вместе с вами». Перед вами макет поля, где князь Дмитрий построил свое войско.

Вперёд выехали на конях ордынский богатырь Челубей и русский богатырь Пересвет и вихрем помчались друг на друга.

Из древней летописи:

Не два ветра в поле слетались,

Не две тучи в небе сходились –

Слетались, сходились два удалых витязя.

Ломались их копья вострые.

Разлетались мечи булатные.

Оба упали на землю сырую-

Бездыханные, очи закрывшие.

 

Вскричали тут две дружины и ринулись на встречу друг друга. Все на пути сметая, дрались «не на жизнь, а на смерть, не жалея живота своего». Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома. Молниями сверкали мечи. И шел по полю громкий, неудержимый гул из стонов раненых и лязга железа. Земля дрожала под сотнями лошадиных копыт. Но вот пешая рать полегла, «как сено, посеченная, как деревья, сломавшись» (показать иллюстрацию). Трудный был бой. Казалась, что вся русская рать перебита. Но тут из дубравы бросился на ордынцев Засадный полк. Воины Мамая не могли уже противиться свежему войску и побежали. Русские гнали их до реки мечи. А вот как летописец описал конец этого боя: «Закричали ордынцы: «Горе нам! Наши руки ослабели, и кони наши утомлены. Кто может против них устоять! Горе!».

Вернулись победители на Куликово поле. Они увидели горы убитых русских и ордынцев, каждый клочок земли пропитан кровью, над полем кружит воронье. Князя Дмитрия нашли без памяти под срубленным деревом: доспехи иссечены, но крепкий шлем и броня спасли его от глубоких ран. С той поры князя Дмитрия событию «Богатырскую симфонию», отрывок из которой мы сейчас послушаем.

Вспомним пословицы и поговорки, в которых прославляется честь, отвага, любовь к Родине. (За край свой насмерть стой. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. Родина- мать, умей за нее постоять. Смело иди в бой, Родина за тобой. Кто честно служит, с тем слава дружит).

Воспитатель:-Подумайте, почему русский народ победил в этой смертельной схватки? Что помешало ордынцам одержать победу?  Только человек с совестью и честью, смелый и любящий свою Родину может быть надежным защитником родной Земли.

Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых.

До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.

Московский князь всегда мечтал избавить Русь от пути безбожия и зла. Поэтому на иконе святого часто представляют с храмом в одной руке и мечом в другой. Встать, не раздумывая, на защиту Родины и Господь поможет. Окружённый церквями православными помогает разрешить государственные, политические и военные конфликты.

Практическое задание: Аппликация из сухих листьев «Венок славы». Рисование по трафарету русского богатыря.

5.                 Преподобный Александр Пересвет.

Давным-давно среди густых дремучих лесов на высоком холме, с которого открывался вид на широкую, глубоководную реку Десну, стоял древний город Брынь. Так в старину называли наш город. Жили в нём кузнецы да ремесленники, крестьяне, да торговый люд. А правил городом брянский князь Владимир Всеволодович. И дружил князь с брянским боярином Александром Пересветом, который имел великую силу и крепость, величеством и шириной превзошёл, и умел был к военному делу. (показ изображения А. Пересвета в воинских доспехах).

Однажды пришёл Перевсет на берег красавицы Десны и сказал: «О, светло-светло и прекрасно украшенная земля родная. Всё ты дала мне: и доброе имя, и богатырскую силу, и булатный меч, дай же мне и верного коня. Буду я объезжать тебя из края в край и беречь от врагов». И только произнёс он эти слова, как вдруг видит: мчится по берегу Десны чудесный конь вороной шерсть с отливом, ноги длинные, а хвост и грива по ветру. Пересвет даже присвистнул от удивления, а конь тут же подскочил к нему и стал рядышком. Заглянул богатырь коню в глаза, а в них великая радость светится. Не раз Пересвет на своём богатырском коне защищал Брянскую землю от врагов. Но потом Александр Пересвет постригся в монахи.

- Однажды хан Мамай разослал во все концы своего царства указ: хлеб не сеять, домов не строить, а идти на Русь войной! Собралось огромное войско разбойников и двинулось на Русь.

Шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

На защиту Отечества поднялся весь русский народ. Среди них был Александр Пересвет на своём богатырском коне. Оба войска – русское и татарское встретились на Куликовом поле.

На Куликовом поле в ряд

Стоит могучий наш отряд.

Напротив, войско из татар

Набег хотят они вершить

И русских полностью разбить.

По древнему обычаю перед началом общего сражения встречаются самые сильные богатыри противников.

Орда послала биться Челубея,

Он силой богатырской был овеян.

Выехал Челубей вперёд и рассмеялся над русскими, закричал зычным голосом: «Нет среди вас богатыря равного мне, могучему Челубею. Кто осмелится сразиться со мной» (отрывок из мультфильма «Пересвет и Ослябя») И битва сразу началась,

И кровь рекою полилась!

Был сломлен натиск у Татар,

И был разбит Мамаев стан!

Победа! Русская победа!

- С тех давних пор, со времён Куликовской битвы, помнит народ брянского богатыря Александра Пересвета.

-В народе есть пословица – «Богатырь умрёт, имя его останется».

Подвиг Александра Пересвета помнят не только на Брянской земле. Недалеко от Москвы, есть город, который называется Пересвет. В этом городе тоже поставлен памятник А. Пересвету.

По реке Непрядве, что протекает недалеко от Куликова поля, ходит прогулочный катер «Александр Пересвет». Наш знаменитый машиностроительный завод, БМЗ, выпускает современный, комфортабельный локомотив «Пересвет». Одна из улиц нашего города в Советском районе носит название богатыря - улица имени Александра Пересвета.

- Вот какой славный богатырь жил на нашей Брянской земле.

- Давайте ещё раз вспомним, где находится памятник богатырю Пересвету?

-Где ещё упоминается имя нашего земляка А. Перевсета?

- Ребята, а вы хотели бы быть похожими на русских богатырей? Почему?

- Нашей стране нужны такие люди? Почему?

-(Чтобы беречь нашу Родину от врагов, чтобы отразить врага в любую минуту, защищать слабых, бороться со злом).

Коли богатырь стоит на страже,

То может быть из нас уверен каждый,

Что от врагов любых защищены

Все рубежи родной страны!

Преподобномученик Александр Пересвет входит в число святых покровителей Брянска.

 

Имя Александра Пересвета носит город в Сергиево-Посадском районе Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Пересветов переулок). В Москве в 2006 году был сформирован 33-й отряд специального назначения «Пересвет» в составе 55-й дивизии Внутренних войск. Также в центре Советского района г. Брянска стоит конный памятник Пересвету, в Бежицком районе открыт ледовый дворец «Пересвет».

 

 

6.     Преподобный Андрей Ослябя.

Андрей Ослябя – ученик и постриженик преподобного Сергия Радонежского, одна из ключевых фигур Куликовской битвы. До монашества этого героя Куликовской битвы звали Родионом, а при пострижении он получил христианское имя Андрей. Дата и место рождения Родиона Осляби неизвестны. По общепринятой версии он, как и Александр Пересвет, родился в Брянске. Главным источником знаний о монахах-воинах являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а также такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

«Задонщина» называет Ослябю братом Александра Пересвета. Возможно, монахи вовсе не были родными братьями, а были двоюродными или троюродными братьями. В тексте «Сказания о Мамаевом побоище» зафиксировано обращение их друг к другу «брате!», но его вполне можно объяснить тем, что они оба были монахами.

Согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", к моменту битвы Пересвет и Ослябя были схимниками, то есть перешли на высшую ступень монашества. Пересвет и Ослябя хорошо владели военным искусством. Пересвет участвовал до монашества во многих боях и походах, а Ослябя и вовсе был профессиональным воином. Оба хорошо владели оружием. У князя Московского не хватало военачальников среднего звена, поэтому бывшие бояре Пересвет и Ослябя и появились в числе воинов. А раз сам игумен Сергий их благословил, значит, они имели право брать в руки оружие и надевать доспехи.

В Куликовской битве Александр Пересвет, выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из стана Мамая. В сражении оба падают замертво. Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону от поля брани, где и нашли князя после сражения. В 1398 году Ослябя в составе посольства был послан великим князем московским Василием Дмитриевичем и митрополитом Киприаном в Константинополь с крупной суммой денег, предназначавшейся на восстановление города после набегов турок.

В Куликовской битве Ослябя принимал участие вместе со своим сыном Яковом, погибшим во время сражения.

Через пару столетий после Куликовской битвы монахов Пересвета и Ослябю стали почитать как святых.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых". В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике".

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) - 7 сентября.

 

 

 

7.     Благоверный князь Давмонт Псковский.

Довмонт псковский – псковский князь, прославившийся как успешный полководец. Довмонт был литовцем по происхождению и принадлежал к одному из местных княжеских родов. О его точном происхождении имеются разные версии.

Одни источники называют его сыном самого Миндовга – литовского великого князя, основателя первой правящей династии. Другие источники считают его сыном Тройдена – другого литовского великого князя. Будущий русский князь, участвовал в яростной борьбе за власть и земельные угодья. Когда же Войшелк завоевал Нальщанский уезд, который был вотчиной Довмонта, тот решил бежать в Псков, чтобы собрать армию и воевать со своим недругом. Войшелк в то время считался самым сильным и могущественным правителем в Литве.

В Пскове Довмонт принял православное крещение и, по желанию горожан, стал местным князем. Новый правитель города не стал долго раздумывать и пошёл в очередной поход – против Герденя, сидевшего тогда в Нальщанах. Поход оказался успешным – князь разбил войско Герденя, разорил его область и увёл в плен его жену и детей.

То, что в Пскове обосновался Довмонт, не понравилось владимирскому великому князю Ярославу Ярославичу, который собрал против него войско. Но быстро его распустил – после того, как ему отказались помогать новгородцы. Вообще с Новгородом у псковского князя долгое время были отношения весьма дружественные: так, он ходил вместе с ними в походы против литовцев, оканчивавшиеся успехом.

Одним из самых крупных сражений Довмонта была Раковорская битва (на территории современной Эстонии), где русские войска сражались против немецких и датских войск (Ливонский орден). Вместе с Довмонтом в битве участвовали и другие русские князья, в том числе Ярослав Ярославич. Сражение окончилось безоговорочной победой русских войск и считается одним из крупнейших в русской истории; однако историки придают ему лишь второстепенное значение, поскольку, во-первых, в нём не участвовали достаточно крупные фигуры вроде Александра Невского; а во-вторых – главной целью похода было взятие крепости Везенберг, и эта цель достигнута не была. Кроме того, в точности неизвестны место проведения битвы и количество погибших.

Тем не менее, битва явно не уступает по своему масштабу и исторической значимости тому же Ледовому побоищу.

В дальнейшем европейцы предпринимали попытки отомстить псковскому князю. Магистр Ливонского ордена Отто фон Лаутенберг даже осадил Псков на некоторое время; однако на помощь Довмонту опять пришли новгородцы, благодаря чему город был спасён – ливонского магистра вынудили заключить перемирие и отступить. Несмотря на совместное участие в Раковорской битве, Ярослав Ярославич по-прежнему был недоволен Довмонтом; на его место он посадил некоего человека по имени Айгуст, однако горожане в скором времени вернули престол Довмонту. Позднее Довмонт помогал владимирскому великому князю Дмитрию Александровичу, на дочери которого успел жениться, вернуть престол, отобранный его младшим братом Андреем.

В 1299 году окрепшая ливонская армия вошла в Псковскую республику и разорила её территорию. Однако князь снова отстоял свои владения и разбил врага. Через несколько месяцев Довмонт погиб (20 мая 1299г) – по одним данным, от страшной эпидемии, ходившей тогда в городе, а по другим данным – от полученных в бою ран.

Русская православная церковь причислила его к лику святых в XVI веке после Баториева нашествия по случаю некоего чудного явления. Местная память Довмонта празднуется 25 мая. Тело его погребено в Троицком соборе в Пскове, в котором ещё в начале XX века хранились его меч и одежда. Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой. От Довмонта, по традиции, вёл свою родословную русский, белорусский, украинский казацкий и польский дворянский род Домонтовичей. Польский историк Матей Стрыйковский упоминал также, что князья Свирские желали указывать в качестве своего родоначальника князя Довмонта.

Довмонт Псковский честно защищал рубежи русского государства от литовцев и Ливонского ордена. Князя называют русским героем и воином 13 века.

 

 

 

 

 

8.     Праведный Феодор Ушаков.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим об одном удивительном человеке, чьё имя знает вся Россия. Я вам прочитаю стихотворение, и вы скажете, о ком сегодня пойдет речь.

В. Тимошенков

Богата Русь на времена и даты,

На тех, кому Отечество всегда

Не на словах, на деле было свято,

Их имена нам светят сквозь года.

Идут года, уходят поколенья,

Но нет на них забвения оков.

Один из них - морской пучины гений,

Наш адмирал - великий Ушаков.

В судьбе своей познал он лед и пламень,

Он был земным среди земных богов.

Так пусть горит звезда его во Храме.

Поклон тебе, наш Федор Ушаков!

Это адмирал Российского флота Феодор Ушаков.

Ушаков был талантливым флотоводцем. Флотоводец — это человек, который руководит флотом.

Фёдор Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 в сельце Бурнаково (ныне Рыбинский район Ярославской области). Фёдор, обладая врождённым бесстрашием характера. В возрасте шестнадцати лет Фёдор, отправили учиться в Морской кадетский корпус в кадеты. Морской кадетский корпус располагался в Санкт-Петербурге. Будущий адмирал, отличаясь хорошей учёбой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории, и через пять лет (1766) успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил чин мичмана и был приведён к присяге. Он дал присягу верой и правдой служить Отечеству. После выпуска из Морского корпуса Фёдора Ушакова направили на флот Балтийского моря.

Он служил морским офицером на Балтийском флоте. Затем стал командующим Черноморским флотом, который под его руководством одержал блестящие победы в крупных морских сражениях.  Русские моряки поняли: где Ушаков - там победа! В боях не потерял ни одного корабля, ни один его подчиненный не попал в плен. Адмирал Ушаков был абсолютным победителем всех морских баталий. Из 43 сражений, которыми он командовал, Ушаков не проиграл ни одного! Ни один российский корабль не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. О его подвигах написано много картин, снято несколько фильмов.

Среди командиров турецкого флота был прославленный алжирский паша Саид, прозванный "грозой моря". Этот Саид-паша похвалялся турецкому султану, что привезет Ушакова в Стамбул в цепях, в железной клетке.

Когда во время сражения корабль Ушакова подошел вплотную к флагману Саид-паши, Федор Федорович, взяв рупор, крикнул: "Саид-бездельник! Я отучу тебя давать такие обещания".

У мыса Калиакрия в 1791г. русско-турецкая война завершилась блистательной победой контр-адмирала Ушакова: 34 русских корабля разгромили турецкий флот в составе 78 кораблей! В этом бою в эскадре Ушакова потери составили 17 человек, а противник потерял десятки кораблей и тысячи моряков. Только на корабле Саид-паши, который едва не потонул от повреждений, было 450 убитых и раненных.

"Великий! Твоего флота больше нет", – доложили турецкому султану. Тот был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией.

За столь знаменитую победу контр-адмиралу Феодору Ушакову пожалован был орден святого Александра Невского.

Его именем названы корабли, музеи, училища. Существуют даже военные ордена и медаль Ушакова - это высшие награды для воинов – моряков. Ныне ими награждают моряков, проявивших умение и отвагу при защите Родины.

После службы перед Отечеством он избрал для жительства тихую деревню Алексеевку, в Темниковском уезде, вблизи Санаксарского Рождество- Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов молился о нём его родной дядя - преподобный Феодор. И свои последние годы жизни Фёдор Фёдорович провел в своем имении в деревне Алексеевка, что рядом с Санаксарским монастырем. Он много молился, часто бывал в монастыре.

Во время Отечественной войны (1812) Ушаков пожертвовал (отдал, подарил) свои деньги на мундиры пехотного полка.

На средства Ушакова был открыт госпиталь (больница во время войны), где лечили раненых солдат. К этому времени он был уже стар, но смог внести свой вклад в победу русского народа.

Умер он на 74-м году жизни и был похоронен в Санаксарском монастыре Темниковского уезда Тамбовской губернии.

Россия не забыла своего героя. Именем Ушакова назван военный корабль, на котором служат ребята из Мордовии.

За свою веру и заслуги перед Отечеством адмирал Ушаков признан Русской православной церковью святым. В честь святого праведного война Феодора построен величественный собор в Саранске. А рядом с ним установлен памятник Ушакову – адмиралу (рассматривание иллюстраций)

 

5 августа 2006 года в городе Саранске открыт кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.

6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил адмирала к общецерковным святым в лике праведных, как праведного воина Феодора Ушакова.

В 2017 году исполнилось 16 лет со дня канонизации адмирала Феодора Ушакова

С геройских на море сражений

Прошло две сотни с лишним лет.

Для всех грядущих поколений

Они оставили свой след.

Рождённый для морских баталий,

Он ни одну не проиграл.

Все Ушакова уважали –

Для них был Богом адмирал.

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Л.Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

2. Л.Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя (программа, планы, разработки уроков). 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

4. Л.Л. Шевченко. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

5. Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А. Вербкин. - Старый Оскол, 2008.

6. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

7. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь / В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.

8. Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.

9. Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 304 с.

10. Богородица: полная энциклопедия жизни и  чудес /Авт.сост. М.Тимофеев. -М.: Эксмо, 2010. -368с.: ил.- (Мир православия).

 

11. Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Никола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.

12. Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд. РООССА. 2010.

13. Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н, Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007


 

Скачано с www.znanio.ru

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Направление курса занятий Краткий курс по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Житие святых в ратном подвиге прославившихся» социально-педагогической ориентации направлен на возрождение лучших…

Направление курса занятий Краткий курс по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Житие святых в ратном подвиге прославившихся» социально-педагогической ориентации направлен на возрождение лучших…

Жития Святых; - расширение и активизация словаря воспитанников старшего возраста путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения; - пробуждение интереса и формирование мотивации к…

Жития Святых; - расширение и активизация словаря воспитанников старшего возраста путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения; - пробуждение интереса и формирование мотивации к…

Принципы 1.Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации

Принципы 1.Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации

Благоверный великий князь Дмитрий

Благоверный великий князь Дмитрий

Конспекты занятий - беседы 1

Конспекты занятий - беседы 1

Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами

Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами

Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде…

Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде…

Игра «Доскажи слово». Родимая сторона - мать, а чужая - (мачеха)

Игра «Доскажи слово». Родимая сторона - мать, а чужая - (мачеха)

Прежде чем рассказать о том, какие подвиги совершил

Прежде чем рассказать о том, какие подвиги совершил

Тут полопались стёкла в горницах, слетели крыши у теремов, а все богатыри повалились на землю

Тут полопались стёкла в горницах, слетели крыши у теремов, а все богатыри повалились на землю

Русские люди доныне чтут память святого богатыря

Русские люди доныне чтут память святого богатыря

Военному делу учиться всегда пригодиться

Военному делу учиться всегда пригодиться

Чем былины отличаются от сказок? (в былинах рассказываются невыдуманные истории - быль, отличаются словами, особым языком, на котором сейчас не говорят, былины похожи на сказания…

Чем былины отличаются от сказок? (в былинах рассказываются невыдуманные истории - быль, отличаются словами, особым языком, на котором сейчас не говорят, былины похожи на сказания…

Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: "Если не придет, кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб,…

Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: "Если не придет, кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб,…

И встал князь, созвал дружину свою, и встал он на защиту земли

И встал князь, созвал дружину свою, и встал он на защиту земли

Благоверный великий князь Дмитрий

Благоверный великий князь Дмитрий

Отговаривали князя, советовали занять какое-нибудь безопасное место и наблюдать за ходом сражения со стороны, но он ответил: «Если я вам глава, то впереди вас хочу…

Отговаривали князя, советовали занять какое-нибудь безопасное место и наблюдать за ходом сражения со стороны, но он ответил: «Если я вам глава, то впереди вас хочу…

Родина- мать, умей за нее постоять

Родина- мать, умей за нее постоять

А. Пересвета в воинских доспехах)

А. Пересвета в воинских доспехах)

Пересвет и Ослябя») И битва сразу началась,

Пересвет и Ослябя») И битва сразу началась,

Имя Александра Пересвета носит город в

Имя Александра Пересвета носит город в

В тексте «Сказания о Мамаевом побоище» зафиксировано обращение их друг к другу «брате!», но его вполне можно объяснить тем, что они оба были монахами

В тексте «Сказания о Мамаевом побоище» зафиксировано обращение их друг к другу «брате!», но его вполне можно объяснить тем, что они оба были монахами

В конце того же века их имена как преподобномучеников

В конце того же века их имена как преподобномучеников

Но быстро его распустил – после того, как ему отказались помогать новгородцы

Но быстро его распустил – после того, как ему отказались помогать новгородцы

Андреем. В 1299 году окрепшая ливонская армия вошла в

Андреем. В 1299 году окрепшая ливонская армия вошла в

Праведный Феодор Ушаков. Воспитатель: -

Праведный Феодор Ушаков. Воспитатель: -

Поклон тебе, наш Федор Ушаков!

Поклон тебе, наш Федор Ушаков!

Когда во время сражения корабль

Когда во время сражения корабль

Россия не забыла своего героя

Россия не забыла своего героя

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024