«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ТАМБОВЩИНЫ»
Оценка 5

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ТАМБОВЩИНЫ»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
религиоведение
6 кл—9 кл
22.12.2022
«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ  ТАМБОВЩИНЫ»
Образовательная программа дополнительного образования детей «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ТАМБОВЩИНЫ» В реализации данной Программы участвуют дети от 12 до 15 лет. Срок реализации – 1 год.
Дополнительное образование программа.doc

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

ТАМБОВЩИНЫ»

В реализации данной Программы участвуют

дети от 12 до 15 лет.

Срок реализации – 1 год.

 

 

 

                                                      Составила:

                                                      Кочерова Татьяна Викторовна,

                                                      учитель истории и обществознания,

педагог дополнительного образования.

 

 

П. Первомайский

2009 год

 

 

 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

 

 

Сведения об авторе:

 

Кочерова Татьяна Викторовна,

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории,

педагог дополнительного образования

 

Информация о Программе:

 

Программа реализуется с 2009 года.

Тип Программы: типовая.

Направление деятельности: интеллектуально – познавательная.

Уровень освоения: краткосрочный.

Возрастной диапазон: средний школьный возраст.

 

Экспертиза и утверждение данной Программы проведены

методическим советом  МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в феврале 2009 года.

 

 

Контактный телефон: рабочий 8-475-48-2-10-46.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

к образовательной Программе дополнительного образования детей  «Духовное краеведение Тамбовщины»

(далее «Программа»)

 

 Сегодня одна из самых острых проблем родителей и школ – воспитание детей приличными и достойными людьми, старающимися исполнять вечные законы нравственного поведения и любви к ближним, которые ограждают от многих известных бед и пагуб, начиная от непочтения к родителям и учителям, сквернословия, курения и заканчивая наркотиками, детской преступностью, суицидом.

 Многие родители, учителя и сами молодые люди предпринимают усилия по должному воспитанию и самовоспитанию, но не используют предназначенный для этого духовно – нравственный закон.

 Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. А стыд и совесть у подавляющего большинства людей невозможно пробудить и укрепить без их веры, которая на самом деле и помогает стать и быть высоконравственным, достойным человеком.

Важной необходимостью становится духовно-нравственное воспитание ребенка, которое необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию.

В процессе модернизации общего образования с учетом сложившейся социокультурной и экономической ситуации в России актуальность Программы возрастает, так как она связана с решением таких задач общеобразовательного учреждения как социально – творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

 Новизна Программы заключается в том, что она дает учащимся возможность поближе познакомиться с историей Русской Православной Церкви, с обычаями и традициями всего русского народа, а так же жителей Тамбовского края, с православной духовной культурой России и Тамбовщины, с русской святостью.

 

Занятия духовным краеведением развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира,         формируют  активную и независимую жизненную позицию, прививают любовь к Родине, к семье и близким, к прошлому русского народа, к обычаям и традициям, воспитывают терпение, благоразумие, доброту, заботливость, знакомят с жизненными подвигами русских святых, с православными иконами, со святыми подвижниками земли Тамбовской.

 

Программа является типовой, так как она составлена на основе Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Духовное краеведение Тамбовщины» - авторы: иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, А.Г.Лозовский, Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова.

 

Направленность Программы – интеллектуально – познавательная, так как она направлена на развитие интереса к духовному краеведению и познавательной активности в области формирования основ русской культуры.                                        

 

 

Основные принципы обучения, предусмотренные Программой:

       - Природосообразность;

        -Доступность;

        -Систематичность;

        -Гуманизация.

Цель Программы:

приобщение детей к духовно – нравственным традициям русского народа и стремления к развитию своих творческих способностей.

 

Задачи Программы:

 Обучающие:

·        привитие первичных навыков православной грамотности среди школьников;

·        обеспечение устойчивых знаний по широкому спектру тем: «Народный календарь», «Памятники истории и культуры», «Святые подвижники земли Тамбовской» и др.

·        формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;

·        знакомство с православными святынями русского народа;

·        приобщение к работе с источниками.

 

 Воспитательные:

·        привитие культуры общения;

·        формирование представления об этнических нормах духовности;

·        пробуждение интереса к истории Русской Православной Церкви;

·        формирование собственного мировоззрения, выработка умения отстаивать свою точку зрения;

·        воспитание любви к Родине, к близким и родным.

 

 Развивающие:

·        развитие образного мышления;

·        раскрытие индивидуальных способностей;

·        творческой активности.

 

Отличительной особенностью Программы является то, что ключевой темой духовного краеведения является проблема духовности человека и общества, духовности мира в целом. Программа способствует  воспитанию духовно развитой, нравственно богатой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к истории русского народа, к ценностям отечественной культуры.

 

Формы и режим  проведения занятий:

Формы занятий:

·        урок-объяснение;

·        беседа;

·        экскурсия;

·        выставка работ;

·        театрализованные представления;

·        лекция;

·        работа с книгой;

·        прослушивание записей;

·        просмотр видеофильмов;

·        уроки творчества (вышивание, резьба по дереву, художественная роспись и т.д.);

·        исследование.

 

    Занятия проводятся продолжительностью не более 40-45 минут с использованием физкультминуток.

 

Характеристика обучающихся по Программе

В реализации данной Программы участвуют дети

от 12 до 15 лет.

Срок обучения – 1 год.

Способы организации учебной деятельности:

·        индивидуально;

·        в парах;

·        в группах;

·        коллективно;

·        фронтально.

 

Предполагаемые результаты образовательного процесса:

По окончании изучения Программы дети должны

           знать:

·        ключевые понятия духовности (совесть, любовь, дух, душа, благодать, ответственность, родина, жертвенность, истина и др.);

·         традиционные промыслы как часть духовного наследия; наиболее выдающихся представителей духовного наследия региона;

·         хронологию библейской истории;

·         основные события отечественной и региональной истории;

·         закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, забота о ближнем, забота о младших; почитание старших;

            уметь:

·        давать духовную оценку реалиям пространства и времени;

·         аргументировано объяснять свою личностную духовную ориентацию;

·        определять духовный смысл сущностей окружающего мира;

·         строить и оценивать поведенческую модель человека.

          приобрести навыки:

·        православной грамотности;

·        культуры общения;

·        работы с православной литературой;

·        русских обычаев и традиций;

·        народных промыслов.

              

В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:

·        входной

·        текущий

·        итоговый

1.     Зачетное занятие.

2.     Участие в школьных и районных выставках и праздниках.

3.     Защита проекта «Моя семья».

 

Формы подведения итогов реализации Программы:

 

-фестиваль детского творчества;

-выставки рисунков;

- проекты;

                    -  выставки поделок;

                    -  ярмарки;

                    -  конкурсы;

                    - тестирование;

                    - диспуты;

                    - круглые столы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(72 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

п\п

Разделы:

Темы

Теория

Практика

Всего часов

I.

 

Культурология.

 

 

1.1. Значение духовного краеведения.

1.2. Основы православия.

1.3. Земная жизнь Христа.

1.4. Любовь к Родине, родным и близким. Терпение и трудолюбие.

12

2

 

4

3

3

6

        1

       

       1

1

3

18

     3

 

5

4

6

   II.

   

История.

 

 

 

2.1. Становление первохристианской церкви.

2.2. Православная церковь на территории Тамбовского

 края.

2.3. Монастыри.

 

12

     

     3

 

     5

 

4

4

 

 

 

        1

 

3

16

     

    3

 

     6

 

7

III.

 

 

Хронология. Календарь церковный и народный.

 

 

3.1. Новолетие. Праздники церковные и народные.

3.2. Святые русской земли и Тамбовского края.

3.3.Святые иконы земли Тамбовской.

11

     4

 

2

 

5

9

3

 

4

 

2

20

     7

 

6

 

7

IV.

    

Тайны творчества.

 

 

4.1 Русские промыслы.

      2

      2

8

        8

10

   10

V.

.

Музееведение.

 

 

5.1.Маршруты Тамбовских паломников.

1

1

7

7

8

8

 

 

ИТОГО:

38

34

72

СОДЕРЖАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I. Культурология – 18 часов.

 

              1. Значение духовного образования – 3 часа.

 Теория – 2 часа.

·       Вводное занятие – 1 ч.

·        Понятие духовности образования – 1 ч.

Практика – 1 час.

·       Круглый стол «Православная и духовная литература» - 1 ч.

 

              2. Основы православия – 5 часов.

Теория – 4 часа.

·       Библия – главная книга христиан – 2 ч.

·       Библейские рассказы о добром отношении человека к природе, к родным и близким – 2 ч.

Практика – 1 час.

·       «Путешествие по Библии» - обзор детской  Библии – 1 ч.

 

              3. Земная жизнь Христа – 4 часа.

Теория – 3 часа.

·       Учение о мире и Боге – 1 ч.

·        Христианская вера.- 1 ч.

·        Церковь и духовные пастыри – 1 ч.

Практика – 1 час.

Защита рефератов «Духовный подвиг спасения души» - 1 ч.

 

              4. Любовь к Родине, родным и близким.

                 Терпение и трудолюбие – 6 часов.

Теория – 3 часа.

·       Что такое – Родина? Понятие о преданности – 1ч.

·         Православный патриотизм – 1 ч.

·       Жития русских святых – 1 ч.

Практика – 3 часа.

·        «Святые подвижники России и земли Тамбовской» - круглый стол.- 1 ч.

·       Творческая мастерская (техника вышивания) – 2ч.

 

II. История – 16 часов.

 

              1. Становление первохристианской церкви -3 часа.

Теория – 3 часа.

·       Жизнь первых христиан – 1ч.

·        Просвещение славян. Кирилл и Мефодий.- 1ч.

·        Крещение Руси. Князь Владимир. – 1ч.

Практика – 0 ч.

 

              2. Православная церковь на территории Тамбовского

                  края - 6 часов.

Теория – 5 часов.

·       Христианство в эпоху Средневековья.- 1ч.

·       Епископ Рязанский Мисаил.- 1ч.

·        Епископ Питирим.- 1ч.

·        Спасо-Преображенский кафедральный собор.- 1ч.

·       Феодор Санаксарский.- 1ч.

Практика – 1 час.

·       Обзор фотоальбома «Храмы Тамбовской епархии».

 

              3. Монастыри -7 часов.

Теория – 4 часа.

·       Появление первых русских монастырей.- 1ч.

·        «Начальник и учитель» монастырей Московской Руси Сергий Радонежский.- 1ч.

·        Монастыри – защитники Москвы.- 1ч.

·        Тамбовские монастыри. Саровская пустынь.- 1ч.

Практика – 3 часа.

·       Викторина «Монастыри Москвы» - 1ч.

·       Экскурсия в храм. – 2ч.

 

III. Хронология. Календарь церковный и народный – 20 часов.

 

              1. Новолетие. Праздники церковные и народные –

                        7 часов.

Теория – 4 часа.

·       Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.- 1ч.

·        Двунадесятые праздники.-1ч.

·        Великие праздники.- 1ч.

·        Праздники церковные и народные.-1ч.

Практика – 3 часа.

·       «Русские обычаи и традиции» - праздник – 1ч.

·       Фестиваль детского творчества «Православные праздники» - 1ч.

·       «Игрища и забавы на Руси» - конкурс- 1ч.

 

 

              2. Святые русской земли и Тамбовского края – 6 часов.

Теория – 2 часа.

·       Жития русских святых. – 1ч.

·        Святые подвижники. – 1ч.

Практика – 4 часа.

·       Встреча со священниками – 1ч.

·       Экскурсия в храм – 2ч.

·       Круглый стол «Русские святые» - 1ч.

 

              3. Святые иконы земли Тамбовской – 7 часов.

Теория – 5 часов.

·       О святых иконах. – 1ч.  

·        Чудотворные иконы. – 1ч.

·        Иконы Пресвятой Богородицы. – 1ч.

·        Иконы Святителя Питирима. – 1ч.

·       Тамбовские иконы. – 1ч.

Практика – 2 часа.

·       Защита проектов «Святыни земли Тамбовской» - 1ч.

·       Просмотр и обсуждение видеофильма «Святая земля Тамбовская» - 1ч.

 

IV. Тайны творчества – 10 часов.

 

              1. Русские промыслы – 10 часов.

Теория – 2 часа.

 

·       Знакомство с русскими ремеслами – 1ч.

·       Художественные промыслы православных христиан – 1ч.

Практика – 8 часов.

·       Занятия по бисероплетению.- 2ч.

·       Выставка фотографий русского деревянного зодчества.- 1ч.

·       Уроки вышивания.- 1ч.

·       Роспись пасхальных яиц. -2ч.

·       Выставка – ярмарка «Русские блюда». – 1ч.

·       Итоговая выставка «Православное творчество». – 1ч.

 

V. Музееведение – 8 часов.

 

              1. Маршруты Тамбовских паломников – 8 часов.

Теория – 1час.

·       Паломничество – 1ч.

Практика – 7 часов.

·       Обзор фотоальбомов.- 1ч.

·       Экскурсия в храмы города Тамбова. – 2ч.

·       Экскурсия в Задонский монастырь.- 4 ч.

 

Экскурсии и поездки по маршрутам тамбовских паломников могут организовываться в течение всего учебного года и во время каникул. Участниками поездок могут быть как дети, так и их родственники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое и дидактическое обеспечение Программы.

Формы проведения занятий:

·       лекции,

·        беседы,

·        сообщения,

·        рефераты,

·        семинары,

·        «круглые столы»,

·        конкурсы,

·        встречи,

·        экскурсии,

·        выставки,

·        «творческие мастерские»,

·       проекты,

·        собеседования.

 

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

·       демонстрационный;

·       объяснительно-иллюстративный;

·       метод контроля;

·       проблемно-поисковый;

·       метод игровой ситуации;

·       творческий метод;

·       ситуационный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал и оборудование:

-использование книг и учебных пособий:

Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов. – Тамбов. ООО»Издательство Юлис», 2007.

Яшина О.Н. История Русской Православной Церкви: Элективный курс. – М.: «5 за знания», 2007.

-сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга детей:

Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.В.Козлова. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе: сборник методических разработок по духовно-нравственному воспитанию школьников. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

-оборудование:

ПК; ТСО; аудио- и видеоматериалы:

·       Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

·       Святая земля Тамбовская.

·       Энциклопедия истории России: 862-1917.

 

-творческие работы:

сочинения; рисунки; рефераты; проекты; поделки.

 

Формы подведения итогов:

·       анкетирование;

·       тестирование;

·       викторины;

·       промежуточный контроль;

·       итоговый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

 

1. Закон Божий: для семьи и школы. – Нижний Новгород; «Христианская библиотека», 2007.

2. Кученкова В.А. «Тамбовские православные храмы». –Тамбов, 1992.

3. Основы православия, Кострома, 2005.

4. Половинкин А.И. «Православная духовная культура».- М.; Владос, 2003.

5. Православная кухня, Кострома, 2003.

6. Православные мысли на каждый день. РИО, Кострома, 2002.

7. Православные праздники, Кострома, 2005.

8. Русские святые: 1000 лет русской святости \Жития собрала монахиня Таисия/. – СПб.:Азбука, 2000.

9. Соборы Московского Кремля: путеводитель. – М.; «Планета», 1993.

10. Храмы Тамбовской епархии: фотоальбом. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2005.

11. Чудотворные иконы. – Москва, «ЛОГОС-МЕДИА», 2009.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для детей

 

1. Детская Библия.

2. Православие для детей, Кострома, 2007.

3. Сохранский А.В. «Легенды и предания тамбовского края». – Тамбов, 2004.

 

 «Я познаю мир»: энциклопедия.

4. Московские монастыри и храмы; – Автор Истомин С.В., М.; 2007.

5. Русский народ: традиции и обычаи; - Автор Истомин С.В., М., 2006.

6. Христианство; - Автор Полянская И.Н., М., 2005.

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Пояснительная записка к образовательной

Пояснительная записка к образовательной

Тамбовского края, с православной духовной культурой

Тамбовского края, с православной духовной культурой

Задачи Программы: Обучающие: · привитие первичных навыков православной грамотности среди школьников; · обеспечение устойчивых знаний по широкому спектру тем: «Народный календарь», «Памятники истории и культуры»,…

Задачи Программы: Обучающие: · привитие первичных навыков православной грамотности среди школьников; · обеспечение устойчивых знаний по широкому спектру тем: «Народный календарь», «Памятники истории и культуры»,…

Отличительной особенностью Программы является то, что ключевой темой духовного краеведения является проблема духовности человека и общества, духовности мира в целом

Отличительной особенностью Программы является то, что ключевой темой духовного краеведения является проблема духовности человека и общества, духовности мира в целом

Способы организации учебной деятельности: · индивидуально; · в парах; · в группах; · коллективно; · фронтально

Способы организации учебной деятельности: · индивидуально; · в парах; · в группах; · коллективно; · фронтально

В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля: · входной · текущий · итоговый 1

В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля: · входной · текущий · итоговый 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (72 часа)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (72 часа)

Учебно-тематический план № п\п

Учебно-тематический план № п\п

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

II . История – 16 часов. 1

II . История – 16 часов. 1

Двунадесятые праздники.-1ч. ·

Двунадесятые праздники.-1ч. ·

Практика – 8 часов. ·

Практика – 8 часов. ·

Методическое и дидактическое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Дидактический материал и оборудование: - использование книг и учебных пособий:

Дидактический материал и оборудование: - использование книг и учебных пособий:

Список литературы для педагога 1

Список литературы для педагога 1

Список литературы для детей 1

Список литературы для детей 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022