Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
ТАМБОВЩИНЫ»
В реализации данной Программы участвуют
дети от 12 до 15 лет.
Срок реализации – 1 год.
Составила:
Кочерова Татьяна Викторовна,
учитель истории и обществознания,
педагог дополнительного образования.
П. Первомайский
2009 год
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Сведения об авторе:
Кочерова Татьяна Викторовна,
учитель истории и обществознания
1 квалификационной категории,
педагог дополнительного образования
Информация о Программе:
Программа реализуется с 2009 года.
Тип Программы: типовая.
Направление деятельности: интеллектуально – познавательная.
Уровень освоения: краткосрочный.
Возрастной диапазон: средний школьный возраст.
Экспертиза и утверждение данной Программы проведены
методическим советом МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в феврале 2009 года.
Контактный телефон: рабочий 8-475-48-2-10-46.
Пояснительная записка
к образовательной Программе дополнительного образования детей «Духовное краеведение Тамбовщины»
(далее «Программа»)
Сегодня одна из самых острых проблем родителей и школ – воспитание детей приличными и достойными людьми, старающимися исполнять вечные законы нравственного поведения и любви к ближним, которые ограждают от многих известных бед и пагуб, начиная от непочтения к родителям и учителям, сквернословия, курения и заканчивая наркотиками, детской преступностью, суицидом.
Многие родители, учителя и сами молодые люди предпринимают усилия по должному воспитанию и самовоспитанию, но не используют предназначенный для этого духовно – нравственный закон.
Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. А стыд и совесть у подавляющего большинства людей невозможно пробудить и укрепить без их веры, которая на самом деле и помогает стать и быть высоконравственным, достойным человеком.
Важной необходимостью становится духовно-нравственное воспитание ребенка, которое необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию.
В процессе модернизации общего образования с учетом сложившейся социокультурной и экономической ситуации в России актуальность Программы возрастает, так как она связана с решением таких задач общеобразовательного учреждения как социально – творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Новизна Программы заключается в том, что она дает учащимся возможность поближе познакомиться с историей Русской Православной Церкви, с обычаями и традициями всего русского народа, а так же жителей Тамбовского края, с православной духовной культурой России и Тамбовщины, с русской святостью.
Занятия духовным краеведением развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию, прививают любовь к Родине, к семье и близким, к прошлому русского народа, к обычаям и традициям, воспитывают терпение, благоразумие, доброту, заботливость, знакомят с жизненными подвигами русских святых, с православными иконами, со святыми подвижниками земли Тамбовской.
Программа является типовой, так как она составлена на основе Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Духовное краеведение Тамбовщины» - авторы: иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, А.Г.Лозовский, Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова.
Направленность Программы – интеллектуально – познавательная, так как она направлена на развитие интереса к духовному краеведению и познавательной активности в области формирования основ русской культуры.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой:
- Природосообразность;
-Доступность;
-Систематичность;
-Гуманизация.
Цель Программы:
приобщение детей к духовно – нравственным традициям русского народа и стремления к развитию своих творческих способностей.
Задачи Программы:
Обучающие:
· привитие первичных навыков православной грамотности среди школьников;
· обеспечение устойчивых знаний по широкому спектру тем: «Народный календарь», «Памятники истории и культуры», «Святые подвижники земли Тамбовской» и др.
· формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;
· знакомство с православными святынями русского народа;
· приобщение к работе с источниками.
Воспитательные:
· привитие культуры общения;
· формирование представления об этнических нормах духовности;
· пробуждение интереса к истории Русской Православной Церкви;
· формирование собственного мировоззрения, выработка умения отстаивать свою точку зрения;
· воспитание любви к Родине, к близким и родным.
Развивающие:
· развитие образного мышления;
· раскрытие индивидуальных способностей;
· творческой активности.
Отличительной особенностью Программы является то, что ключевой темой духовного краеведения является проблема духовности человека и общества, духовности мира в целом. Программа способствует воспитанию духовно развитой, нравственно богатой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к истории русского народа, к ценностям отечественной культуры.
Формы и режим проведения занятий:
Формы занятий:
· урок-объяснение;
· беседа;
· экскурсия;
· выставка работ;
· театрализованные представления;
· лекция;
· работа с книгой;
· прослушивание записей;
· просмотр видеофильмов;
· уроки творчества (вышивание, резьба по дереву, художественная роспись и т.д.);
· исследование.
Занятия проводятся продолжительностью не более 40-45 минут с использованием физкультминуток.
Характеристика обучающихся по Программе
В реализации данной Программы участвуют дети
от 12 до 15 лет.
Срок обучения – 1 год.
Способы организации учебной деятельности:
· индивидуально;
· в парах;
· в группах;
· коллективно;
· фронтально.
Предполагаемые результаты образовательного процесса:
По окончании изучения Программы дети должны
знать:
· ключевые понятия духовности (совесть, любовь, дух, душа, благодать, ответственность, родина, жертвенность, истина и др.);
· традиционные промыслы как часть духовного наследия; наиболее выдающихся представителей духовного наследия региона;
· хронологию библейской истории;
· основные события отечественной и региональной истории;
· закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, забота о ближнем, забота о младших; почитание старших;
уметь:
· давать духовную оценку реалиям пространства и времени;
· аргументировано объяснять свою личностную духовную ориентацию;
· определять духовный смысл сущностей окружающего мира;
· строить и оценивать поведенческую модель человека.
приобрести навыки:
· православной грамотности;
· культуры общения;
· работы с православной литературой;
· русских обычаев и традиций;
· народных промыслов.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
· входной
· текущий
· итоговый
1. Зачетное занятие.
2. Участие в школьных и районных выставках и праздниках.
3. Защита проекта «Моя семья».
Формы подведения итогов реализации Программы:
-фестиваль детского творчества;
-выставки рисунков;
- проекты;
- выставки поделок;
- ярмарки;
- конкурсы;
- тестирование;
- диспуты;
- круглые столы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(72 часа)
Учебно-тематический план
№ п\п |
Разделы: |
Темы |
Теория |
Практика |
Всего часов |
I.
|
Культурология.
|
1.1. Значение духовного краеведения. 1.2. Основы православия. 1.3. Земная жизнь Христа. 1.4. Любовь к Родине, родным и близким. Терпение и трудолюбие. |
12 2
4 3 3 |
6 1
1 1 3 |
18 3
5 4 6 |
II.
|
История.
|
2.1. Становление первохристианской церкви. 2.2. Православная церковь на территории Тамбовского края. 2.3. Монастыри.
|
12
3
5
4 |
4
1
3 |
16
3
6
7 |
III.
|
Хронология. Календарь церковный и народный.
|
3.1. Новолетие. Праздники церковные и народные. 3.2. Святые русской земли и Тамбовского края. 3.3.Святые иконы земли Тамбовской. |
11 4
2
5 |
9 3
4
2 |
20 7
6
7 |
IV.
|
Тайны творчества.
|
4.1 Русские промыслы. |
2 2 |
8 8 |
10 10 |
V. . |
Музееведение.
|
5.1.Маршруты Тамбовских паломников. |
1 1 |
7 7 |
8 8 |
|
|
ИТОГО: |
38 |
34 |
72 |
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Культурология – 18 часов.
1. Значение духовного образования – 3 часа.
Теория – 2 часа.
· Вводное занятие – 1 ч.
· Понятие духовности образования – 1 ч.
Практика – 1 час.
· Круглый стол «Православная и духовная литература» - 1 ч.
2. Основы православия – 5 часов.
Теория – 4 часа.
· Библия – главная книга христиан – 2 ч.
· Библейские рассказы о добром отношении человека к природе, к родным и близким – 2 ч.
Практика – 1 час.
· «Путешествие по Библии» - обзор детской Библии – 1 ч.
3. Земная жизнь Христа – 4 часа.
Теория – 3 часа.
· Учение о мире и Боге – 1 ч.
· Христианская вера.- 1 ч.
· Церковь и духовные пастыри – 1 ч.
Практика – 1 час.
Защита рефератов «Духовный подвиг спасения души» - 1 ч.
4. Любовь к Родине, родным и близким.
Терпение и трудолюбие – 6 часов.
Теория – 3 часа.
· Что такое – Родина? Понятие о преданности – 1ч.
· Православный патриотизм – 1 ч.
· Жития русских святых – 1 ч.
Практика – 3 часа.
· «Святые подвижники России и земли Тамбовской» - круглый стол.- 1 ч.
· Творческая мастерская (техника вышивания) – 2ч.
II. История – 16 часов.
1. Становление первохристианской церкви -3 часа.
Теория – 3 часа.
· Жизнь первых христиан – 1ч.
· Просвещение славян. Кирилл и Мефодий.- 1ч.
· Крещение Руси. Князь Владимир. – 1ч.
Практика – 0 ч.
2. Православная церковь на территории Тамбовского
края - 6 часов.
Теория – 5 часов.
· Христианство в эпоху Средневековья.- 1ч.
· Епископ Рязанский Мисаил.- 1ч.
· Епископ Питирим.- 1ч.
· Спасо-Преображенский кафедральный собор.- 1ч.
· Феодор Санаксарский.- 1ч.
Практика – 1 час.
· Обзор фотоальбома «Храмы Тамбовской епархии».
3. Монастыри -7 часов.
Теория – 4 часа.
· Появление первых русских монастырей.- 1ч.
· «Начальник и учитель» монастырей Московской Руси Сергий Радонежский.- 1ч.
· Монастыри – защитники Москвы.- 1ч.
· Тамбовские монастыри. Саровская пустынь.- 1ч.
Практика – 3 часа.
· Викторина «Монастыри Москвы» - 1ч.
· Экскурсия в храм. – 2ч.
III. Хронология. Календарь церковный и народный – 20 часов.
1. Новолетие. Праздники церковные и народные –
7 часов.
Теория – 4 часа.
· Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.- 1ч.
· Двунадесятые праздники.-1ч.
· Великие праздники.- 1ч.
· Праздники церковные и народные.-1ч.
Практика – 3 часа.
· «Русские обычаи и традиции» - праздник – 1ч.
· Фестиваль детского творчества «Православные праздники» - 1ч.
· «Игрища и забавы на Руси» - конкурс- 1ч.
2. Святые русской земли и Тамбовского края – 6 часов.
Теория – 2 часа.
· Жития русских святых. – 1ч.
· Святые подвижники. – 1ч.
Практика – 4 часа.
· Встреча со священниками – 1ч.
· Экскурсия в храм – 2ч.
· Круглый стол «Русские святые» - 1ч.
3. Святые иконы земли Тамбовской – 7 часов.
Теория – 5 часов.
· О святых иконах. – 1ч.
· Чудотворные иконы. – 1ч.
· Иконы Пресвятой Богородицы. – 1ч.
· Иконы Святителя Питирима. – 1ч.
· Тамбовские иконы. – 1ч.
Практика – 2 часа.
· Защита проектов «Святыни земли Тамбовской» - 1ч.
· Просмотр и обсуждение видеофильма «Святая земля Тамбовская» - 1ч.
IV. Тайны творчества – 10 часов.
1. Русские промыслы – 10 часов.
Теория – 2 часа.
· Знакомство с русскими ремеслами – 1ч.
· Художественные промыслы православных христиан – 1ч.
Практика – 8 часов.
· Занятия по бисероплетению.- 2ч.
· Выставка фотографий русского деревянного зодчества.- 1ч.
· Уроки вышивания.- 1ч.
· Роспись пасхальных яиц. -2ч.
· Выставка – ярмарка «Русские блюда». – 1ч.
· Итоговая выставка «Православное творчество». – 1ч.
V. Музееведение – 8 часов.
1. Маршруты Тамбовских паломников – 8 часов.
Теория – 1час.
· Паломничество – 1ч.
Практика – 7 часов.
· Обзор фотоальбомов.- 1ч.
· Экскурсия в храмы города Тамбова. – 2ч.
· Экскурсия в Задонский монастырь.- 4 ч.
Экскурсии и поездки по маршрутам тамбовских паломников могут организовываться в течение всего учебного года и во время каникул. Участниками поездок могут быть как дети, так и их родственники.
Методическое и дидактическое обеспечение Программы.
Формы проведения занятий:
· лекции,
· беседы,
· сообщения,
· рефераты,
· семинары,
· «круглые столы»,
· конкурсы,
· встречи,
· экскурсии,
· выставки,
· «творческие мастерские»,
· проекты,
· собеседования.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
· демонстрационный;
· объяснительно-иллюстративный;
· метод контроля;
· проблемно-поисковый;
· метод игровой ситуации;
· творческий метод;
· ситуационный.
Дидактический материал и оборудование:
-использование книг и учебных пособий:
Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов. – Тамбов. ООО»Издательство Юлис», 2007.
Яшина О.Н. История Русской Православной Церкви: Элективный курс. – М.: «5 за знания», 2007.
-сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга детей:
Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.В.Козлова. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе: сборник методических разработок по духовно-нравственному воспитанию школьников. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
-оборудование:
ПК; ТСО; аудио- и видеоматериалы:
· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
· Святая земля Тамбовская.
· Энциклопедия истории России: 862-1917.
-творческие работы:
сочинения; рисунки; рефераты; проекты; поделки.
Формы подведения итогов:
· анкетирование;
· тестирование;
· викторины;
· промежуточный контроль;
· итоговый контроль.
Список литературы для педагога
1. Закон Божий: для семьи и школы. – Нижний Новгород; «Христианская библиотека», 2007.
2. Кученкова В.А. «Тамбовские православные храмы». –Тамбов, 1992.
3. Основы православия, Кострома, 2005.
4. Половинкин А.И. «Православная духовная культура».- М.; Владос, 2003.
5. Православная кухня, Кострома, 2003.
6. Православные мысли на каждый день. РИО, Кострома, 2002.
7. Православные праздники, Кострома, 2005.
8. Русские святые: 1000 лет русской святости \Жития собрала монахиня Таисия/. – СПб.:Азбука, 2000.
9. Соборы Московского Кремля: путеводитель. – М.; «Планета», 1993.
10. Храмы Тамбовской епархии: фотоальбом. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2005.
11. Чудотворные иконы. – Москва, «ЛОГОС-МЕДИА», 2009.
Список литературы для детей
1. Детская Библия.
2. Православие для детей, Кострома, 2007.
3. Сохранский А.В. «Легенды и предания тамбовского края». – Тамбов, 2004.
«Я познаю мир»: энциклопедия.
4. Московские монастыри и храмы; – Автор Истомин С.В., М.; 2007.
5. Русский народ: традиции и обычаи; - Автор Истомин С.В., М., 2006.
6. Христианство; - Автор Полянская И.Н., М., 2005.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.