Ангел-хранитель, приставляется Богом к человеку при крещении для охранения и помощи в его делах. Как часто мы испытываем присутствие в наших земных делах нашего небесного покровителя. Как часто призываем мы его в молитвах. Причём чем важнее дело нами разрешаемое, тем насущнее необходимость в его помощи и заступничестве.
Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.
Святые покровители русского воинства.docx
Святые покровители русского воинства
Ангел-хранитель, приставляется Богом к человеку при крещении для
охранения и помощи в его делах. Как часто мы испытываем присутствие в
наших земных делах нашего небесного покровителя. Как часто призываем
мы его в молитвах. Причём чем важнее дело нами разрешаемое, тем
насущнее необходимость в его помощи и заступничестве.
Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита
Отечества. Именно в такие моменты - во время военного лихолетья -
обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью
защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего
гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.
Господь сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за
друзей своих" (Ин. 15, 13). Эти слова по праву уже многие века остаются
духовным девизом нашего воинства. А в помощь и поддержку Бог дал нам
целый сонм святых христолюбивых воинов.
И вот здесь мы и подходим к сути повествования. Однажды от одного из
офицеров, ещё советской армии, майора Юрия Блануцы услышал я
интересную легенду. Она гласит, что кокарда, сохранившаяся на головных
уборах наших офицеров еще с дореволюционных времен, являет собой
память о святых Русской Православной Церкви. Святых особо почитаемых -
покровителей русского воинства. Исстари этот элемент военной формы
одежды имеет 32 луча. И именно 32 покровителей имеет христолюбивое
воинство перед престолом нашего Небесного Царя. Примечательно то, что,
пусть не часто, но еще пару раз удалось услышать мне подтверждение этой
красивой легенды.
С небольшим перерывом в четыре десятка лет наши офицеры (само-то это
слово далось советской армии с трудом, в сложнейшие месяцы весны-лета
1942 года) носят на головных уборах эти элементы военной формы.
Отменённые после революций и гражданской войны, эти символы
небесного заступничества, вновь появились в нашей армии в 1957 году.
Символично, что и до революции и сейчас центр кокарды подобно печати
закрепляют цвета ленты ордена Святого великомученика Георгия
Победоносца, одного из самых почитаемых христианских воинов. И если,
некоторые из 32 небесных покровителей нашего воинства подобно Святому
Георгию Победоносцу известны всем, то некоторые из этих святых - лишь
немногим. "Четьи-Минеи" святителя Дмитрия Ростовского даёт нам ответ на
этот вопрос, представляя нам житие этих святых.
В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам,
копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они,
небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин,
великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский,
преподобный Сергий игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа,
великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил,
великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков
Персянин, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей
Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор
Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный
князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва
Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор,
благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий
Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь
Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик
Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный
князь Александр Невский. И пусть вас не смущает то, что в нашем списке
небесных покровителей все же больше чем тридцать два. Так же, как не
отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же
невозможно, как-то особенно, выделить имена святых покровителей его.
Как не вспомнить здесь святого Иоанна воина, Ослябю, Пересвета, Илию
Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и
нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту
и опору, духовное окормление и свет веры христианской.
Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему
народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы.
"Образ христолюбивого воинства" живописует 12 воинов-христиан,
прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но
каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей
православной родины.
Одним из многих, прославлению самых ярких покровителей нашего
воинства служит храм Смоленского скита на острове Валааме. С икон храма
смотрят они на нас, смиренным, но строгим взглядом вопрошая: "А, всё ли
вы сделали для защиты Отечества нашего и веры православной?" Нельзя
выделить, кто среди них выше, кто важнее, но есть те чьё заступничество и
помощь в моменты тяжелых военных испытаний было явлено нашему
народу и воинству наиболее зримо, подтверждено множеством
свидетельств.
Бескомпромиссным, искренним и почти молитвенным обращением за
помощью к святым князьям Александру Невскому и Дмитрию Донскому
стали слова, произнесённые в обращении Местоблюстителя патриаршего
престола митрополита Московского и Коломенского Сергия 22 июня 1941
года. Вслед за ним эти святые имена произнёс 7 ноября 1941 года на
уникальном военном параде И.В. Сталин. Знаком высочайшего уважения к
заслугам славных воинов стало учреждение в 1942 году ордена Александра
Невского, а в 1944 году ордена Ушакова. Эти награды практически
повторяли по статусу, имевшиеся до революции ордена Святого
равноапостольного князя Владимира, Святого благоверного князя
Александра Невского, Святого великомученика Георгия Победоносца. Одной из интереснейших работ, посвященных изучению свидетельств
заступничества Божия в годы суровых испытаний Великой Отечественной
войны, стала книга Андрея Фарберова "Спаси и сохрани". Об этой книге,
которая увидела свет в издательстве "Ковчег" накануне 60-летия Великой
Победы уже писала газета "Победа" на страницах "Красной Звезды". В этом
уникальном повествовании собрано значительное число свидетельств о том
какую помощь по молитвам своих святых и Пречистой своей Матери оказал
в годы войны нашему народу Господь.
Кроме того, в книге очень к месту приведены слова протоиерея Г.И.
Мансветова, сказанные им накануне Отечественной войны 1812 года.
"Войны только начинают люди, а оканчивает Сам Бог, Который, как
правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только
своему мужеству, а неудачу на поле брани - ошибке военачальников.
Победа и поражение в руках Господа", - писал он.
Будем же помнить эти слова, не забывая и слов молитвы: "О пречуднии,
святии угодницы Божии, молите Бога о нас!"
Фёдор Колпаков для ПОБЕДА.RU
http://www.pobeda.ru/content/view/6798/252/
Лекция "Святые покровители русского воинства "
Лекция "Святые покровители русского воинства "
Лекция "Святые покровители русского воинства "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.