Эссе на тему:
Ислам и социальные аспекты пола
Работу выполнила
Якубова С.Ф.
Белогорск, 2021
Оглавление
Введение ………………………………………………….. 3
1.Ислам - молодая религия………………………………..3
2.Женщина в исламе………………………………………..3
2.1. Доисламские времена………………………………….3
2.2.Изменение гендерных ролей с приходом ислама…….4
2.3. Мусульманские женщины и финансы………………..4
2.4. Занятость женщины в исламе…………………………5
2.5. Брак и семья…………………………………………….5
2.6.Религиозная жизнь женщины………………………….6
3.Статус женщины в Крымском Ханстве…………………6
Заключение ……………………………………………9
Список использованных источников …………………….10
Введение
Религия является одним из самых важных социальных институтов. Французский историк Фюстель де Куланж так описывает влияние религии на ключевые сферы общественной жизни: «первоначальная религия сформировала греческую и римскую семью, установила брак и власть отца, определила степени родства, освятила право собственности и право наследования. Эта же религия, расширив границы семьи, образовала более крупное сообщество — гражданскую общину, в которой власть религии была столь же сильна, как и в семье. Из нее вышли все общественные институты и частное право древних. Именно религии гражданская община обязана своими основоположениями, своими законами, своими обычаями, своим управлением» [1, c. 119]. Вопросы изучения религии, верований, ритуалов, этических религиозных принципов являются одними из важных в общественных науках.
Термин «религия», связан с латинскими словами religio (уважение или почитание священного) и religare (обязательства). Каждая известная культура тесно взаимосвязана с религией, которой регламентировались все публичные ритуалы от праздников, брака, погребения до музыки и изобразительного искусства, медитации, инициации и жертвоприношения.
Принято рассматривать религию как нечто очень личное, как индивидуальный путь к осознанию себя и Бога. Вместе с тем, религия – это организованная и интегрированная совокупность убеждений и норм, сосредоточенных на основных социальных потребностях и ценностях. Кроме того, религия – это культурная универсалия во всех социальных группах.
1.Ислам - молодая религия.
«Ислам - самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада» [2].
«Основоположником ислама считается пророк Мухаммед»[3].
Мусульманские обряды совершаются в культовых сооружениях - мечетях.
«Исламское вероучение строится на Священном Писании – Коране и на Священном Предании – Сунне»[4].
Мусульманская этика – концепция морали, основанная на вероучении ислама (мусульманства). Она исходит из божественного происхождения нравственности, ее абсолютной истинности, вечности и неизменности»[5].Начало формыКонец формы
2. Женщина в исламе.
2.1. Доисламские времена.
По шариату, роли мужчины и женщины в исламском обществе значительно различаются в вопросах их прав, свобод и обязанностей касательно брака и развода, их юридического статуса, а также образования и даже одежды.
В понятие «женщина в исламе» входят не только исследования о том, какое положение в мусульманском обществе занимает женщина, но и свод норм и правил, которые регулируют взаимодействие мусульманки с социальными институтами.
Формирование статуса женщин в исламе берет свое начало в тех особенностях женского положения, которые существовали еще в доисламские времена в Аравии, а ситуация тогда была не самой положительной в вопросах отношения к женщине, и даже существуют исторические факты, указывающие на то, что некоторые родители умерщвляли собственных дочерей из-за того, что не могли их прокормить в силу своей бедности.
2.2. Изменение гендерных ролей с приходом ислама.
С приходом ислама структура арабского общества начала изменяться, и гендерные роли претерпели изменения: улучшилось положения женщин, у них появились права, которые были порой даже обширнее, чем права женщин в Европе в некоторых государствах в двадцатом веке. После становления ислама, была признана полноценность личности женщины.
Женщина, в отличие от доисламского периода, получила права участвовать в экономических делах и управлять собственным богатством.
Также мусульманкам было восстановлено право на наследование, которое ранее принадлежало только мужчинам.[6]
Значительно улучшились привилегии и права мусульманок в вопросах образования. Женщине были предоставлены такие права, которые способствовали повышению ее статуса в обществе.
2.3. Мусульманские женщины и финансы.
Мусульманская женщина имеет право обладать личным имуществом, но прав относительно финансов у мужчины больше, поскольку женщина не имеет финансовых обязательств по содержанию семьи.
Женщина в исламе имеет право работать, если соблюдает определенные условия: ей нельзя оставаться с мужчиной наедине, а также ее профессиональная деятельность не должна препятствовать выполнению своих обязанностей в семье: воспитанию детей, заботе о муже. По исламу в женских учебных заведениях и спортивных учреждениях желательно, чтобы работали только женщины.
Средства, которые зарабатывает женщина в ходе своей профессиональной деятельности, являются ее личной собственностью, и она имеет право распорядиться ею по своему усмотрению, так как у нее нет обязанности тратить на семью свой заработок.
2.4. Занятость женщины в исламе.
Мусульманки во времена исламского халифата принимали активное участие в экономической деятельности, работая в практически во всех секторах.
Но во многих мусульманских странах существует половая сегрегация в профессиональной сфере, и профессии делятся на «женские» и « мужские». Она выражается в том, что у женщин уровень занятости и образования существенно ниже, чем у мужчин. Это связано с некоторыми предписаниями исламской религии, которые выражаются в определенных социальных поведенческих моделях. Существует запрет на прерывание беременности, поэтому для многих мусульманских семей характерна многодетность, что препятствует развитию карьеры женщины.
2.5. Брак и семья.
По исламу брак принудительным быть не может. Женщина может вступать в брак только с мусульманином. Выходить замуж за иноверца запрещено. Это может стать для их детей дурным примером, так как они также могут стать иноверцами. Мужчинам мусульманам разрешается брать в жены христианок или иудеек, которые относятся к «людям Писания». Это не запрещено, но является предосудительным.
По исламу мужчина может иметь максимум четыре жены. Некоторые исламские богословы считают, что в брачном контракте может находиться условие, по которому мужчина не сможет взять еще одну жену, если на то нет согласия его жены.
Брачный контракт у мусульман- это договор, который предусматривает определенные обязательства каждой стороны после свадьбы, и несет ответственность за их выполнение.
Ислам – на стороне гармоничных отношений между женой и мужем. Обе стороны стремятся удовлетворять все потребности друг друга. Муж должен быть добр к своей жене, а жена должна быть послушной мужу. В семейных спорах обе стороны должны стремиться к взаимному соглашению.
Отношение к женщине в исламском мире проявляется в уважении и заботе к ней, как жене и матери. В традициях многих мусульманских народов уделяется особое внимание девочкам, как хранительницам домашнего очага. Мать является первым учителем своих детей. У азиатских народов существует поговорка: « Кто воспитает сына, тот воспитает аул, а кто воспитает дочь, тот воспитает народ».
Насилие в отношении женщины является неприемлемым по исламу и категорически порицается.
2.6. Религиозная жизнь женщины.
В отношении ко Всевышнему Аллаху в исламе нет разницы между мужчиной и женщиной. За свои поступки и наказания и награды они получат одинаковые.
В Священной Книге Коран говорится: «Кто совершает праведные дела, будь то мужчина или женщина, будучи верующим, то он войдет в Рай…» (сура Ан-Ниса (Женщины), 124–й аят).
Есть страны, в которых для женщин доступ в мечеть свободен, но есть и такие, где женщинам запрещено ходить в мечеть. Имамом в мечети может быть лишь мужчина, но женщина может быть имамом среди женщин. В ряде мусульманских государств женщины могут стать учителями-наставниками и обучать на дому детей или женщин, могут преподавать в мусульманских религиозных школах, обучать чтению текстов Корана, а также простым молитвам, которые следует применять в бытовой жизни.
Мусульманкам дозволяется совершать хадж в составе женской группы.
3.Статус женщины в Крымском Ханстве.
Многие путешественники, дипломаты и миссионеры в разные времена, посетившие
Крымское ханство, обращали внимание на особое положение женщин в государстве
Гираев. Об этом они писали в своих мемуарах и записках.
Восторгаясь приветливостью, гостеприимством и красотой жительниц ханства, они
подчеркивали, что здесь представительницы прекрасной половины человечества
зачастую являлись главным, хотя порой и невидимым, стержнем патриархальной
крымскотатарской семьи, где отношение к женщине всегда было почтительным.
Более того, письменные источники сообщали, что и в Средние века, и в XVIII веке
глубокое уважение к матери, жене, сестре и дочери зачастую выражалось в заботе
о ее материальной самостоятельности. Другими словами экономическое обеспечение
женщины в крымскотатарском мире было не только предоставлено главой семьи, но и
оберегалось законом.
Женщина в Крымском ханстве всегда пользовалась свободой. Она была социально
защищена и обладала правами и привилегиями больше, чем ее современницы во
многих государствах запада, востока и севера. Так как в ханстве, в первую очередь,
преобладали тюркские обычаи, заложенные еще в далекой древности.
И если положение аристократок под влиянием соседней Османской империи со
временем несколько изменилось, и они стали вести более замкнутый образ жизни,
то крымскотатарская женщина из народа не утратила своих прав и свобод. К ней
продолжали относиться с почтением и уважением представители сильной половины
человечества. Безусловно, такое отношение было заслугой самих женщин.
Чтя обычаи и уважая законы предков, матери с раннего возраста воспитывали своих
дочерей в любви и уважении к национальным традициям, развивали положительные
черты и качества. Прививали тонкое понимание прекрасного, учили преодолевать
любые трудности и удары судьбы. Ведь в будущем она должна была стать достойной
подругой и спутницей жизни. Мужчина, в свою очередь, всегда помнил о своем
долге защищать, обеспечивать и оберегать своих женщин.
В первую очередь, женщина - это хранительница домашнего очага, именно она
создает благодатную атмосферу в доме и семье. Поэтому и институту брака в
крымскотатарском обществе всегда уделяли особое внимание.
Традиционно женщины в тюркском мире пользовались теми же правами, что и
мужчины. Подобное положение в несколько измененном виде сохранилось и в
крымскотатарской, мусульманской среде ханского периода. Свободолюбивые крымские
татарки, бесспорно, оказывали влияние на патриархальный уклад своей семьи. И
прислушиваться к мудрым советам женщины не считалось зазорным.
Конечно же, в первую очередь, женщина в Крыму была женой и матерью. Она была
освобождена от тяжелого физического труда. Этого не дозволил бы ни один
уважающий себя мусульманин - будь он ей отец или муж. На ней был только дом, и
ни о какой другой работе, пусть даже необременительной, не было и речи.
Когда крымскотатарская женщина достигала старости, то и уважение к ней
оказывалось на совершенно особом уровне. Она становилась абсолютно независимой
в своих поступках и суждениях.
Истоком крымской традиции были господствовавшие местные обычаи крымских татар
и, конечно же, шариат.
Историки отмечают, что крымские татарки были весьма образованными и
воспитанными. Соответственно, эти качества они стремились передать своим детям.
Более того, в Крыму издавна были известны женщины-мудеррисы -
преподавательницы. Как правило, эту почетную обязанность брали на себя жены
мулл и хатипов. Можно сказать, это было почти семейным занятием: муж преподавал
мальчикам, а супруга в том же мектебе учила девочек.
Кроме этого не редкостью в крымскотатарском обществе были женщины-поэтессы и
женщины-суфии.
Как писал Сумароков: крымскотатарские женщины - не пассивный инструмент в руках
своих супругов. Напротив, они руководят всеми домашними и семейными делами.
Что же касается принятия самых серьезных решений в семейной жизни, то, конечно
же, этим правом, бесспорно, обладал глава семьи. Но и он принимал решения не
без одобрения старшей женщиной в семье, обычно матерью. Причем, это
практиковалось не только в семейных, но и во всех остальных делах, на всех
уровнях, включая государственный. Известно, что и в семье Гираев порой
последнее решение оставалось за анабеим или ханшей валиде. И этот порядок не
представлял особой тайны, его не стыдились.
Говоря о женщинах Крымского ханства, трудно обойти вниманием такое явление как
полигамный брак. Традиция многоженства имела место, но было делом вполне
добровольным. И, несмотря на преобладание моногамии, в обществе были случаи
многоженства. Однако жены, следовавшие за первой, никогда не могли иметь равных
с ней прав. Их дети также не могли иметь права на управление. И все же в Крыму
большинство семей было моногамным. Здесь мало кто даже из богатых крымских
татар имел двух жен, а уж трех - это исключительный случай.
Свобода крымскотатарской женщины, с которой не обращались как с рабыней,
попросту не могла не принести своих плодов. Мудрое и доброе отношение крымского
татарина к спутнице жизни и любимому человеку воздавалось сторицей.
Что же касается быта крымской татарки, то главным домашним ремеслом и
одновременно развлечением, а также широким полем применения своих творческих и
художественных возможностей было рукоделие. [7]
Заключение
Бесспорной и непреложной аксиомой в Исламе является то, что согласно Исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям.
Коран считает любовь между мужчиной и женщиной знамением Бога. Ислам выступает за гармоничные отношения между мужем и женой.
Ислам дал женщине полную независимость от мужчины в экономической области; она имеет полную свободу и право распоряжаться любым видом своего имущества.
До ислама женщина была лишена права на получение какой-либо доли наследства. Но ислам поступил с ней справедливо и предписал ей определённую долю наследства.
Ислам не запрещает женщине занимать высокие государственные посты. Она имеет право занимать те посты, которые подходят её натуре, знаниям, способностям, квалификации. Но общественная деятельность женщины и её работа вне дома не должна осуществляться за счёт выполнения обязанностей перед семьёй, детьми, мужем. Ведь семья - ядро общества. Если она разрушается, то разрушается и общество. Поэтому в интересах всего общества необходима гармония между работой женщины вне дома и её ответственностью и обязанностями перед семьёй.
Ислам - первая религия, которая организовала брак и ограничила многоженство строгими рамками, установив на него суровое ограничение.[8]
Гендерные роли в исламе являются сложным и меняющимся результатом взаимодействия между различными мусульманскими религиозными источниками, их интерпретациями, а также историей и традициями большинства мусульманских стран.
«Мусульманская женщина есть та отдельная личность, от степени религиозности и религиозных знаний которой зависит уровень ее включенности в социальную объективность и ее конкретный вклад в воспитание молодого поколения в духе ислама»[9]
Список использованных источников
1. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние //Социологические исследования. 2004. № 1. С. 27-36. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/18999882/
2. https://vuzlit.ru/49599/religiya_islam_istoriya_vozniknoveniya_islama
3. https://tvercult.ru/istoriya/istoriya-vozniknoveniya-islama
4. https://religion.wikireading.ru/149589
5. http://samlib.ru/k/kondrashow_w_a/st71.shtml
6. https://medinaschool.org/library/zhenshina-v-islame/musulmanka/zhenshina-i-islam
7. avdet.org›polozhenie-zhenshhiny-v-krymskom-hanstve
8. https://revolution.allbest.ru/religion/00331406_0.html
9. https://cyberleninka.ru/article/n/status-zhenschiny-v-islame/viewer
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.