Путешествие -комплексная форма организации духовно-нравственного воспитания школьников
Оценка 4.7

Путешествие -комплексная форма организации духовно-нравственного воспитания школьников

Оценка 4.7
Лекции
doc
религиоведение
10 кл
22.03.2022
Путешествие -комплексная форма организации духовно-нравственного воспитания школьников
Именно в образовательных учреждениях начинается подготовка высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как собственные взгляды и убеждения.
СТАТЬЯ .doc

                                                                                                       

Путешествие как комплексная форма организации духовно-нравственного воспитания школьников

 

 

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто - “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей [2, с. 92].

Я убеждена, что именно в образовательных учреждениях начинается подготовка высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

По моему мнению, нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как собственные взгляды и убеждения.

17 лет с учащимися гимназии, я участвую в межрегиональных экологических экспедициях школьников России.

Инициатором экспедиции выступает Межрегиональный клуб «Учитель года», Учительская газета, министерство образования, принимающая сторона и большая группа учителей естественных наук, бывших в разное время победителями региональных и участниками Всероссийских конкурсов «Учитель года».  

Цель экспедиций – знакомство с историей и уникальной природой территории, где проходит экспедиция; духовно-нравственное воспитание, воспитание экологической культуры; раскрытие творческого потенциала личности в полевых условиях, овладение навыками здорового образа жизни, организация активного, интересного и общественно-полезного труда и отдыха детей.

Численность экспедиции бывает более 200 человек из 30 регионов страны и еще делегация из Болгарии и Монголии.

Во время экспедиции используются разнообразные формы деятельности, способствующие нравственному воспитанию: коллективная работа по организации туристического быта - заготовка дров, обустройство новых стоянок, приготовление еды; участие в природоохранных мероприятиях - уборка территории от антропогенных загрязнений, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в учебно-тренировочных занятиях экипажей, в организации и проведении творческих вечеров у костра, в научно-исследовательской работе.

Воспитанию чувства духовности, нравственности и патриотизма способствует расширенное изучение взаимосвязи истории и культуры тех мест где мы бываем.

Помимо работы в исследовательских полевых мастерских участники экспедиции принимают участие в экскурсиях по достопримечательным местам, принимаемого региона, где изначально предусматриваются нравственные цели воспитания.

За многолетнее участие в Межрегиональных экспедициях участники экспедиции посетили монастыри, храмы в разных регионах нашей страны — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский православный мужской монастырь Русской Церкви, основанный патриархом Никоном. Находится он на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. В Валдае посетили единственный в России музей колоколов. С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола льют», что означало – привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! – мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов. Когда звучала колокольная музыка – лица ребят светлели. Где бы это ни происходило – у храма или в концертном зале. Даже маленький колокольчик прозвонит – и на душе легче, не случайно и сейчас жива традиция дарить колокольчики на счастье [1, с. 112].

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 10451050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Новгородский Кремль - святыня земли Русской, заложенный князем Ярославом, он является древнейшим в России кремлем. Он расположен в самом центре Великого Новгорода, на левом берегу Волхова.

Астраханский кремль — крепость в Астрахани, выстроенная там, куда в 1558 году Иван Грозный перенёс захваченный им город. Располагается на острове, омываемом водами Волги, Кутума, Царева и ерика Казачий.

В горах Карачаево-Черкесии посетили место, где несколько лет назад было обнаружено древнее наскальное изображение Иисуса Христа. Наскальное изображение Спасителя является одним из главных мест паломничества православных в Карачаево-Черкесии.

Откуда появилось наскальное изображение здесь, в глухих и лесистых горах Западного Кавказа? Какой иконописец и с какой целью нарисовал его на скальной стене? Ответы на эти вопросы ищут в истории древнего города, некогда существовавшего в долине реки Большой Зеленчук, раскинувшейся внизу под нами.

Храм Христа Спасителя  — главный православный храм Калининграда, построенный по проекту архитектора Олега Копылова. Рассчитан на 3000 человек. Высота до креста достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда — площади Победы.

Михайловский собор в Ижевске  — один из соборных х храмов Ижевской и Удмуртской епархии, в честь Архангела Михаила. Высота собора 67 метров. Расположен на самой высокой точке города, на Красной площади, в Октябрьском районе. Современное здание собора завершено строительством в 2007 году (прежнее разрушено в 1937 году).

Спасский собор в Пятигорске – это высокий пятиглавый собор в русско-византийском стиле, здание которого сооружено в виде куба из машукского камня. Фасады этого крестовидного храма разделены на три пряслины, которые символизируют Святую Троицу. В стенах храма находятся узкие окна-бойницы.

Летом 2014 года участники экспедиции посетили Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет.

В Перми посетили Храм-памятник на крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших.  Это действующий православный храм. Он построен в городе Екатеринбурге на месте дома Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг. Храм строился три года с 2000 по 2003 годы, освящён 16 июля 2003 года. Храм стал главной туристической достопримечательностью Екатеринбурга, а также главным центром культа святого Николая II и его семьи, привлекающим православных паломников не только из России, но и со всего мира.

Во время проведения экспедиции в Липецкой области мы посетили Христорождественский кафедральный собор — православный храм, который расположен на центральной площади города Липецка — Соборной. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского.

На протяжении всех экспедиций ребята с удовольствием посещали Святые места нашей Родины. Именно в таких местах есть возможность проявиться духовно-нравственному началу, которое имеет своей основой православную веру.

А еще я сама самостоятельно посещаю духовные места России. Посетив в Ханты – Мансийске храм Воскресения Христова привезла наглядный материал для уроков православной культуры, классных часов для духовно – нравственного воспитания учащихся. Ханты Мансийский храм Воскресения Христова посвящён самому главному христианскому празднику — Воскресению Христа. Венчает храм 5 золотых куполов (в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов) на которых установлены кресты. Справа от храма стоит колокольня. Высота колокольни — 62 метра. 18 июля 2003 года благочинный по ХМАО протоиерей Николай Матвийчук отслужил молебен на всякое благое дело для поднятия самого большого 10-тонного колокола, который в этот же день был поднят на колокольню.

В каждом из моих учеников я хочу видеть духовно-нравственную личность. А пока мы беседуем, беседуем о русских людях. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях, иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания?

Я школьный учитель географии. Я верю в то, что я делаю. Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

 «…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - Альберт Лиханов [3 с.78].

 

Список литературы:

1.       Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина // Педагогика. – 2015, - 150 с.

2.            Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. – 2013, – 146 с.

3.            Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России /Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2016, – 114 с.

 


Скачано с www.znanio.ru

Путешествие как комплексная форма организации духовно-нравственного воспитания школьников

Путешествие как комплексная форма организации духовно-нравственного воспитания школьников

Воспитанию чувства духовности, нравственности и патриотизма способствует расширенное изучение взаимосвязи истории и культуры тех мест где мы бываем

Воспитанию чувства духовности, нравственности и патриотизма способствует расширенное изучение взаимосвязи истории и культуры тех мест где мы бываем

Храм Христа Спасителя — главный православный храм

Храм Христа Спасителя — главный православный храм

Справа от храма стоит колокольня

Справа от храма стоит колокольня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022