Путешествие как комплексная форма организации духовно-нравственного воспитания школьников
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто - “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей [2, с. 92].
Я убеждена, что именно в образовательных учреждениях начинается подготовка высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
По моему мнению, нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как собственные взгляды и убеждения.
Инициатором экспедиции выступает Межрегиональный клуб «Учитель года», Учительская газета, министерство образования, принимающая сторона и большая группа учителей естественных наук, бывших в разное время победителями региональных и участниками Всероссийских конкурсов «Учитель года».
Цель экспедиций – знакомство с историей и уникальной природой территории, где проходит экспедиция; духовно-нравственное воспитание, воспитание экологической культуры; раскрытие творческого потенциала личности в полевых условиях, овладение навыками здорового образа жизни, организация активного, интересного и общественно-полезного труда и отдыха детей.
Численность экспедиции бывает более 200 человек из 30 регионов страны и еще делегация из Болгарии и Монголии.
Во время экспедиции используются разнообразные формы деятельности, способствующие нравственному воспитанию: коллективная работа по организации туристического быта - заготовка дров, обустройство новых стоянок, приготовление еды; участие в природоохранных мероприятиях - уборка территории от антропогенных загрязнений, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в учебно-тренировочных занятиях экипажей, в организации и проведении творческих вечеров у костра, в научно-исследовательской работе.
Воспитанию чувства духовности, нравственности и патриотизма способствует расширенное изучение взаимосвязи истории и культуры тех мест где мы бываем.
Помимо работы в исследовательских полевых мастерских участники экспедиции принимают участие в экскурсиях по достопримечательным местам, принимаемого региона, где изначально предусматриваются нравственные цели воспитания.
За многолетнее участие в Межрегиональных экспедициях участники экспедиции посетили монастыри, храмы в разных регионах нашей страны — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский православный мужской монастырь Русской Церкви, основанный патриархом Никоном. Находится он на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. В Валдае посетили единственный в России музей колоколов. С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола льют», что означало – привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! – мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов. Когда звучала колокольная музыка – лица ребят светлели. Где бы это ни происходило – у храма или в концертном зале. Даже маленький колокольчик прозвонит – и на душе легче, не случайно и сейчас жива традиция дарить колокольчики на счастье [1, с. 112].
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.
Новгородский Кремль - святыня земли Русской, заложенный князем Ярославом, он является древнейшим в России кремлем. Он расположен в самом центре Великого Новгорода, на левом берегу Волхова.
Астраханский кремль — крепость в Астрахани, выстроенная там, куда в 1558 году Иван Грозный перенёс захваченный им город. Располагается на острове, омываемом водами Волги, Кутума, Царева и ерика Казачий.
В горах Карачаево-Черкесии посетили место, где несколько лет назад было обнаружено древнее наскальное изображение Иисуса Христа. Наскальное изображение Спасителя является одним из главных мест паломничества православных в Карачаево-Черкесии.
Откуда появилось наскальное изображение здесь, в глухих и лесистых горах Западного Кавказа? Какой иконописец и с какой целью нарисовал его на скальной стене? Ответы на эти вопросы ищут в истории древнего города, некогда существовавшего в долине реки Большой Зеленчук, раскинувшейся внизу под нами.
Храм Христа Спасителя — главный православный храм Калининграда, построенный по проекту архитектора Олега Копылова. Рассчитан на 3000 человек. Высота до креста достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда — площади Победы.
Михайловский собор в Ижевске — один из соборных х храмов Ижевской и Удмуртской епархии, в честь Архангела Михаила. Высота собора 67 метров. Расположен на самой высокой точке города, на Красной площади, в Октябрьском районе. Современное здание собора завершено строительством в 2007 году (прежнее разрушено в 1937 году).
Спасский собор в Пятигорске – это высокий пятиглавый собор в русско-византийском стиле, здание которого сооружено в виде куба из машукского камня. Фасады этого крестовидного храма разделены на три пряслины, которые символизируют Святую Троицу. В стенах храма находятся узкие окна-бойницы.
Летом 2014 года участники экспедиции посетили Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет.
Во время проведения экспедиции в Липецкой области мы посетили Христорождественский кафедральный собор — православный храм, который расположен на центральной площади города Липецка — Соборной. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского.
На протяжении всех экспедиций ребята с удовольствием посещали Святые места нашей Родины. Именно в таких местах есть возможность проявиться духовно-нравственному началу, которое имеет своей основой православную веру.
А еще я сама самостоятельно посещаю духовные места России. Посетив в Ханты – Мансийске храм Воскресения Христова привезла наглядный материал для уроков православной культуры, классных часов для духовно – нравственного воспитания учащихся. Ханты Мансийский храм Воскресения Христова посвящён самому главному христианскому празднику — Воскресению Христа. Венчает храм 5 золотых куполов (в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов) на которых установлены кресты. Справа от храма стоит колокольня. Высота колокольни — 62 метра. 18 июля 2003 года благочинный по ХМАО протоиерей Николай Матвийчук отслужил молебен на всякое благое дело для поднятия самого большого 10-тонного колокола, который в этот же день был поднят на колокольню.
В каждом из моих учеников я хочу видеть духовно-нравственную личность. А пока мы беседуем, беседуем о русских людях. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях, иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания?
Я школьный учитель географии. Я верю в то, что я делаю. Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
«…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - Альберт Лиханов [3 с.78].
Список литературы:
1. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина // Педагогика. – 2015, - 150 с.
2. Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. – 2013, – 146 с.
3. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России /Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2016, – 114 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.