ЛЕПБУК КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 5

ЛЕПБУК КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 5
docx
10.12.2022
ЛЕПБУК КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7.docx

ЛЕПБУК КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье представлен опыт использования современных педагогических технологий – интерактивной папки, леп-бука. Представлены этапы работы над лепбуком, особенности работы с разными возрастными категориями воспитанников. В статье приведен пример леп-бука по творчеству К. И. Чуковского. Ключевые слова: современные педагогические технологии, леп-бук, интерактивная папка, интеграция образовательных областей, дошкольное образование. Деятельность воспитателя регламентирована законодательством Российской Федерации и закреплена нормативно-правовыми актами. Реформирование образования предъявляет требования к профессионально-педагогической компетентности воспитателя, педагога. Сегодня в образовании хотят видеть творческую личность, педагога с глубокими знаниями, способного к саморазвитию, идущему в ногу с современными тенденциями образования. Современный педагог воспитатель дошкольного образования наряду со множеством качеств, компетенций должен обладать умением анализировать ситуацию, предвидеть предполагаемый результат, воздействовать на результат выбранными средствами, методами и приемами. Воспитатель вынужден искать инструменты воспитательно-образовательной деятельности, обобщать имеющийся опыт современных инновационных педагогических технологий, самостоятельно планировать педагогическую деятельность, разрабатывать учебные пособия и выбирать способы организации познавательной деятельности учащихся в соответствии с актуальными потребностями воспитанников. Эта статья посвящена практике использования технологии «лепбук». Современные трактовки понятия «педагогическая технология» многообразны, среди которых выделяют четыре позиции. Технология «лепбук» рассматривается: – как средство (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б. Т. Лихачев, С. А. Смирнов, Н. Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер); – как способ (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, В. А. Сластенин, В. М. Монахов, А. М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др.); - как научное направление (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер); – как многомерное понятие, многомерный процесс (В. И. Боголюбов, М. В. Кларин, В. В. Давыдов, Г. К. Селевко, Е. В. Коротаева, В. Э. Штейнберг, Д. Финн, К. М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас). Мы рассматриваем педагогическую технологию леп-бук как средство воспитательно-образовательного процесса, дидактического, развивающего характера. Эта технология повышает эффективность обучения и воспитания, так как повышает насыщенность среды и взаимообучение воспитанниками. Рассмотрим структурные компоненты лепбука как педагогической технологии: – цели обучения – вовлечь воспитанника в образовательную деятельность как соучастника во всех этапах; – содержание – интегрированное содержание тематического планирования, либо актуальная тема, инициированная воспитанниками. – средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения. Для использования технологии леп-бука не требуется специальных технических средств. В качестве примера рассматриваемой педагогической технологии, используется все многообразие средств педагогического процесса: аудиозаписи, просмотр презентаций, прочтение художественной литературы, иллюстрации, мнемотаблицы и т. п. с целью поиска необходимых элементов леп-бука. Леп-бук направлен на развитие любознательности и самовыражение. Это книга, созданная детьми такой, какой они себе ее представляют, инициируемая воспитателем и соответствующая желаниям и представлениям детей. Основу организации учебного процесса по данной педагогической технологии составляют следующие принципы и подходы: комплексно-тематический, личностно-ориентированный, принципы деятельностного подхода, активной развивающей предметно-пространственной среды. Субъектами педагогической образовательной деятельности выступают воспитанники. Результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки) заключается в формировании активной любознательной жизненной позиции воспитанников, а также в развитии их интеллектуальных, личностных и физических качеств. Для использования леп-бука в педагогической деятельности воспитателям не требуется специального обучения. Данная технология может применяться в рамках реализации любой образовательной программы дошкольной организации и подходит для различного контингента воспитанников. Леп-бук может рассматриваться как учебное пособие, самодельная бумажная книжечка, сделанная для детей и совместно с ними, интерактивная тематическая папка. Такая папка содержит задания, интересные факты, карты, схемы: весь материал уложен и скомпонован таким образом, что ребенок может доставать, раскладывать и перемещать его по своему усмотрению. В процессе перемещений и манипуляций воспитанник выполняет определенные задания, делает выводы, активизирует изученный материал, соотносит его с окружающей действительностью. В этой интерактивной книге собирается материал по определенной теме. Леп-бук – это итог на первом этапе совместной со взрослыми и после самостоятельной поисково-исследовательской работы воспитанников. Воспитанник формирует эту книгу в процессе изучения темы, включая свои творческие исследовательские поиски самостоятельно или с помощью взрослого. Леп-буки на начальном этапе создают воспитатели для знакомства воспитанников с такой формой деятельности. Возможны варианты: когда воспитатель закрепляет ответственных за каждый карманчик и все воспитанники заполняют одну книгу; либо воспитатель показывает мастер-класс и воспитанники по примеру каждый изготавливают свою, с возможными вариациями, применяя творческий компонент продуктивной деятельности. Рассмотрим план раскрытия темы на примере леп-бука «Сказки дедушки Корнея Ивановича Чуковского» для старшего и подготовительного к школе возраста. Задачи первого этапа: – знакомство с понятием «жанр» на примере литературного творчества детского писателя К. И. Чуковского (портрет, основные факты из жизни); – знакомство с основными произведениями К. И. Чуковского. Для развития речи были использованы мнемотаблицы, отрывки текста произведений К. И. Чуковского, трафареты героев «Нарисуем сказку». Итог первого этапа: проанализировать и сделать вывод о героях произведений. Второй этап – это создание макета леп-бука (рисуем на бумаге). Были поставлены следующие задачи: – спланировать расположение, предполагаемые пункты плана, обратить внимание на их эргономическое и логическое расположение. – представить, как будет выглядеть содержание: вложенное в кармашках, блокнотиках, гармошках, конвертах и т. п.; в какой форме – текстовая, мнемотаблицы, задания, схемы, картинки, дидактические игры. Завершающий этап: продуктивная деятельность воспитанников совместно со взрослыми (членами семьи и/или воспитателя). Готовый леп-бук может значительно отличаться от макета. Рассмотрим возрастные особенности использования леп-бука: – младший дошкольный возраст – частичное совместное создание; основная деятельность воспитанников – раскрашивание шаблонов элементов леп-бука и последующая манипуляция, игра; – средний дошкольный возраст – совместное изготовление по образцу и последующие манипуляции; – старший и дошкольный возраст – самостоятельное изготовление лепбука, творческое решение, содействие воспитателя. Леп-бук может содержать общую информацию, например: насекомые, животные. Такая папка будет обзорной, содержащей основные сведения факты. Такие папки подходят больше для младшего и среднего дошкольного возраста. Для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп больше подходят леп-буки, содержание которых несет информацию об одном животном, насекомом, явлении природы, что в этом возрасте будет и интереснее, и информативнее. Леп-бук – это технология, построенная на интеграции образовательных областей. Одна из задач составления леп-бука – организация взаимодействия ребенка и взрослого при непосредственной образовательной деятельности. Предлагаем подробнее остановиться на примере леп-бука составленного по творчеству К. И. Чуковского– кармашек с мнемотаблицей по произведениям (1–2 таблицы), задача: вспомнить и рассказать произведение – образовательная область «Развитие речи», «Познавательное развитие»; – кармашек содержит разных героев произведений К. И. Чуковского; необходимо распределить героев по их сказкам, назвать то произведение, в котором оказалось больше героев, рассказать о какой-то характеристике животного (медведь – обустраивает берлогу и т. п.) – образовательная область «Познание», «Социальнокоммуникативное развитие», «Развитие речи»; – тот же кармашек: один воспитанник показывает движением героя, остальные отгадывают кто этот герой и из какого он произведения; мнемокарты с физкультминутками – образовательная область «Физическое развитие»; – кармашек «Я вам сказку расскажу» задача: воспитанник или группа вытягивают или выбирают карточку с произведением К. И. Чуковского и показывают инсценировку – образовательная область «Художественноэстетическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие»; – кармашек «Айболит» в кармашке герои, обратившиеся за помощью к доктору, задача: пояснить, как необходимо было себя вести герою чтобы не попасть в ситуацию опасности – образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие», «Развитие речи». Леп-буком может играть как один ребенок, так и группа воспитанников. В данной технологии используется компонент трансформируемости, содержание кармашков меняется. Правила пополнения кармашков: – частота зависит от результатов наблюдения за игрой детей с лепбуком, интереса к их содержанию; – задания вкладываются от более легких к сложным; – количество карточек для манипуляций не больше 8, особенно на начальном этапе. Итак, подведем итог преимущества и значение леп-бука как педагогической технологии. В процессе создания позволяет: – учесть возрастные особенности воспитанников; – формировать поисково-познавательный интерес; – развивать творческую продуктивную деятельность, инициативность; – интегрировать материал разных образовательных областей; – активизировать полученные знания; – вовлечь родителей, законных представителей, членов семьи в совместную деятельность с детьми, учитывая их интересы и потребности; – воспитателю отразить текущую тему в том аспекте и с той полнотой, которая спрогнозирована; – направить самостоятельную деятельность на закрепление материала; – учитывать возможности и индивидуальные особенности воспитанников; – развивать коммуникативные способности воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками, воспитанники друг для друга выступают в роли источника информации; – наполняемость, трансформируемость леп-бука – позволяет дополнять необходимый материал, усложнять по мере необходимости, прохождения новых тем; – стимулировать творческую речевую активность; – интегрировать развитие в разных образовательных областях; – заменять и расширять дидактическую игру; – выступать в качестве диагностического материала педагогической деятельности (позволяет педагогу, заметив затруднение воспитанников, сориентироваться в планировании последующего содержания совместной деятельности). Литература Педагогические технологии: учебное пособие для педагог. спец. / под общ. ред. В. С. Кукушина. Ростов н/Д: Март, 2006. 333 с. 2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с


 

ЛЕПБУК КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ЛЕПБУК КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Рассмотрим структурные компоненты лепбука как педагогической технологии: – цели обучения – вовлечь воспитанника в образовательную деятельность как соучастника во всех этапах; – содержание – интегрированное…

Рассмотрим структурные компоненты лепбука как педагогической технологии: – цели обучения – вовлечь воспитанника в образовательную деятельность как соучастника во всех этапах; – содержание – интегрированное…

Леп-буки на начальном этапе создают воспитатели для знакомства воспитанников с такой формой деятельности

Леп-буки на начальном этапе создают воспитатели для знакомства воспитанников с такой формой деятельности

Предлагаем подробнее остановиться на примере леп-бука составленного по творчеству

Предлагаем подробнее остановиться на примере леп-бука составленного по творчеству

Литература Педагогические технологии: учебное пособие для педагог

Литература Педагогические технологии: учебное пособие для педагог
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2022