ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)
Учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Колосок»:
Лазуренко Т.С.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Речевое развитие» сформулированы задачи, включающие владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.
Формирование словаря детей является важнейшим условием их полноценного речевого и общего психического развития. Речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления, речевого общения, планировании и организации деятельности, самоорганизации поведения и формировании социальных связей.
Овладение лексическим строем языка, посредством специально подобранных игр и упражнений, происходит на основе познавательного развития, освоением предметных действий, игры, общения со взрослыми и сверстниками. Успех, достигнутый в процессе выполнения различных заданий, приводит к положительной самооценке.
На современном этапе существует множество методик, авторских разработок (Безруковой О.А., Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В., Лалаевой Р.И. и др), направленных на развитие и формирование лексических категорий языка. Заинтересовала актуальность данной темы и появились представления по этому направлению.
Актуальность опыта работы
Речь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но задержка или нарушение их отражаются на деятельности и поведении детей. Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Актуальностью этой проблемы является то, что сформированность лексического строя речи – это необходимая ступень в дальнейшем развитии детей.
Л.С.Выготский отмечал, что первой ступенью функцией речи является установление контакта с окружающим миром. В настоящее время в современной литературе говорится, что предпосылками развития речи определяется: неречевая предметная деятельность (расширение связей с окружающим миром) и обогащение словаря (речевая деятельность взрослых с детьми).
По степени тяжести речевого дефекта условно выделяются четыре уровня общего недоразвития речи.
Работа проводилась по данной проблеме с детьми, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) третьего уровня. У детей данной категории в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, владение развернутой фразовой речью, но наблюдаются неточные употребления многих лексических значений слов. В активном словаре преобладают лишь существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Часто заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. Бедность словаря проявляется, например, в том, что дети не знают многих слов: названий фруктов, овощей, ягод, насекомых, диких животных, частей тела и предметов. У таких детей нарушен предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Трудно усваиваются слова обобщенного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки. Иногда дети используют слово в определенной ситуации, а в контексте его нет. Понимание и использование слова носит ситуативный характер. Нарушение актуализации словаря у детей с ОНР проявляется в искажении звуковой структуры слова.
Развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Усвоение словаря ребенком зависит от социально-культурного уровня его окружения в процессе общения.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования возникла идея внести новшество в педагогическую деятельность. Заинтересовал новый метод педагогической работы – лэпбук. Его можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности для закрепления материала.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой лексической теме, лучше понять и запомнить материал.
Целесообразно внедрить в работу по развитию лексики использование лэпбука, как один из современных методов речевого развития.
Разработать систему коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием современного метода –лэпбук.
Цель опыта работы:
Создать необходимые условия для развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), посредством лэпбука.
Задачи опыта работы:
1.Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
3. Обеспечить понимание и употребление номинативного и структурного аспекта лексического значения слова, переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
4.Создать условия для включения полученных знаний при взаимодействии с семьей.
5. Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность в форме взаимодействия с семьей.
6.Формировать у детей практический навык выполнения заданий совместно со взрослыми.
Новизна и практическая значимость опыта работы выражается в том, чтобы разработать коррекционно-логопедическую систему развития лексического компонента речи посредством лэпбука, которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, имеющих в совокупности новизну. Это обеспечивает более глубокому осмыслению и пониманию лексического значения слова в целом, так и его компонентов. Позволяет выстроить систему взаимодействия «логопед-дети», «дети-родители».
Система коррекционно-логопедической работы рассчитана на период с сентября 2016 года по май 2017 год для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Система работы была апробирована на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №22 «Колосок» муниципального образования Староминский район.
Принципы опыта работы:
В основу разработки содержания опыта работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста положены принципы ФГОС дошкольного образования:
-онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей ребенка);
-принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала
(«от простого к сложному»)
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип совместной деятельности, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексического строя речи.
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Результативность системы работы
Стандарт дошкольного образования формулирует нам требования к результату не в форме четких показателей возрастного развития, а в форме целевых ориентиров:
- ребенок любознателен;
-ребенок способен принимать собственное решение;
-ребенок инициативен, самостоятелен;
-ребенок обладает развитым воображением;
-ребенок умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
-ребенок самостоятельно планирует свою деятельность, отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать потом?».
По окончании проектной деятельности, посредством лэпбука дети овладели основными нормами лексического строя речи: правильно называют существительные, прилагательные, глаголы, подбирают слова (антонимы, синонимы), однокоренные слова, умеют правильно называть части-целое предмета, научились правильно называть одним словом предметы, детенышей домашних и диких животных и т.д.
Кроме этого совместная работа «ЛОГОПЕД-ДЕТИ-РОДИТЕЛИ», как форма совместной деятельности, помогла привлечь и заинтересовать детей, родителей при создании лэпбуков.
Данный проект может быть использован, как в общеразвивающих группах, так и в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.