Лэпбук, как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
Оценка 4.9

Лэпбук, как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Оценка 4.9
Работа с родителями +1
pdf
воспитательная работа +2
Детсад
08.03.2018
Лэпбук, как современный метод развития лексики у детей старшего  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Речевое развитие» сформулированы задачи, включающие владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. Формирование словаря детей является важнейшим условием их полноценного речевого и общего психического развития. Речь выполняет ведущую функцию в развитии мышле-ния, речевого общения, планировании и организации деятельности, самоорганизации по-ведения и формировании социальных связей. Овладение лексическим строем языка, посредством специально подобранных игр и уп-ражнений, происходит на основе познавательного развития, освоением предметных дей-ствий, игры, общения со взрослыми и сверстниками. Успех, достигнутый в процессе вы-полнения различных заданий, приводит к положительной самооценке. На современном этапе существует множество методик, авторских разработок (Безруковой О.А., Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В., Лалаевой Р.И. и др), на-правленных на развитие и формирование лексических категорий языка. Заинтересовала актуальность данной темы и появились представления по этому направлению.
Лэпбук, как современный метод развития лексики.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЭПБУК как   СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД   РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО 

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

МБДОУ ДС №22 «Колосок»:

Лазуренко Т.С.

 

 В Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования в области «Речевое развитие» сформулированы задачи, включающие владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. 

Формирование словаря детей является важнейшим условием их полноценного речевого и общего психического развития.  Речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления, речевого общения, планировании и организации деятельности, самоорганизации поведения и формировании социальных связей.

 Овладение лексическим строем языка, посредством специально подобранных игр и упражнений, происходит на основе познавательного развития, освоением предметных действий, игры, общения со взрослыми и сверстниками. Успех, достигнутый в процессе выполнения различных заданий, приводит к положительной самооценке.

 На современном этапе существует множество методик, авторских разработок (Безруковой О.А., Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В., Лалаевой Р.И. и др), направленных на развитие и формирование лексических категорий языка. Заинтересовала актуальность данной темы  и появились представления по этому направлению.

 

Актуальность опыта работы

 

 Речь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но задержка или нарушение их отражаются на деятельности и поведении детей. Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Актуальностью этой проблемы является то, что сформированность лексического строя речи – это необходимая ступень в дальнейшем развитии детей. 

 Л.С.Выготский отмечал, что первой ступенью функцией речи является установление контакта с окружающим миром. В настоящее время в современной литературе говорится, что предпосылками развития речи определяется: неречевая предметная деятельность (расширение связей с окружающим миром) и обогащение словаря (речевая деятельность взрослых с детьми).

 По степени тяжести речевого дефекта условно выделяются четыре уровня общего недоразвития речи.

 Работа проводилась по данной проблеме с детьми, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) третьего уровня. У детей данной категории в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, владение развернутой фразовой речью, но наблюдаются неточные употребления многих лексических значений слов. В активном словаре преобладают лишь существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Часто заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. Бедность словаря проявляется, например, в том, что дети не знают многих слов: названий фруктов, овощей, ягод, насекомых, диких животных, частей тела и предметов. У таких детей нарушен предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Трудно усваиваются слова обобщенного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки. Иногда дети используют слово в определенной ситуации, а в контексте его нет. Понимание и использование слова носит ситуативный характер. Нарушение актуализации словаря у детей с ОНР проявляется в искажении звуковой структуры слова.

Развитие лексики во многом определяется  социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Усвоение словаря ребенком зависит от социально-культурного уровня его окружения в процессе общения. 

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования возникла идея внести новшество в педагогическую деятельность. Заинтересовал новый метод педагогической работы – лэпбук. Его можно использовать как на занятиях, так и  в самостоятельной деятельности  для закрепления материала.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой лексической теме, лучше понять и запомнить материал. 

Целесообразно  внедрить в работу по развитию лексики использование лэпбука, как  один из современных методов  речевого развития.

 Разработать  систему коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием современного метода –лэпбук.

 

Цель опыта работы:

 Создать  необходимые  условия  для развития лексики  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), посредством лэпбука.

 

Задачи опыта работы:

     1.Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

2.     Расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления  предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

3.     Обеспечить понимание и употребление номинативного и структурного аспекта лексического значения слова, переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

    4.Создать условия для включения полученных знаний при  взаимодействии с семьей.

   5. Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность в форме взаимодействия с семьей.

   6.Формировать у детей практический навык выполнения заданий совместно со взрослыми. 

 

Новизна и практическая значимость опыта работы выражается в том, чтобы разработать коррекционно-логопедическую систему развития лексического компонента речи посредством лэпбука, которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, имеющих в совокупности новизну. Это обеспечивает более глубокому осмыслению и пониманию лексического значения слова в целом, так и его компонентов. Позволяет выстроить систему взаимодействия «логопед-дети», «дети-родители».

 

Система коррекционно-логопедической работы рассчитана на период с сентября 2016 года по май 2017 год  для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

 

Система работы была апробирована  на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №22 «Колосок» муниципального образования Староминский район.

 

Принципы опыта работы:

В основу разработки содержания опыта работы по развитию лексики  у детей старшего дошкольного возраста положены принципы ФГОС дошкольного образования:

-онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей ребенка);

-принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала 

(«от простого к сложному»)

-                     принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

-                     принцип совместной деятельности, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексического строя речи.

-                     поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

-                     приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-                     формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

 

Результативность системы работы

Стандарт дошкольного образования формулирует нам требования к результату не в форме четких показателей возрастного развития, а в форме целевых ориентиров:

-                     ребенок любознателен;

-ребенок способен принимать собственное решение;

-ребенок инициативен, самостоятелен;

-ребенок обладает развитым воображением;

-ребенок умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

-ребенок самостоятельно планирует свою деятельность, отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать потом?».

По окончании проектной деятельности, посредством лэпбука дети овладели основными нормами лексического строя речи: правильно называют существительные, прилагательные, глаголы, подбирают слова (антонимы, синонимы), однокоренные слова, умеют правильно называть части-целое предмета, научились правильно называть одним словом предметы, детенышей домашних и диких животных и т.д.

Кроме этого совместная работа «ЛОГОПЕД-ДЕТИ-РОДИТЕЛИ», как форма совместной деятельности, помогла привлечь и заинтересовать детей, родителей при создании лэпбуков. 

 Данный проект может быть использован, как в общеразвивающих группах, так и в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.

 

 

 

 

 

 

ЛЭПБУК как СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД

ЛЭПБУК как СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД

Учитель-логопед МБДОУ ДС №22 «Колосок»:

Учитель-логопед МБДОУ ДС №22 «Колосок»:

Актуальность опыта работы

Актуальность опыта работы

Понимание и использование слова носит ситуативный характер

Понимание и использование слова носит ситуативный характер

Создать условия для включения полученных знаний при взаимодействии с семьей

Создать условия для включения полученных знаний при взаимодействии с семьей

Результативность системы работы

Результативность системы работы

Кроме этого совместная работа «ЛОГОПЕД-ДЕТИ-РОДИТЕЛИ», как форма совместной деятельности, помогла привлечь и заинтересовать детей, родителей при создании лэпбуков

Кроме этого совместная работа «ЛОГОПЕД-ДЕТИ-РОДИТЕЛИ», как форма совместной деятельности, помогла привлечь и заинтересовать детей, родителей при создании лэпбуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018