ПР3 Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.7

ПР3 Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.7
Работа с родителями +1
pdf
Междисциплинарный 3
Детсад
08.03.2018
ПР3 Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста
1. Развитие пассивного и активного словаря 2. Образование синонимов и антонимов 3. Образование прилагательных (относительных, притяжательных, качественных) 4. Усвоение лексической сочетаемости слов Настольные игры. «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики». Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления. Игра «Чудесный мешочек» Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внима-ние на правильность грамматического оформления слов. В мешочек помещались разные предметы (ягоды, овощи, фрукты и т.д.). Ребёнок опускал руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определял и назвал то, что он ощупывал. Вытащив предмет, он говорил, например, про яблоко: « Это яблоко. Оно зеленое (желтое, красное), сочное, вкусное, витаминное, круглое. Из него можно приготовить сок». Игра «Что я сказала не так?» Цель: расширять предметный словарь, закреплять слова, обозначающие обобщенные по-нятия, развивать слуховое внимание. Инструкция: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: ко-рова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?»
ПР3 Комплекс коррекционно-развивающих упражнений.pdf

Учитель-логопед

МБДОУ ДС №22 «Колосок»:

Лазуренко Т.С. Приложение №3

 

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

 

1. Развитие пассивного и активного словаря 

v  Настольные игры. «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики». 

Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.

v  Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

В мешочек помещались разные предметы (ягоды, овощи, фрукты и т.д.). Ребѐнок опускал  руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определял и назвал то, что он ощупывал. Вытащив предмет, он говорил, например, про яблоко: « Это яблоко. Оно зеленое (желтое, красное), сочное, вкусное, витаминное, круглое. Из него можно приготовить сок».

v  Игра «Что я  сказала не так?»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Инструкция: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» 

Дети исправляли ошибки. Эта игра адаптировалась под все изучаемые темы.

v  Игра  «Угадай по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщалось, например: «Угадайте предмет, который я задумала: овальный, зеленый, хрустящий, полезный». Дети узнавали предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

v  Игра «Найди картинку»

Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.

В игре могут быть как предметные, так и сюжетные, одинаковые или похожие, отличающиеся какими-либо элементами.

Принцип игры: ребѐнку надо было найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных. Карточки были разложены на столе, перевѐрнуты изображением вниз, что как раз и создавало эффект неожиданности. Игроки по очереди открывали одну за другой две карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались картинкой вниз. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими), то открывший их получал фишку. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель. Это повышало внимание и интерес к игре.

Если в начале игры ребѐнку предлагалось найти и назвать два одинаковых фрукта, то на этапе закрепления он уже находил два похожих фрукта. Или давалось задание по теме «Фрукты» найти две такие половинки, которые составят целое. Открывая картинки, ребѐнок произносил: «Эта половинка банана, а это половинка яблока. Это разные фрукты.

Для развития глагольного словаря: Например,  по теме «Зимние забавы» дети, открывая карточки, составляли предложения (Мальчик катается на лыжах. Дети лепят снеговика.)  v Игра «Путаница».

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

Детям раздавались конверты с деталями. Они менялись друг с другом и складывали, находя свою половинку.( по всем лексическим темам) v Упражнение «Подбери нужное слово»

Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Светит….; Зреет….; Висит…...

 

v  Упражнение «Кто как кричит»

Цель: уточнить названия действий животных.

кошка – мяукает                      медведь - рычит конь – ржѐт                             корова - мычит курица – кудахчет                   собака - лает

петух – кукарекает                  овца - блеет

v  Упражнение «Запомни и назови» Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определѐнном порядке показывались картинки с изображением фруктов(по лексическим темам) (не более 5). Затем картинки убирались. Дети называли в нужной последовательности: яблоко, банан, апельсин, киви, мандарин. v Упражнение «Часть - целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям назывались части предмета, а они догадывались, о каком предмете идѐт речь и назвали его. Например: 

Шерсть, когти, лапы- это животное; Ствол, ветки, листья- это лиственное дерево; Ствол, ветки, иголки – это хвойное дерево и т.д.

v  Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Ива, клен, рябина — это... ; сосна, кедр, ель-это…;  подснежник, тюльпан, мимоза - это... пчела, жук, мотылек - это ... заяц, медведь, волк - это... кукушка, иволга, ласточка - это...; снегирь, дятел, поползень-это…

 

v  Упражнение «Какой?» 

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагалось подобрать прилагательные к словам: осень (ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная, унылая, ненастная, прекрасная, пышная, дивная…). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное), тот выигрывал. (по всем лексическим темам)

v  Упражнение «Скажи правильно» Цель: развитие глагольного словаря. слива (зреть) заяц (прыгать) медведь (рычать) лошадь (скакать)

ласточка (летать) гусеница (ползти) v Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления

Птица ползет, а гусеница летит. Корова лает, а собака мычит. Зимой купаемся на море, а летом катаемся на санках и т.д.

 

2. Образование  синонимов и антонимов v Игра «Скажи по-другому» .

Цель: образование синонимов.

Холодная зима- лютая, суровая, студеная, морозная;

Снег блестит- сверкает, серебриться, сияет, искриться, светиться;

Медведь большой- огромный, громадный, могучий, большущий, мощный, крупный, гигантский, здоровенный;

Лиса хитрая- плутовка, лукавая, предприимчивая, сообразительная;

Летать- порхать, носиться, мчаться, виться, парить, реять..;

Проворная ласточка – ловкая, шустрая, юркая, уверливая…

v  Игра «Слова - наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова – антонимы, с противоположным значением. Холодно-жарко

Злой-добрый

Медленно-быстро

Храбрый-трусливый и т.д.

v  Упражнение «Угадай слово» 

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью.  Дуб большой, а рябина ...

Сосна высокая, а куст ...

Пчела летает, а гусеница... Боровик съедобный, а мухомор ...

 

3. Образование прилагательных (относительных, притяжательных, качественных)

v  Упражнение « Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных. из груши – грушевое варенье из яблок – яблочное из вишни- вишневое из апельсин – апельсиновый сок из винограда- виноградный сок из моркови- морковный салат из кабачков – кабачковую икру из баклажан – баклажанную икру  из гороха – гороховый суп из овощей- овощной салат и т.д.

v  Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.  огурец зелѐный, а помидор (какой?)... медведь большой, а комар (какой?)...

зима холодная, а лето (какое?)… слива кислая, а малина(какая?)…и т.д.

v  Упражнение «Чей хвост? » ( Чья лапа. Чьѐ ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у волка — у барсука-  у белки - у кошки-  у собаки – и т.д.

 

4. Усвоение лексической сочетаемости слов

v  Упражнение  «1-3-5», «Посчитай-ка»

Цель: учить изменять существительные по числам.

 Яблоко, лиса, ласточка, и т.д. (по всем лексическим темам)

v  Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.

Груша, малина, черная смородина, помидор, огурец…. 

 

 

Учитель-логопед МБДОУ ДС №22 «Колосок»:

Учитель-логопед МБДОУ ДС №22 «Колосок»:

Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей

Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей

Упражнение «Запомни и назови» Цель: развивать активный словарь детей

Упражнение «Запомни и назови» Цель: развивать активный словарь детей

Птица ползет, а гусеница летит

Птица ползет, а гусеница летит

Упражнение «Какой?» Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные

Упражнение «Какой?» Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018