Краткосрочный проект «Широкая Масленица»
Оценка 4.6

Краткосрочный проект «Широкая Масленица»

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
pdf
Междисциплинарный 4
Детсад
08.03.2018
Краткосрочный проект «Широкая Масленица»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Сроки реализации проекта: с 12 по 16 февраля 2018 г. Возраст детей: 5-7 лет. Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, передающимися из поколе-ния в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Краткосрочный проект «Широкая Масленица».pdf

Краткосрочный проект в логопедической группе 

«Широкая Масленица»

 

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный. 

Участники проекта: воспитатели, дети, родители. 

Сроки реализации проекта: с 12 по 16 февраля 2018 г. Возраст детей: 5-7 лет.  Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. 

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица) .

Задачи:

Образовательные: Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»; Познакомить с различными жанрами устного народного творчества. 

Развивающие: Развивать коммуникативные способности; Развивать память, мышление, внимание; Развивать интерес к русским народным традициям; Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры. 

Воспитательные: Содействовать формированию сотрудничества в детскородительских отношениях; Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа; Формировать любовь к Родине, ее традициям.  Формы реализации проекта: 

1.     Беседы по теме;

2.     Совместная творческая деятельность;

3.     Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр; 4. Чтение стихотворений, художественных произведений;

5. Тематическое занятие.  Этапы реализации проекта:

Подготовительный: Разработка содержания проекта, составление плана работы; Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие) ; Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; Подбор материалов для продуктивной деятельности; Заучивание закличек, частушек; Основной: Проведение тематического занятия; 1. Художественно-творческая деятельность. 

2.                Разучивание русских народных песен, закличек;

3.                Чтение художественных произведений по теме. 

4.                Прослушивание музыкальных композиций.  Заключительный:

1.     Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;

2.     Взаимодействие с родителями:

3.     Изготовление куклы-Масленицы;

4.     Приготовление блинов для чаепития;

5.     Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».

6.     Лэпбук «Эх, Масленица!»

 

Образовательные области. Формы и методы работы. 

Речевая. Коммуникативная 

1.     Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице? 

2.     Восприятие художественной литературы и фольклора. 

3.     Прочтение стихотворения рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек. 

Познавательно – исследовательская. 

1.     Занятие      по      приобщению       к        социокультурным         ценностям          «Госпожа Масленица»;  

2.     Отгадывание загадок о весне и зиме; 

3.     Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица». Изобразительная. 

1.                Рисование «Эх, Масленица» .

2.                «Кукла- Масленица» (складывание «гармошкой»)

3.                «Солнышко» (детские ручки)

4.                Раскраски (тема: Масленица)

5.                Лепка из пластилина  «Ой, блины, блиночки» Продуктивная. 

1.     Изготовление «Куклы-Масленицы». Музыкальная. 

2.     Слушание песни «Ой, блины мои блины».

3.     Разучивание и исполнение песни «Ой, блины мои блины». 

4.     Хороводная игра «Заинька, попляши».  Игровая.  Народные игры – забавы «Звонарь», «Ручеек», «Кто быстрее на метле».

 

Ожидаемый результат: Дети

1.     Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

2.     Имеют представление о народных праздниках, играх;

3.     Владеют знаниями масленичной кухни;

4.     Интересуются изобразительной детской деятельностью;

5.     С интересом участвуют в народных играх;

6.     Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

7.     Проявляют интерес к искусству при просматривании картин;

8.     Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.  Педагоги: 

1.                      Накопление материала;

2.                      Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.  Родители: Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье. 

 

 

Понедельник 12 февраля «Встреча»

§     Тематическое занятие «Госпожа Масленица».

§     Заучивание масленичных закличек, частушек, хоровода «Едет масленица». 

§     Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись) .

§     Отгадывание загадок о весне и зиме;  Вторник 13 февраля «Заигрыш». 

§     Разучивание песни «Ох, блины, блины, блины… «. 

§     Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеѐк». 

§     Знакомство со значением и символикой блинов. 

§     Изготовление куклы-Масленицы. 

§     Народная игра - забава «Кто быстрее на метле? « Среда 14 февраля «Лакомка»

§     Беседа «Значение и символика блинов».

§     Лепка из пластилина «Ой, блины, блиночки».

§     Просмотр презентации «Широкая Масленица».

§     Народная игра - забава «Звонарь». Четверг 15 февраля «Разгуляй»

§     Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»-Масленица. 

§     Рисуем с детьми. Выставка рисунков. 

§     Чтение масленичных закличек. 

§     Хороводная игра «Заинька, попляши». § Народная игра - забава «Ручеѐк».

Пятница 16 февраля «Тёщины вечера» § Беседа: «Что мы узнали о Масленице».

§     Развлечение «Прощай, Масленица! «. § Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины».

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1 Беседа про масленицу

Задачи: 

1.            Познакомить детей с праздником – Масленицей. 

2.            Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры 

3.            Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры. 

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы. 

 

Ход беседы:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! «. Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица! «. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блины, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. 

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу. 

 

Поговорки про Масленицу.

Не житье, а Масленица.  

Не все коту Масленица, будет и Великий пост. 

Масленица семь дней гуляет. 

Масленица объедуха, деньгами приберуха. 

Это Масленица идет, блин да мед несет. 

Без блинов -не Масленица. 

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны. 

 

Стихи про Масленицу.

Широкая Масленица - Сырная неделя! 

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. 

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,  Чтоб Зиму студѐную из дому прогнать! 

Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает «ВСТРЕЧА». 

Яркие салазки с горочек скользят. 

Целый день веселье. Наступает вечер.  Накатавшись вволю, все блины едят. 

 

«ЗАИГРЫШ» беспечный - ВТОРНИКА отрада. 

Все гулять, резвиться вышли, как один! 

Игры и потехи, а за них - награда:  Сдобный и румяный масленичный блин! 

 

Тут СРЕДА подходит - «ЛАКОМКОЙ» зовѐтся. 

Каждая хозяюшка колдует у печи. 

Кулебяки, сырники - всѐ им удаѐтся.  Пироги и блинчики - всѐ на стол мечи! 

 

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. 

Ледяные крепости, снежные бои. 

Тройки с бубенцами на поля выходят.  Парни ищут девушек - суженых своих. 

 

ПЯТНИЦА настала - «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ». 

Тѐща приглашает зятя на блины!  Есть с икрой и сѐмгой, можно чуть попроще,  Со сметаной, мѐдом, с маслом ели мы. 

 

Близится СУББОТА - «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ». 

Вся родня встречается, водит хоровод. 

Праздник продолжается, общее веселье.  Славно провожает Зимушку народ! 

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. 

Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».  Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,  Нарядив в тулупчик, валенки, ремень. 

Пышные гуляния Ярмарка венчает. 

До свиданья, Масленица, приходи опять! 

Через год Красавицу снова повстречаем. 

Снова будем праздновать, блинами угощать!  Вас на Масленицу ждем! 

Встретим масленым блином,  Сыром, медом, калачом  Да с капустой пирогом.  Всех нас пост Великий ждет,  Наедайся впрок, народ!  Всю неделюшку гуляй,  Все запасы подъедай. 

А придет Прощеный день, 

Нам покланяться не лень, 

Приходите в воскресенье -  Будем мы просить прощенья,  Чтоб с души грехи все снять,  С чистым сердцем пост встречать.  Скрепим дружбу поцелуем,  Хоть и так мы не воюем: 

Ведь на Масленицу нужно  Укреплять любовью дружбу.  Приходите в гости к нам,  Будем рады мы гостям!  Как на масленой неделе  Из печи блины летели!  С пылу, с жару, из печи,  Все румяны, горячи! 

Масленица, угощай! 

Всем блиночков подавай. 

С пылу, с жару - разбирайте!  Похвалить не забывайте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Эх, Масленица!»

 

     МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры.  А ещѐ существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам. 

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костѐр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьѐзно. Ведь потом эту развесѐлую неделю опять нужно было ждать целый год. 

Любил Масленицу русский народ – широкую, весѐлую, разгульную. 

Для каждого дня её придумал он особое название:  

  ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА 

  ВТОРНИК - ЗАИГРЫШ 

  СРЕДА - ЛАКОМКА 

  ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ 

  ПЯТНИЦА - ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ 

  СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ 

  ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ. 

ВСТРЕЧА 

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться. 

Масленицу возили на санях с причитанием встречи: 

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоѐ тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться! «. 

ЗАИГРЫШ 

Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши: 

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько: 

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом. 

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися,  Ой, с сыром, маслом, хлебом, мѐдом. 

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися, 

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков.  Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися. 

ЛАКОМКА 

Пекут булочки, пирожки, припевая: 

На – бе - ру му-чи-цы,  Подо – лью во – ди – цы,  Для де-тей хо-ро-ших  На-пе-ку ле-пе-шек. 

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой. 

Я на печку гляжу, на муравчатую.  Открывайся, заслон, вынимайся пирог,  Наедайся, душа, душа зятюшкина. 

Он наелся, как бык, сам не знает, как быть. 

Затем организуется сладкий стол. 

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ 

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют: 

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту. 

А кто любит меня, тот и выберет меня. 

За правую ручку возьмѐт, да вдоль круга поведѐт. 

Да поклонимся, да поцелуемся». 

Затем водящий меняется. 

ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом: 

«По двору гуляет царь, царь, царь 

Царевну выбирает царь, царь, царь  Наступил на ножку, показал дорожку. 

Царевну провожает царь, царь, царь». 

Водящий меняется, «Царевна» становится «царѐм». 

ИГРА 3. «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют: 

«Кот усатый ходит, всѐ за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.  ИГРА 4. «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спѐкся».  ИГРА 5. «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню: 

«Едет Масленица дорогая, наша  гостьюшка годовая. 

На саночках расписных, на кониках вороных. 

Живѐт Масленица семь деньков, 

Оставайся, Масленица, семь годков». 

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей. 

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ 

Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара.

Играют в масленичные игры. 

ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поѐт: 

«Прянична доска из елового пенька, 

Из елового пенька, сбрось-ка паренька! « 

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит. 

В субботу – ПРОВОДЫ 

Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами. 

Солнце звени, снег гони,  Холстину земли на свет тяни. 

Снег как мел, с неба летел,  Зиму пролежал, 

Ручьями пробежал. 

До свиданья, Масленица!  До свиданья, Зима! 

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ  

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали. 

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костѐр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костѐр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьѐзно. Ведь потом эту развесѐлую неделю опять нужно было ждать целый год.  «Ты прощай, прощай, наша Масленица,  Ты прощай, прощай, наша широкая. 

Мы катаемся с горы от зари и до зари. 

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.  Ты прощай, прощай, наша Масленица! «.

 

Краткосрочный проект в логопедической группе «Широкая

Краткосрочный проект в логопедической группе «Широкая

Формировать любовь к Родине, ее традициям

Формировать любовь к Родине, ее традициям

Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице? 2

Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице? 2

Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения; 2

Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения; 2

Народная игра - забава «Звонарь»

Народная игра - забава «Звонарь»

Ход беседы: Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике —

Ход беседы: Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике —

Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают

Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают

Тут СРЕДА подходит - «ЛАКОМКОЙ» зовѐтся

Тут СРЕДА подходит - «ЛАКОМКОЙ» зовѐтся

Через год Красавицу снова повстречаем

Через год Красавицу снова повстречаем

Всем блиночков подавай. С пылу, с жару - разбирайте!

Всем блиночков подавай. С пылу, с жару - разбирайте!

Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки

Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки

Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоѐ тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоѐ тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры

На саночках расписных, на кониках вороных

На саночках расписных, на кониках вороных

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костѐр

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костѐр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018