Лепка «Северный олень»
Подготовительная группа
Задачи:
· Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.
· Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
· Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля).
· Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.
· Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью людей и домашних животных на Крайнем Севере. Беседа о внешнем виде и образе жизни северного оленя. Подготовка основы для будущей композиции.
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластилин, стеки, трубочки для изготовления ног, салфетки, веточки – оленьи рога.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель читает детям стихотворение С.А.Антонюк «Северный олень» и выставляет на столе макет тундры с северным оленем:
На Севере далеком,
Где зимы круглый год,
А лето лишь намеком,
Олень траву жуёт.
И голову венчают
Ветвистые рога,
И жители все знают,
Что это – для врага!
Не каждый волк посмеет
Рискнуть и нападать,
Олень всегда сумеет
Отпор достойный дать!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, это северный олень в тундре. А кто из вас видел северного оленя? Где его можно увидеть?
Ответы детей.
Воспитатель. Одни из вас видели олений только на картинках, другие ребята видели его на празднике Севера и катались на оленьих упряжках. Северные олени живут далеко в тундре. Как вы думаете, почему они живут в тундре?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, северные олени питаются ягелем, который растет только в тундре. Северные олени хорошо себя чувствуют в условиях Крайнего Севера. Их тело покрыто густой длинной шерстью, особенно густая шерсть на шее. К зиме олени накапливают жир, который помогает им переносить сильные морозы.
Северные олени хорошо приспособлены к суровой жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углубление в виде совка. Это удобно для разгребания снега и откапывания ягеля во время зимы. При ходьбе широкие копыта раздвигаются в стороны, поэтому они крепко стоят на ногах, как на мягкой почве, так и на снегу.
Северные олени бывают дикие и домашние. Дикие олени имеют темный окрас, кочуют по тундре сами по себе, собираясь в стада. У них ветвистые рога, которые защищают их от нападения врагов. Домашних оленей тоже держат в стадах, только за ними присматривают оленеводы.
Вопросы к детям.
· Чем питаются северные олени?
· Почему у оленя густая шерсть?
· Для чего оленю копыта, как савок?
· Какую пользу приносит северный олень людям, живущим в тундре?
Воспитатель. Ребята, давайте с вами немного
поиграем!
Физкультминутка (с имитацией движений)
Полярное небо ночи темней, дети скрещивают руки над головой, Струйками пар из оленьих ноздрей, высоко поднимают ноги,
Хэй-хэй-хэй, согнутые в коленях
Ой, хэй-хэй.
Свистят по дороге полозья саней, имитируют скольжение саней по
кругу
Поземка скользит и струится но ней.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
И ветер с веселою песней моей бег врассыпную под музыку
Летит над просторами
Снежных полей.
Хэй-хэй-хэй.
Ой, хэй-хэй.
Летит за оленями песня — мой друг, повторение первого движения
И стадо само собирается в круг.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем лепить северных оленей. Давайте, еще раз посмотрим на оленя.
Дети вместе с воспитателем рассматривают оленя и описывают его, чтобы правильно передать характерные особенности строения тела: крупное туловище, тонкие ноги, ветвистые рога.
· Давайте подумаем, на сколько разных частей нужно разделить брусок пластилина (или комок глины), чтобы слепить оленя.
· Посмотрите, все ли части одинакового размера?
· Для туловища нужна самая большая часть пластилина, поэтому отрезаем стекой половину бруска (комка глины).
· Из остального кусочка получатся все остальные части. Поделим его пополам: половинка для головы, ушей, рогов. Оставшаяся половинка для ног, разделим этот кусочек на четыре части.
· Проверим вместе, хорошо ли удалось подготовить материал для лепки оленя. Покажите, из чего будете лепить туловище? (Дети показывают самый большой кусок). Найдите материалы для ног? (Находят 4 одинаковых кусочка). Что выйдет из оставшегося кусочка? (Голова, уши, рога). Этот кусочек вы поделите сами, и сами придумаете, как лучше слепить голову, уши, рога.
Воспитатель. Молодцы! Начинаем лепить, только стараемся, чтобы олень получился, «как живой». Не забудем про глаза – их можно сделать из бусинок.
Дети лепят. Воспитатель помогает советами, в случае затруднения с планированием повторно показывает схему, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приёмы.
· Воспитатель подсказывает, как можно укрепить тонкие ноги фигурки оленя: в них можно поместить спички (зубочистки), или просто сделать ноги из трубочек для коктейля.
· Ветвистые рога оленя можно смоделировать из пластилина – вытягивая и прищипывая ветвистые выросты, или их можно смастерить из веточек дерева.
В конце занятия дети составляют коллективную композицию «Стадо северных оленей».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.