Цель:
— активизация и расширение словаря по теме;
— формирование обобщающего понятия;
— практическое употребление существительных в творительном падеже без предлога
и предложного падежа существительных с предлогом в;
— развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
Оборудование: картинки диких животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Ты, дружочек, не зевай, на вопрос мой отвечай». Логопед задает детям самые разнообразные вопросы, например: «Какое сейчас время года? Огурец — это овощ? Сколько ног у курицы? В какой сказке живет Михайло Иванович?»
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Идем в лес», «Деревья».
3. Введение в тему. Логопед говорит, что в лесу никого не видно, необходимо взять бинокли (упражнение «Бинокль»). На доске появляются картинки диких животных — зайца, кабана, лося, медведя, лисицы, ежа... Дети друг за другом называют этих животных: «Я вижу...». Логопед делает обобщение: «Кто это? Где они живут? Кто им добывает пищу? Кто делает жилище? — Вот таких животных мы называем дикими».
4. Употребление существительных в творительном падеже. Логопед просит представить ситуацию, когда дикие животные придут к нам в гости. Чем бы мы смогли их угостить?
· Зайца — морковкой, капустой (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев, молодые побеги).
· Белку — орехами, грибами, шишками.
· Медведя — малиной, медом, рыбой.
· Лося — ветками, сеном, травой.
· Ежа — яблоками, грибами, молоком.
Можно выставить картинки с перечисленным кормом, дети получат возможность сделать выбор с опорой на них.
5. Физкультминутка. «Три медведя».
Три медведя шли долой, дети идут по кругу,
Папа был большой-большой, руки — вверх,
Мама — чуть поменьше ростом, руки на уровне груди,
А сынок — малютка просто, присели,
Очень маленький он был, покачивание в приседе,
С погремушками ходил. «звенят» погремушками.
6. Расширение словаря прилагательных. Логопед рассказывает детям о том, кого встретили медведи в лесу по дороге домой. Сначала они встретили хитрую рыжую пушистую лису (уточняется, какая была лиса). Еще они встретили трусливого беленького длинноухого зайца, маленькую прыгучую глазастую белочку. А еще огромного доброго рогатого лося, круглого колючего ежа. Злого голодного зубастого волка. После беседы можно еще раз уточнить, с кем встретились медведи.
7. Употребление существительных в предложном падеже с предлогом в. «Долго добирались медведи домой, наконец, пришли. Как называется их дом? — Берлога». Логопед сообщает, что и остальные звери, попавшиеся им по дороге, тоже спешили домой, и просит детей назвать их дома. Белочка (куда?) — в дупло, волк — в логово, зайка — под куст, лиса — в нору.
8. Закрепление материала. Читается стихотворение.
Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая — в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.
Еще раз закрепляются названия жилищ диких животных. Стихотворение дети учат с воспитателем вечером.
9. Итог занятия. «С кем сегодня познакомились? Почему мы называем их дикими?»
Цель:
— продолжаем расширять и активизировать словарь детей по теме;
— отработка практического употребления притяжательных прилагательных;
— практическое употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: картинки диких животных, разрезанные на части, домики зайца и лисы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Чтение стихотворения «Кто где спит» (хором, см. занятие № 1).
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Ежик» и «Зайка».
3. Употребление притяжательных прилагательных. Логопед вывешивает на доску две картинки: ледяной дом лисы и лубяной — зайца, предлагает вспомнить сказку «Лиса и заяц». «Чей ледяной дом? — Лисы. — А чей лубяной? — Зайца. — Что случилось с лисьим домиком? — Растаял. — Кто выгнал непрошеного гостя из заячьей избушки?» «Заяц на радостях пригласил в дом гостей. Сейчас мы узнаем, кого». Из-за дома виднеется хвост лисы. «Чей это хвост?» В дальнейшем обговаривается ситуация с заячьими ушами, ежиными иголками, медвежьей лапой, лосиными рогами.
4. Употребление существительного в творительном падеже. На столах у детей предметные картинки с изображением овощей, фруктов и ягод. Логопед говорит, что все гости собрались, сели за накрытый стол. «Чем же можно угостить гостей?» Ребенок поднимает подходящую картинку и говорит: «Ежа угостим яблоком. Белочку угостим орехами. Зайца угостим морковкой и т.д.».
5. Физкультминутка. Игра «Кто быстрее». У детей картинки с частями туловищ животных. Сначала уточняется, что нарисовано на картинках: лисий хвост, ежиное туловище, медвежья лапа, лисьи ушки и т.д. Дети начинают бегать по группе, но по сигналу логопеда начинают складывать картинки лисы, медведя и ежа. Кто окажется быстрее, чей портрет мы увидим первым? После окончания соревнования задать вопрос, чей портрет у вас получился.
6. Развитие памяти, употребление существительного в родительном падеже. Игра «Кого не стало». «Нагостились звери у зайца, пришло время прощаться, и сейчас мы узнаем, кто ушел первым». Дети вспоминают, кто был в гостях у зайца, кого уже нет. Затем дети закрывают глаза, а в это время логопед убирает по одной картинке животного. Дети определяют, кого не стало. «Не стало волка, медведя, лося».
7. Закрепление материала. Игра «Кого я вижу в лесу». Логопед дает инструкцию, по которой дети-охотники начинают движение от воображаемой черты (дома). Они должны сказать фразу: «Я вижу... (лису, медведя, лося, ежа, волка)». Назвав какого-либо животного, сделать шаг вперед. Победителем считается тот, кто ближе всех подойдет ко второй черте — «лесу».
8. Итог занятия. «У кого мы сегодня были в гостях? Кто еще приходил в гости?»
Цель:
— обогащение словаря детей существительными, обозначающими детенышей диких
животных;
— практическое употребление существительных единственного и множественного
числа в именительном и родительном падежах;
— отработка практического построения простого предложения.
Оборудование: предметные картинки: дикие животные и дикие животные с детенышами, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра с мячом «Скажи, чей хвост?».
2. Развитие мелкой моторики. Пальчики превращаются в человечков и идут в лес (упражнение «Прогулка»). Логопед во время упражнения задает вопросы: «Кто здесь живет? Почему мы называем их дикими?»
3. Употребление существительных в именительном и родительном падежах. Логопед загадывает загадки.
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)
Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Картинки угаданных животных выставляются на доску. Логопед сообщает, что у всех животных есть маленькие детеныши. Выставляются картинки диких животных с детенышами. «Кто у лисицы? — У лисицы лисята. — У лисицы много кого? — Лисят». Подобным образом дети отвечают и про других детенышей — ежат, медвежат, бельчат, зайчат и т.д.
4. Образование множественного числа существительного. Игра «Один — много».
Лисята — лисенок,
ежата — ежонок,
медвежата — медвежонок,
волчата — волчонок,
зайчата — зайчонок,
бельчата — бельчонок.
5. Физкультминутка. Детеныши диких животных очень любят играть на полянке. Детям предлагается изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке (под грамзапись).
6. Закрепление нового материала. Игра «Найди свою маму». Детям раздаются картинки с изображением диких животных, а у логопеда — картинки их детенышей. Логопед объясняет, что заигрались зверята и потерялись. Нужно помочь им отыскать своих мам. Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Кто это? У кого его мама? Как зовут маму? Кто это у лисицы?..».
7. Итог занятия. Детям вручаются силуэты животных. «Кто это? Кого я тебе подарила?»
Цель:
— активизация словаря по теме;
— расширение словаря прилагательных;
— развитие связной речи;
— развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки диких животных и их детенышей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Кто с кем пришел в гости?». На доске выставлены картинки диких животных с детенышами. Дети отвечают на вопрос логопеда: «Кто к нам пришел? — В гости пришла лиса с лисятами и т.д.».
2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
Лиса (какая?) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
Заяц (какой?) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый,
пугливый, боязливый...
Медведь (какой?) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...
3. Развитие мелкой моторики. «Сказка про зайцев». «Жили-были два зайца (пальцами изображаются зайцы). Один хвастается: «Я умею ушами шевелить быстро — вот так» (шевелим ушами). — И я умею (шевелим «ушками» на другой руке). — А я умею ушки складывать (складывает поочередно). — И я умею (показываем на другой руке). — А я умею ходить на ушах (два пальца-ушка двигаются по столу). Увидела мама-зайчиха хвастунишек и говорит: «А ну, хвастунишки, быстро чистите ушки» (два пальчика потираются друг о друга).
4. Развитие связной речи. На столе перед детьми разложены картинки диких животных. Логопед сообщает детям, что сейчас они будут учиться составлять загадки по следующему образцу: «Это дикое животное. Живет в наших лесах. Она рыжая, пушистая, хитрая. Живет в норе, ест мышей. Кто это?» Логопед обращает внимание детей на то, что само животное не называется, а только рассказывается о нем. Дети самостоятельно придумывают загадки по своим картинкам. Животного, про которого составляется загадка, изображают на пальцах. Заслушиваются 5—6 загадок, и в конце упражнения выясняется, у кого загадки получились лучше, как настоящие.
5. Итог занятия. «Чем мы сегодня занимались на занятии?»
Цель:
— закрепление полученных знаний о диких животных;
— практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в
творительном падеже;
— развитие связной речи;
— развитие внимания, памяти;
— воспитание волевых качеств, умения применять знания в необычной обстановке.
Оборудование: картинки диких животных, животных с детенышами, картинки с ошибкой художника, для развития связной речи (картины-схемы).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед выполняет роль ведущего и объясняет детям условия состязания.
1. Разминка. Каждой команде задается по три вопроса.
· Кто живет в логове? Кто живет на дереве?
· Что ест заяц зимой? Кто любит малину?
· У кого на лбу лес растет? У кого задние лапы длиннее передних?
2. Аукцион. Команды по очереди называют диких животных, и выигрывает та команда, которая называет животного последней.
3. «Кто с кем пришел?» На мольбертах выставлены картинки диких животных с детенышами. Представители от команд (по три человека) должны без ошибок сказать, кто пришел в гости.
Лиса с двумя лисятами. Ежиха с тремя ежатами.
Зайчиха с двумя зайчатами. Белочка с одним бельчонком.
Волчица с тремя волчатами. Медведица с двумя медвежатами.
4. Конкурс внимательных (найди ошибку художника). Представители команд определяют, какие ошибки допустил художник в своих картинах. Выиграет тот, кто найдет и правильно назовет все ошибки.
У лисы медвежьи уши. У ежа заячьи уши.
У лисы заячий хвост. У ежа беличий хвост.
5. Домашнее задание. Каждая команда готовит «домашнее задание». Оно состоит в следующем: необходимо загадать команде-противнику загадку о диком животном в любой форме — в виде описательного рассказа, текста, драматизации...
6. Следопыты. Каждой команде предлагается картинка-схема «Следы на снегу». Надо отгадать, чьи это следы, придумать и рассказать какую-либо историю.
7. Назови животного по-разному. Вспомнить как можно больше названий зайца (для одной команды) и лисы (для другой).
Заяц — зайчонок, зайчик, зайчишка, зайка, русак, длинноухий, трусишка...
Лиса — лисичка, лисонька, лисица, рыжая, плутовка, Лиса Патрикеевна...
8. Жюри подводит итоги. Называет лучшие ответы, лучших игроков. Всем участникам КВН вручаются призы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.