Lesson Study как инструмент для поиска путей повышения уровня учебных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
16.10.2019
Статья содержит данные о результатах исследования ,проводимых с целью поиска путей повышения качества преподавания русского языка и литературы , влияние активных методов обучения на повышение уровня учебных достижений учащихся , а также описание процесса исследования урока на разных этапах подготовки и процесс его осуществления.
Lesson.docx
как инструмент для поиска путей повышения уровня
учебных достижений обучающихся на уроках русского
Lesson Study
языка и литературы
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний, а в том , чтобы привить им
интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер
В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя
должна являться его профессиональная компетентность, то есть
"осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его
деятельности" (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре
профессиональная педагогическая компетентность определяется, как
"владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков,
определяющих сформированность его педагогической деятельности,
педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных
ценностей, идеалов и педагогического сознания".
В соответствии с современными тенденциями образования к
педагогическим компетентностям относят следующие:
∙ Самостоятельно учиться;
∙ Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
∙ Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
∙ Принимать решения и нести за них ответственность;
∙ Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
∙ Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать
прежние с целью их оптимизации.
Формирование перечисленных компетентностей происходит на
теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
В связи с этим , в нашей школе была создана команда развития школы из
опытных учителей, работающих творчески.
Что же такое Lesson Study (LS)? Иными словами это сотрудничество,
поиск решения. Используя Lesson Study, учителя могут
1 на демократической основе проводить исследование и изучение урока,
влиять на качество обучения и преподавания.
Целью данного исследования было изучение влияния активных методов
обучения на повышение уровня учебных достижений учащихся на
уроках русского языка и литературы. Это исследование помогло мне найти
альтернативные подходы, чтобы изменить культуру обучения, повысить
качественную успеваемость в исследуемом 8 классе. В данном классе есть
сильные ученики, но нет отличников.
Урок – исследование предлагает способы сотрудничества и разработки
уроков для рассмотрения успешной стратегии обучения и содействует
размышлению учителей о качестве своего преподавания по отношению к
отдельным учащимся.
В Lesson Study принимает участие группа учителей, совместно
осуществляющая планирование, преподавание, наблюдение, анализ
обучения и преподавания, документируя свои выводы. Этот метод помогает
совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку,
в результате совместного планирования, совместного наблюдения,
совместного анализа учителя формируют и «совместное представление»
об обучении.
На первом заседании мы определили группу учителейязыковедов,
в которой мы будем проводить Lesson Study. Предварительно мною были
проведены три обучающие коучсессии. В соответствии с целью
исследования уроки были запланированы таким образом, чтобы
организовать активное обучение, моделируя способы работы в классе
в виде индивидуальной и групповой работы. При организации уроков были
учтены разный уровень мышления учащихся и способы обратной связи.
Использование ИКТ позволило красочно оформить материал в виде
текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, позволило более наглядно
и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень
важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном
режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе,
возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед, что
немаловажно при переходе на обновлённое содержание образования.
Перед каждым уроком была поставлена цель и разработаны «Листы
наблюдений» , где нужно было отразить свои наблюдения за учащимися,
положительные моменты урока и дать рекомендации по улучшению урока.
Учителя сделали вывод об эффективности используемых стратегий и
правильном выборе приемов критического мышления для каждого этапа
урока .Подробно остановились на деятельности учащихся: слабые
2 учащиеся, обучаясь в интерактивной диалоговой среде, получили помощь
от сильных и средних учащихся, выполнив задание, но сильные учащиеся
подавляли их деятельность при ответах, не давая им высказать свое
мнение. Поэтому при разработке следующего урока использовали работу в
группах сменного состава. Было отмечено , что учащимся надо напомнить
правила работы в группе. После каждого урока необходимо проводить
уадит с учащимися, что даёт ясную картину восприятия учащимися учебного
материала. Используя подход Lesson Study , учителя пришли к выводу, что
разрабатывать урок в интерактивной диалоговой среде гораздо
эффективней, так как, с помощью мозгового штурма, каждый учитель
предложил свое видение использования стратегий и приемов активного
обучения. Прогнозировали эффективность используемых стратегий,
возможность выполнения задания учащимися и ожидаемый результат от
выполнения задания. Также эффективным является использование этого
подхода для наблюдения за продвижением учащихся в зоне их ближайшего
развития. При взаимодействии с сильными учащимися слабые учащиеся
также начинают работать, получив поддержку и помощь. Такая совместная
деятельность мотивирует эту категорию учащихся на успех. Учитель не
должен пропустить этот момент, дать возможность слабому ученику,
реализовав себя на своем уровне с помощью поощрения, похвалы
приблизиться к выполнению заданий среднего уровня.
Исследуя деятельность учащихся на уроках я пришла к выводу , что у
большинства учащихся данного класса отсутствуют лидерские навыки, что в
дальнейшем может стать препятствием в их самореализации .Работа в
группах в данном классе неэффективна , она даёт возможность слабым
учащимся просто отсидеться, поэтому на уроках русского языка и
литературы я использую преимущественно работу в парах, чтобы дать
возможность самореализоваться каждому ученику. Активные методы
обучения способствуют активизации познавательной деятельности
обучающихся , развивают логическое мышление учащихся.
3
Lesson Study как инструмент для поиска путей повышения уровня учебных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
Lesson Study как инструмент для поиска путей повышения уровня учебных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
Lesson Study как инструмент для поиска путей повышения уровня учебных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.