ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.7
Лекции
docx
чтение
1 кл
25.10.2017
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с на-рушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат.
КУРСОВАЯ РАБОТА.docx
Назарова Ольга Андреевна учитель начальных классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Думчевская средняя общеобразовательная школа с. Думчево, Залесовский район, Алтайский край ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Сегодня в России большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания   детей,   имеющих   различные   нарушения   здоровья.   Для   таких учащихся   разрабатываются   индивидуальные   образовательные   программы,   в обучении   применяется   личностно­ориентированный   подход,   что   позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал детей. Педагог, возможностями   здоровья,   готовящийся   работать   с   детьми   с   ограниченными   должен   принять   следующую   систему профессионально­ценностных   ориентаций:   признание   ценности   личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание   творческой   сущности   педагогической   деятельности   с   детьми   с ограниченными   возможностями   здоровья,   требующей   больших   духовных   и энергетических затрат. Важная   составляющая   профессионально­личностной   готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья ­готовность   к   оказанию   помощи.   Известный   психолог   Х.   Хек­хаузен указывал,   или   что   «под   оказанием   помощи,   альтруистическим, просоциальным,     поведением   могут   пониматься   любые   направленные   на благополучие   других   людей   действия»   [1,   с.338].   Психологи   считают,   что готовность   к   помощи   у   разных   людей   неоднородна.   Чем   выше   уровень эмпатии,   ответственности,   заботливости,   тем   выше   уровень   готовности   к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих условиях. Готовность   к   оказанию   помощи   ­   интегральное   личностное   качество, включающее милосердие, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень   самоконтроля   и   саморегуляции,   доброжелательность,   умение наблюдать,   способность   суммировать   наблюдения   и   использовать увеличившийся   объем   информации   о   ребенке(взрослом)   для   оптимизации педагогической   работы;   персептивные   умения;   креативность,   творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы.   Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать. Милосердие ­ одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно­эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно­практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие   от   гуманности,   которая   рассматривается   по   отношению   ко   всему живому,   людям,   как   нуждающимся   в   помощи,   так   и   самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам,   больным,   престарелым   и   др.)   и   отражает   готовность   помочь нуждающимся и саму помощь. Толерантность   включает   терпимость,   устойчивость   к   стрессу, неопределенности,  конфликтам,  поведенческим   отклонениям,  агрессивному поведению,   к   нарушению   норм   и   границ.   Педагогу   в   профессиональной деятельности   часто   приходится   проявлять   толерантное,   спокойно­ доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее. Поэтому для   такого   педагога   высокий   уровень   толерантности   является   одним   из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности. Педагогический   оптимизм   по   отношению   к   детям   с   ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого   ребенка,   вере   в   его   потенциал.   Наряду   с   этим   следует   опасаться предъявления   завышенных   требований   к   ребенку,   ожидания   от   него   более высоких результатов, чем те, на которые он способен. Педагог,   работающий   с   детьми   с   ограниченными   возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки   релаксации,   умение   владеть   собой,   способность   адаптироваться   в трудных, неожиданных ситуациях.  Самообладание   педагога,   его   уравновешенность,   эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно­воспитательного процесса, в котором важное место   отводится   созданию   охранительного   режима,   щадящего   нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления. Важным   требованием   к   педагогу,   осуществляющему   педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника, то есть деонтологический менталитет. Педагог   системы   специального   образования   должен   обладать следующими качествами: ­ педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога,   представляющее   собой   комплекс   психологических   установок   на работу   с   детьми,   имеющими   отклонения   в   развитии,   профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание; ­   эмпатия   —   способность   эмоционально   отзываться   на   переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения; ­   педагогический   такт   —   чувство   меры,   проявляющееся   в   умении держать   себя   подобающим   образом.   Тактичность   педагога   в   том,   что   он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; ­   педагогическая   зоркость­способность   педагога   фиксировать существенное   в   развитии   ребенка,   предвидеть   перспективы,   динамику   в становлении   личности   каждого   ребенка;   педагогический   оптимизм основывается   на   глубокой   вере   педагога   в   силы,   возможности   каждого ребенка   с   особыми   образовательными   потребностями,   в   результативность специального   образовательного   процесса;   культура   профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия ­самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Мастерство   педагога   ­   это   высокий   уровень   творческого   овладения современным   арсеналом   средств   психолого­педагогического   воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника ­ необходимая составная часть педагогического мастерства. Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой: ­ доброта; ­ ответственность; ­ терпение; ­ способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой; ­ уважение и любовь к своим воспитанникам; ­ профессиональная честность и порядочность.  Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы   обучения   и   воспитания   ребенка   с   ограниченными   возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является  более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники. Таким   образом,   профессионально­личностная   готовность   педагога   к работе   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   предполагает сформированность   целого   комплекса   качеств,   которые   основываются   на личностных   ресурсах.   На   мой   взгляд,   не   каждый   педагог,   работающий   в общеобразовательном   учреждении   с   нормально   развивающимися   детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Важно стимулировать педагога в познании себя, своих возможностей и способностей. Необходим комплекс диагностических методик, направленных на   выявление   уровня   профессионально   значимых   качеств,   чтобы,  соотнеся результаты   диагностики   с   требованиями,   предъявляемыми   к   педагогу, работающему   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья, обучающиеся   направили   свою   активность   на   коррекцию,   развитие, совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих. Таким   образом, саморазвития и самообразования.   самопознание   выступает   необходимым   условием Разработанные педагогические условия будут способствовать развитию профессионально­личностной   готовности   педагога   к   работе   с   детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. ЛИТЕРАТУРА 1.Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими  маломобильными группами населения: учеб. пособие / С. П. Евсеев и др. – М.: Советский  спорт, 2014. – 298 с. – ISBN 978­5­9718­0714­8. 2.Алвин, Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж. Алвин, Э. Уорик; Пер. с англ. Ю. В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. – ISBN 5­901599­14­4. 3.Андреева,   Т.   В.   Досуг   как   форма   социокультурной   реабилитации   инвалидов   /   Т.   В. Андреева // Отечественный журнал социальной работы, 2009. ­ №1. ­ С. 74­77. 4.Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе; Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. – М: Теревинф, 2006. – 216с. – ISBN 5­901599­52­7. 5.Ахутина, Т. В. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. – М.: МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978­5­88923­357­2. 6.Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с. – ISBN 978­5­91180­958­4. 7.Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с. – ISBN 978­5­901599­70­9. 8.Баталов, А. С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов / А. С. Баталов // Начальная школа, 2010. ­ №7. – С. 101­104. 9.Безотечество,   К.   И.   Гидрореабилитация:   учеб.   пособие   /   К.   И.   Безотечество.   –   М.: Флинта, 2016. – 156 с. – ISBN 978­5­9765­2473­6. 10.Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М.: НЦ «ЭНАС», 2003. – 136 с. – ISBN 5­93196­ 066­Х. 11.Буторина,   О.   Г.   Об   опыте   воспитания   и   обучения   детей   с   ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников, 2010. ­ №7. ­ С. 40­ 44. 12.Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно­метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978­5­91134­ 677­5. 13.Вачков,   И.   Дистанционное   обучение   для   детей­инвалидов   /   И.   Вачков   //   Школьный психолог, 2000. ­ №38. – С.13.

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2017