ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7
Лекции
docx
чтение
1 кл
25.10.2017
Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с на-рушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат.
КУРСОВАЯ РАБОТА.docx
Назарова Ольга Андреевна
учитель начальных классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Думчевская средняя общеобразовательная школа
с. Думчево, Залесовский район, Алтайский край
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Сегодня в России большое внимание уделяется вопросам обучения и
воспитания детей, имеющих различные нарушения здоровья. Для таких
учащихся разрабатываются индивидуальные образовательные программы, в
обучении применяется личностноориентированный подход, что позволяет
наиболее полно раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Педагог,
возможностями здоровья,
готовящийся работать с детьми с ограниченными
должен принять следующую систему
профессиональноценностных ориентаций: признание ценности личности
человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на
развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на
получение образовательного результата; осознание своей ответственности как
носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и
энергетических затрат.
Важная составляющая профессиональноличностной готовности
педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья
готовность к оказанию помощи. Известный психолог Х. Хекхаузен
указывал,
или
что «под оказанием помощи,
альтруистическим, просоциальным, поведением могут пониматься любые направленные на
благополучие других людей действия» [1, с.338]. Психологи считают, что
готовность к помощи у разных людей неоднородна. Чем выше уровень
эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к
помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих
условиях.
Готовность к оказанию помощи интегральное личностное качество,
включающее милосердие, толерантность, педагогический оптимизм, высокий
уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение
наблюдать,
способность суммировать наблюдения и использовать
увеличившийся объем информации о ребенке(взрослом) для оптимизации
педагогической работы; персептивные умения; креативность, творческий
подход к решению проблем, задач педагогической работы. Педагог должен
осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Милосердие одно из существенных выражений гуманности. В понятии
милосердия соединились духовноэмоциональный (переживание чужой боли
как своей) и конкретнопрактический (порыв к реальной помощи) аспекты. В
отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему
живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным,
милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи
(инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь
нуждающимся и саму помощь.
Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу,
неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному
поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессиональной
деятельности часто приходится проявлять толерантное,
спокойно
доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к
их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее. Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из
факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.
Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными
возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии
такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться
предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более
высоких результатов, чем те, на которые он способен.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности,
контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать
на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в
своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями,
навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в
трудных, неожиданных ситуациях.
Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная
устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях
между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для
правильной организации учебновоспитательного процесса, в котором важное
место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную
систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего
его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую
деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является
проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать
конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника, то
есть деонтологический менталитет.
Педагог системы специального образования должен обладать
следующими качествами:
педагогическая направленность — собирательное свойство личности
педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных
интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания
другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении
держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он
сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей,
коллег по работе;
педагогическая зоркостьспособность педагога фиксировать
существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в
становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм
основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого
ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность
специального образовательного процесса; культура профессионального
обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их
родителями, коллегами; педагогическая рефлексия самоанализ проделанных
шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Мастерство педагога это высокий уровень творческого овладения
современным арсеналом средств психологопедагогического воздействия;
эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая
техника необходимая составная часть педагогического мастерства.
Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:
доброта;
ответственность;
терпение;
способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;
уважение и любовь к своим воспитанникам;
профессиональная честность и порядочность.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание,
методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от
педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники. Таким образом, профессиональноличностная готовность педагога к
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает
сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на
личностных ресурсах. На мой взгляд, не каждый педагог, работающий в
общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми,
способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Важно стимулировать педагога в познании себя, своих возможностей и
способностей. Необходим комплекс диагностических методик, направленных
на выявление уровня профессионально значимых качеств, чтобы, соотнеся
результаты диагностики с требованиями, предъявляемыми к педагогу,
работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
обучающиеся направили свою активность на коррекцию, развитие,
совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих.
Таким образом,
саморазвития и самообразования.
самопознание выступает необходимым условием
Разработанные педагогические условия будут способствовать развитию
профессиональноличностной готовности педагога к работе с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1.Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими
маломобильными группами населения: учеб. пособие / С. П. Евсеев и др. – М.: Советский
спорт, 2014. – 298 с. – ISBN 9785971807148.
2.Алвин, Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж. Алвин, Э. Уорик; Пер. с
англ. Ю. В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. – ISBN 5901599144.
3.Андреева, Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов / Т. В.
Андреева // Отечественный журнал социальной работы, 2009. №1. С. 7477.
4.Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе; Пер. с англ. Д. В.
Ермолаева. – М: Теревинф, 2006. – 216с. – ISBN 5901599527.
5.Ахутина, Т. В. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями
обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева.
– М.: МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 9785889233572. 6.Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В.
Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с. – ISBN 9785911809584.
7.Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний
возраст) / Е. Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с. – ISBN 9785901599709.
8.Баталов, А. С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике
речевого развития учащихся начальных классов / А. С. Баталов // Начальная школа, 2010.
№7. – С. 101104.
9.Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: учеб. пособие / К. И. Безотечество. – М.:
Флинта, 2016. – 156 с. – ISBN 9785976524736.
10.Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического
развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М.: НЦ «ЭНАС», 2003. – 136 с. – ISBN 593196
066Х.
11.Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников, 2010. №7. С. 40
44.
12.Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями:
учебнометод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978591134
6775.
13.Вачков, И. Дистанционное обучение для детейинвалидов / И. Вачков // Школьный
психолог, 2000. №38. – С.13.
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.