Личностно ориентированный классный час-размышление для 9 классов "Родину не выбирают"

  • Мероприятия
  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала классный час-размышление для 9 классов Родину не выбирают.docx

Личностно ориентированный классный час-размышление для 9 классов "Родину не выбирают"

Цели.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого ребёнка проблемой предстоящего диалога; содействовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме, как слагаемых красоты человека; способствовать воспитанию патриотических чувств детей, доброты, взаимопонимания и гордости за свою Родину;

помочь школьникам понять и осознать очарование края, где они родились, растут.

Технологии.

Личностно ориентированная;

ИКТ.

Оборудование: мультимедиапроектор; аудиозапись песен; плакаты с высказываниями: Россия! Какое хорошее слово: И "роса", и "сила", и "синее что-то".  С. Есенин.

                                        Ход классного часа

I.Вступительное слово классного руководителя.

     Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим классный час, час-размышление "Родину не выбирают". Наш разговор пойдёт о Родине (большой и малой), о патриотизме, о героических поступках и о многом другом, что связано со словом «родина». Вместе поразмышляем, проанализируем, постараемся понять и осознать, с чего начинается Родина, что такое патриотизм, кого сегодня можно назвать патриотом, что нужно человеку, чтобы стать личностью и гражданином, каков путь к реальному обретению Родины.

Открыть же наш классный час я хотела бы отрывком песни.

Как часто пьянея средь белого дня

Я шёл наугад по весенним протокам

И Родина щедро поила меня

Берёзовым соком, берёзовым соком.

Родину не выбирают.

Ее принимают, как мать.

Всей жизнью в нее врастают —

Попробуй потом оторвать!

Родину не выбирают.

Она — продолжение нас.

Бывает, ее проклинают,

Обидой случайной давясь.

Родину не выбирают.

О ней забывают подчас.

А надо — идут, умирают,

За эту незримую связь.

                                                      Сергей Каргашин

Родина не всегда занимает в жизни человека почётное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьёшь воду из её родников, осязаешь и ощущаешь её красоты, дышишь ежедневно её воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от неё, ты видишь её во сне, вспоминаешь всё, то хорошее и даже плохое, что было с ней связано.

II. Диалог с учащимися. Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ – трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим её и дорожим ею.

- Ребята, а вы на какое место поставили бы такое понятие, как Родина?

Задание1.

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Проведите ассоциативный ряд со словом «Родина» (На листочках запишите, прочитайте, приклейте на доску к слову «РОДИНА»). А теперь послушайте и сравните.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Кокой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом.

Песчаный берег с низким ивняков.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится.

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да. Можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

                                                             (К. Симонов, 1941)

- Как вы считаете, эти высказывания устарели или нет?

Задание 2.

Допишите предложения.

Чувство Родины для меня - это:

Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то

Если бы мне пришлось стать беженцем

Профессиональный интерес сулил большой успех за границей, и я

Примечание: дети в течение 5-6 минут дописывают предложения, а затем зачитывают свои варианты. Во время выполнения задания звучит лёгкая музыка.

(Чтение и обсуждение ответов учеников)

Задание 3.

Составить из слов пословицы.

Пословицы.

На чужой стороне и весна не красна

И кости плачут по родине.

Когда человек умирает на чужбине, он часто снится родственникам, оставшимся дома. Считается, что это кости плачут по родине. По этой причине его останки выкапывают на чужбине и перевозят на родину, чтобы захоронить в родной земле.

- Ребята, как вы думаете, когда кто-то уезжает за границу ради денег, карьеры, иногда по каким-то другим обстоятельствам, грустит, сожалеет о том, что оставил дом родной? Приведите примеры.

1-ый ученик.

- Великий русский писатель И.С. Тургенев скончался вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище. Последние предсмертные слова, обращённые к Полонскому: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу".

2-ой ученик.

- Михаил Казаков - актёр, снялся в 27 фильмах. Жил 16 лет в Израиле. Размышляет: "Что тянет в Россию? Да всё: и друзья, и знакомые, с которыми запросто можно посидеть, в любой момент позвонить, побродить по лесу, нагрянуть неожиданно в гости, "распахнуть" душу, выговориться. Да просто побыть среди своих людей!"

3-й ученик.

Выдающийся поэт Константин Бальмонт 22 года прожил в эмиграции во Франции. Он объехал весь мир, но красота чужих стран не избавляла его тоску по родине, по России. Он умер во Франции и похоронен тоже там. Однако многие русские поэты считают его великим патриотом России.

И хотелось бы, чтобы вы послушали его стихотворение

 

Есть слово – и оно едино.

Россия. Это звук – свирель.

В нём воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки раскрыла.

Больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке.

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлить злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отверзшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная.

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовёт к раскрытости весна.

От солнца – ласка властелина,

Весь мир – одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина,

О чём томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого ищу я,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную –

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,

Качнув подснежник. Ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Мой край в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого счастья в мире нет.

 

- Можем ли мы назвать его патриотом своей родины?

- Можно ли быть патриотом вне своей Родины?

- Как научиться беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю?

Ученица.

- У Всеволода Троицкого есть замечательное стихотворение "Отчизна", в котором говорится, что Родину и мать не выбирают, это неразделимые понятия. Я с удовольствием прочитаю его.

               Отчизна

Родину и мать не выбирают, -

Родина с рождения одна.

И тому, кто Родину теряет,

До могилы грезится она.

Нет её предателям прощенья,

Нет забвенья славным сыновьям,

Нет святей её благословенья

В час сопротивления врагам.

В мирный век и в годы испытаний

С нею мы и сердцем и умом.

Да не знают страха россияне,

Защищая свой родимый дом.

Над раздольем русским, в горней сини

И плывут и тают облака,

А берёзы шепчут о России,

Как шептали в древние века.

И текут привольно наши реки:

Так цвети и здравствуй, край родной!

Мы с тобой до смерти и навеки

Нераздельной связаны судьбой.

                            В.Троицкий

- Ребята, с какими из сёл связана ваша судьба и каким образом?

- А чем дорога вам наша станица?

Ответы учащихся.

Ученица.

 - Именно здесь я родилась, впервые увидела солнце, просторы голубого неба, произнесла дорогое и близкое мне слово "мама":

Ученица.

 - Я горжусь тем, что учусь в этой школе. Ведь она носит имя такого замечательного педагога как Бреславцев Виктор Васильевич. Он был бессменным директором в течение 38 лет (его биография)

Ученик.

- Я люблю свою станицу, потому что это моя маленькая родина, и считаю, что нет смысла сравнивать её с другими городами и поселками. Зеленчук для меня - святое и родное место, любовь к которому я сохраню на всю свою жизнь.

III. Размышление учителя.

- Родина! Удивительно и невыразимо это чувство. Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас, то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час отзвука.

И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли.

И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Сила человека от матери - родной земли, нельзя забывать это.

И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность, душой мы постоянно дома, на своей малой родине.

Наша малая родина – Кабардино-Балкария, наш район, наша посёлок, наши сёла.

V. Диалог.

- Ребята, мы подошли к тому, чтобы ещё раз поговорить о понятии "патриотизм".

Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это переживание с ней её счастливых и несчастных дней.

Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество).

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова мы найдём следующее определение: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

- Патриотами и героями не рождаются, ими становятся. Патриотические чувства закладываются и развиваются с детских лет в семье, в школе.

- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?

- Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?

VI. Создание памятки.

«Как стать и быть патриотом своей страны».

Если ты хочешь быть патриотом, не говори плохо о стране, в которой живёшь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.

Изучай историю своей страны, её прошлое и настоящее, её радостные дни и горькие.

Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины и сам рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днём, тем меньше друзей и товарищей будет рядом с тобой. Люди не любят людей всё время чем-то недовольных.

Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию любознательность.

Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живёшь.

Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к её судьбе, зависит её интерес к твоей судьбе.

Испытывай гордость за людей, прославивших твою страну.

Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

VII. Подведение итогов классного часа.

- Наш классный час подошёл к концу. Самое время подвести итоги.

- Насколько актуальна и доступна для вас была тема ("Родину не выбирают") сегодняшнего классного часа?

- Что вам особенно запомнилось, нашло отклик в ваших сердцах во время диалога, размышления?

- Довольны ли вы своим участием в сегодняшней встрече? Над чем, на ваш взгляд, ещё стоит поработать? Ваша дальнейшая деятельность, связанная с проблемой патриотического воспитания?

- Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре-размышлении, за искреннее мнение. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: яркого солнца, ясного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Хочу, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей огромной России.

И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для каждого из вас.

Пройдя сквозь ад, останься человеком

И не утрать душевной доброты.

Не прикрывайся временем да веком

И светлые не загуби мечты.

Все вытерпи потери и разлуки,

Утраченную веру обрети,

Преодолей боль тела, сердца муки.

Идти по жизни надо не ползти!

Когда вдруг слёзы душу омывают,

Ты слабости минутной не стыдись.

На свете судьбы разные бывают:

Твоя из трудных. Побеждай! Борись!

Неси ты гордо имя человека!

Не разучись надеяться, любить.

Живи мечтою будущего века

И верь, тогда ты сможешь победить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-ый ученик.

- Великий русский писатель И.С. Тургенев скончался вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище. Последние предсмертные слова, обращённые к Полонскому: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу".

 

 

2-ой ученик.

- Михаил Казаков - актёр, снялся в 27 фильмах. Жил 16 лет в Израиле. Размышляет: "Что тянет в Россию? Да всё: и друзья, и знакомые, с которыми запросто можно посидеть, в любой момент позвонить, побродить по лесу, нагрянуть неожиданно в гости, "распахнуть" душу, выговориться. Да просто побыть среди своих людей!"

 

 

3-й ученик.

Выдающийся поэт Константин Бальмонт 22 года прожил в эмиграции во Франции. Он объехал весь мир, но красота чужих стран не избавляла его тоску по родине, по России. Он умер во Франции и похоронен тоже там. Однако многие русские поэты считают его великим патриотом России.

Есть слово – и оно едино.

Россия. Это звук – свирель.

В нём воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки раскрыла.

Больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке.

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлить злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отверзшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная.

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовёт к раскрытости весна.

От солнца – ласка властелина,

Весь мир – одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина,

О чём томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого ищу я,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную –

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,

Качнув подснежник. Ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Мой край в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого счастья в мире нет.

 

4-й ученик

- У Всеволода Троицкого есть замечательное стихотворение "Отчизна", в котором говорится, что Родину и мать не выбирают, это неразделимые понятия. Я с удовольствием прочитаю его.

               Отчизна

Родину и мать не выбирают, -

Родина с рождения одна.

И тому, кто Родину теряет,

До могилы грезится она.

Нет её предателям прощенья,

Нет забвенья славным сыновьям,

Нет святей её благословенья

В час сопротивления врагам.

В мирный век и в годы испытаний

С нею мы и сердцем и умом.

Да не знают страха россияне,

Защищая свой родимый дом.

Над раздольем русским, в горней сини

И плывут и тают облака,

А берёзы шепчут о России,

Как шептали в древние века.

И текут привольно наши реки:

Так цвети и здравствуй, край родной!

Мы с тобой до смерти и навеки

Нераздельной связаны судьбой.

                            В.Троицкий