Личностно- ориентированный подход в обучении в сфере реализации ФГОС
Оценка 4.9

Личностно- ориентированный подход в обучении в сфере реализации ФГОС

Оценка 4.9
docx
11.12.2020
Личностно- ориентированный подход в обучении в сфере реализации ФГОС
Личностно- ориентированный подход.docx

Тема сообщения «Личностно-ориенированный подход-основа технологий реализации ФГОС

(выступление на районном семинаре) Комиссарова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

         В последние годы личностно-ориентированный  подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

    Я не ставлю своей задачей провести ликбез по данному направлению-в этом нет необходимости, так  как каждый из нас применяет, может быть, где-то и интуитивно, этот подход. Нельзя выстроить образовательный процесс не учитывая особенностей личности ребенка. История ЛОО ИМЕЕТ ДОСТАТОЧНО СОЛИДНЫЙ ВОЗРАСТ,НО КАК СИСТЕМА лоо изложена в труде Ирины Сергеевны Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»

   Размышляя над проблемой, поставленной в свое время Л.С. Выготским, о соотношении обучения и психического разви­тия и критически анализируя современные пси­холого-педагогические теории, И.С.Якиманская пришла к выводу, что любое обучение мож­но считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Полемизируя с основоположни­ками развивающего обучения, по мнению которых источник развития лежит вне самого ребенка — в обучении, И.С. Якиманская утверждает, что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...преж­де всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации»

          Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации. Термин «личностно-ориентированное обучение» предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Личностно-ориентированное обучение– это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методологическая организация условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций.      Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:  разноуровневый – ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику;

 дифференцированный – выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;   индивидуальный – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

   субъективно-личностный – отношение к каждому ребенку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, ее устойчивости. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода:

  диалогичность;

·       деятельно-творческий характер;

    направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

   предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

·       Личностно-ориентированное обучение

·       Технология саморазвивающего обучения

·       Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)

·       Педагогические технологии адаптивной школы

·       Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.

·       Игровые технологии

·       Технология развивающего обучения

·       Технология уровневой дифференциации

·       Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)

·       Технология «Педагогические мастерские»

Личностно-ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому  методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, совместная с учителем поисковая деятельность, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, «выращивание» этого способа. Роль учителя – в организации поисковой деятельности «изнутри». Учитель – участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо. Основной формой поисковой деятельности учащихся является диалог , в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализирует пути ее решения. Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создает его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, но и развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение  и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определенным предметам).

Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности. Он обращен к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями. На уровне восприятия и памяти, без личных переживаний нельзя овладеть предметом как частью мировой культуры человека. В целом, возможности личностного взаимодействия в поисково-исследовательском методе гораздо шире

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

          При этом перед учителем встают новые задачи:

·       создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

·       стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

·       создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работам;

·       использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

·       использование проблемных творческих заданий;

·       оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий

·       поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

·       создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

·       использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

 

·       при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания, домашние задания – разноуровневые;

·       обсуждение с детьми в конце урока  не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что  хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

Ученик

·       участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы (учитель при этом – ценный источник познания ученика);

 

·       при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;

 

·       учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата;

 

·       выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действия;

 

·       охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои «плюсы и минусы», открыто демонстрирует свои способности;

 

·       имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников.

 

 Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя!)

 

- содержательное самооценивание, анализ и самооценка учащимися содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет, где ошибка);

 

- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач и пр.);

 

- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе и др.

 

Задания на создание возможностей на самоопределение («Выбирай себя!»)

 

- аргументированный выбор различного учебного задания;

 

- задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, ориентация на тот или иной учебный балл;

 

- задания с аргументированным выбором способа учебной работы, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

 

- выбор форм отчетности учебной работы и др.

 

Задания на «включение» самореализации («Проверяй себя!»)

 

- требующие творчества в содержании работы;

 

- требующие творчества в способе учебной работы;

 

- выбор различных «жанров» заданий и др.

 

Задания на совместное развитие школьников («Твори совместно!»)

 

- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы;

 

- совместный анализ результата и процесса работы;

 

- задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы.

 

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем ов­ладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, пре­образование субъектного опыта, как важ­ного источника собственного развития;

учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (ус­воение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

основным результатом учения должно быть формирование познавательных спо­собностей на основе овладения соответст­вующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизацииПравильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.

 

 

 

  http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС

   http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Игровые технологии

   http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

   http://kopsch45.narod.ruПроблемное обучение

  http://copy.yandex.net –  КТД в школе


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема сообщения «Личностно-ориенированный подход-основа технологий реализации

Тема сообщения «Личностно-ориенированный подход-основа технологий реализации

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый – ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику; дифференцированный – выделение групп детей на основе внешней…

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый – ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику; дифференцированный – выделение групп детей на основе внешней…

Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности

Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности

Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя!) - содержательное самооценивание, анализ и самооценка учащимися содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить…

Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя!) - содержательное самооценивание, анализ и самооценка учащимися содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить…

Заключение Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования

Заключение Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2020