«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

  • Лекции
  • docx
  • 27.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Иконка файла материала Статья.docx

Статья на тему:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

Степанова Виктория Михайловна,

воспитатель высшей  категории  

АНО ДО «Планета детства «Лада»

 д/с №157 «Светлячок»,

Самарская обл. г. Тольятти

В связи с введением ФГОС перед  нами, педагогами  дошкольного образования, возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами образования. Поэтому мы ставим перед собой основную  задачу – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Концепция личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. При этом здесь обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Можно отметить, что личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя В реализации личностного подхода педагог в обучении дошкольников решает следующие вопросы: Какая деятельность будет способствовать развитию личности данного ребенка: игровая или учебная? Как воспринимает игру современный дошкольник? Что представляет собой обучение в дошкольном возрасте? Каковы модели дошкольного обучения? Как построить процесс обучения в ДОУ, чтобы он доставлял удовольствие и ребенку и педагогу, и способствовал гармоничному развитию ребенка?
Что бы личность правильно формировалась,  при организации учебно-воспитательного процесса целесообразно  придерживаемся следующих принципов:

1. Принцип деятельности - это включение ребёнка в учебно-игровую познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

4. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Внедряя  выше перечисленные принципы, пользуюсь  следующими методами:

 

    Метод диалога;

    Игровые методы;

    Рефлексивный метод;

    Метод педагогической поддержки;

    Диагностические методы.
Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)

 

Совместная деятельность  выстраивается следующим образом:

 

    Совместное выявление проблемы, интересующей детей;

    Совместное определение цели деятельности детей;

    Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;

    Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;

    Обсуждение полученного результата, хода  совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание?    

 

Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 

 

Литература:

Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия и путь реализации. — М,:МГИУ,2000–196 с.

Закон РФ «Об образовании». Статья 2.

Лобанова Е. А. Дошкольная педагогик а: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова — Балашов:Николаев,2005.–1–20с.