Статья на тему:
«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
В связи с введением ФГОС перед нами, педагогами дошкольного образования, возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами образования. Поэтому мы ставим перед собой основную задачу – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Концепция
личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает
становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной
самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные
цели и ценности в жизни. При этом здесь обращается внимание на развитие
личностных качеств, необходимых для становления личности: любознательность,
инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.
Можно отметить, что личностно-ориентированный педагог максимально содействует
развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и
миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия,
как для других, так и для себя В реализации личностного подхода педагог в
обучении дошкольников решает следующие вопросы: Какая деятельность будет
способствовать развитию личности данного ребенка: игровая или учебная? Как
воспринимает игру современный дошкольник? Что представляет собой обучение в дошкольном
возрасте? Каковы модели дошкольного обучения? Как построить процесс обучения в
ДОУ, чтобы он доставлял удовольствие и ребенку и педагогу, и способствовал
гармоничному развитию ребенка?
Что бы личность правильно формировалась, при организации учебно-воспитательного
процесса целесообразно придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип деятельности - это включение ребёнка в учебно-игровую познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
4. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Внедряя выше перечисленные принципы, пользуюсь следующими методами:
Метод диалога;
Игровые методы;
Рефлексивный метод;
Метод педагогической поддержки;
Диагностические методы.
Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта
деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности,
потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются
его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность,
креативность)
Совместная деятельность выстраивается следующим образом:
Совместное выявление проблемы, интересующей детей;
Совместное определение цели деятельности детей;
Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;
Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;
Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание?
Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Литература:
Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия и путь реализации. — М,:МГИУ,2000–196 с.
Закон РФ «Об образовании». Статья 2.
Лобанова Е. А.
Дошкольная педагогик а: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова —
Балашов:Николаев,2005.–1–20с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.