Меняющаяся роль учителя. Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою универсальность.
Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и
учеников при компьютерном обучении.
Меняющаяся роль учителя.
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному
процессу, активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти
тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном
переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема
синхронного управления классом из нескольких десятков человек, при всей
ее экономичности и кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно
теряет свою универсальность.
В качестве альтернативы педагогаминоваторами предлагалось много
различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных
групп1. Несмотря на высокую эффективность таких новаций, все они
базировались на существующей материальной базе учебного процесса и
имели чрезвычайно ярко выраженный личностный характер. В силу
названных причин ни одна из них не смогла подняться до уровня
универсальности. Смена материальной основы, наметившаяся с появлением
компьютеров, открыла новые горизонты для глубинных педагогических
поисков, в том числе – и поисков принципиально новых структур учебного
процесса. Однако рядом с позитивными суждениями сразу же
зачастую – недостаточно
сформировались
и негативные,
аргументированные.
Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно
в
распространенного
педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов
взгляда на компьютер как на препятствие
учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов.
1Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и
технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его
времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность
сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее.
1)
Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и
оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно
фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени
частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных
эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем
отношении к детям.
2)
Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет
каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и
ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости
постоянно контролировать и активизировать этот процесс.
3)
Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель
получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять
индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.
Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а
наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно
только их видеть и правильно пользоваться.
На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко
раздаются и голоса противников его широкого внедрения в практику
школьного обучения: он, будто бы,
"не всегда повышает эффективность учебного процесса;
нерационально используется;
его роль сводится к «переворачиванию страниц»; компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности,
снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий
потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);
придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому
и последовательному усвоению необходимых знаний." ( 257)
В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой
критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или
просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми,
кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных
материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть
собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого
вообще не следует делать.
Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит
чрезвычайно сложная задача в новых условиях сохранить за собой роль
"идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и
авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт,
что учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций,
знают не то и не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и
вообще знакомы с такими вещами, о которых педагог не имеет
представления. Это нормальная, естественная ситуация новой педагогики,
прямой результат компьютеризации и характернейшая черта новой
парадигмы обучения. От педагога в таких условиях потребуется не
абсолютное "всезнайство" (его не может быть!), а мудрое понимание связи
явлений, их научной и житейской значимости. К такому пониманию своей
роли в настоящее время готов далеко не каждый учитель, и вузовская
система подготовки учителей пока еще прямо на это не ориентируется.
Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом,
программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должендостаточно непринужденно
компьютером и правильно осознавать свою изменившуюся роль.
владеть общими навыками работы с