Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и учеников при компьютерном обучении.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Меняющаяся роль учителя. Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою универсальность.
Иконка файла материала Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и учеников.doc
Личностно  ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и  учеников при компьютерном обучении. Меняющаяся роль учителя.   Педагогика   сотрудничества,     деятельностный   подход   к   учебному процессу,   активация   учащихся,   индивидуализация   обучения   –   все   эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении   роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и кажущейся эффективности,   постепенно и неуклонно теряет свою универсальность.   В   качестве   альтернативы   педагогами­новаторами   предлагалось   много различных схем организации  занятий  с учащимися различных возрастных групп1.   Несмотря   на   высокую   эффективность   таких   новаций,   все   они базировались   на   существующей   материальной   базе   учебного   процесса   и имели   чрезвычайно   ярко   выраженный   личностный   характер.   В   силу названных   причин   ни   одна   из   них   не   смогла   подняться   до   уровня универсальности. Смена материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров,   открыла   новые   горизонты   для   глубинных   педагогических поисков, в том числе – и поисков принципиально новых структур учебного процесса.   Однако   рядом   с   позитивными   суждениями   сразу   же зачастую   –   недостаточно сформировались   и   негативные,   аргументированные. Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно   в распространенного   педагогическом общении,  ограничивающее возможность прямых контактов   взгляда   на   компьютер   как   на   препятствие   учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов. 1Компьютер   предоставляет   учителю   большой   резерв   технической   и технологической     поддержки,   высвобождающей   значительную   часть   его времени   именно   для   живого   общения   с   учениками,   и   дает   возможность сделать  это общение даже более близким и  человечным, чем ранее. 1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных   реакций   на   ошибки   ученика.   Все   ошибки   немедленно фиксируются   компьютером,   но   становятся   в   значительной   степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций.   Учитель   становится   более   свободен   и   позитивен   в   своем отношении к детям.  2) Компьютер,  вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности,   и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс. 3) Освободившись   от   задач   непрерывной   мелочной   опеки,   учитель получает большую возможность   видеть обстановку в целом   и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику. Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только их видеть и правильно пользоваться. На   фоне   общего   положительного   отношения   к   компьютеру   нередко раздаются   и   голоса   противников   его   широкого   внедрения   в   практику школьного обучения: он, будто бы,   "не всегда повышает эффективность учебного процесса;  нерационально используется;   его роль сводится к «переворачиванию страниц»; компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности, снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);   придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25­7) В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или просто не работали с ПК и всерьез не знают  предмета дискуссии, или теми, кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных материалов   должную   меру   собственного   труда   и   таланта.   Чтобы   скрыть собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого вообще не следует делать. Помимо   сказанного,  в   число   изменившихся   функций   педагога   входит чрезвычайно сложная задача ­ в новых условиях сохранить за собой роль "идейного   наставника",   "лоцмана   в   мире   знаний",   старшего   товарища   и авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что   учащиеся,   благодаря   возможностям   компьютерных   коммуникаций, знают не то и не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще   знакомы   с   такими   вещами,   о   которых   педагог   не   имеет представления. Это ­ нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой   результат   компьютеризации   и   характернейшая   черта   новой парадигмы   обучения.   От   педагога   в   таких   условиях   потребуется   не абсолютное "всезнайство" (его не может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской значимости. К такому пониманию своей роли   в   настоящее   время   готов   далеко   не   каждый   учитель,   и   вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на это не ориентируется.     Естественно,   что   все   это   реализуется   при   хорошем   техническом, программном и методическом   обеспечении урока, а сам учитель должендостаточно   непринужденно   компьютером  и правильно осознавать свою изменившуюся роль.   владеть   общими   навыками   работы   с