ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Оценка 4.7
Лекции
docx
география
Взрослым
06.03.2019
Изменение роли обучающего: важно не только дать знания, но и научить обучающихся самостоятельно их добывать, анализировать, сопоставлять, корректировать, применять при решении жизненно важных задач, оперативно обновлять и пополнять запас знаний на протяжении всей жизнедеятельности.
Для этого обучающий должен быть не первоклассным демонстратором всех правильных решений, а организатором, консультантом и контролером учебного процесса; свести до минимума малоэффективных вербальные способы передачи знаний.
Личностно ориентированное развивающее обучение и условия.docx
Личностно ориентированное развивающее обучение и условия его
реализации
Основные теоретические
положения
и
Личностный
подход
означает: (1) ориентацию при
конструировании
и
осуществлении
образовательного процесса
на личность как цель,
субъект,
приоритетный
результат
главный
критерий
его
эффективности;
(2) полноценное развитие
всех
участников
образовательного процесса;
(3) индивидуализация и
дифференциация процесса
обучения: ориентация на
индивидуальную траекторию
личности
развития
обучающегося
при
требований
соблюдении
Государственных
образовательных стандартов;
учет
психолого
(4)
профессиональных
и
личностных особенностей,
способностей обучающего;
(5)
личностно
Условия реализации
Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных
условий для разностороннего свободного и творческого
развития личности обучаемого, реализация его природных
потенциалов.
Принятие обучающим личности обучающегося: понимание
его целей, переживаний, интересов, взглядов, отношений,
признание их как ценности, вера в него, в его силы и
возможности.
Учет в процессе разработки и реализации технологии
обучения уровня обученности в данной области знания и
степени общего развития культуры личности, т.е. ранее
приобретенного опыта;
психологофизиологических особенностей обучающегося;
особенностей характера, темперамента.
Составление для каждого обучающегося образовательной
программы, которая в отличие от учебной носит
индивидуальный характер,
основывается на его
индивидуальных особенностях и гибко приспосабливается
к его возможностям, динамике его развития под влиянием
обучения; оказание ему помощи в познании себя, в
самоопределении, саморазвитии и самореализации.
диагностирование
Объективный
интеллектуального и личностного развития обучающегося
с тем, чтобы уточнить, а затем скорректировать
перспективы его развития или угасания.
Разработка и реализация технологии развития
общепедагогических умений, саморазвития обучающего не
только как профессионала, но и как личности.
контроль
и
Эта цель может считаться достигнутой тогда, когда
обучение и личностное развитие приобретают для
обучающихся и обучающего жизненный и
профессиональный смысл, когда появляется устойчивость мотивированное обеспечение
деятельности участников
образовательного процесса.
интереса к этой деятельности, когда обучение и развитие
становятся жизненной потребностью личности. Деятельностный подход к обучению и условия его реализации
Основные теоретические
положения
Деятельность – основа, средство
и решающее условие развития
личности. Это обусловливает
необходимость формирования
процессуальных
качеств
обучающегося,
личности
активизацию и интенсификацию
его деятельности, развертывание
в учебном
процессе всех его потенций,
пытливости и инициативы.
Деятельность – объект усвоения.
Реализуется во взаимосвязи с
личностным и развивающим
подходами к обучению.
Условия реализации
Изменение роли обучающего: важно не только дать
знания, но и научить обучающихся самостоятельно их
добывать, анализировать, сопоставлять, корректировать,
применять при решении жизненно важных задач,
оперативно обновлять и пополнять запас знаний на
протяжении всей жизнедеятельности.
Для этого
обучающий должен быть не первоклассным
демонстратором всех правильных решений,
а
организатором, консультантом и контролером учебного
процесса; свести до минимума малоэффективных
вербальные способы передачи знаний.
Что означает обеспечение высокой активности
обучающегося в процессе меняющихся позиций в диалоге
и полилоге посредством реализации парных и групповых
форм организации обучения;
инициирование и
поддержку самостоятельной деятельности обучающихся
по прогнозированию, планированию и организации
учебнопознавательной деятельности.
Диалогический подход к обучению и условия его реализации
на
собой
Основные теоретические положения
Представляет
построение
образовательного процесса как учебного
диалога обучающего и обучающегося и
направленного
совместное
конструирование
программной
деятельности.
В единстве с личностным и
деятельностным подходами составляет
сущность методологии гуманистической
педагогики.
Их применение в
совокупности позволяет создать:
психологическое
и
единство
взаимодействие субъектов – участников
образовательного процесса, благодаря
которому «объектное» воздействие
уступает место творческому процессу
взаиморазвития и саморазвития;
Условия реализации
Задача обучающего:
установить личностноравноправные позиции с
обучающимся;
не столько учить, сколько стимулировать
обучающегося к развитию, создавать условия
для его самодвижения;
сформировать у обучающихся мотивацию к
самостоятельному мышлению,
способность
самостоятельно планировать и предлагать пути
решения проблем,
готовность подвергать
полученные результаты оценке и/или проверке.
Для чего необходимо осуществлять:
ситуационное
смысло
проектирование;
поисковый диалог; включать учебные задачи в
контекст жизненных проблем; создавать условия увеличение меры свобод участников
образовательного процесса;
самоактуализацию и самопрезентацию
личности.
для развития у обучающихся способности к
самообразованию,
самоопределению,
самостоятельности,
и
самопрезентации.
самореализации Проблемное обучение и условия его реализации
Основные теоретические положения
Условия реализации
Последовательное
и
целенаправленное выдвижение перед
обучающимися
познавательных
проблем, разрешая которые они под
руководством обучающего активно
усваивают новые знания.
самостоятельной
Обеспечение
творческой
познавательной
деятельности по схеме: проблемная
ситуация
формулировка проблемы
→
→
решение проблемы
проверка
решения
поиск способа ее решения
→
→
Это организованный обучающим способ активного
взаимодействия обучающихся с проблемно
представленным содержанием обучения, в ходе
которого они приобщаются к объективным
противоречиям научного знания и способам их
разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать
знания.
Обеспечивает особый способ мышления, прочность
знаний и творческое их применение в практической
деятельности.
Формирует личностную мотивацию обучающихся,
развивает
их познавательные
мыслительные
помогает
формированию и развитию диалектического
мышления обучающихся, обеспечивает выявления
ими новых связей в изучаемых явлениях и
закономерностях.
Способствует формированию определенного
мировоззрения обучающихся, поскольку высокая
самостоятельность усвоения знаний обусловливает
возможность трансформации их в убеждения.
способности,
интересы,
Системный подход к организации обучения и условия его реализации
Основные теоретические
положения
о
Означает представление о ПТ
как
компоненте
определенной,
целостной
(структурно и содержательно)
педагогической системы.
Условия реализации
Заблаговременное проектирование ПТ от постановки
образовательной цели и формулирования результатов
учебной деятельности до построения системы
диагностики и контроля за ходом собственно
педагогического процесса и процесса учения. Что не
только обеспечивает гаранты достижения поставленной
цели, но и предотвращает негативные последствия от
произвольности в построении и реализации указанных
процессов, устраняет вероятность их коррекции в ходе
учебновоспитательной деятельности. Обучение в сотрудничестве и условия его реализации
Основные теоретические
положения
Отражает идеи личностно
ориентированного обучения: (1)
овладение
ЗУН каждым
уровне,
обучающимся на
соответствующем
его
индивидуальным особенностям
развития; (2) формирование
коммуникативных
умений:
научиться вместе работать,
учиться и творить, всегда быть
готовым прийти друг другу на
помощь,
разделить радость
успеха или горечь неудачи.
Учиться вместе, а не просто
выполнять задание вместе;
сотрудничество,
не
соревнование.
Основные
организации
сотрудничестве:
(1)одно задание на группу;
(2)одно поощрение;
(3)личная ответственность
каждого за собственные успехи и
успехи других членов группы;
принципы
в
обучения
а
(4)совместная деятельность;
(5)равные возможности в
достижении успеха.
Условия реализации
→
Реализуется в процессе целеполагания.
Индивидуальная самостоятельная работа
совместная
работа в группах – такова диалектическая взаимосвязь
познавательного процесса при обучении в
сотрудничестве.
готовность и
Изменение позиции обучающего:
способность к новому
(не фронтальному!)
взаимодействию с обучающимися. Переход (1) на
личностное равенство и уважение, полноценное общение
и взаимопонимание, (2) новые формы взаимодействия
участников образовательного процесса: обучающий –
группа – обучающийся, обучающийся – обучающийся.
(1) на всю группу дается для выполнения одно задание;
(2,3) группа получает одну на всех оценку, которая
складывается из
оценки совместной работы
(оцениваются усилия,
которые затрачивают все
обучающиеся в группе для достижения общего
результата), и академических результатов, т.е. успех
группы (команды) зависит от вклада каждого участника;
(4) стимуляция таких способов взаимодействия, как
групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь,
совместная деятельность;
(5) каждый обучающийся должен быть мотивирован на
совершенствование своих собственных достижений,
учебу в силу собственных возможностей, способностей,
поскольку оценивается наравне с другими.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.