И. Г. Семакин, И. Н. Мартынова,
Пермский государственный национальный исследовательский университет
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
 Ôåäåðàëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ñòàíäàðòàõ âòîðîãî ïîêîëåíèÿ (ÔÃÎÑ) äëÿ ðàçíûõ ñòóïåíåé îáùåãî îáðàçîâàíèÿ âûäåëÿþòñÿ òðè òèïà öåëåé (ðåçóëüòàòîâ) îáó÷åíèÿ: ïðåäìåòíûå, ìåòàïðåäìåòíûå è ëè÷íîñòíûå. Còàòüÿ ïîñâÿùåíà àíàëèçó ëè÷íîñòíûõ è ìåòàïðåäìåòíûõ ðåçóëüòàòîâ îáó÷åíèÿ â ïîëíîé ñðåäíåé øêîëå è âêëàäó â èõ äîñòèæåíèå èçó÷åíèÿ èíôîðìàòèêè íà ïðîôèëüíîì óðîâíå.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: èíôîðìàòèêà, øêîëüíûé êóðñ, ôåäåðàëüíûé ãîñóäàðñòâåííûé îáðàçîâàòåëüíûé ñòàíäàðò âòîðîãî ïî-
êîëåíèÿ, ïðîôèëüíûé óðîâåíü, ëè÷íîñòíûå ðåçóëüòàòû, ìåòàïðåäìåòíûå ðåçóëüòàòû.
Постановка задачи
 îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ øêîëàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñ 2004 ã. äåéñòâóþò Ôåäåðàëüíûå êîìïîíåíòû ãîñóäàðñòâåííûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ñòàíäàðòîâ (ÔÊ ÃÎÑ), ïðåäñòàâëÿþùèå ñîáîé ñîâîêóïíîñòü ñòàíäàðòîâ ïî ðàçëè÷íûì øêîëüíûì äèñöèïëèíàì íà ðàçíûõ ñòóïåíÿõ îáó÷åíèÿ: íà÷àëüíàÿ øêîëà, îñíîâíàÿ øêîëà, ïîëíàÿ ñðåäíÿÿ øêîëà. Ôåäåðàëüíûå îáðàçîâàòåëüíûå ñòàíäàðòû âòîðîãî ïîêîëåíèÿ (ÔÃÎÑ), âíåäðåíèå êîòîðûõ íà÷àëîñü â 2010 ã., èìåþò äðóãóþ ñòðóêòóðó. Äëÿ êàæäîé ñòóïåíè îáó÷åíèÿ ýòî åäèíûé äîêóìåíò, ðåãëàìåíòèðóþùèé ñîäåðæàíèå è îðãàíèçàöèþ îáðàçîâàíèÿ â öåëîì. Âïðåäìåòíûõ ñòàíäàðòàõ ïåðâîãî ïîêîëåíèÿ îïðåäåëÿëèñü ïÿòü òèïîâ öåëåé èçó÷åíèÿ ïðåäìåòà: îñâîåíèå çíàíèé, îâëàäåíèå óìåíèÿìè, ðàçâèòèå, âîñïèòàíèå, âûðàáîòêà íàâûêîâ.  ñòàíäàðòàõ âòîðîãî ïîêîëåíèÿ îïðåäåëÿþòñÿ äâà òèïà öåëåé îáùåãî õàðàêòåðà: âî-ïåðâûõ, ëè÷íîñòíûå è ìåòàïðåäìåòíûå, è, âî-âòîðûõ, ïðåäìåòíûå öåëè, ðåãëàìåíòèðóþùèå ñîäåðæàíèå îáó÷åíèÿ ïî îòäåëüíûì äèñöèïëèíàì.
Контактная информация Семакин Игорь Геннадьевич, доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры прикладной математики и информатики Пермского государственного национального исследовательского университета; адрес: 614600, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15; телефон: (342) 239-6409; e-mail: isemak@dom.raid.ru I. G. Semakin, I. N. Martynova, Perm State National Research University PERSONAL AND METADISCIPLINARY RESULTS OF THE PROFILE LEVEL TRAINING IN INFORMATICS Abstract In the new educational standards for secondary school there are three types of learning outcomes for different stages of general education: disciplinary, personal and metadisciplinary. The article is dedicated to the analysis of personal and metadisciplinary learning outcomes in upper secondary school and the contribution to their achievement of study informatics at the profile level. Keywords: informatics, school course of informatics, the 2nd generation of Russian State Educational Standards, the profile level, personal results, metadisciplinary results. |
![]() |
ïðèíöèïèàëüíî íîâîå êà÷åñòâî.  îïðåäåëåííîé ñòåïåíè îíè íàñëåäóþò èç ïåðâûõ ñòàíäàðòîâ ñîâîêóïíîñòü ðàçâèâàþùèõ, âîñïèòàòåëüíûõ è «íàâûêîâûõ» öåëåé. Îäíàêî ýòî íå ôîðìàëüíàÿ èíòåãðàöèÿ, à êà÷åñòâåííî íîâàÿ ôîðìóëèðîâêà íàäïðåäìåòíûõ öåëåé îáùåãî îáðàçîâàíèÿ — îáðàçîâàíèÿ ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà íîâîãî âðåìåíè, äëÿ êîòîðîãî ñâîéñòâåííà âñå âîçðàñòàþùàÿ äèíàìèêà âñåõ ñòîðîí îáùåñòâåííîé æèçíè.
Äåêëàðèðîâàíèå êàêèõ-ëèáî öåëåé â íîðìàòèâíûõ äîêóìåíòàõ èìååò ñìûñë òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè èçâåñòíû ñïîñîáû èõ äîñòèæåíèÿ è äîñòèãíóòûå ðåçóëüòàòû ïîääàþòñÿ ïðîâåðêå. Äàâíî è õîðîøî èçâåñòíî, êàê ìîæíî ôîðìèðîâàòü è ïðîâåðÿòü äîñòèæåíèå ïðåäìåòíûõ öåëåé îáó÷åíèÿ — çíàíèé è óìåíèé, ïîëó÷àåìûõ ó÷àùèìèñÿ. À êàê áûòü ñ ëè÷íîñòíûìè è ìåòàïðåäìåòíûìè öåëÿìè?
Àâòîðàì ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñëåäóþùèé ïóòü ðåøåíèÿ ýòîé ïðîáëåìû. Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòíûõ è ìåòàïðåäìåòíûõ ðåçóëüòàòîâ ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì íå ñòîëüêî ñîäåðæàíèÿ îáó÷åíèÿ, à â áîëüøåé ñòåïåíè — ìåòîäèê, ôîðì îðãàíèçàöèè çàíÿòèé, èñïîëüçóåìûõ â ó÷åáíîì ïðîöåññå. Ïîýòîìó ñëåäóåò ïðåäëîæèòü ó÷èòåëÿì òàêèå ìåòîäèêè, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ôîðìèðîâàíèþ ó øêîëüíèêîâ òðåáóåìûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè. Ïðèìåíåíèå òàêîãî, ìåòîäè÷åñêîãî, ïîäõîäà äàñò ó÷èòåëþ êîíêðåòíûå îðèåíòèðû íà ðåøåíèå çàäà÷, ïîñòàâëåííûõ â ÔÃÎÑ.
Àâòîðû íå ïðåòåíäóþò íà ðàçðàáîòêó óíèâåðñàëüíîãî íàáîðà ìåòîäèê, ïðèìåíèìûõ äëÿ îáó÷åíèÿ âñåì øêîëüíûì äèñöèïëèíàì. Ìû îãðàíè÷èâàåìñÿ ðàìêàìè íàèáîëåå áëèçêîãî íàì ïðåäìåòà — øêîëüíîé èíôîðìàòèêè.  äàííîé ðàáîòå ðàññìàòðèâàåòñÿ ýòàï èçó÷åíèÿ èíôîðìàòèêè íà ïðîôèëüíîì óðîâíå â ñòàðøèõ êëàññàõ. Öåëü äàííîãî èññëåäîâàíèÿ äîñòèãàåòñÿ ïóòåì ïîñëåäîâàòåëüíîãî ðåøåíèÿ òðåõ çàäà÷:
1) ñôîðìóëèðîâàòü íåîáõîäèìûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè âûïóñêíèêà ïîëíîé ñðåäíåé øêîëû, êîòîðûå ìîãóò áûòü ðàçâèòû â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ èíôîðìàòèêå íà ïðîôèëüíîì óðîâíå;
2) ïðåäëîæèòü ìåòîäèêè îáó÷åíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðàçâèòèå äàííûõ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ;
3) îïèñàòü ñïîñîáû ìîíèòîðèíãà äèíàìèêè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ.
Íàñòîÿùàÿ ñòàòüÿ ïîñâÿùåíà ðåøåíèþ ïåðâîé
çàäà÷è.
Систематизация личностных качеств на основе ФГОС и профессиональных стандартов в области ИТ
 êîíöåïöèè Ôåäåðàëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ
îáðàçîâàòåëüíûõ ñòàíäàðòîâ [1] ñêàçàíî:
«Ïîä ïðåäìåòíûìè ðåçóëüòàòàìè îáðàçîâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïîíèìàåòñÿ óñâîåíèå îáó÷àåìûìè êîíêðåòíûõ ýëåìåíòîâ ñîöèàëüíîãî îïûòà, èçó÷àåìîãî â ðàìêàõ îòäåëüíîãî ó÷åáíîãî ïðåäìåòà, — çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ, îïûòà ðåøåíèÿ ïðîáëåì, îïûòà òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Ïîä ìåòàïðåäìåòíûìè ðåçóëüòàòàìè ïîíèìàþòñÿ îñâîåííûå îáó÷àþùèìèñÿ íà áàçå îäíîãî, íåñêîëüêèõ èëè âñåõ ó÷åáíûõ ïðåäìåòîâ ñïîñîáû äåÿòåëüíîñòè, ïðèìåíèìûå êàê â ðàìêàõ îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà, òàê è ïðè ðåøåíèè ïðîáëåì â ðåàëüíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ.
Ïîä ëè÷íîñòíûìè ðåçóëüòàòàìè ïîíèìàåòñÿ ñôîðìèðîâàâøàÿñÿ â îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå ñèñòåìà öåííîñòíûõ îòíîøåíèé îáó÷àþùèõñÿ ê ñåáå, äðóãèì ó÷àñòíèêàì îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà, ñàìîìó îáðàçîâàòåëüíîìó ïðîöåññó è åãî ðåçóëüòàòàì».
Íà ìîìåíò ïîäãîòîâêè äàííîé ñòàòüè íå ñóùåñòâîâàëî óòâåðæäåííûõ ÔÃÎÑ äëÿ ïîëíîé ñðåäíåé øêîëû. Èìååòñÿ äâà ïðîåêòà ÔÃÎÑ: ïðîåêò Ïðåçèäèóìà ÐÀÎ [5] è ïðîåêò Èíñòèòóòà ñòðàòåãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé â îáðàçîâàíèè ÐÀÎ [6].  ñîîòâåòñòâèè ñ Êîíöåïöèåé ÔÃÎÑ â îáîèõ ïðîåêòàõ îïðåäåëåíû òðè òèïà ðåçóëüòàòîâ: ëè÷íîñòíûå, ìåòàïðåäìåòíûå è ïðåäìåòíûå. Íåçàâèñèìî îò òîãî, êàêèì áóäåò îêîí÷àòåëüíîå ñîäåðæàíèå ÔÃÎÑ, àíàëèçèðóÿ îáà ïðîåêòà, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä îá îñíîâíûõ èíâàðèàíòàõ â ðàçäåëå ôîðìóëèðîâêè ëè÷íîñòíûõ è ìåòàïðåäìåòíûõ ðåçóëüòàòîâ.
Âî ìíîãèõ ïîçèöèÿõ ôîðìóëèðîâêè ëè÷íîñòíûõ è ìåòàïðåäìåòíûõ ðåçóëüòàòîâ î÷åíü áëèçêè ïî ñìûñëó.
 òàáëèöå 1 ïðåäñòàâëåíû íåêîòîðûå ïðèìåðû ôîðìóëèðîâîê èç ïðîåêòà ÔÃÎÑ [6].
Ñëåäóþùèå ïðèìåðû, ïðåäñòàâëåííûå â òàáëèöå 2, âçÿòû èç ïðîåêòà ÔÃÎÑ [5].
 îáîèõ äîêóìåíòàõ ëè÷íîñòíûå ðåçóëüòàòû ôîðìóëèðóþòñÿ â êàòåãîðèÿõ: ñôîðìèðîâàííîñòü íåêîòîðîãî êà÷åñòâà, ãîòîâíîñòü è ñïîñîáíîñòü ê íåêîòîðîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè. Ìåòàïðåäìåòíûå ðåçóëüòàòû ôîðìóëèðóþòñÿ â êàòåãîðèÿõ: âëàäåíèå íàâûêàìè, îâëàäåíèå çíàíèÿìè, óìåíèå îñóùåñòâ-
Òàáëèöà 2
|
Òàáëèöà 1
ëÿòü êàêóþ-ëèáî äåÿòåëüíîñòü. Ïðè ýòîì îïðåäåëÿåìûå êà÷åñòâà èëè âèäû äåÿòåëüíîñòè ÷àñòî ñîâïàäàþò: ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, èíèöèàòèâíîñòü, êîììóíèêàòèâíîñòü è ò. ä.
Åñòü è íåïåðåñåêàþùèåñÿ ïîçèöèè â òîì è
äðóãîì ðàçäåëàõ.
Íàïðèìåð, â ðàçäåëå ëè÷íîñòíûõ ðåçóëüòàòîâ [6]:
• ïðèíÿòèå è ðåàëèçàöèÿ öåííîñòåé çäîðîâîãîè áåçîïàñíîãî îáðàçà æèçíè: ïîòðåáíîñòü â ôèçè÷åñêîì ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèè, çàíÿòèÿõ ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ;
• ñôîðìèðîâàííîñòü îñíîâ ýñòåòè÷åñêîãî îáðà-çîâàíèÿ, âêëþ÷àÿ ýñòåòèêó áûòà, íàó÷íîãî è òåõíè÷åñêîãî òâîð÷åñòâà;
 ðàçäåëå ìåòàïðåäìåòíûõ ðåçóëüòàòîâ [6]:
• âëàäåíèå ÿçûêîâûìè ñðåäñòâàìè — óìåíèåÿñíî, ëîãè÷íî è òî÷íî èçëàãàòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, èñïîëüçîâàòü àäåêâàòíûå ÿçûêîâûå ñðåäñòâà;
• âëàäåíèå íàâûêàìè ïîçíàâàòåëüíîé ðåôëåê-ñèè êàê îñîçíàíèÿ ñîâåðøàåìûõ äåéñòâèé è ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ, èõ ðåçóëüòàòîâ è îñíîâàíèé, ãðàíèö ñâîåãî çíàíèÿ è íåçíàíèÿ, íîâûõ ïîçíàâàòåëüíûõ çàäà÷ è ñðåäñòâ èõ äîñòèæåíèÿ.
Îòìåòèì, ÷òî â óòâåðæäåííîì ÔÃÎÑ äëÿ îñíîâíîé øêîëû ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà îïðåäåëÿþòñÿ â êàòåãîðèè «ôîðìèðîâàíèå» è «ðàçâèòèå», à ìåòàïðåäìåòíûå — ãëàâíûì îáðàçîì â êàòåãîðèè «óìåíèå». Ïðîñìàòðèâàåòñÿ î÷åâèäíàÿ ýâîëþöèÿ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ îò îñíîâíîé øêîëû ê ïîëíîé ñðåäíåé: îò ôîðìèðîâàíèÿ ê ñôîðìèðîâàííîñòè, ò. å. îò ïðîöåññà ê êîíå÷íîìó ðåçóëüòàòó.
Îãðàíè÷èâàÿñü ëè÷íîñòíûìè è ìåòàïðåäìåòíûìè öåëÿì, êîòîðûå ìîãóò èìåòü îòíîøåíèå ê áóäóùåìó ïðîôåññèîíàëüíîìó ðàçâèòèþ ó÷åíèêà, îáúåäèíèì ñîâîêóïíîñòü òàêèõ öåëåé êàòåãîðèåé «ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè âûïóñêíèêà ïîëíîé ñðåäíåé øêîëû».
 2008 ã. áûëè îïóáëèêîâàíû ïðîôåññèîíàëüíûå ñòàíäàðòû â îáëàñòè èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé, ïîäãîòîâëåííûå Àññîöèàöèåé ïðåäïðèÿòèé êîìïüþòåðíûõ è èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé (ÀÏ ÊÈÒ) [2].  íèõ ñôîðìóëèðîâàíû òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèîíàëüíûì è ëè÷íîñòíûì õàðàêòåðèñòèêàì ñïåöèàëèñòîâ ÈÒ-îòðàñëè.  òàáëèöå 3 ïðåäñòàâëåíû îñíîâíûå òðåáîâàíèÿ ê ëè÷íîñòíûì õàðàêòåðèñòèêàì ñïåöèàëèñòîâ 1-ãî êâàëèôèêàöèîííîãî óðîâíÿ ñïåöèàëüíîñòåé «Ïðîãðàììèñò»,
Положения ФГОС и личностные характеристики ИТ-специалистов
|
«Ñïåöèàëèñò
ïî
èíôîðìàöèîííûì
ñèñòåìàì», Òàáëèöà
3
«Ñïåöèàëèñò ïî ñèñòåìíîìó àäìèíèñòðèðîâàíèþ», ñîïîñòàâëåííûå ñ íåêîòîðûìè ïîëîæåíèÿì ïðîåêòà ÔÃÎÑ [6].
Èç àíàëèçà âñåãî âûøåñêàçàííîãî âûòåêàåò ïåðå÷åíü íåîáõîäèìûõ ïðîôåññèîíàëüíûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè âûïóñêíèêà ñðåäíåé øêîëû, îðèåíòèðîâàííîãî íà ïðîäîëæåíèå îáðàçîâàíèÿ è äåÿòåëüíîñòü â îáëàñòè èíôîðìàòèêè è èíôîðìàöèîííî-êîììóíèêàöèîííûõ òåõíîëîãèé.  òàáëèöå 4 â ãðàôå «Êà÷åñòâî» çàïèñàíû êëþ÷åâûå ñëîâà, êîòîðûìè â äàëüíåéøåì áóäåì èäåíòèôèöèðîâàòü ñîîòâåòñòâóþùèå ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà.  ñëåäóþùåé ãðàôå îïèñàíî ñîäåðæàíèå ýòèõ êà÷åñòâ, ò. å. èõ ïðèçíàêè (ïðîÿâëåíèÿ) â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
îñîáåííî íåîáõîäèìû ïðè ïðîôåññèîíàëüíîé ðàáîòå ñ âû÷èñëèòåëüíîé òåõíèêîé: êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ, íàñòîé÷èâîñòü è öåëåóñòðåìëåííîñòü, óìñòâåííîå è âîëåâîå íàïðÿæåíèå, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, êðèòè÷íîñòü è ëîãè÷íîñòü ìûøëåíèÿ, òî÷íîñòü è ÷åòêîñòü äåéñòâèé. Áóäóùèé ïðîôåññèîíàë äîëæåí èñêàòü ðàöèîíàëüíûå ïóòè ðåøåíèÿ ïðîáëåì, îáëàäàòü íàâûêàìè êîëëåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè, êîíòàêòèðîâàòü ñ ëþäüìè ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ãðóïï, ãèáêî àäàïòèðîâàòüñÿ ê ìåíÿþùèìñÿ æèçíåííûì ñèòóàöèÿì.
Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî â ïðîôåññèîíàëüíûõ ñòàíäàðòàõ ÿâíî íå îáîçíà÷åíà òàêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà êàê ñïîñîáíîñòü ê îñîçíàíèþ ðîññèéñêîé èäåíòè÷íîñòè â ïîëèêóëüòóðíîì
Òàáëèöà 4
Профессиональные качества личности выпускника полной средней школы
¹ ï/ï |
Êà÷åñòâî |
Ïðèçíàêè (ïðîÿâëåíèÿ) |
1 |
Ñàìîðàçâèòèå |
• Îñîçíàíèå íåîáõîäèìîñòè êñàìîðàçâèòèþ, ñàìîîáðàçî- • âàíèþ;íèþ, óìåíèÿ, íàâûêè ñàìî-ñêëîííîñòü ê ñàìîîáó÷å- • ïîíèìàíèå ïåðñïåêòèâ ïðî-ôåññèîíàëüíîãî ðîñòà;îáó÷åíèÿ; • óìåíèå ïëàíèðîâàòü ëè÷íûéïðîôåññèîíàëüíûé ðîñò |
2 |
Êðåàòèâíîñòü |
• Ñêëîííîñòü ê ïîèñêó íå-òðèâèàëüíûõ ðåøåíèé; • ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, êðèòè÷-íîñòü, ëîãè÷íîñòü ìûøëå- •• èíèöèàòèâíîñòü;ñòðåìëåíèå ê óñîâåðøåí-ñòâîâàíèþ è ðàöèîíàëüíî-íèÿ; ñòè äåÿòåëüíîñòè |
3 |
Ñèñòåìíîñòü |
• Öåëîñòíîñòü íàó÷íûõ (ïðî-ôåññèîíàëüíûõ) çíàíèé; • íàâûêè ê àíàëèçó è ñèíòå-çó ïðè ðåøåíèè ïðîèçâîä- • ñòâåííûõ çàäà÷;ïëàíèðîâàòü äåÿòåëüíîñòüóìåíèå öåëåíàïðàâëåííî (ëè÷íóþ è êîëëåêòèâíóþ) |
4 |
Òðóäîñïîñîáíîñòü |
• Íàâûêè òðóäîâîé ñàìîîð-ãàíèçàöèè; • ïîä÷èíåíèå ïðîèçâîäñòâåí-íîé äèñöèïëèíå, èñïîëíè- • îòâåòñòâåííîñòü çà êà÷åñòâîòåëüíîñòü;ðåçóëüòàòà ñâîåé ðàáîòû; • íàñòîé÷èâîñòü â ïðåîäîëå-íèè òðóäíîñòåé |
5 |
Êîììóíèêàáåëüíîñòü |
• Óìåíèå ðàáîòàòü â êîëëåê-òèâå; • óìåíèå óñòàíàâëèâàòü ïñè-õîëîãè÷åñêèé êîíòàêò; • óìåíèå äîõîä÷èâî èçëàãàòüïðîáëåìû, èäåè, ðåçóëüòàòû |
6 |
Ïðàâîñîçíàíèå |
• Ñîáëþäåíèå çàêîíîäàòåëü-íûõ íîðì; • ñîáëþäåíèå ýòè÷åñêèõ íîðì |
Òàêèì îáðàçîì, â ïðîöåññå ïðîôèëüíîãî îáó÷åíèÿ èíôîðìàòèêå ñëåäóåò ôîðìèðîâàòü îñíîâû êà÷åñòâåííî íîâîãî óðîâíÿ óìñòâåííîãî òðóäà, âîñïèòûâàòü òàêèå ëè÷íîñòíûå õàðàêòåðèñòèêè, êîòîðûå ñîöèóìå. Òåì íå ìåíåå, âîñïèòàíèå äàííîãî ñâîéñòâà ëè÷íîñòè íåîáõîäèìî äëÿ áóäóùåãî ñïåöèàëèñòà â îáëàñòè èíôîðìàòèêè è ÈÊÒ. Ýòî âîçìîæíî ÷åðåç ôîðìèðîâàíèå ó øêîëüíèêîâ ìèðîâîççðåíèÿ, âêëþ÷àþùåãî îñîçíàíèå âëèÿíèÿ âû÷èñëèòåëüíûõ ñðåäñòâ è èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé íà ðàçâèòèå îáùåñòâà. Ïîíèìàíèå èñòîðè÷åñêîé ðîëè ðàçâèòèÿ èíôîðìàòèêè â ýêîíîìè÷åñêîì è ñîöèàëüíîì ïðîãðåññå îáùåñòâà âîñïèòûâàåò îñîçíàíèå ãðàæäàíñêîé îòâåòñòâåííîñòè ñïåöèàëèñòîâ, íåïîñðåäñòâåííûì îáðàçîì ñâÿçàííûõ ñ ïðîöåññàìè èíôîðìàòèçàöèè. Ó÷àùèåñÿ, ïëàíèðóþùèå ïðîôåññèîíàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü â îáëàñòè ÈÒ, äîëæíû ïîíèìàòü, ÷òî ïðîäóêòû, ñîçäàííûå ïðîãðàììèñòàìè, òåõíè÷åñêèìè ñïåöèàëèñòàìè, ìîãóò êàê ïîçèòèâíî, òàê è íåãàòèâíî îòðàçèòüñÿ íà æèçíè è äåÿòåëüíîñòè ëþäåé. Ïîýòîìó ÈÒ-ñïåöèàëèñòû èìåþò îïðåäåëåííûå îáÿçàòåëüñòâà ïåðåä îáùåñòâîì: îíè äîëæíû äåéñòâîâàòü ïðîôåññèîíàëüíî è ýòè÷íî.
Модель производственной деятельности в области информационных технологий и учебный процесс
Ðàññìîòðèì îñíîâíûå ñòîðîíû ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà â îáëàñòè èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé. Åãî ðåçóëüòàòîì ÿâëÿåòñÿ íåêîòîðûé ÈÒ-ïðîäóêò— òåõíè÷åñêîå óñòðîéñòâî, èíôîðìàöèîííàÿ ñèñòåìà èëè åå ìîäóëü, ïðîãðàììíàÿ ðàçðàáîòêà, ðåçóëüòàò òåñòèðîâàíèÿ ñèñòåìû è ò. ä.  ïðîöåññå äåÿòåëüíîñòè ìåæäó ðàáîòíèêîì è ðóêîâîäèòåëåì âûñòðàèâàþòñÿ ñóáúåêò-ñóáúåêòíûå, äèàëîãè÷åñêèå îòíîøåíèÿ ñ íåïðåìåííûì óñëîâèåì èíäèâèäóàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè êàæäîé ñòîðîíû çà ðåçóëüòàò òðóäà. Èìåÿ äîñòàòî÷íî âûñîêóþ ñòåïåíü ñâîáîäû â ñâîèõ äåéñòâèÿõ, ðàáîòíèêè íàöåëåíû íà êà÷åñòâåííîå âûïîëíåíèå ðàáîòû, ðåøåíèå âîçíèêàþùèõ ïðîáëåì.  ïðîöåññå ðàáîòû íàä çàäàíèåì (ïðîåêòîì) èñïîëíèòåëü ïîñòîÿííî ðåôëåêñèðóåò: íà îñíîâå àíàëèçà èìåþùèõñÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ çíàíèé îáðàùàåòñÿ çà íîâûìè ñâåäåíèÿìè ê ïðåäìåòíîé îáëàñòè, ñòàâèò ãèïîòåçû è èññëåäóåò ñâîè ïðåäïîëîæåíèÿ, äåëàåò âûâîäû, ïðèíèìàåò ðåøåíèÿ. Êðàòêèé àíàëèç ïðîöåññà ïðîèçâîäñòâà ÈÒ-ïðîäóêòà ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ìîäåëü ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè â îáëàñòè èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ÿâëÿåòñÿ ïðîåêòíî-èññëåäîâàòåëüñêîé (ðèñ. 1).
Ðóêîâîäèòåëü
Ïðåäìåò(îáëàñòü ÏÐÎÄÓÊÒ äåÿòåëüíîñòè)
Ðàáîòíèê
(èñïîëíèòåëü)
Êâàëèôèêàöèîííûå êà÷åñòâà
Ïðåäìåòíûå çíàíèÿ
è óìåíèÿ
Ðèñ. 1. Ìîäåëü ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè
 ïðîöåññå ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ðóêîâîäèòåëü âûïîëíÿåò ñëåäóþùèå ïî îòíîøåíèþ ê èñïîëíèòåëþ ôóíêöèè:
1) ôîðìóëèðóåò çàäà÷ó äëÿ ðàáîòíèêà (ðàçðàáàòûâàåò òåõíè÷åñêîå çàäàíèå — ÒÇ);
2) ïëàíèðóåò îñíîâíûå ýòàïû âûïîëíåíèÿ ðà-
áîòû;
3) âåäåò ïîýòàïíûé êîíòðîëü ðåçóëüòàòîâ è êîíñóëüòèðóåò èñïîëíèòåëÿ;
4) îñóùåñòâëÿåò ïðèåì ñîçäàííîãî ïðîäóêòà è îöåíêó ðåçóëüòàòà ðàáîòû.
 ñâîþ î÷åðåäü, èñïîëíèòåëü äîëæåí:
1) ïîíÿòü ïîñòàíîâêó çàäà÷è, ðàçîáðàòüñÿ ñ òåõíè÷åñêèì çàäàíèåì. Íà äàííîì ýòàïå ðàáîòíèêó ìîãóò ïîíàäîáèòüñÿ äîïîëíèòåëüíûå çíàíèÿ, êîòîðûå îí äîëæåí ïðèîáðåñòè. Îò òùàòåëüíîñòè âûïîëíåíèÿ äàííîãî ýòàïà çàâèñèò óñïåõ âñåé äàëüíåéøåé ðàáîòû;
2) ðàçðàáîòàòü òåõíè÷åñêèé ïðîåêò (ÒÏ) — äåòàëüíûé ïëàí ðåàëèçàöèè ýòàïîâ ÒÇ ñ ïîäãîòîâêîé ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèè, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò: òåîðåòè÷åñêîå îáîñíîâàíèå, ñðåäñòâà è ìåòîäû ðåàëèçàöèè, ðåñóðñû (âðåìåííûå, òåõíè÷åñêèå, ôèíàíñîâûå, ìàòåðèàëüíûå è ïð.), ñðåäñòâà ðàçðàáîòêè è êîíòðîëÿ. Íà äàííîì ýòàïå èñïîëíèòåëü êîíñóëüòèðóåòñÿ ñ ðóêîâîäèòåëåì, àðãóìåíòèðóåò âûáðàííûå ñðåäñòâà äîñòèæåíèÿ öåëè;
3) ñîçäàòü ïðîäóêò — ðàáî÷èé ïðîåêò (ÐÏ). Íà äàííîì ýòàïå èñïîëíèòåëþ ìîæåò ïîíàäîáèòüñÿ îñâîåíèå íîâûõ àïïàðàòíûõ è ïðîãðàììíûõ ñðåäñòâ, ìåòîäîâ ðàáîòû. Ðàáîòíèê ñîîòíîñèò ïîëó÷àåìûå ðåçóëüòàòû ñ ïîñòàâëåííîé çàäà÷åé, ñðîêàìè âûïîëíåíèÿ.  ïðîöåññå ðàáîòû ñîáëþäàåò ïðîèçâîäñòâåííóþ äèñöèïëèíó, îõðàíó òðóäà;
4) ñäàòü (çàùèòèòü) ðåçóëüòàòû;
5) ïðè êîëëåêòèâíîé ðàáîòå — ïðîäóêòèâíî âçà-
èìîäåéñòâîâàòü ñ êîëëåãàìè.
Èñïîëíèòåëü íåñåò ëè÷íóþ îòâåòñòâåííîñòü çà ðåçóëüòàò ñâîåãî òðóäà, ñðîêè âûïîëíåíèÿ è êà÷åñòâî ðàáîòû.
Êîíöåïöèÿ ïðîôèëüíîãî îáó÷åíèÿ â ñòàðøèõ êëàññàõ îðèåíòèðóåò øêîëó íà ïîäãîòîâêó ñòàðøå-
êëàññíèêîâ
ê áóäóùåé
ïðîôåññèîíàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè,
ôîðìèðîâàíèå
àêòóàëüíûõ
ïðîôåññèîíàëüíûõ
êà÷åñòâ. Ïðè
ýòîì îáðàçîâàòåëüíûé
ïðîöåññ
äîëæåí áûòü
ïîñòðîåí èñõîäÿ
èç
ïîòðåáíîñòåé
ðàçâèòèÿ
ñàìîãî
ó÷åíèêà,
ðàññìàòðèâàòü
ó÷àùåãîñÿ
íå êàê
ïàññèâíîãî
îáúåêòà
ïåäàãîãè÷åñêîãî
âîçäåéñòâèÿ,
à êàê ñóáúåêòà,
àêòèâíî
ðåàëèçóþùåãî
ñâîå ó÷åíèå.
Òî åñòü áûòü
ëè÷íîñòíî-îðèåíòèðîâàííûì.
Ó÷åáíûé ïðîöåññ ñëåäóåò ìàêñèìàëüíî ïðèáëèçèòü ê ìîäåëè ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, â êîòîðîé ó÷èòåëü óïðàâëÿåò îáðàçîâàòåëüíûì ïðîöåññîì, à ó÷åíèê, êàê èñïîëíèòåëü, âûïîëíÿåò íåêîòîðîå çàäàíèå.  òàêîé ìîäåëè îáó÷åíèÿ äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãà äîëæíà áûòü óïîðÿäî÷åíà è òùàòåëüíî ïðîäóìàíà. Ó÷èòåëü äîëæåí:
• ìîòèâèðîâàòü ó÷àùèõñÿ ê âûïîëíåíèþ ïðåä-ñòîÿùåãî çàäàíèÿ;
• óìåòü ÷åòêî ôîðìóëèðîâàòü çàäàíèå â äîõîä-÷èâîé äëÿ ó÷åíèêà ôîðìå;
• ðàçðàáàòûâàòü ðåàëüíûå ïëàíû âûïîëíåíèÿçàäàíèÿ;
• çàðàíåå ôîðìóëèðîâàòü ñðîêè è ôîðìû ïðî-ìåæóòî÷íîãî êîíòðîëÿ; • îïðåäåëÿòü ôîðìó îò÷åòà ïî ðåçóëüòàòàì ðà-áîòû;
• âûðàáàòûâàòü ÷åòêèå êðèòåðèè îöåíêè ðåçóëü-òàòà, çàðàíåå äîâîäèòü èõ äî ó÷åíèêîâ.
Ðîëü ó÷èòåëÿ — îáåñïå÷èòü íàïðàâëåíèå è ñòèìóëèðîâàíèå ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè îáó÷àþùèõñÿ, ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ óìåíèé îðãàíèçîâàòü ñâîé ó÷åáíûé òðóä, ñàìîñòîÿòåëüíî ïîïîëíÿòü, çàêðåïëÿòü çíàíèÿ, àêòèâíî äåéñòâîâàòü. ×åì ÷àùå îáó÷àþùèéñÿ îêàçûâàåòñÿ â ñèòóàöèè ñàìîñòîÿòåëüíîãî ïîèñêà ïóòåé ðåøåíèÿ ïðîáëåìû, ñàìîñòîÿòåëüíîãî ïëàíèðîâàíèÿ ñâîåãî âðåìåíè, íåñåíèÿ ëè÷íîé îòâåòñòâåííîñòè çà ðåçóëüòàò, òåì åãî ìîäåëü ó÷åíèÿ áóäåò áëèæå ê ìîäåëè ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè. Ó÷åíèê, ðàññìàòðèâàåìûé êàê èñïîëíèòåëü, ðåàëèçóþùèé ôóíêöèè 1—5 ïî ïðîèçâîäñòâó ÈÒ-ïðîäóêöèè, äîëæåí îáëàäàòü ðÿäîì ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ, êîòîðûå îïèñàíû â òàáëèöå 5.
Âñå ïåðå÷èñëåííûå ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà âõîäÿò â ñïèñîê èç òàáëèöû 4. Ìåòîäè÷åñêàÿ ñèñòåìà îáó÷åíèÿ èíôîðìàòèêå â ñòàðøèõ êëàññàõ íà ïðîôèëüíîì óðîâíå äîëæíà áûòü îðèåíòèðîâàíà íà ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ýòèõ êà÷åñòâ.
Èçó÷åíèå èíôîðìàòèêè â øêîëå èìååò îïðåäåëåííûå ïðåèìóùåñòâà ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè øêîëüíûìè äèñöèïëèíàìè ñ òî÷êè çðåíèÿ âîçìîæíîñòåé ôîðìèðîâàíèÿ ïåðå÷èñëåííûõ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ ó÷àùèõñÿ ïî öåëîìó ðÿäó ïðè÷èí.
1. Èíôîðìàòèêà íîñèò ìåòàïðåäìåòíûé õàðàêòåð è ïðè âûïîëíåíèè ó÷åáíûõ çàäàíèé, îñîáåííî ïðîåêòíîãî òèïà â îáëàñòè êîìïüþòåðíîãî ìîäåëèðîâàíèÿ, òðåáóåò ïðèâëå÷åíèÿ çíàíèé èç äðóãèõ ïðåäìåòíûõ îáëàñòåé.
2. Ñóùåñòâóþùàÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ âûñîêàÿìîòèâàöèÿ ó÷àùèõñÿ ê èçó÷åíèþ èíôîðìàòèêè è äàëüíåéøåìó âûáîðó ïðîôåññèè â ýòîé îáëàñòè.
3. Âûñîêàÿ äèíàìè÷íîñòü ïðåäìåòíîé îáëàñòèèíôîðìàòèêè è ÈÊÒ, ñòèìóëèðóþùàÿ ê âûðàáîòêå íàâûêîâ ñàìîîáó÷åíèÿ.
4. Äîñòóïíîñòü ïðåäìåòà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè(êîìïüþòåðîâ, ïðîãðàììíîãî îáåñïå÷åíèÿ), àäåêâàòíîãî ïðåäìåòó ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè.
Òàáëèöà 5 Личностные качества ИТ-специалиста на различных этапах производственной деятельности
|
5. Âîçìîæíîñòü ñîçäàâàòü ïðàêòè÷åñêè çíà÷è-
ìûå ïðîäóêòû â ïðîöåññå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.
Литературные и интернет-источники
1. Êîíöåïöèÿ ôåäåðàëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ñòàíäàðòîâ îáùåãî îáðàçîâàíèÿ // ïîä ðåä. À. Ì. Êîíäàêîâà, À. À. Êóçíåöîâà. Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2008.
2. Ïðîôåññèîíàëüíûå ñòàíäàðòû â îáëàñòè èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé. Ì.: ÀÏ ÊÈÒ, 2008. http:// www.apkit.ru/default.asp?artID=5573
3. Ñåìàêèí È. Ã. Ïðåäìåòíûå ðåçóëüòàòû îáó÷åíèÿ èíôîðìàòèêå íà ïðîôèëüíîì óðîâíå â X—XI êëàññàõ // Èíôîðìàòèêà è îáðàçîâàíèå. 2012. ¹ 1.
4. Ñåìàêèí È. Ã., Ìàðòûíîâà È. Í. Ñîäåðæàíèå øêîëüíîé èíôîðìàòèêè è ïðîôåññèîíàëüíûå ñòàíäàðòû // Èíôîðìàòèêà è îáðàçîâàíèå. 2010. ¹ 7.
5. Ôåäåðàëüíûé ãîñóäàðñòâåííûé îáðàçîâàòåëüíûéñòàíäàðò îáùåãî îáðàçîâàíèÿ. Ñðåäíåå (ïîëíîå) îáùåå îáðàçîâàíèå. Ïðîåêò. Ì.: Ðîññèéñêàÿ àêàäåìèÿ îáðàçîâàíèÿ, 2011.
6. Ôåäåðàëüíûé ãîñóäàðñòâåííûé îáðàçîâàòåëüíûéñòàíäàðò îáùåãî îáðàçîâàíèÿ. Ñðåäíåå (ïîëíîå) îáùåå îáðàçîâàíèå. Ïðîåêò ñòàíäàðòà ðàçðàáîòàí Èíñòèòóòîì ñòðàòåãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé â îáðàçîâàíèè Ðîññèéñêîé àêàäåìèè îáðàçîâàíèÿ Ðóêîâîäèòåëè ðàçðàáîòêè ïðîåêòà: Êåçèíà Ë. Ï., àêàäåìèê ÐÀÎ; Êîíäàêîâ À. Ì., íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü ÈÑÈÎ ÐÀÎ, ÷ëåí-êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.