Личностные качества педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.6

Личностные качества педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.6
docx
18.01.2021
Личностные качества педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
личностные качества педагога с детьми ОВЗ.docx

Gerb_New

Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»

(СОШ №1 г. Белоярский)

 

 

 

 

Борзенко Наталья Владимировна

Педагог-психолог

первой квалификационной категории,

 член ТПМПК Белоярского района

 

 

Личностные качества педагога в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Аннотация статьи: статья посвящена описанию личностных качеств педагога, которые необходимы при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: личностные качества педагога, дети с ОВЗ

 

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, на сегодняшний день очень актуальна. Такие дети нуждаются в особом подходе.

Деятельность педагога, работающего с детьми с ОВЗ, включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личностные особенности (качества), а к объективным – знания и умения, которыми он обладает. Кроме того, Профессиональный стандарт учителя наполнен новыми компетенциями: работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Учителю необходимо обладать профессиональными качествами педагога, к ним относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать путь ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, повышение качества своего труда и т.д.

Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, нравственность, оптимизм и многие другие [1].

Профессиональные знания педагога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не могут сами по себе решить цели и задачи социальной реабилитации. Это лишь необходимые условия. Решающее значение все же оказывают личностные качества и умения в совокупности со знаниями и умениями в социальной реабилитации.

Как один из основных элементов профессионализма педагога, работающего с детьми с ОВЗ, следует рассматривать моральные качества специалиста, характеризующиеся способностью откликаться на чужую боль, сострадать, прощать, бескорыстно помогать – все эти качества можно объединить под одним общим названием – милосердие. Милосердие – это важнейшая ценность и важнейшее качество педагога, работающего с детьми с ОВЗ и их семьями.

Профессиональная компетентность специалиста, работающего с семьями детей с ОВЗ, проявляется в его профессиональных умениях, поведении и поступках в различных педагогических ситуациях, требующих проявления определенных социально-психологических качеств личности. Это качества, способствующие нравственному межличностному взаимодействию с родителями, среди них: рефлексивность, толерантность, гибкость, эмпатичность, эмоциональная привлекательность, общительность, адаптивность, стрессоустойчивость.  

Рефлексия – это процесс зеркального отражения индивидами друг друга, ведущий к субъективному воспроизведению внутреннего мира партнера по взаимодействию. Педагогическая рефлексия связана со стремлением педагога к анализу, обобщению и осмыслению опыта своей работы, к оценке ее с позиции партнера по взаимодействию является важным условием профессиональной компетентности специалиста в области взаимодействия с семьями.

Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, чувствам, чужим обычаям, верованиям, мнениям, идеям. Терпимое и не допускающее оценочных характеристик поведение специалиста с родителями способствует эффективности контакта с членами семьи и удержанию четкой профессиональной позиции в работе.

Гибкость – это способность изменяться в постоянно меняющихся ситуациях педагогического взаимодействия: видеть возникающие проблемы с разных ролевых позиций, выделять новые функции известного объекта, находить возможные способы действий, использовать выбор при решении проблем, быстро менять приемы в соответствии с новыми условиями. Будучи инициатором решения педагогических задач, специалист должен уметь рассматривать разные варианты воздействия на конкретного ребенка и его родителей.

Эмпатичность педагога, как способность чутко и эмоционально ощущать настроение партнера по взаимодействию и стремление проникнуть в его переживания, влияет на формирование его отношений с людьми и выработку способов поведения в различных жизненных ситуациях. Исследователями выявлена прямая связь между качеством общения и эффективностью любой деятельности. Следовательно, общительность педагога, как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их, как умение слушать и убеждать родителей, создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания, а также как возможность самореализации специалиста в общении является важным средством достижения педагогических целей.

Совокупность рефлексии, гибкости, эмпатии, общительности обеспечивает выраженность способности к сотрудничеству, которая предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия. Система эмоционально-чувственных, волевых реакций поведения человека – его эмоциональная привлекательность – придает неповторимость и индивидуальность каждому специалисту.

Адаптивность педагога выражается в высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции специалиста, в адекватной самооценке и реальном восприятии действительности, реальной оценке своей роли в процессе взаимодействия с родителями и своих профессиональных возможностей.

Работу специалиста с детьми с ОВЗ и их родителями могут сопровождать значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности с данной категорией лиц. Стрессоустойчивость – способность переносить подобные нагрузки без вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья – повышает профессиональные качества специалиста [2].

Обучение, воспитание и социальная адаптация детей с ОВЗ предполагают обязательное включение семьи. Успешность данного процесса в немалой степени зависит от того, какими личными качествами обладает специалист, и как он сможет выстроить отношения с различными категориями родителей и организовать процесс совместной деятельности.

Список литературы:

1. Богуславский С.Р. Десять советов молодому учителю//Завуч для администрации школ.2001. № 4.

2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья/Под ред. В.В. Ткачевой – М.: Академия, 2014.


 

Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ –

Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ –

Как один из основных элементов профессионализма педагога, работающего с детьми с

Как один из основных элементов профессионализма педагога, работающего с детьми с

Адаптивность педагога выражается в высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции специалиста, в адекватной самооценке и реальном восприятии действительности, реальной оценке своей роли в процессе…

Адаптивность педагога выражается в высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции специалиста, в адекватной самооценке и реальном восприятии действительности, реальной оценке своей роли в процессе…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021