Лингвистические игры на тему " Деревья"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 29.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра – это не просто форма. Это целый механизм, передающий знания, развивающий, формирующий, воспитывающий личность. Кроме того, это тот механизм, который способен реализовать практически все требования ФГОС. Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.
Иконка файла материала Лингвистические игры по теме деревья.doc
Лингвистические игры по лексической теме «Деревья».Цель: формировать умение употреблять в речи существительные в единственном числе Родительного падежа с предлогом и без него. Инструкция: Игра «Скажи дальше». Взрослый говорит слова, детям нужно будет договорить название деревьев. Например:   Шишки - у сосны, Сережки - Иголки - Желуди - Листья - Пух - Цветы – Ягоды - Игра « Смекай, лови и отвечай» Цель: формировать умение употреблять существительные в дательном падеже множественного числа. Инструкция: Воспитатель напоминает, что нужно отвечать полным предложением: -Представьте, что мы гуляем по лесу. В лесу много растет берез. К чему мы подошли...(к березам). Много сосен. К чему мы подошли...(к соснам). Много красивых, крепких дубов. А сейчас к чему подошли.. .(к дубам) и т.д. Игра «Назови ласково»Цель: формировать умение употреблять существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка, рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка, елка — елочка, сосна — сосенка, клен — кленок, яблоня — яблонька, шишка — шишечка, ветка — веточка, лист — листик, листок, листочек, лес — лесок, иголка — иголочка дерево — … пень – … Игра «Один — много» Цель:формировать умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей; осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов; липа — липы — лип; береза — березы — берез; ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин; ель — ели — елей; елка — елки — елок; сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь; плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек; желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек; крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек; корень — корни — корней; ствол — стволы — стволов; ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев; иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков; лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.лист – листья дерево — … пень – … Игра "С какого дерева лист, веточка?" Цель: развивать умение образовать относительные прилагательные. Лист березы – березовый, Лист рябины – рябиновый, Ветка каштана – каштановая, у березы ветка – березовая, у осины –… у дуба — …. у ели — … у сосны — … у клена — … Игра «Узнай дерево» Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение. Желуди растут на — дубе; яблоки растут на — яблоне; круглая шишка на — сосне; длинная шишка у — ели; грозди рябины растут на — рябине; сережки растут — на березе, ольхе, иве. Игра "Подскажи словечко"Цель формировать умение употреблять предлоги. Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его. Белочка сидела ... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась ... (с) дерева. Орешек лежал ... (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась ... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что ... (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе ... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла ... (под) дерево. Она спряталась ... (в) дупле. * Текст взят из альбома "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР", автор Н. Э. Теремкова. Придумать загадку-описание о любом дереве. Образец: «Я – могучее, крепкое дерево. У меня толстый, мощный, коричневый ствол. Овальные, волнистые по краям листья. Мои плоды – желуди». Игра «Придумай загадку» Игра «Лесные домишки» Дерево – это не просто растение, это «дом» для насекомых, птиц и зверей. - Кто построил дом на ветке? (Ворона построила дом на ветке.) - Кто построил дом под веткой? (пчелы) - Кто живет в дупле ? (дятел, белка, сова). - Кто живет в норе под деревом? (барсук, мышь, лиса). -Кто прячется под корой дерева? (божьи коровки и другие насекомые). -Кто ползает в корнях? (змеи).Игра «Четвертый лишний» Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:  Клен, рябина, ель, тюльпан;  береза, дуб, шиповник, тополь;  яблоня, смородина, черемуха, рябина;  осина, липа, дуб, ель;  сосна, тополь, рябина, ива;  береза, клен, тополь, колокольчик.  ель, дуб, осина, тополь.  липа, осина, клен, яблоня. Пальчиковые игры на тему «Деревья» Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого пальца) Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки) Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем, (загибать пальцы, начиная с большого пальца) ("шагать" средним и указательными пальцами Маме осенний букет отнесем. по столу) Иголки У сосны, пихты и ёлки (дети перекатывают в Очень колкие иголки, массажный мячик) руках, массируя ладони Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник! (подбрасывают мячик) Деревья Вот деревья: Клен, рябина, липа, Дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта, Мы в лесу встречаем вас. (Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке). дерева. Загибают или разгибают по очереди пальцы на руке) Хвойные деревья В иголках-хвоинках Сосна, пихта, елка И кедр могучий, Он тоже в иголках. У лиственницы – иглы-хвоинки Хотя они нежные, Словно травинки. У этих деревьев хвоинки растут Поэтому хвойными все их зовут. (дети поднимают вверх переплетенные пальцы правой и левой рук, изображая ветку хвойного У красы-березки Платье серебрится. У красы-березки Зеленые косицы. Со двора к березке Выскочили козы. Стали грызть березку, А березка в слезы. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами).Загадки о деревьях Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок . -Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок (дуб) . Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке В белом сарафане (береза) Мала и неказиста И скромно зеленеет Но осенью и листья И ягоды краснеют (рябина) Ее всегда в лесу найдешь Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.(ель) У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки – только на макушке.(сосна) Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист – ладошкойНад ее густой листвой В зной гудит пчелиный рой. А зимою всех от гриппа Вкусным медом лечит... (липа) Клейкие раскрылись почки — Нарядился он в листочки. Летом в пух оделся щеголь. Догадались? — Это... (тополь) С длинной ножкой (клен). Украшает их народ Каждый раз под Новый год. Вместо листиков — иголки. Назови деревья! (Елки) Деревца в лесу стоят, Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой... (осинки) Тонет куст в цветах махровых, Словно в облачках лиловых. В яркий теплый майский день Глаз наш радует... (сирень) Ветви в воду опустила И о чем-то загрустила. Посмотрите, как красиво Над рекой склонилась... (ива)