Игра – это не просто форма. Это целый механизм, передающий знания,
развивающий, формирующий, воспитывающий личность. Кроме того, это тот
механизм, который способен реализовать практически все требования ФГОС.
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.
Лингвистические игры по лексической теме
«Деревья».Цель: формировать умение употреблять в речи существительные в единственном
числе Родительного падежа с предлогом и без него.
Инструкция:
Игра «Скажи дальше».
Взрослый говорит слова, детям нужно будет договорить название деревьев.
Например:
Шишки - у сосны,
Сережки -
Иголки -
Желуди -
Листья -
Пух -
Цветы –
Ягоды -
Игра « Смекай, лови и отвечай»
Цель: формировать умение употреблять существительные в дательном
падеже множественного числа.
Инструкция:
Воспитатель напоминает, что нужно отвечать полным предложением:
-Представьте, что мы гуляем по лесу. В лесу много растет берез. К чему мы подошли...(к
березам). Много сосен. К чему мы подошли...(к соснам). Много красивых, крепких дубов. А
сейчас к чему подошли.. .(к дубам) и т.д.
Игра «Назови ласково»Цель: формировать умение употреблять существительные с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов.
тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек
осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка,
рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка дерево — …
пень – …
Игра «Один — много»
Цель:формировать умение употреблять существительные множественного числа в
родительном падеже
Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип; береза — березы — берез;
ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей; елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;
корень — корни — корней; ствол — стволы — стволов;
ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.лист – листья дерево — …
пень – …
Игра "С какого дерева лист, веточка?"
Цель: развивать умение образовать относительные прилагательные.
Лист березы – березовый,
Лист рябины – рябиновый,
Ветка каштана – каштановая,
у березы ветка – березовая,
у осины –…
у дуба — ….
у ели — …
у сосны — …
у клена — …
Игра «Узнай дерево»
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Игра "Подскажи словечко"Цель формировать умение употреблять предлоги.
Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка:
ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его.
Белочка сидела ... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка
спустилась ... (с) дерева. Орешек лежал ... (под) листом. Белочка схватила орешек и
спряталась ... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что ... (из-за) дерева выглядывает хвост
белки. Мальчики подошли поближе ... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла ... (под)
дерево. Она спряталась ... (в) дупле.
* Текст взят из альбома "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР", автор Н. Э. Теремкова.
Придумать загадку-описание о любом дереве.
Образец: «Я – могучее, крепкое дерево. У меня толстый, мощный, коричневый ствол. Овальные,
волнистые по краям листья. Мои плоды – желуди».
Игра «Придумай загадку»
Игра «Лесные домишки»
Дерево – это не просто растение, это «дом» для насекомых, птиц и зверей.
- Кто построил дом на ветке? (Ворона построила дом на ветке.)
- Кто построил дом под веткой? (пчелы)
- Кто живет в дупле ? (дятел, белка, сова).
- Кто живет в норе под деревом? (барсук, мышь, лиса).
-Кто прячется под корой дерева? (божьи коровки и другие насекомые).
-Кто ползает в корнях? (змеи).Игра «Четвертый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
Клен, рябина, ель, тюльпан;
береза, дуб, шиповник, тополь;
яблоня, смородина, черемуха, рябина;
осина, липа, дуб, ель;
сосна, тополь, рябина, ива;
береза, клен, тополь, колокольчик.
ель, дуб, осина, тополь.
липа, осина, клен, яблоня.
Пальчиковые игры на тему «Деревья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
("шагать" средним и указательными пальцами
Маме осенний букет отнесем.
по столу)
Иголки
У сосны, пихты и ёлки (дети перекатывают в
Очень колкие иголки, массажный мячик)
руках, массируя ладони
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник! (подбрасывают
мячик)
Деревья
Вот деревья:
Клен, рябина, липа,
Дуб, береза, вяз,
Ясень, тополь, елка, пихта,
Мы в лесу встречаем вас.
(Дети показывают ладони обеих рук с
разжатыми пальцами.Перечисляя названия деревьев, дети загибают
пальцы сначала на одной, а затем на другой
руке).
дерева. Загибают или разгибают по очереди
пальцы на руке)
Хвойные деревья
В иголках-хвоинках
Сосна, пихта, елка
И кедр могучий,
Он тоже в иголках.
У лиственницы – иглы-хвоинки
Хотя они нежные,
Словно травинки.
У этих деревьев хвоинки растут
Поэтому хвойными все их зовут.
(дети поднимают вверх переплетенные пальцы
правой и левой рук, изображая ветку хвойного
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зеленые косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка в слезы.
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу.
Пальцы растопырить и поднять вверх.
Шевелить кистями и пальцами).Загадки о деревьях
Я кормлю свиней и белок,
ничего, что плод мой мелок .
-Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой
мелок (дуб) .
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане (береза)
Мала и неказиста
И скромно зеленеет
Но осенью и листья
И ягоды краснеют (рябина)
Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(ель)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.(сосна)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкойНад ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь)
С длинной ножкой (клен).
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)