Лингвистический ринг по русскому языку (для учащихся 9-11 классов)
Оценка 4.7

Лингвистический ринг по русскому языку (для учащихся 9-11 классов)

Оценка 4.7
Занимательные материалы +6
doc
24.05.2021
Лингвистический ринг по русскому языку (для учащихся 9-11 классов)
Лингвистический ринг по русскому языку (для учащихся 9-11 классов)
Лингвистический ринг.doc

«Лингвистический ринг»

(для учащихся 9–11 классов)

 

Дата проведения, ответственный: 25.03.2021 г., Зайцева Ю. А., учитель русского языка и литературы.

 

Цель: способствовать развитию лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.

Задачи:

1) развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;

2) воспитание любви к родному языку и чувства гордости за русское культурное наследие, а также чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности.

 

Вид деятельности: интеллектуально-познавательная.

 

Форма проведения: викторина.

 

Оборудование: распечатки с цитатами авторов (для оформления доски), раздаточный материал (задания).

 

План:

1. Начальный этап проведения мероприятия (приветствие, вступительное слово ведущего).

2. Ход проведения мероприятия.

3. Заключительный этап проведения мероприятия.

 

Использованная литература: 

1. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. – 2-е изд., доп. – Минск: Народная асвета, 1964. – 252 с.

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… : Дидакт. материалы по лит.:  6 кл. / В. П. Полухина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.: ил.

3. Викторина по русскому языку для 5–6 классов «Могучий и великий русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/22/viktorina-po-russkomu-yazyku-dlya-5-6-klassov-moguchiy-i. – Дата доступа: 28.02.2021.

4. Викторины для школьников по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://veselajashkola.ru/klass/russkij-yazyk/viktoriny-po-russkomu-yazyku/. – Дата доступа: 28.02.2021.

 

 

 

 


Содержание мероприятия

Часть 1

 

Ведущий: 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка. «Нет ничего такого в мире, в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и... блеск красок, и шум дождя, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы» (К. Г. Паустовский).

Нельзя обойти вниманием и слова русской поэтессы XX века Анны Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.

Многие писатели, учёные говорили о русском языке, как самом богатом и певучем в мире. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Наша викторина включает задания для работы всей командой, а также отдельно для капитанов команд. Кроме того, присутствуют задания для болельщиков. Таким образом, при подведении итогов выбирается команда-победитель и самый активный болельщик.

Викторина содержит задания на знание таких разделов языкознания, как лексикология и морфология.

Система подсчитывания баллов такова: за каждый правильный ответ команда получает по 2 балла, за частично правильный ответ – 1 балл.

Желаем Вам успехов!

 

Часть 2

Разминка (задание 1)

 

1) В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «о». Назовите его (обороноспособность). 

2) Образуйте форму множественного числа существительного дно (донья).

3) Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4) Какой знак препинания часто ставят ребром? (вопрос; «поставить вопрос ребром»)

5) Какой знак препинания часто болеет? (вопрос; «это для нас больной вопрос»)

6) Какую букву нужно убрать из существительного полотно, чтобы превратить его в наречие? (первую «о»: полотно́ – пло́тно)

7) Какая приставка, попав в лося, превращает его в рыбу? (приставка со: лось – лосось)

8) Какая приставка, упав в траву, сделает её совершенно непригодной в пищу животным? (приставка «о»: трава – отрава)

9) Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

10) Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника (Я-беда).

11) В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12) Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (следует поставить существительные во множественное число)

 

Задание 2

 

Определить часть речи у следующих слов:

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

 

Задание 3

 

Ненадолго отвлечёмся от русского языка и вспомним произведения художественной литературы. Ваша задача назвать автора и произведение, из которого взят тот или иной отрывок.

1) «Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился…» – А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2) «Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани…» – А. Н. Майков «Колыбельная песня».

3) «Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…» – А. С. Пушкин «Зимнее утро».

4) «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?» – М. Ю. Лермонтов «Бородино».

 

 

Задание 4

 

Определить падеж выделенных слов в пословицах.

1) Дело шуток не любит (И. п.).

2) От слова до дела целая верста (Р. п.).

3) Не по сути дело, а по делу суть (И. п., Д. п.).

4) Ты за дело, а дело за тебя (В. п., И. п.).

5) Велик телом, да мал делом (Т. п.).

6) И умён, и крепок, и в деле гож (П. п.).

7) Всех дел не переделаешь (Р. п.).

8) Языком не спеши, а делами не смеши (Т. п.).

9) Умён на словах, да глуп на делах (П. п.)

10) По твоим делам о тебе судят (Д. п.).

 

Конкурс с болельщиками

 

Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

 

Задание 5

 

Определить в прямом или переносном значении употреблены словосочетания.

Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).

 

Конкурс капитанов

 

Сейчас мы познакомимся с капитанами команд поближе и проверим, достойны ли они такого звания.

Ваша задача отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.

 

1 команда: на букву М.

2 команда: на букву К.

 

1) Как вас зовут?

2) Какая у вас фамилия?

3) Как зовут вашу маму?

4) Как зовут вашего отца?

5) Из какого вы города?

6) Назовите любимое блюдо.

7) Любимая книга.

8) Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?

9) Любимое животное.

10) Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.

 

Задание 6

 

Определите род несклоняемых существительных.

Ведущий читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.

Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, меню, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.

Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.

Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.

Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех пор они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), меню (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).

 

 

 

 

Конкурс с болельщиками

 

Пока наши участники выполняют задание, мы вам предлагаем следующий конкурс. Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

 

Задание 7

 

Объяснить значение фразеологизмов.

1) Ахиллесова пята – уязвимое место;

2) Белены объесться – о том, кто потерял рассудок, ведёт себя, как ненормальный, безумный;

3) Без царя в голове – о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке;

4) Вертеться как белка в колесе – иметь много хлопот;

5) Галопом по Европам – о крайне поверхностном, делаемом в спешке ознакомлении с чем-либо;

6) Дело в шляпе – проблема близка к разрешению;

7) Еле-еле душа в теле – очень медленно;

8) Сирота казанская – о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить.

 

Конкурс с болельщиками

 

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

1) Коса – камень (Нашла коса на камень);

2) Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров);

3) Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь);

4) Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт);

5) Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает);

6) Дело – потеха (Делу – время, потехе – час);

7) Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело);

8) Омут – черти (В тихом омуте черти водятся).

      

Задание 8

 

Пришло время поиграть в шарады (шарады – это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово).

 

1) Первый слог – мужское имя,

Буква гласная – второй.

Слово в целом – знак почтовый,

Угадайте вы, какой? (марка)

 

2) Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит:

То сядет на цветок, то снова полетит (шмель).

 

3) Мой первый слог – в линейках нотных,

Два остальных – защита у животных,

А целое соединит всегда

Деревни, сёла, города (дорога).

 

4) Начало слова – лес,

Конец – стихотворенье,

А целое растёт,

Хотя и не растенье (борода).

 

5) Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды.

А весь я иногда

Вам нужен для воды (насос).

 

6) Первое – нота, второе – игра,

Целое встретится у столяра (долото́).

 

7) Две ноты и предлог,

Соединясь, дадут гудок (сирена).

 

8) Восклицанье, утвержденье,

Всё – поэта сочиненье (ода).

 

Конкурс с болельщиками

 

 Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов, не забыв и о самом большом, которое может получиться.

 

Часть 3

 

Подведение итогов: жюри подсчитывает общее количество баллов, набранных командами.


Скачано с www.znanio.ru

Лингвистический ринг» (для учащихся 9–11 классов)

Лингвистический ринг» (для учащихся 9–11 классов)

Содержание мероприятия Часть 1

Содержание мероприятия Часть 1

Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы) 4)

Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы) 4)

Задание 4 Определить падеж выделенных слов в пословицах

Задание 4 Определить падеж выделенных слов в пословицах

Какая у вас фамилия? 3) Как зовут вашу маму? 4)

Какая у вас фамилия? 3) Как зовут вашу маму? 4)

Конкурс с болельщиками Пока наши участники выполняют задание, мы вам предлагаем следующий конкурс

Конкурс с болельщиками Пока наши участники выполняют задание, мы вам предлагаем следующий конкурс

Моё начало – буква алфавита,

Моё начало – буква алфавита,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021