Лингвистический турнир
Оценка 4.8

Лингвистический турнир

Оценка 4.8
docx
02.10.2021
Лингвистический турнир
Урок-игра Лингвистический турнир.docx

   Урок-игра «Лингвистический турнир»

       по теме «Глагол» в 6 классе.

 

Цели::

- Проверить знания учащихся по глаголу;

           - учить распознавать и обосновывать правильность выбора орфограммы при написании слова;

          - развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;

         -воспитывать любовь к слову и речевой культуре.

 

Подготовка к уроку

1.             Класс делится на 2 группы с капитаном  во  главе.

2.             Участники игры: «грамотеи», «знатоки», «болельщики», «эрудиты», «редакторы», «энциклопедисты», «интеллектуалы»- объединенные по интересам и увлечениям учащиеся.

 

 

Эпиграф к уроку: «  Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, ради того, чтобы быть полезным в жизни.» (Ф. Бэкон.)

 

 

                       ХОД    УРОКА

Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим урок-конкурс знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины .Это успехи и победы в обмене информацией и знаниями о языке.

Две команды принимают участие в игре. Каждая команда должна представить в качестве своего лозунга высказывание-эпиграф о роли знания.

 

 

Учитель: О какой части речи говорится в стихотворении?

                          Что без меня предметы?

                          Лишь названья.

                          Но я приду- все в действие придет:

                          Летит ракета, люди строят зданья,

                          И рожь в полях растет.

 

КОНКУРС  ГРАМОТЕЕВ 1

1. Объяснить условия выбора гласных в словах.

Соб…раю                                       выб…раю

Раст…раю                                      сд…раю

Бл…стаю                                        заж…гаю

Бл…щу                                           бл…стать

Ум…рать                                       бл…снуло

Выб…ру                                         отж…маешь

Расст…лю

Расст…лаю

 

2. Объяснить условия выбора Ь.

Плач…те                              маж…те

Сбереч…                              учиш..ся

Сжеч…                                 не обреж..тесь

Певуч…                               обруч..

 

 

       

      КОНКУРС ЗНАТОКОВ 1

Замени в глаголе звонкий парный звук глухим так, чтобы слово изменило свое значение.

Задевать, зиять, обрызгать, тужить, молодить.

1.             Запишите как можно больше глаголов, которые употребляются только в возвратной форме.

 

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ 1

1.             «Аукцион».

Запишите как можно больше глаголов с не.

2.Загадки.

В каком глаголе 100 отрицаний?

В каком- 100 букв й ?

В каком- 100 ю?

 

КОНКУРС  ЭРУДИТОВ 1

Заполните клетки квадратов глаголами в повелительном наклонении ед. ч., используя уже поставленные буквы  а.

 

 

а

 

а

 

а

 

 

а

 

а

 

а

 

 

а

 

а

 

а

 

 

а

 

а

 

а

 

 

а

 

а

 

а

 

 

 

КОНКУРС РЕДАКТОРОВ 1

Объясните, как правильно написать слово.

РАС-ССОРИТЬСЯ  или РАС-СОРИТЬСЯ ?

 

 

КОНКУРС  КАПИТАНОВ 1

«Почему так говорят?»

1.             Зарубить на носу.

2.             Время истекло.

3.             Реветь белугой.

4.             Игра не стоит свеч.

 

 

 

КОНКУРС  ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 1

1.             Определите часть речи.

Жгут, гладь, ожег, поджог, зубрила;

Стекло, строй, поджег, ожог, запевала.

 

КОНКУРС   ЗНАТОКОВ 2

 

Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г. Демыкина.

 

Пять рабочих ставят дом

Ставит опыт агроном

(Он растит такую рожь-

С головой в нее уйдешь).

Ставит счетчики монтер.

Ставит фильмы режиссер

(Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги

(Подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

 

 

Конкурс  эрудитов 2

 

1.             Назовите 6 однокоренных слов-глаголов, в которых были бы  Ъ и Ь.

2.             Какую роль играют глаголы в отгадках к следующим загадкам?

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят

Водой    ……..

 

И так устали мы в дороге,

Что еле ……

 

 

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни…………

 

КОНКУРС    ГРАМОТЕЕВ  2

 

Поставь ударение в словах.

1.             Брала, брало, брали.

Дала, дало, дали.

Заняла, заняло, заняли.

Поняла, поняло, поняли.

 

2.             Гнала, гнало, гнали.

Спала, спало, спали.

Начала, начало, начали.

Приняла, приняло, приняли.

 

КОНКУРС   БОЛЕЛЬЩИКОВ 2

 

Отгадайте загадки и вспомните фразеологические обороты, в которых встречаются отгадки.

 

1.             Кто над нами вверх ногами ?

2.             У тебя есть,

У меня есть,

У дуба - в поле,

У рыбы - в море.

3. Не говорит,

  Не поет.

  А кто к хозяину идет-

  Она знать дает.

 

КОНКУРС  РЕДАКТОРОВ 2

 

Отредактируйте предложения.

1.             Товарищи упорно старались переубедить его, но он упорно стоял на своем.

2.             Целый день и почти целый вечер мы готовились к поездке на Волгу.

3.             В фойе толпились иностранные корреспонденты, редакторы иностранных журналов.

4.             Некоторые взяли с собой удочки, а некоторые даже взяли котелки.

 

 

КОНКУРС     ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2

 

1.             Анаграммы - это слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Найдите среди слов лишнее:

Мадам, потоп, тот, Анна, дед, шалаш, заказ.

2.             М. В. Ломоносов писал:

  Великая Москва в языке столь нежна,

  Что «а» произносить за «о» велит она.

Какое языковое явление имел в виду великий ученый?

 

 

КОНКУРС     КАПИТАНОВ  2

 

Составьте слово.

   Алкви

   Никйча

   Качаш

Безарё

Льпера

Лутбоф

Лоркес

Отереш

 

 

 

 

КОНКУРС   ГРАМОТЕЕВ 3

 

Глаголы, данные в скобках, употребите в форме настоящего времени. Согласуйте глаголы-сказуемые с подлежащими.

1.Каждый день жизни (прибавлять) частицу мудрости.

Умный человек без пословицы (не говорить).

Через силу и конь (не скакать).

Минута час (беречь).

 

3.             Люди счастья (не искать), а (создавать).

Двое (пахать), а семеро руками (махать).

Пуля (стеречь), да каска (беречь).

У ленивого и крыша (течь) и печь (не печь).

 

КОНКУРС   ЭРУДИТОВ 3

 

Замените словосочетания возвратными глаголами по образцу.

Проявить старание- постараться.

1.             Испытывать интерес -…..

Дать согласие-….

Совершить приземление -…

Приходить к соглашению-…

2.             Вызвать радость -…

Проявить сомнение -…

Испытывать волнение -…

Излишне хвалить собственные успехи -…

 

 

 

КОНКУРС    ЗНАТОКОВ 3

Что лишнее?

1.             На горизонте появились ледяные айсберги.

2.             В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран.

3.             Он сидел, облокотившись локтям о стол.

4.             В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу.

5.             На Камчатке много горячих гейзеров.

6.             Караван двигался по песчаным барханам к оазису.

7.             Мы вновь возобновили переписку с японскими школьниками.

8.             Это очень прекрасный фильм.

 

 

КОНКУРС    БОЛЕЛЬЩИКОВ 3

От предложенных существительных образовать приставочным способом глагол.

Луч, сын, пояс, щетина, дыра, позор, корм, плата, свет, груз, свобода.

 

КОНКУРС   РЕДАКТОРОВ 3

Исправьте ошибки.

1.Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

3. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

4. Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

 

 

 

 

КОНКУРС    ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 3

 

Замените выражение одним словом, в котором обязательно должна быть О после шипящего.

1.             Глухой шум.

2.             Место соединения сшитых кусков ткани.

3.             Детёныш галки.

4.             Мастер по изготовлению ременной упряжки.

5.             Стержень для чистки канала ствола ружья.

6.             Ощущение жжения в канале пищевода.

7.             Презрительное название ненасытного человека.

8.             Место  проживания нищих больших городов.

 

КОНКУРС   КАПИТАНОВ 3

 

Найди лишнее слово.

1.             Спичка, звонче, каменщик, уменьшить.

2.             Встань, горько, борьба, резьба.

 

 

 

   Итоги игровой программы., награждение лучших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок-игра «Лингвистический турнир» по теме «Глагол» в 6 классе

Урок-игра «Лингвистический турнир» по теме «Глагол» в 6 классе

Ум…рать бл…снуло

Ум…рать бл…снуло

Почему так говорят?» 1.

Почему так говорят?» 1.

Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова

Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова

КОНКУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2 1

КОНКУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ 2 1

Дать согласие-…. Совершить приземление -…

Дать согласие-…. Совершить приземление -…

Ощущение жжения в канале пищевода

Ощущение жжения в канале пищевода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2021