Лингвистический рейд (8 класс)
Оценка 4.6

Лингвистический рейд (8 класс)

Оценка 4.6
Игры
docx
русский язык
6 кл—8 кл
08.06.2017
Лингвистический рейд (8 класс)
Лингвистическая игра-инсценировка, которую проводит 8 класс в 6 классе. Игра происходит в рамках одного-двух уроков. Группа учащихся 8 класса представляет собой "ожившие" словари, которые приходят на урок русского языка в 6 класс с целью научить ребят пользоваться словарями и повысить уровень их грамотности. Словари дают ребятам разные задания и советы для повышения уровня их грамотности и знаний по лексике.В конце игры подводится итог, выбирается команда-победитель и всем шестиклассникам вручается специальная памятка "Лексический минимум грамотея" - список орфоэпических норм употребления слов.Разработка лингвистической игры- инсценировки по лексике и лексикографии, которую проводят учащиеся 8 класса в 6 классе.
Лингвистический рейд 8 класс для 6 класса.docx
Лингвистический рейд (игру в 6 классе проводит 8 класс) Цели: языка; 1. Формировать у учащихся интерес к изучению русского 2. Воспитывать потребность в соблюдении норм языка. Организация игры Творческая группа учащихся 8 класса представляет «ожившие» словари, которые посетили школу, чтобы научить шестиклассников пользоваться словарями и стать более грамотными. Героями стали орфографический, толковый, этимологический словари, словарь иностранных слов. Игра проводится в виде встречи со словарями-помощниками . Ход мероприятия  В Е Д У Щ И Й. Ребята, получено странное послание. Послушайте и помогите понять, от кого оно. «Срочно встречайте сотрудников Службы спасения двоечников. Ваши друзья – 19, 13, 16, 3, 1, 18, 10 (написать цифры на доске). Ключ – алфавит». -Кто же это такие? Срочно вспоминаем алфавит и разгадываем шифр (таблица с алфавитом в презентации). - Да, это словари! (Входят словари). (Словарям). -Представьтесь, пожалуйста. 1. (Входит О Р Ф О Г Р А Ф И Ч Е С К И Й С Л О В А Р Ь).  Здравствуйте, ребята! Отгадайте, какой я словарь? (Загадка о разновидности словаря).  Я узнал, что многие ребята в вашем классе учатся по русскому языку на пятёрки. Это мои лучшие друзья, мы часто с ними встречаемся. Но я и мои коллеги, сотрудники Службы спасения двоечников, готовы прийти на помощь всем утопающим в море ошибок. У нас есть суперсовременное оружие для борьбы с коварным вирусом безграмотности.  Сейчас проверим, дружите ли вы с безударными гласными. Я называю слово, а вы подбираете проверочное к безударной гласной. (читаются слова с проверяемой безударной гласной; отвечает та команда, где быстрее подняли руку).  А теперь подберите к ним однокоренные слова. Кто орфографический): -Дружить надо не только с вами, коллега, но и со мной! Ты буквы-орфограммы подсказать можешь, а я целые слова объясню.  Кто же я такой, ребята? (Загадка о виде словаря).  Вот скажите, на какие группы делятся слова по своему лексическому значению? (однозначные и многозначные). А почему у слова возникает несколько значений? больше?  А как быть с теми словами, гласные и согласные в которых проверить нельзя? Надо обратиться ко мне, орфографическому словарю. Объявляю конкурс: какая команда быстрее найдёт в словаре и правильно запишет на доске слова с непроверяемыми гласными и согласными? (Каждой команде даётся ряд слов и 5 минут на выполнение этого задания, затем один человек от команды записывает слова на доске).  А теперь несколько загадок-«запоминалок»: отгадав их, вы сможете всегда правильно написать даже непроверяемые гласные в словах. В Бордо (на «о») на площади (какого цвета?) (бордовой) Закат (на «а») каких оттенков красного цвета? (багряный и багровый). Шорох, шов, шоссе, крыжовник, Капюшон, обжора, шорник, Шоколад, жокей, жонглёр Пишем только с буквой …?(о) Дружите со мной, ребята, и в ваших дневниках и аттестатах будут только хорошие и отличные отметки. 3. (Входит Т О Л К О В Ы Й С Л О В А Р Ь и останавливает  Задание командам: словарь называет слова, а команды определяют, однозначное слово или многозначное и какие значения оно может иметь.  Командам даётся задание составить предложения с многозначными словами (по 2 слова команде,5 минут), учитывая разные значения слов.  Кстати, с многозначными словами есть много устойчивых сочетаний. Как они называются? (фразеологизмы). Мой очень близкий друг, фразеологический словарь, предлагает вам назвать эти фразеологизмы и попытаться объяснить их значение (можно раздать командам написанные на карточках фразеологизмы и дать задание написать их значение)- 5 минут.  А ещё фразеологизмы можно нарисовать. Следующее  задание – отгадать фразеологизм по рисунку (1 минута на раздумья). Хорошо, молодцы! 4. (Входит С Л О В А РЬ И Н О С Т Р А Н Н Ы Х С Л О В). -Русский язык обладает огромным богатством: сколько слов, сколько способов для выражения любой мысли! А если слышишь такие высказывания? (предложения с использованием варваризмов). (обращается к толковому словарю). -Вы понимаете, коллега, о чём идёт речь? По долгу службы я обязан вступать с иностранными гостями в очень близкое общение, но они всё чаще предпринимают незаконные попытки проникнуть в наш язык с целью его засорения!  Извините, я так разволновался, что забыл представиться: (загадка о виде словаря).  Конечно, многие иностранные слова пришли в наш язык уже давно и прижились в нём, и даже стали нашими хорошими знакомыми. Давайте вспомним их значения и «переведём» их на русский язык (зачитываются инояз. слова, а команды объясняют их значения). Кто знает, из каких языков пришли к нам эти слова? (вопросы командам).  В 19 веке лингвист Шишков попытался заменить заимствованные слова русскими словами, которые составлял при помощи различных способов словообразования или просто «переводя» иностранное слово по частям. Эти слова не прижились в русском языке: многие из них были гораздо длиннее иностранных, а значение некоторых даже становилось непонятным после такого «перевода». Давайте попробуем поэкспериментировать и тоже сделать подобный «перевод» наших слов (командам даётся список из 5 слов; время выполнения – 5 минут): например, калоши – мокроступы и др.  А теперь давайте попробуем избавиться от варваризмов, которые засоряют нашу речь: ведь вместо них мы можем употреблять не только русские, но и иностранные слова, которые давно пришли в наш язык и стали нам родными. Подберём к варваризмам эти слова (читаются варваризмы, команды подбирают к ним замену – устно).  Какое же полезное дело – очищать наш язык от ненужных и уродливых заимствований! 5. (Входит Э Т И М О Л О Г И Ч Е С К Й С Л О В А Р Ь и подходит к словарю иностранных слов): -Дорогой друг, я с вами абсолютно согласен. Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо- Не скудела в наши дни.  Надо почаще нас листать, «выпускать» слова и «впускать» в свою речь.  Каждое слово имеет свою замечательную историю, и такой словарь, как я, может вам её рассказать. Я родословную могу поведать слова, о прадедах и дедах рассказать. Откуда слово родом вам открою и почему предмет так стали называть. Что же я за словарь?  Хотите узнать о происхождении слов? Адрес точный – этимологический словарь. Хотите ли узнать «родословную» слова, какие у слова есть родственники? Загляните на мою страничку.  Попробуем найти в словаре историю происхождения слов (даются задания обеим командам: список слов; время выполнения – 5-7 минут).  Какие слова в нашем языке являются «родственниками» данным словам? Почему? Подготовьте связный аргументированный ответ. Можно использовать словарь (10 минут). В Е Д У Щ Й. Спасибо вам, мудрые словари, за помощь и интересные рассказы об обитателях ваших страничек. Думаю, теперь у вас станет ещё больше друзей! А мы подводим итоги нашего соревнования (объявление о том, какая команда победила). Прощаясь сегодня с вами, ребята, мы хотим вручить вам памятку «Лингвистический минимум грамотея». Лингвистический минимум грамотея Что [шт] Чтобы[шт] Конечно[шн] Скучно[шн] Яичница[шн] Пустячный[шн] КлАла началсЯ свЁкла Обоим ботинкам-обеим ногам Общественно полезный Общественно- политический Пришёл из школы красИвее звонИм, звонЯт тЕфтели сОздал, создалА щавЕль квАртал Грущу по ваС Скучает по ваС Тоскуешь по наС газопровОд водопровОд Шинель[н,э] Сканер[нэ]

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)

Лингвистический рейд (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017