Линза. Оптическая сила.
Оценка 4.9

Линза. Оптическая сила.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
11.11.2018
Линза. Оптическая сила.
Урок в 7 классе по теме Линза. Оптическая сила. Методическая помощь учителю в подготовке к уроку. Необходимый материал к уроку с приложением и ссылками на дополнительный материал. Урок составлен в соответствии с образовательными стандартами, который содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач, упражнений для подготовки учащихся изучения темы Линза. Оптическая силаМетодическая разработка для учителей физики по теме Линзы. Оптические силы 8 класс.
Линзы. Оптическая сила.docx

Раздел долгосрочного планирования:

 8.4 А Световые явления  

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

класс: 8

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока:  Линзы, оптическая сила линзы, формула тонкой линзы.

Цели обучения, достигаемые на этом уроке

8.5.1.11 - применять формулу тонкой линзы для решения задач;

8.5.1.12 - применять формулу линейного увеличения линзы в решении задач.

Цель урока

Все учащиеся будут:

            Уметь определять виды линз, решать задачи на применение   

            формулы тонкой линзы и формулы  линейного увеличения линзы.

Большинство учащихся будут:

Выражать любую величину из данных формул и рассчитывать её в ходе решения задач.

Некоторые учащиеся будут:

Составлять задачи на применение формулы тонкой линзы и формулы линейного увеличения линзы.

Критерии оценивания

·          Решает задачи на использование  формулы тонкой линзы и формулы линейного увеличения линзы.

Уровень  мыслительных навыков

Знание, понимание, применение.

Языковые задачи

 

Учащиеся будут:

·         называть специфические термины, характерные для линз, и объяснять физический смысл этих терминов;

·         проговаривать формулу тонкой линзы и формулу линейного увеличения линзы;

·         объяснять решение задач на применение данных формул.

Предметная лексика и терминология:

Линза, собирающая линза,  рассеивающая линза, фокус, фокусное расстояние линзы, главная оптическая ось, линейное увеличение линзы, изображение, даваемое линзой, оптическая сила линзы.

Полезные фразы для диалога и письма:

Линза -   это…

Фокусом линзы называют …

Фокусное расстояние линзы вычисляется  по формуле …

Линейное увеличение линзы  равно отношению …

Воспитание ценностей

«Мәңгілік ел»

ТРУД И ТВОРЧЕСТВО, СОЛИДАРНОСТЬ, ОБУЧЕНИЕ ВСЮ ЖИЗНЬ

Ценности, основанные на национальной идее: труд и творчество – через решение задач, самостоятельное составление задач; солидарность  - привитие навыков сотрудничества через групповую работу (составление и защита постера), работу в парах; обучение всю жизнь – через практическое применение знаний в жизни.

Межпредметная связь

Математика - применение формулы тонкой линзы и линейного увеличения линзы для решения задач;

Биология, астрономия - использование линз в увеличительных приборах: микроскоп, телескоп, бинокль, очки.

Предыдущие знания

 Преломление света в прозрачной среде. Закон преломления света.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

10

Психологический настрой.

1 мин

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа

2 мин

Групповая работа.

 

7 мин

 

 

 

 

 

1.Организационный момент.

Добрый день! Я хочу начать наш урок со слов французского писателя  Анатоля Франса: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

На уроке, ребята, мы будем следовать этому совету писателя, будем активными, внимательными, будем поглощать знания с большим желанием ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.

 

I.                   2. Создание коллаборативной среды

II.                    Для создания коллаборативной среды  проводится  тренинг  «Связующая нить». Учащиеся  приветствуют  друг друга , желают  успешной работы.

III.             Вывод : слегка потяните  ниточку и почувствуйте: мы  - единое  целое в этом мире.

 

3. Актуализация знаний учащихся.

С помощью картинок (бинокль, подзорная труба, телескоп, микроскоп) делю класс на две группы. Для повторения изученного ранее материала использую приём «Горячий стул». Каждая группа готовит спикеру другой группы  по четыре вопроса по ранее изученной теме. (Преломление света в прозрачной среде. Закон преломления света.). Если ученик затрудняется ответить, группа может помочь.

 

Примерные вопросы учащихся:

- Назовите известные вам прозрачные среды.

- Как распространяется свет при переходе из одной прозрачной среды в другую?

- Что называют преломлением света?

- Какой угол называют углом преломления?

- Как формулируется закон преломления света?

- Какова причина преломления лучей при переходе света из одной прозрачной среды в другую?

- От чего зависит показатель преломления?

 

Обратная связь:

 На какие вопросы вы не смогли ответить?

 Что необходимо повторить?

 

Слайд №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.metod-kopilka.ru/sbornik_treningov_dlya_sozdaniya_kollaborativnoy_sredy-13710.htm

 

Клубок ниток.

27

Коллективная работа

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

13 мин ( 5 мин на подготовку,  4 мин на защиту каждой группе)

 

http://agartu.com/uploads/posts/2015-12/1451190617_8.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза.

 

2 мин.

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

4 мин.

 

 

4. Формулировка темы и постановка целей урока.

Учитель: Давайте внимательно посмотрим на ваши картинки и подумаем, что же объединяет все эти приборы?

Ответ учащихся: ( В устройство всех приборов входит линза).

Молодцы!  Хорошо!

Приступим  к изучению новой темы.

  -  Итак, ребята, как вы думаете, что мы сегодня с вами будем изучать? Какова будет наша тема?

 (работа проходит в форме – диалога). Ответы детей. Молодцы!

- Какую цель мы поставим  сегодня на уроке? Ответы детей.

 

Откройте тетради, запишите  число и тему урока.

 

Открывают тетради и записывают число и  тему урока. (. )

  

5. Самостоятельное изучение нового материала.

Приём - Создание и защита постера.

Группам выдаётся конверт с заданием. Ребята самостоятельно распределяют роли в группе, выбирают спикера для защиты постера. Изучают материал, подготавливают соответствующие записи для защиты, готовят постер и защищают его.

 

Задание 1 группе.

1)Составить постер по теме «Линзы, оптическая сила линзы».

2) Защита постера.

 

Задание 2 группе.

1)Составить постер по теме «Формула тонкой линзы. Линейное увеличение линзы».

2) Защита постера.

 

Распределение обязанностей  внутри групп:

Лидер - отвечает за работу группы в целом

Секретарь – фиксирует результаты

Практик - принимает активное участие в создании постера,

Эксперт – проверяет, все ли поняли материал

Тайм менеджер – следит за временем

Дизайнер – отвечает за оформление

Обсуждаются  правила работы в группе.

 

 Словесная оценка  и поддержка учителя:

Все ли было понятным?

Что вызвало затруднения?

Над чем ещё нужно поработать?

 

Обратная связь:

Обсудите в группе, кому бы вы поставили плюс, пол- плюса или минус за работу, не забывая комментировать, почему вы ставите такой знак).

 

6. Физминутка.  (Звучит тихая, спокойная музыка.)

1. Вдох-выдох, потянулись.

2. Руки - вверх, поработали пальчиками.

3. Левой рукой нарисовать в воздухе окружность,  правой – квадрат, а теперь  - обеими одновременно.

4. Описать окружность головой по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки.

5. Стряхнули усталость с рук, ног. Прошли , сели за парты.

 

7. Работа по карточкам. (Дифференциация по заданию).

 

Получив карточки с заданиями, учащиеся выполняют их в рабочих тетрадях.

 

Критерии оценивания:

Решает задачи на применение формулы тонкой линзы и линейного увеличения линзы.

 

Уровень А.

1)      Расстояние от линзы до изображения 0,4 м, а расстояние от линзы до предмета 0,1 м. Рассчитайте фокусное расстояние линзы. Чему равно линейное увеличение этой линзы?

 

Дескрипторы:

-   Записывает формулу тонкой линзы;

-  Рассчитывает по формуле фокусное расстояние линзы.

- Записывает формулу для расчёта линейного увеличения линзы;

- Рассчитывает по формуле линейное увеличение линзы.

 

Уровень В.

1)      Выразите следующие физические величины из формулы тонкой линзы: F, f, d.

 

2)        Дисплей находится на расстоянии 30 см от

          линзы, а его изображение на расстоянии 180

            см от линзы.

            а) Рассчитайте фокусное расстояние и

            оптическую силу линзы.

            б)  Найдите линейное увеличение этой

            линзы.

 

Дескрипторы:

-  Выражает все предложенные  величины из формулы тонкой линзы;

-   Рассчитывает по формуле фокусное расстояние линзы;

-    Применяет формулу для расчёта оптической силы линзы;

-  Применяет формулу для расчёта линейного увеличения  линзы;

 

Уровень С.

1)      Фокусное расстояние собирающей линзы 30 см. Расстояние от линзы до предмета 40 см. Если высота предмета 5 см, то какой будет высота полученного изображения?

2)      Составить задачу на применение формулы тонкой линзы и формулы линейного увеличения линзы.

 

Дескрипторы:

- Записывает формулу тонкой линзы;

- выводит формулу для нахождения расстояния от линзы до изображения;

- рассчитывает расстояние от линзы до изображения;

- применяет формулу линейного увеличения линзы для расчета высоты изображения.

 

Словесная оценка  и поддержка учителя:

Если обучающийся справился с заданиями своего уровня, он поднимает руку ладошкой вперёд. Учитель подходит и проверяет правильность выполнения заданий. Если есть ошибки, направляет ученика, помогает найти правильный путь к решению.

Если ученик испытывает затруднения, поднимает руку, сжатую в кулак. Учитель выявляет причину затруднения, оказывает поддержку, направляя ученика, помогая найти правильный путь к  решению.

 

Обратная связь: Что затруднило  при выполнении заданий? Над чем ещё необходимо поработать, чтобы не было затруднений?

 

8. Задание на закрепление.

Учащимся  предлагается выполнить мини-тест по новой теме. Работают в тетрадях.

 

МИНИ-ТЕСТ

1.      Как ведут себя световые лучи при прохождении через линзу?

А) распространяются прямолинейно

В) отражаются от неё

С) преломляются

D) нет верного ответа

 

2.      Найди соответствия:

1

Единица измерения фокусного расстояния линзы

 

 Г = H/h = f/d

2

Оптическая сила линзы

А

Н

3

Фокусное расстояние линзы

Б

f

4

Линейное увеличение линзы

В

1 дптр

5

Расстояние от линзы до изображения

Г

d

6

Формула тонкой линзы

Д

1 м

7

Расстояние от линзы до предмета

Е

D

8

Формула линейного увеличения линзы

Ж

D = 1/F

9

Единица измерения оптической силы

З

F

10

Формула оптической силы линзы

И

1/F = 1/f+ 1/d

 

3.      Единица измерения линейного увеличения линзы:

А) 1 дптр

В) 1 м

С) 1 см

D) не имеет единиц измерения

 

4.      Расстояние от линзы до предмета 15 см ,  а от линзы до изображения  75 см. Каково линейное увеличение линзы?

А)  5 см

В)  5

С)  4

D) нет правильного ответа

 

5.       Получено изображение предмета, находящегося на расстоянии1 м от линзы с фокусным расстоянием 20 см. На каком расстоянии от линзы находится предмет?

А)  0,2 м

В)  0,5 м

С)  0,25 м

D)  0,3 м

 

Взаимооценивание . Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга  по ключу на слайде.

Обратная связь:

Учитель: Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки, у кого две ошибки, три ошибки.

Что было не понятно? На какие моменты нужно обратить внимание?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема и цель урока представлена на слайде №2.

 

 

Раздаточный материал: конверт  с заданием, ватман, маркеры, фломастеры.

Учебник «Физика-8».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://muz-color.ru/?s=%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%86%D1%8B+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0

 

«Физика-8», дидактические материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4.

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа.

 

1 мин

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Дифференциация по источникам и по ресурсам

Уровень А  -  составить  кроссворд по теме           «Линзы, формула тонкой линзы, линейное увеличение линзы» (используют учебник).

 

Уровень В – Составить задачу на применение формулы тонкой линзы или на расчёт линейного увеличения линзы и показать её решение. (Творческое задание).

 

Уровень С

Поскольку физика – наука,  тесно связанная  с жизнью, с окружающей нас средой, в чем вы  убеждаетесь каждый день, то и задание у вас будет практического характера. Может, вы увидите линзу в каком-то приборе, может где-то в природе,  у мамы на кухне и т.п, Подумайте, где линзы приносят нам пользу, а где могут навредить нам или природе. Сделайте красочный рисунок к заданию и пояснение к нему (интернет- ресурсы).

 

Рефлексия на конец  урока.

Прием « Аптечка, мясорубка,  урна »

 

http://www.coolwebmasters.com/uploads/posts/2012-05/1338117015_first-aid-kit-icons-02.png     https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=514a5d054063915d&mb=imgdb_preview_122              http://alon-ra.ru/images/stati/urna-dlia-musora-ulichnaia-metallicheskaia-betonnaia-01.jpg

 

Аптечка – всё изученное  пригодится мне в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Урна –  мне это не пригодится.

 

Учащиеся крепят стикер на соответствующий рисунок. (Каждый ученик таким образом оценивает свою работу на уроке, на каком уровне он находится, над чем ещё необходимо поработать, что нужно подкорректировать.)

 

Слайд № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?   

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?  

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности 

Дифференциация может включать в себя разработку учебных материалов и ресурсов, принимая во внимание индивидуальные способности учащихся, отбор заданий, ожидаемые результаты, личную поддержку учеников, (по теории множественного интеллекта Гарднера).

Используя время эффективно, можно использовать дифференциацию на любой стадии урока.    

В этом разделе напишите чему научились ученик на уроке и методы и приемы, используемые на уроке. 

 

Здоровьесберегающие технологии.

Использование на уроках разминочных упражнений и активные виды работы. 

Пункты Правил техники безопасности, используемых на данном уроке.   

 

Рефлексия по уроку

 

Была ли реальной и доступной  цель урока    или учебные цели?

Все ли учащиеся   достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли   цели, как вы думаете,  почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? 

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

 

Итоговая оценка

 

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

 

1:

 

2:

 

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

 

1:

 

2:

 

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?


                                                                                                                                                                        

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного планирования: 8

Раздел долгосрочного планирования: 8

Коллективная работа 2 мин Групповая работа

Коллективная работа 2 мин Групповая работа

Групповая работа. 13 мин ( 5 мин на подготовку, 4 мин на защиту каждой группе)

Групповая работа. 13 мин ( 5 мин на подготовку, 4 мин на защиту каждой группе)

Работа в парах. 4 мин. 4

Работа в парах. 4 мин. 4

Работа в парах. 4 мин. 4

Работа в парах. 4 мин. 4

Расстояние от линзы до предмета 15 см , а от линзы до изображения 75 см

Расстояние от линзы до предмета 15 см , а от линзы до изображения 75 см

Аптечка – всё изученное пригодится мне в дальнейшем

Аптечка – всё изученное пригодится мне в дальнейшем

Итоговая оценка Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)? 1: 2:

Итоговая оценка Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)? 1: 2:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018