Понятие «лишний человек»
тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века.
Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.
он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.
образ «лишнего человека» надолго стал предметом исследования русских писателей.
Предпосылки появления «лишних людей»
В условиях самодержавно-крепостнического строя положение народа было невыносимым;
трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей.
Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие.
Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали.
Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века.
Галерея «лишних людей»
Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века.
В галерею «лишних людей» входят: Онегин - А. С. Пушкина,
Печорин - М. Ю. Лермонтова,
Чацкий – А. С. Грибоедова,
Базаров, Рудин, Инсаров И.С.Тургенева.
Онегин
яркая личность, богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения.
Евгения не могли удовлетворить окружающее его общество, светские развлечения, Онегин чувствовал себя чужим в обществе.
Онегин разочаровывается во всем, его мучает пустота жизни.
В настроениях своего героя поэт отражает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVII веку.
"эгоист поневоле": бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии.
Печорин
сильная личность,
ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился.
В поступках и высказываниях Печорина немало того, что кажется жестоким и эгоистичным.
Печорин, как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути
разочарование и тяжелый груз скептицизма – тоже черта времени.
Концепция «лишнего человека» Кто виновен в судьбе Печорина?
|
|
|
| ||
Социальные причины | Нравственные | Философия |
(Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе) | (Характер героя — есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».) | (Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба). |
Общие черты характера «лишних людей»
Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.
Не могут найти своего места в жизни, ничто не радует, не волнует, ни к чему не стремятся.
оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.
Много общего в истории их молодости
Объединяет их одна болезнь - "русская хандра"
Онегин
настоящий эгоист,
острый, злой язык, манера резко и зло отзываться обо всем окружающем.
Онегин, "страдающий эгоист", "эгоист поневоле«
скука происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела.
Онегин боится общественного мнения; бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии.
Печорин
Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе.
В глубине души его происходит борьба искреннего чувства и привычного для него равнодушия и черствости.
Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь.
Печорин отличается двойственностью натуры
он является самым строгим судьей самому себе, называет себя «нравственной калекой», не раз сравнивает себя с палачом.
Печорин жаждет деятельности. У него - осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни.
Афоризмы
о дружбе: «Из двух друзей всегда один раб другого»,
о любви: «Женщины любят только тех, кого не знают»,
о счастье: «А что такое счастье? Насыщенная гордость».
Отношение к любви
В любви и Онегин, и Печорин видят лишь спасение от скуки.
Они не умеют любить, не верят в любовь
Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили всякое искреннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало их эгоистами и себялюбцами, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости.
Трагичны судьбы женщин Печорина: погибает Бэла, убита горем отвергнутая Мери, уезжает Вера.
Сходство композиций
оба романа без конца (открытый финал)
авторы четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях
Различия композиций
Пушкин показывает главного героя через общение с высшим обществом.
«Евгений Онегин» - целостная система
в «Евгении Онегине» мы можем наблюдать череду событий и целый ряд причин, которые привели Онегина к такому состоянию его души.
написано в стихотворной форме – Онегинская строфа.
Лермонтов раскрывает образ главного героя через других героев, чтобы показать Печорина с разных точек зрения.
«Герой нашего времени» состоит из отдельных повестей.
в «Герое нашего времени» внимание сосредоточено не на этом процессе, а на конечном итоге развития человеческой личности.
прозаическое произведение
Образы героев в критике Белинского
По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, герой нашего времени.
Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".
В «Герое нашего времени» же, по словам Белинского, «лежит современный вопрос о внутреннем человеке», то есть писатель отразил в романе повышенный интерес к внутреннему миру своего героя.
В.Г.Белинский писал: «в дорогах разница, а результат один: оба романа… без конца».
Онегин и Печорин – «лишние люди» своего времени
Таким образом, перед нами два выдающихся произведения двух великих авторов. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя.
Типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них герой своего времени.
Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Онегине "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста". Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами:
благородством мыслей и стремлений,
желанием жить осмысленно, для великого дела;
приносить пользу родине и народу,
жить честно, по совести.
Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.