"Лишний человек" в творчестве А.С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова
Оценка 5

"Лишний человек" в творчестве А.С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова

Оценка 5
ppt
30.04.2020
"Лишний человек" в творчестве А.С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова
Петрова А.А.ppt

Тема: « Лишний человек» в творчестве

Тема: « Лишний человек» в творчестве

Тема: « Лишний человек» в творчестве А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы,
Петрова А.А

Понятие «лишний человек» тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы

Понятие «лишний человек» тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы

Понятие «лишний человек»

тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века.
Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.
он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.
образ «лишнего человека» надолго стал предметом исследования русских писателей.

Предпосылки появления «лишних людей»

Предпосылки появления «лишних людей»

Предпосылки появления «лишних людей»

В условиях самодержавно-крепостнического строя положение народа было невыносимым;
трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей.
Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие.
Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали.
Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века.

Галерея «лишних людей» Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века

Галерея «лишних людей» Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века

Галерея «лишних людей»

Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века.
В галерею «лишних людей» входят: Онегин - А. С. Пушкина,
Печорин - М. Ю. Лермонтова,
Чацкий – А. С. Грибоедова,
Базаров, Рудин, Инсаров И.С.Тургенева.

Онегин яркая личность, богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения

Онегин яркая личность, богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения

Онегин

яркая личность, богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения.
Евгения не могли удовлетворить окружающее его общество, светские развлечения, Онегин чувствовал себя чужим в обществе.
Онегин разочаровывается во всем, его мучает пустота жизни.
В настроениях своего героя поэт отражает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVII веку.
"эгоист поневоле": бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии.

Печорин сильная личность, ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился

Печорин сильная личность, ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился

Печорин

сильная личность,
ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился.
В поступках и высказываниях Печорина немало того, что кажется жестоким и эгоистичным.
Печорин, как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути
разочарование и тяжелый груз скептицизма – тоже черта времени.

Концепция «лишнего человека»

Концепция «лишнего человека»

Концепция «лишнего человека» Кто виновен в судьбе Печорина?






Время и общество






Он сам






Судьба


Социальные причины

Нравственные

Философия

(Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе)

(Характер героя — есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».)

(Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба).

Общие черты характера «лишних людей»

Общие черты характера «лишних людей»

Общие черты характера «лишних людей»

Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.
Не могут найти своего места в жизни, ничто не радует, не волнует, ни к чему не стремятся.
оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.
Много общего в истории их молодости
Объединяет их одна болезнь - "русская хандра"

Различия характеров «лишних людей» они жили в разное время

Различия характеров «лишних людей» они жили в разное время

Различия характеров «лишних людей»

они жили в разное время
Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей
Печорин — герой эпохи безвременья
«Онегин скучает, Печорин глубоко страдает»


Онегин настоящий эгоист, острый, злой язык, манера резко и зло отзываться обо всем окружающем

Онегин настоящий эгоист, острый, злой язык, манера резко и зло отзываться обо всем окружающем

Онегин

настоящий эгоист,
острый, злой язык, манера резко и зло отзываться обо всем окружающем.
Онегин, "страдающий эгоист", "эгоист поневоле«
скука происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела.
Онегин боится общественного мнения; бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии.

Печорин Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе

Печорин Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе

Печорин

Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе.
В глубине души его происходит борьба искреннего чувства и привычного для него равнодушия и черствости.
Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь.
Печорин отличается двойственностью натуры
он является самым строгим судьей самому себе, называет себя «нравственной калекой», не раз сравнивает себя с палачом.
Печорин жаждет деятельности. У него - осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни.

Афоризмы о дружбе: «Из двух друзей всегда один раб другого», о любви: «Женщины любят только тех, кого не знают», о счастье: «А что такое счастье?

Афоризмы о дружбе: «Из двух друзей всегда один раб другого», о любви: «Женщины любят только тех, кого не знают», о счастье: «А что такое счастье?

Афоризмы

о дружбе: «Из двух друзей всегда один раб другого»,
о любви: «Женщины любят только тех, кого не знают»,
о счастье: «А что такое счастье? Насыщенная гордость».

Отношение к любви В любви и Онегин, и

Отношение к любви В любви и Онегин, и

Отношение к любви

В любви и Онегин, и Печорин видят лишь спасение от скуки.
Они не умеют любить, не верят в любовь
Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили всякое искреннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало их эгоистами и себялюбцами, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости.
Трагичны судьбы женщин Печорина: погибает Бэла, убита горем отвергнутая Мери, уезжает Вера.

Отношение к дружбе Онегин искренне любил

Отношение к дружбе Онегин искренне любил

Отношение к дружбе

Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически из-за глупой размолвки;Онегин убил Ленского на дуэли
Печорин вообще не верит в дружбу
Удел Онегина и Печорина -одиночество

Сходство композиций оба романа без конца (открытый финал) авторы четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях

Сходство композиций оба романа без конца (открытый финал) авторы четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях

Сходство композиций

оба романа без конца (открытый финал)
авторы четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях

Различия композиций Пушкин показывает главного героя через общение с высшим обществом

Различия композиций Пушкин показывает главного героя через общение с высшим обществом

Различия композиций

Пушкин показывает главного героя через общение с высшим обществом.


«Евгений Онегин» - целостная система
в «Евгении Онегине» мы можем наблюдать череду событий и целый ряд причин, которые привели Онегина к такому состоянию его души.
написано в стихотворной форме – Онегинская строфа.

Лермонтов раскрывает образ главного героя через других героев, чтобы показать Печорина с разных точек зрения.
«Герой нашего времени» состоит из отдельных повестей.
в «Герое нашего времени» внимание сосредоточено не на этом процессе, а на конечном итоге развития человеческой личности.
прозаическое произведение

Образы героев в критике Белинского

Образы героев в критике Белинского

Образы героев в критике Белинского

По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, герой нашего времени.
Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".
В «Герое нашего времени» же, по словам Белинского, «лежит современный вопрос о внутреннем человеке», то есть писатель отразил в романе повышенный интерес к внутреннему миру своего героя.
В.Г.Белинский писал: «в дорогах разница, а результат один: оба романа… без конца».

Образы героев в критике Герцена

Образы героев в критике Герцена

Образы героев в критике Герцена

А. И. Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».
Герцен: « Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

Онегин и Печорин – «лишние люди» своего времени

Онегин и Печорин – «лишние люди» своего времени

Онегин и Печорин – «лишние люди» своего времени

Таким образом, перед нами два выдающихся произведения двух великих авторов. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя. 
Типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них герой своего времени.
Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Онегине "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста". Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами:
благородством мыслей и стремлений,
желанием жить осмысленно, для великого дела;
приносить пользу родине и народу,
жить честно, по совести.
Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020