Тема: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение текста рассуждения и текста описание.
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Толстого
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
предметные |
Метапредметные |
личностные |
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному. |
РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия. ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию; КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал
Ход урока
Структурные компоненты урока |
Деятельность учителя и формулировка заданий |
Планируемые результаты, достигаемые на уроке
|
Планируемые способы и критерии оценивания |
|||
Этап |
Время |
предметные |
метапредметные |
|||
Орг. Момент 1 минута |
Здравствуйте, ребята! -Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. А девиз у нас таков, «Больше дела, меньше слов!» |
|
|
|
||
Актулизация знаний |
- Ребята, скажите, творчество какого писателя мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?(творчество Л.Н.Толстого) - С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? (Лев и собачка.) - Что было написано под названием этого произведения? ( Быль.) -Что такое быль? (Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.) -Ребята у нас урок литературного чтения - Чем будем заниматься на уроке литературного чтения? (Познакомится с текстом. Поработаем с ним. Сделаем выводы) -Чему мы с вами должны научиться. -Хорошо. |
|
|
|
||
Основной этап 23 минуты
|
Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент Эдварда Грига "Утро" и расскажите, что вы представили.-Что себе представляли? Какое время года? Суток? -Какие явления природы можно наблюдать утром? (ответы детей) Отгадайте загадку, о каком явлении идет речь? Загадка: Утром капельки воды -А что такое роса? Словарь: 1. Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова) - Какая орфорграмма в этом слове? (безударная гласная) -С помощью чего изобразил композитор картину природы? (с помощью звуков ) -А с помощью чего изображает картину художник?(краски, карандаши) -А как вы думаете, можно ли "нарисовать" словом? -Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее и между собой, вы скажите мне в конце урока Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на стр.162 прочитайте? (Какая бывает роса на траве) -Предположите, о чем будет текст? Какие чувства возникли у вас после прослушивания рассказа? - Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый) -Слова, какой части речи помогли вам в этом?(прилагательные) - Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек. 2) Работа после чтения - С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.) - А с чем ещё можно сравнить капли росы? (С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.) Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни. - А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом) Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. - Почему же автор сравнивает листочки с бархатом? (Учитель передаёт по рядам кусочки бархата.) Дотроньтесь, ребята к ткани, что заметили? (Ворсинки. У листочков тоже есть ворсинки.) - Молодцы! Давайте ещё раз выразительно прочитаем, как писатель «рисует» росу. (Выборочное чтение.) - Как вы думаете, когда писатель увидел росу? (Утром.) - Какое это было утро: солнечное или пасмурное? Найдите доказательство в тексте. (Выборочное чтение.) - Где собираются капли росы? Найдите описание в рассказе. (Выборочное чтение.) -Знаете ли вы народные приметы: обильная роса – к ясному дню, тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя? -А теперь представьте, что вы оказались солнечным утром в лесу. Расскажите, как выглядит трава и капельки росы на ней. (Высказывания детей.) - Какое настроение создает рассказ? - Определите тип текста? (текст-описание) Учитель на доске вывешивает таблицу:
К какому стилю можно отнести этот текст? (художественному) - Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро? (Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.) -- Как мы должны относиться к природе, к цветочкам, деревцам? |
|
|
Замечательно |
||
Физминутка 2 минуты |
Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. |
|
|
|
||
Первичное закрепление |
Звучит аудиозапись шума воды. Учитель: - Как прекрасны звуки шума воды. Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо [все показываем движениями] Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду. Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.
- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Говорило Море Туче, Той, что ливень пролила: -Эй, ты Туча! Что ж ты лучше Места выбрать не могла? Отвечала Морю Туча: - Я у всех морей в долгу! И сегодня выпал случай – Расплатилась, чем могу!
- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого. 1)Чтение рассказа «Куда девается вода из моря? -- Какой знак препинания стоит в конце текста? ( многоточие.) - Что обозначает многоточие? ( Что действие не закончено...) - Что же будет происходить дальше в этом рассказе?(будет повторяться) - Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе) 2) Словарная работа. - Ребята, все ли слова вам понятны? Какое лексическое значение у слова «ключ»? Ключ - бьющий из земли источник Ключ- металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Ключ - приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания 3) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение) -Прочитайте жужжащим чтением 4)Работа над содержанием текста - В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?) - Как вода попадает в моря? - Куда течет вода из родников? - Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен) - Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи) - Чем расплатилась туча с морем? (Дождем) -О чем хотел рассказать нам автор (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.) - Какому типу текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждение) - Вспомните признаки этого текста На доску вывешивается таблица:
-А сейчас поработаем в группах, вспомните правила работы в группе Составление синквейна 1 группа – роса, 2 группа – вода, 3 группа- Л.Н.Толстой Пример: 1. Существительное – роса 2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная 3. 3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами
-Совсем недавно учёными было выдвинуто предположение о том, что вода имеет память. Интересно? Может быть кто-то из вас заинтересуется этой мыслью, станет учёным и придумает в будущем, как можно использовать это явление в нашей с вами жизни или откроет новые свойства воды. |
|
ПУУД-строить речевое высказывание в устной форме |
Молодцы |
||
Итог урока 5 минут |
- Чему учились на уроке? - Что нового и интересного узнали из жизниЛ.H. Толстого? Домашняя работа : Стр.162-163 выразительно читать |
|
|
Замечательно |
||
Рефлексия 3 минуты |
Какой раздел учебника мы начали изучать? Какие произведения в нем мы будем читать? Что нового хотелось бы узнать в нем? |
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.