Литература 9 класс на тему "Творчество А.С.Пушкина - место поэта и поэзии"
Оценка 5

Литература 9 класс на тему "Творчество А.С.Пушкина - место поэта и поэзии"

Оценка 5
docx
05.04.2024
Литература 9 класс на тему "Творчество А.С.Пушкина - место поэта и поэзии"
План урока 9 классТворчество А.С.Пушкина место поэта и поэзии.docx

                          План урока  литературы в 9 классе

«Творчество А. С. Пушкина –место поэта и поэзии»

Цели: 1.Проследить развитие  темы  поэзии в творчестве

А.С.Пушкина.

2.Развивать навыки чтения и анализа поэтического текста;

3.Воспитывать читательскую культуру школьников.

Оборудование: презентация к уроку, тексты стихотворений, учебник.

Ход урока

1.Начало урока.

2.  Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным - и передаёт эстафету поэтам-последователям: Лермонтову, Некрасову, поэтам ХХ века.
Свои размышления о целях поэтического творчества, искусства вообще, о предназначении поэта Пушкин воплотил в особом цикле стихотворений. Он создавал их на протяжении всей своей жизни, на разных этапах творческого развития, снова и снова возвращаясь к этим важным вопросам. Каким должен быть поэт как личность и творец, чтобы воплотить в искусстве новый эстетический идеал, - вот лейтмотив этого цикла.
3.Чтение и анализ стихотворений, подготовленных учащимися. А) - Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом”(1824) написано в форме диалога. Чем объясняется этот выбор?

(Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения книгопродавца и поэта на вопросы искусства. Мы встречаемся с образом поэта – романтика, который предъявляет высокие требования к искусству, говорит о бескорыстности своего творчества., а книгопродавец привык всё обращать в пучок «наличных ассигнаций».)
Какие три аспекта творчества отвергает поэт, почему?

- Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения?

(Три аспекта творчества отвергает поэт:
1) ради денег;
2) ради славы;
3) ради женщины.
Разочаровавшись в своем творчестве (ни толпа, ни возлюбленная не в состоянии его постичь), поэт выбирает свободу.)

-Что ж изберете вы?

- Свободу (кульминация).

Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Так оказались связаны свобода и зависимость от публики.

- Какие требования предъявляет время?
Наш век – торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава? – Яркая заплата
На ветхом рубище певца.

- Но если поэт согласится с требованиями жестокого времени?

(Поэт перестанет быть собой!!!)

- Что становится воплощением этого?

(Вторжение прозы в финальную реплику стихотворения:

Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”.)

Учитель:Только человеческими силами невозможно защитить поэзию от наступления жестокой людской пошлости, и потому поиск высшей защиты для творческой свободы искусства и приводит к появлению философских мотивов в стихотворениях Пушкина о поэте и поэзии.

Б) Стихотворение «Поэт» (1827) (чтение наизусть ).

- Как построено стихотворение? (2 части)

- Как сказывается различие двух частей, их контраст при чтении? (Поэт в 1 части ничем не выделяется из толпы людей: те же «суетные заботы», «малодушие», «хладный сон» сердца в 1 части, НО во 2 части «божественный глагол» пробуждает в поэте и гордый дух, и понимание своего предназначения. Поэт бежит от «забав мира» в мир вдохновения, чтобы поэзией поднимать и человеческие души на «божественную» высоту)

- Сравните рифму в 1 и 2 частях (Перекрёстная сменилась опоясывающей).

- Какова роль союзов в начале каждой части? ( ПОКА– это временное состояние поэта; НО- любимый союз А.Пушкина, после него начинается настоящее преображение поэта).

- На что обречён поэт даром Божьим? («Дикий и суровый», он бежит «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», чтобы творить в уединении, превратить «звуки и смятение» сердца в понятные человеку стихи).

- Это дар или испытание? (И то, и другое, но поэт не выбирает, это его избрал Бог будить и возвышать словом души людей).

В) Стихотворение «Пророк»(1826) (чтение наизусть подготовленным учеником).

Написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем). Здесь звучат библейские мотивы. Стихотворение имеет прямое отношение к теме поэта и поэзии, ведь слово “глагол” - главное орудие и пророка, и поэта.

- В чем особенность построения стихотворения? (Линейная композиция, сюжетность, использование анафоры как этапов превращения поэта в пророка).

- Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения?(В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека, язык и сердце. И миссия ангела – преобразовать тело будущего пророка. Операция эта к концу становится все более мучительной и кровавой: если к глазам он прикасается “перстами легкими как сон”, то для того, чтобы вынуть сердце, он мечом рассекает грудь.)

- Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения? (Глаза будущего пророка стали “вещими” и стали похожи на глаза “испуганной орлицы”: слишком многое они увидели. И слышать он стал то, что недоступно для человеческого слуха: из высот, глубин, далей приходят к нему звуки:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Грешный язык (и “празднословный и лукавый”) заменен жалом мудрой змеи – беспощадная истина отныне будет вещаться этим языком. Человеческое сердце тоже, оказывается, не годится для выполнения новой миссии: слишком нежное, “трепетное”. Вместо него в грудь водвинут “угль, пылающий огнем”. Жар и свет этого сердца необходимы новому преображенному существу для смелого провозглашения своих пророчеств, высоту и силу которым придает воля Бога:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

- Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар? (стихотворение называется не “Поэт”, а “Пророк”.) (Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Пророк “поправляет” мир – поэт отражает мир. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова (может быть тогда, когда он становится боговдохновенным?) Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.)

Г) Стихотворение «Поэту» (1830) (чтение наизусть подготовленным учеником). В сонете “Поэту” (1830г.) Пушкин, называя поэта “царем” (именно как царь, поэт должен жить один и ни от кого не зависеть), не только провозглашает свободу поэта (“дорогою свободной”), но и вводит существенное ограничение этой свободы:

Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.

(“Свободный ум” - гарантия верности пути поэта. Раз ум свободен, свободна и дорога. И вот так, обретя свободу, ни на что не отвлекаясь (ни на шум “восторженных похвал”, ни на “суд глупца”, ни на “смех толпы холодной”, “не требуя наград за подвиг благородный”), оценивая себя сам (“Ты сам свой высший суд”), “взыскательный художник” должен идти по жизненному пути.)

В чем видит поэт истинное призвание поэзии?

(Пушкин был убежден, что поэзия - самодостаточное явление, не нуждающееся в оправдании, в чьем- либо одобрении. У нее нет задач вне ее самой. Цель поэзии – поэзия.)

Д) Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (чтение наизусть подготовленным учеником). В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 г. написано его знаменитое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое принято называть просто “Памятником”.

Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы? (У Пушкина в трактовке своей поэзии как памятника были блестящие предшественники: это древнеримский поэт Гораций, эпиграфом из которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.)

С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник? (Пушкин начинает со сравнения: свой “нерукотворный памятник”, воздвигнутый поэзией, он сравнивает с “Александрийским столпом”. Что здесь имеется в виду - маяк в Александрии или Александровская (в честь Александра I) колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на празднование открытия этой колонны. Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк стихотворения: памятник этот – “нерукотворный”, он “вознесся” словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника – “глава непокорная”).

- Что имеется в виду? (Независимость и свобода свойственны пушкинской поэзии.)

- Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?

Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…

Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию – “заветная лира”. В этом имени – задушевность и любовь.

- В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии?Если предшественники связывали идею посмертной славы поэта с величием и мощью государства (“Пока великий Рим владеет светом…”, “Доколь славянов род вселена будет чтить…” - до этой поры простирается магия имени поэта у Ломоносова и Державина). Пушкин переосмысливает этот мотив и принципиально изменяет масштаб соотношения поэзии и государственности. Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому “памятник” - поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

В чем видит Пушкин главную причину своей долгой жизни в народе, источник его любви? 1) В добре (“чувствах добрых”), которое пробуждает его поэзия. Добро – это абсолютное качество великой поэзии. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку “Звуки новые для песен я обрел”, более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравственной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой источник своей посмертной славы.

2) Это прославление свободы. Именно в нем – залог независимости поэта от “жестокого века”, в котором ему пришлось жить. 3) “И милость к падшим призывал”. Христианское понятие милосердия, “милости” становится очень важным у позднего Пушкина, соединяясь с народной жалостью к оступившимся, “падшим”. Милосердие к согрешившим является одной из главных нравственных ценностей в народе. В призывании поэтом “милости” - оправдание его жизни и поэзии, верность друзьям юности, сожаление обо всех страдающих, униженных, заблудших).

Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете его смысл? (В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмыслие, надо быть послушным “веленью Божию” и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.)

4. Подведение итогов. Слово учителя. Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии - свобода; независимость от мнений толпы; исполнение воли Бога с поздними представлениями об укоренённости настоящей поэзии в народной почве, её причастности нетленным народным ценностям добра, свободы, милосердия. Итак, начав урок с вопроса о счастье, спрашиваю: можно ли назвать счастливым человеком Пушкина? Да, ведь он выбрал правильный жизненный путь и обеспечил себе бессмертие.

Задания в группах: каждая группа выбирает стихотворение.

1 группа“Разговор книгопродавца с поэтом”(1824)

1. Стихотворение написано в форме диалога. Чем объясняется этот выбор?

2.Какие три аспекта творчества отвергает поэт, почему?

3. Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения?

4. Какие требования предъявляет время?

5. Но что случится, если поэт согласиться с требованиями жестокого времени?

2 группа Стихотворение «Поэт»

1. Как построено стихотворение?

2. Как сказывается различие двух частей, их контраст при чтении?

3. Сравните рифму в 1 и 2 частях.

4. Какова роль союзов в начале каждой части?

5. На что обречён поэт даром Божьим? Это дар или испытание?

3 группа Стихотворение «Пророк»

1. Почему именно на этого человека пал выбор?

2. В чем особенность построения стихотворения?

3. Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения?

4. Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения?

5. Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар?

Заключение. Рефлексия. Домашнее задание: 1) прочитать стихотворения А.Пушкина «На холмах Грузии…», «К***», «Я вас любил…», 2) выучить наизусть «На холмах Грузии…», подготовить историю его создания; 4) проследить развитие чувства любви в поэзии Пушкина.


 

План урока литературы в 9 классе «Творчество

План урока литературы в 9 классе «Творчество

Что ж изберете вы? - Свободу (кульминация)

Что ж изберете вы? - Свободу (кульминация)

На что обречён поэт даром Божьим? («Дикий и суровый», он бежит «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», чтобы творить в уединении, превратить «звуки и…

На что обречён поэт даром Божьим? («Дикий и суровый», он бежит «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», чтобы творить в уединении, превратить «звуки и…

Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар? (стихотворение называется не “Поэт”, а “Пророк”

Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар? (стихотворение называется не “Поэт”, а “Пророк”

Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк стихотворения: памятник этот – “нерукотворный”, он “вознесся” словно бы не по воле людей, а собственной силой

Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк стихотворения: памятник этот – “нерукотворный”, он “вознесся” словно бы не по воле людей, а собственной силой

Обращение к музе в последней строфе

Обращение к музе в последней строфе

Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар?

Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024